Рабочая программа по химии для 8-9 классов (базовый уровень), разработанная на основе программы: Габриелян О.С., Сладков С.А. Химия. 8-9 классы. –М.: Просвещение, 2019. 2 часа в неделю
По учебному плану 2 часа в неделю, всего 68 часов.
По программе 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. -М.: Дрофа, 2018.
Химия. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику О.С.Габриеляна /авт.-сост. И.В.Константинова. - Волгоград: Учитель, 2017. - 281с.
Крышилович Е.В. Химия / Е.В. Крышилович. - Москва: Эксмо, 2018. - 192 с. - (Наглядный школьный курс: удобно и понятно).
Учимся решать задачи по химии. Формирование предметной компетентности у обучающихся 8 класса / авт.-сост. Р.А. Бочарникова. - Изд. 2-е, испр.-Волгоград: Учитель. - 69с.
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. - 2-е итзд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1999. - 78 с.
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: ООО «Издательство Новая Волна»: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000. - 222с.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»/ О.С.Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 158, [2]с.
Тесты по химии. 8-9 кл.: Учебно-методическое пособие/ Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур. - М.: Дрофа, 1997. - 96с.
Рябов М.А. Тесты по химии. Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции: 8 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»/ М.А.Рябов, Е.Ю. Невская. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109, [3]с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Купцова А.В. Всероссийская проверочная работа. Химия: 8 класс: практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / А.В. Купцова, А.С.Корощенко. - М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 55. [1] с. (вкладка — 16с). (Серия «ВПР. Практикум»)
№ п/п | Сроки | Кол-во часов | Тема | Планируемые предметные результаты. | Контроль за освоением программы | Оборудование |
Введение (4 ч) |
1 | | 1 | Предмет химии. Вещества. | Ученик научится сравнивать и описывать предметы естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; различать химические явления от физических явлений; характеризовать роль химии в жизни человека; обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; называть химические элементы, записывать знаки химических элементов; понимать и записывать химические формулы веществ, определять состав веществ по химической формуле, вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях. Ученик получит возможность получать химическую информацию из различных источников; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
2 | | 1 | Превращение веществ. История развития химии. Практическая работа №1 «Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». | Текущий контроль | Оборудование и реактивы, необходимые для опыта: соляная кислота, мрамор (или карбонат натрия или кальция), лабораторное оборудование |
3 | | 1 | Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д.И. Менделеева. | Текущий контроль | Карточки с заданиями, ПСХЭ Д.И. Менделеева |
4 | | 1 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении. | Текущий контроль | Карточки с заданиями, ПСХЭ Д.И. Менделеева |
Атомы химических элементов (8 ч) |
5 | | 1 | Строение атомов. Изотопы. | Ученик научится объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода; составлять схемы строения атомов элементов 1-20 Периодической системы; объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов; определять тип химической связи в соединениях; применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике. Ученик получит возможность научиться составлять схемы образования металлической химической связи; приводить примеры веществ с металлической связью. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
6 | | 1 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
7 | | 1 | Изменение свойств химических элементов по группам и периодам. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
8 | | 1 | Химическая связь. Виды химической связи. Ионная химическая связь. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
9 | | 1 | Ковалентная неполярная химическая связь. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
10 | | 1 | Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
11 | | 1 | Металлическая химическая связь. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
12 | | 1 | Контрольная работа по разделу «Атомы химических элементов». | Тематический контроль (контрольная работа) | Задания для каждого учащегося. |
Простые вещества( 6ч) |
13 | | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе по разделу «Атомы химических элементов». Коррекция знаний, умений и навыков. Простые вещества — металлы. | Ученик научится характеризовать химические элементы на основе положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов; классифицировать вещества на металлы и неметаллы, элементы; характеризовать общие физические свойства металлов; вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества; решать задачи с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов»; Ученик получит возможность использовать при решении расчётных задач понятия: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов»; проводить расчёты. | Текущий контроль | Периодическая таблица, коллекция металлов. |
14 | | 1 | Простые вещества — неметаллы, их сравнение с металлами. Аллотропия. | Текущий контроль | Периодическая таблица, коллекция неметаллов. |
15 | | 1 | Количество вещества. | Текущий контроль | Карточки с заданиями, таблицы с формулами. |
16 | | 1 | Молярный объём газообразных веществ. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
17 | | 1 | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов». | Текущий контроль | Карточки с заданиями, таблицы с формулами. |
18 | | 1 | Контрольная работа по разделу «Простые вещества». | Тематический контроль (контрольная работа) | Тесты; задания для каждого учащегося. |
Соединения химических элементов (14ч) |
19 | | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе по разделу «Простые вещества». Коррекция знаний, умений и навыков. Степень окисления. Номенклатура бинарных соединений. | Ученик научится сравнивать понятия «валентность» и «степень окисления»; давать названия бинарным соединениям по номенклатуре; составлять формулы бинарных соединений по валентности; классифицировать сложные неорганические вещества по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов по формуле; определять валентность и степень окисления элементов в веществах; составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей; проводить расчёты с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества». Ученик получит возможность использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ; сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу; описывать свойства отдельных представителей оксидов, летучих водородных соединений, оснований, кислот и солей; использовать при решении расчётных задач понятия «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества». | Текущий контроль | Периодическая таблица, Карточки с заданиями |
20-21 | | 2 | Бинарные соединения. Оксиды. | Текущий контроль | Коллекция оксидов, аммиак, лабораторное оборудование |
22-23 | | 2 | Основания. | Текущий контроль | Образцы оснований. Карточки с заданиями |
24-25 | | 2 | Кислоты. | Текущий контроль | Образцы кислот. |
26-27 | | 2 | Соли как производные кислот и оснований. | Текущий контроль | Образцы солей. Карточки с заданиями |
28 | | 1 | Аморфные и кристаллические вещества. | Текущий контроль | Модели кристаллических решёток, хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). |
29 | | 1 | Чистые вещества и смеси. | Текущий контроль | Образцы горных пород. |
30-31 | | 2 | Расчёты, связанные с понятием «доля». | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
32 | | 1 | Контрольная работа по разделу «Соединения химических элементов». | Тематический контроль (контрольная работа) | Задания для каждого ученика |
Изменения, происходящие с веществами (13ч) |
33 | | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе по разделу «Соединения химических элементов». Коррекция знаний, умений и навыков. Физические явления. Разделение смесей. | Ученик научится составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ; классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, тепловому эффекту; объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения; Ученик получит возможность использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей; проводить расчёты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объёма продукта реакции по количеству, массе или объёму исходного вещества; устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей. | Текущий контроль | Карточки с заданиями. Примеры физических явлений: плавление парафина, растворение окрашенных солей, диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. |
34 | | 1 | Условия и признаки протекания химических реакций. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
35-36 | | 2 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
37-38 | | 2 | Расчёты по химическим уравнениям. Практическая работа №2 «Признаки химических реакций». | Текущий контроль | Задачники |
39 | | 1 | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах | Текущий контроль | Карточки с заданиями http://school-collection.edu.ru/ |
40 | | 1 | Реакции соединения. Цепочки перехода | Текущий контроль | Карточки с заданиями http://school-collection.edu.ru/ |
41 | | 1 | Реакции замещения. Ряд активности металлов | Текущий контроль | Карточки с заданиями http://school-collection.edu.ru/ |
42 | | 1 | Реакции обмена. Правило Бертолле | Текущий контроль | Карточки с заданиями http://school-collection.edu.ru/ |
43 | | 1 | Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе. | Текущий контроль | Карточки с заданиями http://school-collection.edu.ru/ |
44 | | 1 | Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». | Текущий контроль | Практическая работа (с.209 учебника) |
45 | | 1 | Контрольная работа по разделу «Изменения, происходящие с веществами» | Тематический контроль (контрольная работа) | Задания для каждого учащегося. |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18ч) |
46 | | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе по разделу «Изменения, происходящие с веществами». Коррекция знаний, умений и навыков. Электролитическая диссоциация | Ученик научится описывать растворение как физико-химический процесс; характеризовать общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиции теории электролитической диссоциации; классифицировать химические реакции по изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества; составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод электронного баланса; уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; определять окислитель и восстановитель, окисление и восстановление в окислительно-восстановительных реакциях. Ученик получит возможность приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей; проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ. | Текущий контроль | ПСХЭ, таблица растворимости |
47 | | 1 | Основные положения теории электролитической диссоциации | Текущий контроль | Раствор хлорида натрия, нитрата серебра, хлорида железа, щёлочи |
48 | | 1 | Ионные уравнения реакций | Текущий контроль | Раствор хлорида натрия, нитрата серебра, хлорида железа, щёлочи |
49-51 | | 3 | Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД | Текущий контроль | Карточки с заданиями http://school-collection.edu.ru/ |
52-54 | | 3 | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД | Текущий контроль | Растворы кислот и щелочей для реакции обмена; раствор известковой воды. Карточки с заданиями |
55-56 | | 2 | Оксиды: классификация и свойства | Текущий контроль | Порошок оксида меди, оксид кальция, фенолфталеин, раствор известковой воды. |
57-58 | | 2 | Соли: классификация и свойства в свете ТЭД | Текущий контроль | http://school-collection.edu.ru/ |
59 | | 1 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
60 | | 1 | Контрольная работа по разделу «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | Тематический контроль (контрольная работа) | Задания для каждого ученика |
61 | | 1 | Работа над ошибками в контрольной работе по разделу «Растворение Растворы. Свойства растворов электролитов». Коррекция знаний, умений и навыков. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
62 | | 1 | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций | Текущий контроль | Карточки с заданиями |
63 | | 1 | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач» | Текущий контроль | Практическая работа (с.275) |
Повторение (5ч) |
64-65 | | 2 | Повторение изученного в 8 классе. | Ученик научится самостоятельно устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ. Ученик получит возможность понимать основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; | Текущий контроль | Задачники, карточки с заданиями |
66 | | 1 | Итоговая контрольная работа по материалу, изученному в 8 классе. | Итоговый контроль (контрольная работа) | Задания для каждого ученика |
67-68 | | 2 | Работа над ошибками в итоговой контрольной работе по материалу, изученному в 8 классе. Коррекция знаний, умений и навыков. | Текущий контроль | Задачники, карточки с заданиями |