СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП для 8 класса по ФОП

Просмотр содержимого документа
«КТП по географии для 8 класса»

Календарно-тематическое планирование по географии. 8 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов, 6 часов  — резервное время)

п/п


Тема урока


Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Дата


ЭЦОР


§, страницы

Раздел 1. Географическое пространство России (11 часов)

Тема 1. История формирования и  освоения территории России (4  часа)

1/1

Формирование территории России в XI- XVI вв.

История освоения и заселения территории современной России в XI–XVI вв.

Характеризовать основные этапы истории формирования и  изучения территории России; находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение территории России

04.09.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865dc28

§4, с.30-31. Карты учебника с.32-33, 35

2/2

Расширение территории России в XVI–XIX вв.

Расширение территории России в XVI–XIX вв. Русские первопроходцы.

Характеризовать основные этапы истории формирования и  изучения территории России; находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение территории России

05.09


§4, с.31-36. Карты учебника с. 33, 35

3/3

Изменения внешних границ России в ХХ - XXI вв.

Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.

Характеризовать основные этапы истории формирования и  изучения территории России.

11.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e088

§4, с.36. Карты учебника

4/4

Практическая работа № 1

Практическая работа "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

Анализировать географическую информацию, представленную в картографической форме и систематизировать её в таблице (при выполнении практической работы № 1).

12.09


Карты учебника

Тема 2. Географическое положение и  границы России (2 часа)

5/1

Государственная территория России.

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крайние точки и элементы береговой линии России; различать понятия «государственная территория», «исключительная экономическая зона», «континентальный шельф России»;

18.09.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e254

§ 1, с.18-19,

§2, с.24-26

6/2

Географическое положение России.

Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России

Оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; сравнивать по картам географическое положение России с географическим положением других государств; различать макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав; называть пограничные с Россией страны; использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения практикоориентированных задач; находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации для решения различных учебных и практикоориентированных задач: характеризовать географическое положение России

19.09.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e506

§ 1, с. 15-17, §2, с.20-24

Тема 3. Время на  территории России (2  часа +1 час из резерва)

7/1

Россия на карте часовых поясов

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей

Использовать знания о поясном и зональном времени в том числе для решения практико-ориентированных задач (при выполнении практической работы № 2); самостоятельно составлять алгоритм решения расчётных географических задач; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о  комфортности зонального времени своего края, целесообразности введения режимов летнего и зимнего времени; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии, обнаруживать различие и сходство позиций.

25.09.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865e876

§3

8/2-

9/3

Практическая работа № 2.

Практическая работа по теме "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон"

26.09. 2.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865ebe6


Тема 4. Административно- территориальное устройство России. Районирование территории (3  часа + 1 час из резерва)

10/1

Федеративное устройство России.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Виды субъектов Российской Федерации

Приводить примеры субъектов Российской Федерации разных типов; предлагать возможные основания для классификации субъектов Российской Федерации.

03.10.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865ed94

С.45-46, Политическая карта, Конституция с. 65

11/2

Виды районирования территории. Федеральные округа.

Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории

Различать федеральные округа, макрорегионы, крупные географические районы; сравнивать различные виды районирования своего региона; самостоятельно выбирать источники информации и находить в них информацию о различных видах районирования своего региона;

09.10.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f140

§ 6

12/3

Макрорегионы и крупные географические районы России

Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток

10.10


С.44

13/4

Практическая работа № 3

Резервный урок. Практическая работа по теме "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения"

Различать федеральные округа, макрорегионы, крупные географические районы (в том числе при выполнении практической работы №  3);

16.10..

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f2b2

Атлас, КК

Раздел 2. Природа России (40 часов)

Тема 1. Природные условия и  ресурсы России (4  часа)

14/1

Природные условия и природные ресурсы.

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов

Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы»; проводить классификацию природных ресурсов России;

17.10.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f410

§36

15/2

Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России.

Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации

Распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды; распознавать типы природопользования; приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

23.10.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f5b4

§37

16/3

Природные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию

Оценивать долю России в запасах основных видов природных ресурсов; находить, извлекать и использовать информацию из различных источников для сравнения, классификации природных ресурсов, определения видов природопользования;

24.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f6e0

§10

17/4

Практическая работа № 4

Практическая работа по теме "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"

Оценивать степень благоприятности природных условий в  пределах отдельных регионов страны; приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; применять понятие «природно-ресурсный капитал» для решения учебных задач (при выполнении практической работы №  4); оценивать надёжность найденной географической информации по критериям, предложенным учителем.

.2 ч

6.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f7f8


Тема 2. Геологическое строение, рельеф и  полезные ископаемые (8 часов)

18/1

Основные этапы формирования земной коры на территории России.

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица

Определять по картам возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию; использовать геохронологическую таблицу для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

7.11.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865f91a

§7

19/2

Важнейшие особенности рельефа России

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа;

13.11.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865fcf8

§8

20/3

Как связаны тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые?

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа; тектонические структуры, место- рождения основных групп полезных ископаемых; выявлять зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на основе анализа карт

14.11.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865fe4c

Тектоническая и физическая карты

21/4

Как внутренние процессы влияют на формирование рельефа?

Влияние внутренних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

Объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

20.11.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865ff6e

§9, с.64-67

22/5

Какие внешние процессы влияют на формирование рельефа?

Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения

Применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и  (или) практико-ориентированных задач; характеризовать влияние древних оледенений на рельеф страны; приводить примеры ледниковых форм рельефа и примеры территорий, на которых они распространены

21.11.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886600e0

§9, с.67-71

23/6

Практическая работа № 5

Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Практическая работа по теме "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"

Объяснять закономерности распространения опасных геологических природных явлений на территории страны (при выполнении практической работы №  5); приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и  техногенных катастроф

27.11.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660284

Физическая карта, карта строения земной коры

24/7

Как человек изменяет рельеф?

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа

Приводить примеры антропогенных форм рельефа;

28.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660414

§10

25/8

Практическая работа № 6

Особенности рельефа своего края. Практическая работа по теме "Объяснение особенностей рельефа своего края"

Находить в различных источниках и  использовать информацию, необходимую для объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы № 6); выдвигать гипотезы объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы №  6).

04.12.


Физическая карта, карта строения земной коры

Тема 3. Климат и  климатические ресурсы (7 часов)

26/1

Факторы, определяющие климат России

Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа

Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края; применять понятие «солнечная радиация для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

. 05.12.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660554

§11

27/2

Закономерности циркуляции воздушных масс. Практическая работа № 7

Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Практическая работа по теме "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды"

Применять понятия «солнечная радиация», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; описывать особенности погоды территории по карте погоды (в том числе при выполнении практической работы № 7); использовать знания о погоде и климате для составления простейшего прогноза погоды (в том числе при выполнении практической работы № 7); использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

11.12.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660888

§ 12

28/3

Распределение температуры воздуха по территории России

Распределение температуры воздуха по территории России

Применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

12.12.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886609c8

§13

29/4

Распределение атмосферных осадков по территории России. Практическая работа № 8

Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Практическая работа по теме "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны"

Различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; объяснять различия в количестве суммарной солнечной радиации в различных регионах страны (при выполнении практической работы № 8);

18.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660b58

§ 13

30/5

Типы климата нашей страны

Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики

Классифицировать типы климата на территории России; показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей на территории России;

. 19.12.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660d06

§ 14

31/6

Климат и человек

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия

Формулировать и аргументировать свою точку зрения относительно причин, наблюдаемых на территории России изменений климата; объяснять особенности распространения опасных метеорологических природных явлений на территории страны; приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и  техногенных катастроф; осознанно относиться к  другому человеку, его мнению.

25.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88660e64

§ 15

32/7

Практическая работа № 9

Особенности климата своего края. Практическая работа по теме "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения"

Давать сравнительную оценку степени благоприятности климата для жизни и хозяйственной деятельности населения на территории своего края (при выполнении практической работы №  9); объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели


26.12.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661030


Тема 4. Моря России. Внутренние воды и  водные ресурсы (6  часов)

33/1

Моря как аквальные природные комплексы

Моря как аквальные ПК

Описывать местоположение морей, омывающих территорию России, сравнивать свойства вод ПК морей;

3 ч

9.01.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661184


34/2

Реки России. Практическая работа № 10

Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Практическая работа по теме "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны"

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные реки; объяснять особенности режима и характера течения крупных рек страны и своего края; объяснять особенности распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны (при выполнении практической работы №  10);

15.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886612d8

§ 16

35/3

Реки и человек. Практическая работа № 11

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа по теме "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

Сравнивать реки по заданным показателям (при выполнении практической работы № 11);

16.01..

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886614ae


36/4

Озёра, болота, подземные воды

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные озёра России, области распространения болот

22.01.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661602

§ 17

37/5

Многолетняя мерзлота и ледники

Ледники. Многолетняя мерзлота.

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте области современного оледенения, области распространения многолетней мерзлоты

23.01.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661774

§ 17

38/6

Водные ресурсы. Проблема их сохранения

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

Сравнивать обеспеченность водными ресурсами крупных регионов; предлагать конкретные меры по улучшению обеспеченности своего края водными ресурсами, защиты их от загрязнения; самостоятельно осуществлять поиск информации по вопросам рационального использования водных ресурсов.

29.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886618dc

§18

Тема 5. Природно- хозяйственные зоны (15  часов)

39/1

Почвы – «особое природное тело»

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв

Самостоятельно предлагать основания для классификации основных типов почв России;

30.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661b48

§19

40/2

География почв России

Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии

Классифицировать основные типы почв России с использованием самостоятельно предложенных оснований;

5.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661c6a

§20

41/3

Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв

Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

На основе использования знаний об основных видах мелиорации земель и способах борьбы с эрозией и загрязнением почв предлагать меры по сохранению и улучшению почвенных ресурсов своего края;

06.02.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661d82

§21,22

42/4

Богатство растительного и животного мира России

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие

Характеризовать богатство растительного и животного мира России, ареалы распространения типичных и редких видов растений и животных;

12.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88661f3a


43/5

Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России

Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России

Использовать понятие «коэффициент увлажнения» для объяснения особенностей растительного и животного мира и почв природных зон;

. 13.02.


§26

44/6

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте природно-хозяйственные зоны; использовать знания об особенностях климата и почв природно-хозяйственных зон для объяснения особенностей хозяйственной деятельности населения на их территории;

19.02.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866219c

§26

45/7

Арктика и Субарктика

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

Использовать знания об особенностях климата и почв природно-хозяйственных зон для объяснения особенностей хозяйственной деятельности населения на их территории; давать сравнительную оценку климатических, водных, почвенных и биологических ресурсов природно-хозяйственных зон; характеризовать специфику экологических проблем различных природно-хозяйственных зон; приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели; осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

20.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886622d2

§27,28

46/8

Таёжная зона

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

26.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88662462

§ 29

47/9

Зона смешенных и широколиственных лесов

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

27.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886625ac

§31

48/10

Лесостепи и степи

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

05.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886626ce

§32

49/11

Полупустыни, пустыни, субтропики

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов

. 06.03.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88662868

§33

50/12

Горные системы европейской части России

Высотная поясность в горах на территории России.

12.03.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886629bc

§34

51/13

Горные системы азиатской части России. Практическая работа № 12

Высотная поясность в горах на территории России. Практическая работа "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах"

Объяснять различия в структуре высотной поясности в  горных системах России (при выполнении практической работы №  12);

13.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88662af2

§34,35

52/14

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Практическая работа № 13

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России. Практическая работа "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации"

Давать сравнительную оценку климатических, водных, почвенных и биологических ресурсов природно-хозяйственных зон; характеризовать специфику экологических проблем различных природно-хозяйственных зон; формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии относительно последствий наблюдаемых на территории России изменений климата (при выполнении практической работы № 13);

19.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88662f20

§36,37

53/15

Охрана природы и охраняемые территории

Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России

Приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, объектов Всемирного природного наследия; растений и животных, занесённых в Красную книгу России;

20.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88663182

§ 38

Раздел 3. Население России (11 часов)

Тема 1. Численность населения России (3 часа)

54/1

Численность населения

Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России. Общий прирост населения

Объяснять особенности динамики численности населения; формулировать вопросы, поиск ответов на которые необходим для прогнозирования изменения численности населения Российской Федерации в  будущем; выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России; находить и извлекать из различных источников информацию для определения изменения численности населения России в XX—XXI вв.;

4 ч

02.04.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88663358

§39

55/2

Воспроизводство населения

Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России

применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения» для решения учебных и  практических задач; сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира; различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и её отдельных регионов (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост); задавать вопросы по существу при обсуждении демографической ситуации в своём регионе, общероссийских мер по  улучшению демографической ситуации в стране; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников обсуждения, обнаруживать различие и сходство позиций

03.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866348e

§ 40

56/3

Миграции населения. Практическая работа № 14

Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Практическая работа по теме «Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона»

определять и сравнивать по статистическим данным коэффициенты естественного прироста, рождаемости, смертности населения, миграционного и общего прироста населения в различных частях страны (при выполнении практической работы №  14); строить логические рассуждения и обобщения при анализе карт и диаграмм; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели.

9.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886635c4

§ 43-45

Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России (3  часа)

57/1

Плотность населения

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации

Различать и сравнивать территории по плотности населения (густо- и слабозаселённые территории); объяснять особенности размещения населения России и её отдельных регионов на основе анализа факторов, определяющих особенности размещения населения по территории страны; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию (карты атласа); оценивать надёжность географической информации по критериям, сформулированным самостоятельно.

10.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886636dc

§50

58/2

Расселение и урбанизация. Города России

Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города

Применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа» для решения учебных и практических задач; использовать знания о городском и сельском населении для  решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; проводить классификацию населённых пунктов России по  заданным основаниям: численности населения, функциональным особенностям;

16.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886637f4

§51,52

59/3

Сельская Россия

Сельская местность и современные тенденции сельского расселения

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию (карты атласа); оценивать надёжность географической информации по критериям, сформулированным самостоятельно.

17.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866393e

§ 53

Всероссийская проверочная работа (1 ч)

60

ВПР



23.04



Тема 3. Народы и  религии России (2  часа)

61/1

Этнический состав населения России. Практическая работа № 15

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. Практическая работа "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ»

Использовать знания об этническом составе населения для  выполнения различных познавательных задач; анализировать и систематизировать статистическую информацию (статистические данные, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) (при выполнении практической работы №  15).

24.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88663a60

§47,48

62/2

Религии народов России

География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России

Показывать на карте основные ареалы распространения мировых религий на территории Российской Федерации; сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по религиозному составу;

30.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88663b96

§49

Тема 4. Половой и  возрастной состав населения России (2 часа)

63/1

Половой и возрастной состав населения России.

Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие

Использовать знания о половозрастной структуре населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: объяснять различия половозрастного состава населения отдельных регионов России;

7.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88663ede

§41

64/2

Половозрастные пирамиды. Практическая работа № 16

Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России. Практическая работа по теме "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид"

Применять понятия «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни» для  решения учебных и практических задач (в том числе при выполнении практической работы №  16); прогнозировать дальнейшее развитие возрастной структуры населения России; анализировать информацию (статистические данные) (при выполнении практической работы №  16); формулировать суждения, выражать свою точку зрения по существующему различию в показателе средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и  женщин.

14.05.

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88664014

§42

Тема 5. Человеческий капитал России (1  час)

65/1

Человеческий капитал России. Практическая работа № 17

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Практическая работа по теме "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения"

Применять понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и  практических задач. Классифицировать территории по особенностям естественного и механического движения населения (при выполнении практической работы № 1); анализировать схему «Состав трудовых ресурсов России»; сравнивать по статистическим данным долю трудоспособного населения в общей численности населения России и в других странах мира.

15.05


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8866450a

§46

Резерв (4 часа)

66

Повторение Раздела 1. «Географическое пространство России»

Задание № 2 ОГЭ «Географическое положение России»; № 26 «Основные географические объекты России»

Применять полученные знания для решения учебных и  практических задач.

Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели; формулировать суждения, выражать свою точку зрения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников обсуждения, обнаруживать различие и сходство позиций

21.05


https://geo-oge.sdamgia.ru/



67

Повторение Раздела 2. «Природа России»

Задание № 3 ОГЭ «Особенности природы России»; № 20 «особенности природно-хозяйственных зон и районов России»

22.05

https://geo-oge.sdamgia.ru



68

Повторение Раздела 3. «Население России»

Задание № 24 ОГЭ «Особенности населения России»

27.05

https://geo-oge.sdamgia.ru/




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68