№ | Тема | Цели обучения | Кол-во часов | Дата | Примечание |
I четверть. Раздел 1. Легенды и притчи в литературе (16 часов) |
| Легенды и их отражение в литературе | | | | |
1 | Мифы и легенды. Отличие мифов от легенд. Легенда об Арионе | 7.ПО 1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление. 7. ПО 2. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста | 1 | | |
2 | Притча о блудном сыне | 7. ПО 1. понимать термин: притча. 7. ПО 2. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7. ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа 7. ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос | 1 | | |
| Отражение легенд в творчестве А. С. Пушкина | | | | |
3 | А.С. Пушкин. Тема свободы в лирике поэта. «Арион». История создания стихотворения. | 7 АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях | 1 | | |
4 | А.С. Пушкин «Арион». Характеристика героев. Идейно-тематическое содержание. | ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; 7. ПО 1. понимать термины: легенда, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория; 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; 7. АИ 4. анализировать в лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев | 1 | | |
5 | А.С. Пушкин «Анчар». История создания стихотворения. Композиция. | 7. ОС1. участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях 7. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста | 1 | | |
| А. С. Пушкин. Станционный смотритель | | | | |
6 | А.С.Пушкин. Из жизни и творчества поэта. «Станционный смотритель». Повесть, рассказанная г. Белкиным. | 7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную ранее информацию 7. ПО3 Чтение наизусть и цитирование самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа | 1 | | |
7 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». «Притча о блудном сыне» и повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» | 7. АИ 2 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. ПО 6 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос 7. ПО 1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора | 1 | | |
8 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Тема «маленького» человека. Образ Самсона Вырина. | 7.ОС 1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях; 7. ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа | 1 | | |
9 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». «Бедная Дуня» или «заблудшая овечка»? | 7.АИ 3 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл. 7.АИ 4 анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев. | 1 | | |
10 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». | 7. ПО 4 составлять сложный план. 7. АИ 3 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. ОС 1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях | 1 | | |
| К. Г. Паустовский. Светлые и мудрые книги писателя | | | | |
11 | К.Г. Паустовский. Светлые и мудрые книги писателя. Рассказ «Телеграмма» | 7.ОС.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. АИ 1. определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) | 1 | | |
12 | Характеристика героев в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». | 7. ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос; 7. ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа | 1 | | |
13 | Художественные особенности рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». | 7. АИ 3.выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. АИ 2.определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. ПО 4. составлять сложный план | 1 | | |
14 | Жизненный материал и художественный вымысел автора в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». | 7. АИ4. анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста | 1 | | |
15-16 | Суммативная работа за I четверть (по разделу «Легенды и притчи в литературе») | | 2 | | |
II четверть. Раздел 2. Природа и человек (16 часов) |
| «Край ты мой, родимый край...» | | | | |
17 | Композиция стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Осень». | 7. АИ3. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. ПО 4. составлять сложный план | 1 | | |
18 | Анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Осень». | 7. АИ 8. анализировать изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 1 | | |
19 | Времена года в поэзии А. С. Пушкина и других видах искусства. | 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. ОС 2. сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания | 1 | | |
20 | Красота природы в поэзии А. А. Фета. | 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. АИ 8. анализировать изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 1 | | |
21 | Край любимый в поэзии С. А. Есенина. | 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7. АИ 8. анализировать изобрази-тельные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 1 | | |
22 | Сопоставление стихотворений А. А. Фета «Степь вечером» и С. А. Есенина «Отговорила роща золотая». О стихотворных размерах. | 7. ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос 7. ОС 3. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру | 1 | | |
| У. Блейк. | | | | |
23 | Уильям Блейк. Из биографии писателя. Стихотворение «Тигр». | 7.АИ 8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др. 7. ОС 3. Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру. | 1 | | |
| О. Сулейменов | | | | |
24 | О. Сулейменов. Знакомство с творчеством и биографией писателя. | 7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях | 1 | | |
25 | Урок человечности в стихотворении О. Сулейменова «Волчата» | 7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев | 1 | | |
| Р. Брэдбери | | | | |
26 | Мечта о звездах в творчестве Р. Брэдбери. Фантастический мир писателя. | 7.ПО 6 Ответы на вопросы давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | 1 | | |
27 | Фантастический рассказ Р. Брэдбери «Зеленое утро». | 7. АИ 5 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста, оценивая поступки, поведение персонажей. 7.АИ 2 определить тему и идею произведения, отвечая на вопросы по произведению Р.Брэдбери «Зеленое утро» 7.АИ 1. определить жанр произведения и его признаки, выделяя особенности этого жанра (фантастический рассказ), и отличие от других жанров литературы. | 1 | | |
28 | Характеристика героев рассказа Р. Брэдбери «Зеленое утро» | 7. АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою. | 1 | | |
| А. Е. Новоселов. | | | | |
29 | А. Е. Новоселов. Из жизни писателя. «Санькин марал». | 7.ОС.1 участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. АИ 1. определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) | 1 | | |
30 | Взаимоотношения Саньки и марала. | 7 АИ5 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста 7. ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос | 1 | | |
31-32 | Суммативная работа за II четверть (по разделу «Природа и человек») | | 2 | | |
III четверть. Раздел 3. Сатира и юмор в литературе. (20 часов) |
| И. А. Крылов | | | | |
33 | Сатира и юмор в литературе. Поучительный жанр басни. (Стр.140, 149) | 7 ПО1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 7 АИ8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 1 | | |
34 | Из биографии великого баснописца И.А.Крылова. «Волк и ягненок» | 7 ПО 2 Понимание художественного произведения. | 1 | | |
35 | Историческая основа басни И. А. Крылова «Волк на псарне» | 7 ПО 2. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию 7 ПО 3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения связанные с характеристикой лирического героя и/или образа - персонажа | 1 | | |
36 | Тема невежества в басне И. А. Крылова «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Работа с иллюстрациями. | 7 ПО2 Понимание художественного произведения 7 ОС 2 Сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства | 1 | | |
37 | Крылатые выражения в баснях И. А. Крылова. | 7. ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа | 1 | | |
| Классицизм | | | | |
38 | Классицизм. Д. И. Фонвизин- «Сатиры смелый властелин». История создания комедии «Недоросль» | 7 ПО 2. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию | 1 | | |
39 | Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сюжет и конфликт комедии. | 7 ПО3 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа; 7 АИ5 - характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; 7 ПО5 - пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях. | 1 | | |
40 | Характеристика героев комедии «Недоросль» | 7 АИ5 - характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста; 7 АИ7 - определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. | 1 | | |
41 | Каков он, Митрофанушка? Образ молодого русского дворянина в комедии «Недоросль» . | 7 АИ7 - определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию; 7 ПО6 - давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | 1 | | |
42 | Эссе по образу Митрофанушки | 7 ПО6 - давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | 1 | | |
43 | Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина в комедии «Недоросль». Жанр и идея произведения. | 7 ПО1 - понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора. | 1 | | |
44 | Комедия «Недоросль». Сравнение с другими видами искусства. | 7 ОС2 - сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов | 1 | | |
| М. Е. Салтыков-Щедрин | | | | |
45 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Мастер эзопова языка. | ПО1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора | 1 | | |
46 | М.Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Композиция сказки. | ПО2. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. 7. ПО 5. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях | 1 | | |
47 | Характеристика героев сказки . | 7. AИ 5 Характеристика героев. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. | 1 | | |
48 | Художественные особенности сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 7. АИ 6 Художественный мир произведения в разных формах представления. Анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах и др. 7. ПО 4. составлять сложный план | 1 | | |
| М. М. Зощенко | | | | |
49 | М. М. Зощенко. Из биографии писателя- сатирика. Понятия «сатира», «юмор», «комическое». | 7 ПО 1 понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора. | 1 | | |
50 | Художественные особенности рассказов М.М.Зощенко. | 7.ПО5.пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях 7.АИ6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. ПО 4. составлять сложный план | 1 | | |
51-52 | Суммативная работа за III четверть (по разделу «Сатира и юмор в литературе») | | 2 | | |
IV четверть. Раздел 4. Мораль, этика, ценности. |
53 | Литература – неиссякаемый источник жизненной мудрости. | 7. ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос 7. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства | 1 | | |
| В. А. Жуковский | | | | |
54 | Страницы жизни и творчества В.А. Жуковского. Баллада «Светлана». Жанр произведения. | 7 ПО1. понимать термины: притча, легенда, баллада, басня, литературное направление, классицизм, фантастический рассказ, комедия, фэнтези, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора 7. АИ1 – определять жанр и его признаки 7. ОС4 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства | 1 | | |
55 | Анализ художественного своеобразия баллады «Лесной Царь» | 7.ПО5.пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях 7.АИ6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7 АИ8. анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) | 1 | | |
56 | Композиция баллады «Светлана». | 7. АИ3 – выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7. ПО 4. составлять сложный план 7. АИ7 – определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию | 1 | | |
57 | Художественное пространство в балладах В. А. Жуковского. | 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. ПО 3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа персонажа | | | |
| В. В. Набоков | | | | |
58 | Из жизни и творчества писателя В. В. Набокова. « Рождество». Жанр произведения. | 7 ПО5 - пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях 7 ОС4 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства | 1 | | |
59 | Композиция рассказа «Рождество». | 7. АИ 3. выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7 ПО4 - составлять сложный план | 1 | | |
60 | Образы-символы в рассказе В. В. Набокова «Рождество» | 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. ОС 2. сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов | 1 | | |
| В. Ф. Тендряков | | | | |
61 | В. Ф. Тендряков. Знакомство с биографией писателя. Чтение рассказа «Хлеб для собаки» Проблема нравственного выбора в рассказе | 7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию | 1 | | |
62 | Характеристика героев рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» | 7. АИ 2. определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев. 7. ПО 6. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос | 1 | | |
63 | Характеристика художественного времени и пространство в рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» | 7. АИ 6. анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др. 7. ОС 4. оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства | 1 | | |
| Дж. Толкиен | | | | |
64 | «Страна фантазии» Дж. Толкиена. Чтение глав из книги «Хоббит, или Туда и обратно» | 7. ПО 2 понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. | 1 | | |
65 | Фантастическое в произведении «Хоббит, или Туда и обратно». | 7. АИ 1. определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ) 7. АИ 5. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста | 1 | | |
66 | Сочинение в жанре фэнтези. | 7. АИ 9. писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка | 1 | | |
67-68 | Суммативная работа за IV четверть (по разделу «Мораль, этика, ценности») | | 2 | | |