№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| І четверть – 27 ч. | | | |
1. | Введение Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы | 1 | 02.09. | |
2. | Устное народное творчество Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. | 1 | 03.09. | |
3. | Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы | 1 | 04.09. | |
4. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы | 1 | 09.09. | |
5. | Из древнерусской литературы Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. | 1 | 10.09. | |
6. | «Житие Александра Невского» (фрагменты). Особенности содержания и формы воинской повести и жития | 1 | 11.09. | |
7. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, герои | 1 | 16.09. | |
8. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 1 | 17.09. | |
9. | Из русской литературы XVІІІ века Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Речевые характеристики главных героев | 1 | 18.09. | |
10. | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Понятие о классицизме | 1 | 23.09. | |
11. | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | 24.09. | |
12. | Рр ☼ Подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVІІІ века» (на примере 1 – 2 произведений) | 1 | 25.09. | |
13. | Рр ☼ Подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVІІІ века» | 1 | 30.09. | |
14. | Из русской литературы XІX века И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | 1 | 01.10. | |
15. | Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» | 1 | 02.10. | |
16. | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца | 1 | 07.10. | |
17. | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 1 | 08.10. | |
18. | Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ | 1 | 09.10. | |
19. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории исторической теме в литературе | 1 | 14.10. | |
20. | Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | 1 | 15.10. | |
21. | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах) | 1 | 16.10. | |
22. | «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя | 1 | 21.10. | |
23. | «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы | 1 | 22.10. | |
24. | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | 1 | 23.10. | |
25. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 1 | 28.10. | |
26. | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Авторская оценка народного восстания | 1 | 29.10. | |
27. | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе | 1 | 30.10. | |
| ІІ четверть – 21 ч. | | | |
28. | Рр ☼ Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 11.11. | |
29. | А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей. Образ Петербурга | 1 | 12.11. | |
30. | Композиция повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога | 1 | 13.11. | |
31. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 | 18.11. | |
32. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах) | 1 | 19.11. | |
33. | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой | 1 | 20.11. | |
34. | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы | 1 | 25.11. | |
35. | Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Роль описаний природы в поэме | 1 | 26.11. | |
36. | Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | 27.11. | |
37. | Рр ☼ Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: анализ эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри»» | 1 | 02.12. | |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах) | 1 | 03.12. | |
39. | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью» | 1 | 04.12. | |
40. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения | 1 | 09.12. | |
41. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». Развитие представлений о комедии, сатире, юморе | 1 | 10.12. | |
42. | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | 1 | 11.12. | |
43. | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены | 1 | 16.12. | |
44. | Рр ☼Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). | 1 | 17.12. | |
45. | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного) | 1 | 18.12. | |
46. | «Шинель». Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | 1 | 23.12. | |
47. | Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Роль фантастики в повествовании | 1 | 24.12. | |
48. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художе-ственно-политическая сатира на общественные порядки | 1 | 25.12. | |
| ІІІ четверть – 30 ч. | | | |
49. | Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | 1 | 13.01. | |
50. | Рр ☼Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 14.01. | |
51. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | 15.01. | |
52. | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество | 1 | 20.01. | |
53. | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Художественная деталь как средство создания художественного образа | 1 | 21.01. | |
54. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравствен-ные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика | 1 | 22.01. | |
55. | «После бала». Главные герои. Идея разделенности двух Россий. | 1 | 27.01. | |
56. | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа | 1 | 28.01. | |
57. | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | 29.01. | |
58. | Поэзия родной природы Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | 1 | 03.02. | |
59. | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье | 1 | 04.02. | |
60. | Психологизм рассказа «О любви» | 1 | 05.02. | |
61. | Из русской литературы XX века И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» | 1 | 10.02. | |
62. | Мастерство И.А.Бунина – прозаика | 1 | 11.02. | |
63. | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 1 | 12.02. | |
64. | Представление о любви и счастье в семье в рассказе «Куст сирени». Представление о сюжете и фабуле | 1 | 17.02. | |
65. | Рр ☼ Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | 18.02. | |
66. | Рр ☼ Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | 1 | 19.02. | |
67. | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве А.А.Блока. «Россия». Образ России и ее истории | 1 | 24.02. | |
68. | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме | 1 | 25.02. | |
69. | Рр ☼ Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина | 1 | 26.02. | |
70. | Рр ☼ Подготовка к домашнему сочинению по теме «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина» | 1 | 03.03. | |
71. | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 | 04.03. | |
72. | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 | 05.03. | |
73. | Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий | 1 | 10.03. | |
74. | Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни». Ироническое повествование о прошлом и современности | 1 | 11.03. | |
75. | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | 12.03. | |
76. | М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | 17.03. | |
77. | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 | 18.03. | |
78. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Тема честного служения Родине | 1 | 19.03. | |
| ІV четверть – 24 ч. | | | |
79. | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа. Правда о войне в поэме | 1 | 01.04. | |
80. | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А.Т.Твардовского в поэме | 1 | 02.04. | |
81. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 1 | 07.04. | |
82. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов Рр ☼ Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»). | 1 | 08.04. | |
83. | Рр ☼ Урок-концерт. Стихи и песни Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») | 1 | 09.04. | |
84. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | 14.04. | |
85. | Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Герой-повествователь | 1 | 15.04. | |
86. | Рр ☼ Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | 1 | 16.04. | |
87. | Рр ☼ Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | 1 | 21.04. | |
88. | Русские поэты о Родине, родной природе Русские поэты о Родине, родной природе | 1 | 22.04. | |
89. | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине | 1 | 23.04. | |
90. | Из зарубежной литературы У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви | 1 | 28.04. | |
91. | «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» | 1 | 29.04. | |
92. | Анализ эпизода из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» | 1 | 30.04. | |
93. | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 1 | 05.05. | |
94. | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа | 1 | 06.05. | |
95. | Черты классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве». Мастерство писателя | 1 | 07.05. | |
96. | Общечеловеческий смысл комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» | 1 | 12.05. | |
97. | Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | 13.05. | |
98. | Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | 14.05. | |
99. | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | 19.05. | |
100. | В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман | 1 | 20.05. | |
101. | Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | 1 | 21.05. | |
102-105. | Итоги года и задание на лето | 1 | 26.05. 27.05. 28.05. | |