№ п-п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календ. Сроки изучения тем | Вид занятий | Наглядные пособия | Задания для учащихся | Примечания |
1 | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. | 1 | сентябрь | комбин. урок | компьютер, проектор | | |
2 | Значение информатики при освоении специальностей СПО. Инструктаж по т/б. | 1 | сентябрь | комбин. урок | компьютер, проектор | | |
| Тема 1. Информационная деятельность человека | 16 | | | | | |
1. | Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.1, | |
2. | Основные этапы развития информационного общества. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.1, | |
3. | Практическая работа. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.1, | |
4 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, юридических баз данных, бухгалтерских систем). | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.1, | |
5. | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.2, конспект, п/р | |
6. | Электронное правительство. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.2, конспект, п/р | |
7. | Практическая работа. Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.2, конспект, п/р | |
8 | Практическая работа. Лицензионное ПО. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления. Портал государственных услуг | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §1.2, конспект, п/р | |
9 | Самостоятельная работа студентов: - Создание коллекции ссылок на электронно-образовательные ресурсы по профильным направлениям подготовки; - Умный дом. | 8 | сентябрь | | | | |
| Тема 2. Информация и информационные процессы. | 42 | | | | | |
1. | Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §2.1-2.6 конспект | |
2 | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. | 1 | сентябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | §2.1-2.6 конспект | |
3. | Практическая работа. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации | 2 | сентябрь | Практическая работа | компьютер, проектор, карточки с заданиями | §2.1 – 2.6 п/р | |
4 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров | 1 | октябрь | Комбин. урок | карточки с заданиями | §2.11-2.17 | |
5 | Обработка, хранение, поиск и передача информации. | 1 | октябрь | Комбин. урок | карточки с заданиями | §2.11-2.17 | |
6 | Принципы обработки информации компьютером. | 1 | октябрь | Комбин. урок | карточки с заданиями | §2.11-2.17 | |
7 | Арифметические и логические основы работы компьютера. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | §2.11-2.17 п/р | |
8 | Алгоритмы и способы их описания. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | §2.11-2.17 п/р | |
9 | Алгоритмы и способы их описания. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | §2.11-2.17 п/р | |
10 | Алгоритмы и способы их описания. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | §2.11-2.17 п/р | |
11 | Алгоритмы и способы их описания. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | §2.11-2.17 п/р | |
12 | Практическая работа. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели. | 2 | октябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор, программа-архиватор | § 2.12. конспект | |
13 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | § 2.12. п/р | |
14 | Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | 1 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор | § 2.12. п/р | |
15 | Практическая работа. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. | 2 | октябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | конспект | |
16 | Практическая работа. Файл как единица хранения информации на компьютер. Атрибуты файла и его объём. Учёт объёма файлов при их хранении, передаче. | 2 | октябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | конспект | |
17 | Практическая работа. Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню. | 2 | октябрь | Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | конспект, п/р | |
18 | Управление процессами. | 1 | ноябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | конспект | |
19 | Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. | 1 | ноябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | конспект | |
20 | Практическая работа. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. | 2 | ноябрь | | компьютер, проектор, браузер | конспект, п/р | |
21 | Повторение изученного материала. | 1 | ноябрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | конспект | |
22 | Контрольная работа № 1 | 1 | | | | | |
23 | Самостоятельная работа студентов: Поколения ЭВМ. Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности | 14 | | | | | |
| Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 32 | | | | | |
24 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. | 1 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 3.1, 3.2,3.3,3.5 | |
25 | Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 3.1, 3.2,3.3,3.5 | |
26 | Практическая работа. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. | 2 | декабрь | Практическая работа | компьютер, проектор, ПО | § 3.1, 3.2,3.3,3.5 п/р | |
27 | Практическая работа. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. | 2 | декабрь | Практическая работа | компьютер, проектор, ПО | § 3.1, 3.2,3.3,3.5 п/р | |
28 | Объединение компьютеров в локальную сеть. | 1 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 3.5 | |
29 | Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 1 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 3.5 | |
30 | Практическая работа. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. | 2 | декабрь | Практическая работа | компьютер, проектор, ПО | § 3.5 п/р | |
31 | Практическая работа. Защита информации, антивирусная защита. | 2 | декабрь | Практическая работа | компьютер, проектор, ПО | § 3.5 п/р | |
32 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. | 1 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 3.6. конспект | |
33 | Эргономика, ресурсосбережение. | 1 | декабрь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 3.6. конспект | |
34 | Практическая работа. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. | 2 | декабрь | Практическая работа | компьютер, проектор, антивирусное ПО | § 3.6 п/р | |
35 | Практическая работа Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 2 | декабрь | Практическая работа | компьютер, проектор, антивирусное ПО | § 3.6 п/р | |
36 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | декабрь | | | | |
| Контрольная работа № 2. | 1 | декабрь | | | | |
37 | Самостоятельная работа студентов: Файлы и файловая система компьютера. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Защита информации. Электронная библиотека Мой рабочий стол на компьютере Оргтехника и специальность | 12 | декабрь | | | | |
38 | 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 36 | | | | | |
39 | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | 1 | январь | Комбин. урок | компьютер, проектор, текстовый редактор | § 4.1, 4.2 | |
40 | Практическая работа. Использование систем проверки орфографии и грамматики. | 1 | январь | Комбин. урок | компьютер, проектор, текстовый редактор | § 4.1, 4.2 п/р | |
41 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.. | 1 | январь | Комбин. урок | компьютер, проектор, текстовый редактор | § 4.3, 4.4 | |
42 | Практическая работа. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 2 | январь | Комбин. урок | компьютер, проектор, текстовый редактор | § 4.3, 4.4 | |
43 | Практическая работа. Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое представление информации | 1 | | | | | |
44 | Возможности динамических (электронных) таблиц. | 1 | январь | Практическая работа | компьютер, проектор, изд. сист. | § 4.3, 4.4 п/р | |
45 | Математическая обработка числовых данных. | 1 | январь | Практическая работа | компьютер, проектор, изд. сист. | § 4.3, 4.4 п/р | |
46 | Практическая работа. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.. | 2 | январь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 5.1, 5,2, 5.3 | |
47 | Практическая работа. Системы статистического учёта (бухгалтерский учёт, планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчётных задач средствами деловой графики | 2 | январь | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 5.1, 5,2, 5.3 | |
48 | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. | 1 | январь | Практическая работа | компьютер, проектор, электронные таблицы | § 5.1, 5,2, 5.3 п/р | |
49 | Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 1 | январь | Практическая работа | компьютер, проектор, электронные таблицы | § 5.1, 5,2, 5.3 п/р | |
50 | Практическая работа. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы. | 2 | февраль | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 5.4, 5.5 | |
51 | Практическая работа. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности СУБД. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных. | 2 | февраль | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 5.4, 5.5 | |
52 | Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. | 1 | февраль | Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | § 5.4, 5.5 п/р | |
53 | Представление о мультимедийных средах | 1 | февраль | Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | § 5.4, 5.5 п/р | |
54 | Практическая работа. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей | 2 | февраль | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 4.5, 4.6 | |
55 | Практическая работа. Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем. | 2 | февраль | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 4.5, 4.6 | |
56 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | февраль | Практическая работа | компьютер, проектор, По для создания презентаций | § 4.5, 4.6 п/р | |
57 | Контрольная работа № 3. | 1 | февраль | Практическая работа | компьютер, проектор, По для создания презентаций | § 4.5, 4.6 п/р | |
| Самостоятельная работа студентов: Сочетание различных способов оформления документов в текстовом редакторе Обработка данных в многотабличной базе данных. Использование интерактивной презентации в различных областях. Статистический отчёт; Расчёт заработной платы; Диаграмма информационных составляющих | 10 | февраль | | | | |
| 5. Телекоммуникационные технологии | 32 | | | | | |
1 | Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | 1 | март | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 6.1., конспект | |
2 | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 1 | март | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 6.1., конспект | |
3 | Практическая работа. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. | 2 | март | Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | § 6.1 п/р | |
4 | Методы создания и сопровождения сайта. | 1 | март | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 6.3, 6.4 | |
5 | Методы создания и сопровождения сайта. | 1 | март | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 6.3, 6.4 | |
6 | Практическая работа. Средства создания и сопровождения сайта. | 2 | апрель | | компьютер, проектор, ПО | § 6.3, 6.4 п/р | |
7 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. | 1 | апрель | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 6.5, 6.6, 6.7 | |
8 | Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 1 | апрель | Комбин. урок | компьютер, проектор | § 6.5, 6.6, 6.7 | |
9 | Практическая работа. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. | 2 | апрель | Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | § 6.5 – 6.7 п/р | |
10 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь | 1 | апрель | Комбин. урок Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | конспект | |
11 | Практическая работа. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 1 | | | | | |
12 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. | 1 | апрель-май | Комбин. урок | компьютер, проектор, браузер | конспект | |
13 | Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ. | 1 | апрель-май | Комбин. урок | компьютер, проектор, браузер | конспект | |
14 | Практическая работа. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО. | 2 | май | Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | конспект | |
15 | Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных библиотек, банковских расчётов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов). | 1 | май | Комбин. урок Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | конспект | |
16 | Практическая работа. Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании. | 1 | май | Комбин. урок Практическая работа | компьютер, проектор, браузер | конспект | |
17 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | май | | | | |
18 | Контрольная работа № 4 | 1 | май | | | | |
19 | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Характерные особенности телеконференций, Интернет – телефонии. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы. Создание собственного сайта. Личное информационное пространство Резюме. Ищу работу | 10 | май-июнь | | | | |
| Итоговый зачёт | 2 | июнь | | | | |
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова — М., 2011.
Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2013.
Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс:
учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).