Дата | № п/п | Тема урока | часы | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Предметные | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) | |
| 1 | Художественное произведение, автор, герои. | 1 | Формирование стартовой мотивации к обучению. | Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа) | |
| 2-4 | Обрядовый фольклор. Обрядовые Песни. Пословицы и поговорки. Загадки (вн. чт.) | 3 | Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях | |
| 5 Вн/чт. | Урок-посиделки «Русский фольклор» | 1 | Структура, особенность, отличие малых жанров, их народная мудрость. План устного высказывания | Умеют заменять термины определениями | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 ч.) | |
| 6 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА (1ч.) | |
| 7 | Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | 1 | Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (50 Ч.) | |
| 8-10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик» | 3 | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | |
| 11 Р/р №1 | «Русские басни». Конкурс инсценированной басни. | 1 | творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |
| 12 | А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину», | 1 | «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. . | |
| 13 | Стихотворение «Узник». | 1 | «Узник» как выражение вольнолюбивы х устремлений поэта. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства | |
| 14 | Стихотворение «Зимнее утро». | 1 | Роль композиции в понимании смысла стихотворения. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | |
| 15 Р/р. №2 | «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина. | 1 | Обучение анализу одного стихотворения | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | |
| 16 Р.р. | А.с. Пушкин. Двусложные размеры стиха. | | Обучение определению размера стихотворения | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Позитивная моральная самооценка | |
| 17 | А. С. Пушкина «Дубровский»:Дубровский-старший и Троекуров. | 1 | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повести. | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Уважение ценностей семьи. | |
| 18 | «Дубровский»: бунт крестьян. | 1 | Урок общеметодической направленности | Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский» | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие | |
| 19 | «Дубровский»: история любви. | 1 | Анализ образов Маши и Дубровского. | Определяют основную и второстепенную информацию. Строят логические цепи рассуждений. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. | Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы | Оптимизм в восприятии мира. Позитивная моральная самооценка. | |
| 20 | «Дубровский»: протест Владимира Дубровского. | 1 | Образ Владимира Дубровского. | Выдвигают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | |
| 21 | «Дубровский»:композиция романа. | 1 | Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, составля ть план | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание | Стремятся устанавливать доверительные отношения | |
| 22-23 Р/р№3 | Подготовка к сочинению | 2 | План письменного высказывания | Умеют заменять термины определениями | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие | |
| 24-25 | А. С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». | 2 | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Уважение личности и ее достоинства | |
| 26. Вн. чт. | «Повести Белкина»: проблемы и герои. | 1 | Сюжеты и герои. Автор и рассказчик. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | | |
| 27 | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи» | 1 | Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения | |
| 28 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». | 1 | Формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу | Учатся управлять поведением партнера | Уважение Общечеловеч. ценностей | |
| 29-32 | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…». Лирика (р.р.)трехсложные размеры стиха. Подготовка к сочинению – анализу стихотворения Лермонтова. | 4 | Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | |
| 33 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. | 1 | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка | |
| 34 | «Бежин луг»: образы крестьянских детей. | 1 | Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия | |
| 35 | «Бежин луг»: картины природы. | 1 | Портреты героев как средство изображения их характеров. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Уважение ценностей семьи | |
| 36-38 | Стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». | 3 | Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | |
| 39-41 | Особенности изображения природы в стихотворениях А. А. Фета. «Ель рукавом тропинку завесила…», «Еще майская ночь…», «Учись у них-у дуба, у березы…». | 3 | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | |
| 42 Р/р №4 | Человек и природа в стихотворениях Тютчева и Фета. | 1 | Обучение выразительном у чтению и анализу стихотворения | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации | Любовь к Родине. | |
| 43 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. | 1 | Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Доброжелательное отношение к окружающим. | |
| 44 | Стихотворение «Железная дорога»: автор и народ. | 1 | Величие народа-созидателя. Тема, идея, сюжет | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации | Уважение русского народа как творца и созидателя | |
| 45 | Контрольная работа по творчеству Тургенева, Тютчева, Фета. | 1 | Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона | Интересуются чужим мнением и высказывают свое | Позитивная моральная самооценка | |
| 46 | Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть. | 1 | Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | |
| 47 | «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. | 1 | Лексическая работа с текстом. | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения | Чувство гордости за свою страну. | |
| 48. Р.р | «Левша». Подготовка к письменному ответу на вопрос. | 1 | | | | | | |
| 49 Вн/ чт №2 | Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | 1 | Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Уважение личности и ее достоинства | |
| 50 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. | 1 | Рассказ о писателе на основе презентации | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | |
| 51 | «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. | 1 | Речь героев и художественная деталь как источник юмора | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | |
| 52 | Чехов. Рассказы. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. | 1 | | | | | | |
| 53 | Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | 1 | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание | |
| 54 | Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева. | 1 | | | | | | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (21ч.) | |
| 60 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. | 1 | Знакомство с творчеством писателя. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Стремление устанавливать доверительные отношения. | Оптимизм в восприятии мира | |
| 61 Вн/чт | А.П.Платонов. Рассказы «Цветок на земле., «Корова». | 1 | Прекрасное вокруг нас. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Готовность оказывать помощь партнерам. | Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Оптимизм в восприятии мира. | |
| 62-63 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Симонов, Самойлов. | 2 | Патриотически е чувства авторов и их мысли о Родине и о войне | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей народа. | |
| 64 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. | 1 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли | Чувство гордости за свою страну. | |
| 65 | «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. | 1 | Самобытность героев рассказа | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. | |
| 66 | Подготовка к письменному ответу на вопрос по рассказу «Конь с розовой гривой». | 1 | | | | | | |
| 67-68 | В.Г.Распутин «Уроки французского»:Трудности послевоенного времени, стойкость главного героя. | 2 | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России | |
| 69 | «Уроки французского»:учительница Лидия Михайловна.. | 1 | Обобщение и систематизация изученного. | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательнос ть действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание Характера, морали. | |
| 70 Р/р | Сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина | 1 | |
| 71 | В. М. Шукшин «Критики»: образ странного героя. | 1 | Слово о писателе. Чтение и анализ произведений | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат . | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | |
| 72 Вн/чт | Рассказы «Срезал», «Чудик». | 1 | Роль речевых характеристик в создании образов героев | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь | Ориентация в особенностях социальных отношений | |
| 73-74 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 2 | Влияние учителя на формирование детского характера | Выдвигают и обосновывают гипотезы, способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | |
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА (2 ч.) | |
| 75-77 | Родная природа в русской поэзии ХХ века. А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова. | 3 | Средства создания поэтических образов. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Признание высокой ценности жизни | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Экологическое сознание. | |
| 78-79 | Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. | 2 | Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и поддержку | Освоение общекультурного наследия России | |
| 80 Вн. чт. | Рубцов. Другие стихотворения поэта. | 1 | | | | | | |
| 81 Р.р. | Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов. | 1 | | | | | | |
| 82 Р.р. | Классное сочинение по произведениям русских поэтовXIX –XX веков | 1 | | | | | | |
| 83-84 | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | 2 | Чтение и анализ произведений | Устанавливают причинно-следственные связи. | Оценивают достигнутый результат. | Адекватно используют речевые средства для аргументации | Любовь к малой Родине, природе. | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 ч.) | |
| 85 | Мифы Древней Греции. Подвиги геракла: «Скотный двор царя Авгия». | 1 | | | | | | |
| 86 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» | 1 | | | | | | |
| 87 Вн. чт. | Древнегреческие мифы. | 1 | | | | | | |
| 88 | Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | | | | | | |
| 89-90 | Гомер. «Илиада». | 2 | | | | | | |
| 91 Вн. чт. | Гомер «Одиссея» | 1 | | | | | | |
| 92-95 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире, нравственный смысл романа, пародия на рыцарские романы, «вечные образы» в искусстве. | 4 | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть речью | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | |
| 96 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | 1 | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
| 97-98 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 2 | Конфликт естественной жизни и цивилизованно го общества. | |
| 99-101 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 3 | Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми | Структурируют знания. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | |
| 102 | Итоговый урок -праздник. | 1 | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |