СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарное поурочное планирование по литературе в 5 классе
№ | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Контроль | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение 1 час | ||||||||
1 | Книга в жизни человека
| Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
| Умение объяснять: особенности работы с учебником и электронным приложением. | Коммуникативные:Языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения; социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения). Регулятивные:Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные:Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.
| Построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
| Проверка техники чтения. | ||
Устное народное творчество 10 ч. | ||||||||
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
| Основные особенности устного народного творчества. Основные фольклорные жанры. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. Любовь к Родине.
| Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Готовность к равноправному сотрудничеству. | Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку . | ||
3 | Детский фольклор. | Жанры детского фольклора; принципы построения или создания произведений каждого жанра; самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.
| Научиться различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения.
| Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач. Регулятивные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. Осознание себя как индивидуальности и как члена общества. | Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку .
| ||
4 | Сказка как особый жанр фольклора. | Сказка как вид народной прозы: основные черты жанра.
| Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, сказки бытовые и о животных называются сказками?
| |||||
5 | Виды сказок .
| Виды сказок. Сказители.
| ||||||
6 | «Царевна – лягушка» как волшебная сказка.
| Основные герои сказки. Народные идеалы в сказке.
| Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя».
| |||||
7 | Народная мораль в характерах и поступках героев.
| Истолковывать смысл «необычайных ситуаций», тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств .
| Составить план характеристики главных героев .
| |||||
8 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.
| Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
| Составление плана сказки.
| |||||
9 | Сказка о животных. «Журавль и цапля».
| Жанровые особенности сказки о животных.
| Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок.
| |||||
10 | Бытовая сказка. «Солдатская шинель»
| Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
| Анализ сказок по группам: «Жена- спорщица», «Горшок», «Барин и мужик..
| |||||
11 | Урок развития речи. Мои любимые сказки.
| Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представление). Сравнение. | Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам.
Написание чернового варианта сказки.
| |||||
Из древнерусской литературы 4 ч. | ||||||||
12 | Начало письменности у восточных славян.
| Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
| Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст.
| Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
| Гражданский патриотизм. Чувство гордости за свою страну. | Составлять вопросы по прочитанному. | ||
13 | Возникновение древнерусской литературы. Летопись.
| Определение понятия «летопись»;когда возникла древнерусская литература. | Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст.
| Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
| Гражданский патриотизм. Чувство гордости за свою страну. | Чтение по ролям.
| ||
14 | «Повесть временных лет».
| Отзвуки фольклора в летописи. Летопись (начальные представления). | Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям). | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Гражданский патриотизм. Чувство гордости за свою страну. Уважение личности и ее достоинства. | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. | ||
15 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
| Черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин. | Называть примеры произведений древнерусской литературы, понимать особенности создания древнерусских книг. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Чувство гордости за свою страну. Уважение личности и ее достоинства. | Ччтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51). | ||
Из литературы XVIII века 2 ч. | ||||||||
16 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.
| Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). | Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов интернета. Выразительное чтение стихотворений, анализ. | Познавательные: планировать совместно с учителем и выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Чувство гордости за свою страну. | «Почему А.С.Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?
| ||
17 | «Случились вместе два астронома в пиру…»— научные истины в поэтической форме.
| Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт человека?
| ||||||
Из русской литературы XIX века 40 ч. | ||||||||
18 | Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
| Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.
| Уметь сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра. Знать содержание произведений, давать характеристику герою.
Составление сообщения о баснописце. Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём , в том числе литературоведческих терминов. Игровые виды деятельности, презентация и защита собственных иллюстраций. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия. извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
| Составление сообщения о баснописце.
| ||
19 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».
| Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов.
| ||||||
20 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | Игровые виды деятельности, презентация и защита собственных иллюстраций. | ||||||
21 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
| Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
| Знать сюжетное своеобразие сказки. Уметь раскрывать нравственное содержание, находить лирические и эпические черты. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность. | Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Осознавать себя как индивидуальность и как члена общества. | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | ||
22 | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
| ||||||
23 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления).
| Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | |||||
24 | Тестовая работа за четверть
|
|
|
|
| промежуточный контроль | ||
25 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне». | Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | Знать о лицейских и детских годах А.С.Пушкина, содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям, знать заданные стихотворения наизусть. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
| Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев.
| ||
26 | «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») . | «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта.
| |||||
27 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . | История рождения сюжета. Система образов. Фольклорное начало в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов. | |||||
28 | Стихи и проза. Рифма и ритм.
| Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь. | Работа с лингвистическим словарем. | |||||
29 | А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.Соединение сказочно – фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
| Знать содержание сказок, уметь рассказывать сюжет, формулировать идею и проблематику произведений. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе. Осознавать себя как индивидуальность и как члена общества. | Выразительно читать сказки ( в том числе наизусть и по ролям). Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам, презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
30 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок» Внеклассное чтение | |||||||
31 | М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте.
| Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. | Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам, признавать общепринятые морально-этические нормы. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
| Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, выразительное чтение (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов, работа со словарём. Устные ответы на вопросы, устное иллюстрирование, презентация и защита собственных иллюстраций. | ||
32 | Стихотворение «Бородино» Художественные особенности. | |||||||
33 | Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.
| |||||||
34 | Н.В. Гоголь.Знакомство с писателем.
| Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
| Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
| Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
| Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев. Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений. | ||
35 | Знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». | «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). | ||||||
36 | Повесть «Заколдованное место». Поэтические картины народной жизни.
| |||||||
37 | Герои повести. | |||||||
38 | «Ночь перед Рождеством». Урок внеклассного чтения. | Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
| ||||||
39 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге». | Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. | Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль, особенности , определять настроение). | Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. | Устное сообщение о поэте. Сравнительный анализ двух произведений искусства. | ||
40 | «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | Поэтический образ русской женщины.
| Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».
| |||||
41 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения.
| Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | Создание собственных иллюстраций. Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
| |||||
42 | Стихотворение «Несжатая полоса» | Мир природы. Изображение тяжелой жизни крестьян. | ||||||
43 | Контрольная работа за первое полугодие |
|
|
|
|
| ||
44 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.
| Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
| Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа ( в том числе в письменной форме). | Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.
Письменная характеристика Герасима. 1.Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима? 2.Каковы друзья и враги Герасима? 3.В чём вина и в чём беда барыни?
| ||
45 | Герасим и его окружение. | |||||||
46 | Герасим и Муму. Счастливый год.
| |||||||
47 | Р/р Смысл финала рассказа. Подготовка к сочинению. | |||||||
48 | А.А.Фет. Стихотворения. | Краткий рассказ о писателе. радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
| Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
| Выразительное чтение стихотворения; создание словесной иллюстрации. | ||
49 | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). | Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа ( в том числе в письменной форме). | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе. | Подбор цитат по заданной теме.
| ||
50 | Жилин и Костылин– два разных характера, две разные судьбы (УРОК КОНТРОЛЯ) | «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
| Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение».
| |||||
51 | Жилин и Дина. | |||||||
52 | РР Сравнительная характеристика литературных героев. | Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: Каковы друзья и враги пленного Жилина? Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? | ||||||
53 | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
|
| ||
54 | Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. | «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | Анализ эпизода.
| |||||
55 | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.
| Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика». | |||||
56 | Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев. А. Н. Плещеев. И. С. Никитин. (урок развития речи) | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как верея охот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»,
Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С.Никитин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);
А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок);
А. В. Кольцов. «В степи».
| Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).
| Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить монологические высказывания. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.
| Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). | ||
57 | Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков.(урок развития речи) | |||||||
Из литературы XX века 30 ч. | ||||||||
58 | И.А.Бунин. Рассказ о писателе. | Рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
| Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Участие в коллективном диалоге.
Составление и написание сочинения-миниатюры.
| ||
59 | Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | |||||||
60 | Рассказ «Подснежник». (урок внеклассного чтения) | |||||||
61 | Владимир Галактионович Короленко.«В дурном обществе». | рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».
| Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Сравнительная характеристика Сони и Маруси (изложение). Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на проблемный вопрос.
| ||
62 | Взаимопонимание — основа отношений в семье.
| |||||||
63 | РР Доброта и сострадание героев повести.Подготовка к сочинению. | |||||||
64 | С.А.Есенин. Слово о поэте. | Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). | Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.
| Выразительное чтение стихотворений; устное иллюстрирование. Анализ поэтического произведения. | ||
65 | Образ родного дома в стихах Есенина. | Стихотворения, «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина.
| ||||||
66 | П.П.Бажов. Рассказ о писателе. | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Создание собственных иллюстраций.
| ||
67 | Сказ «Медной горы Хозяйка» | «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | Пересказ эпизода; характеристика Степана.
| |||||
68 | Образы героев сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | Письменный ответ на проблемный вопрос. | |||||
69 | К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. «Теплый хлеб». | Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. | Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Анализ языка пейзажных фрагментов сказки. Устное высказывание по теме (устное сочинение).
Изложение эпизода.
| ||
70 | «Заячьи лапы». Доброта и сострадание,
| «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | ||||||
71 | Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | |||||||
72 | Р/Р Подробное изложение «Спасение деда Лариона». | |||||||
73 | С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» и | Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
| Знать этапы жизни писателя, определять род литературы, содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Составление характеристики персонажей по группам (рекомендаций для актёров).
Рецензирование; составление – описание декораций к сказке. | ||
74 | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». | Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. | ||||||
75 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). | Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Составление образа «Мир детства».
Ответ на итоговый проблемный вопрос. | ||
76 | «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой. | |||||||
77 | Виктор Петрович Астафьев. История создания рассказа «Васюткино озеро». | Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
| Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Давать характеристику героям. Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.\
| Участие в диалоге, обмен мнениями.
| ||
78 | Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание. | «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
| Характеристика героя рассказа.
| |||||
79 | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя.
| Истории из собственного опыта; сопоставление опыта Васютки и своего.
| ||||||
80 | Основные черты характера героя. | |||||||
81 | Р/Р Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)? 2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)? | ||||||
82 | «Ради жизни на земле.,.». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».
| Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. | Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
| Чтение наизусть, обоснование выбора стихотворения. | ||
83 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | Чтение наизусть. | |||||
84 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | Отчёты групп о проделанной работе. | |||||
85 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». | Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.
| Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».
Создание собственных иллюстраций. | ||
86 | Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» . | |||||||
87 | Контрольная работа по разделу «Русская литература 20века» (урок контроля) |
|
|
|
| Контрольная работа. | ||
Из зарубежной литературы 16 ч. | ||||||||
88 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
| Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач . Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.
| Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
| Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория». | ||
89 | Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». | Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. | Знать этапы жизни писателей. Знать содержание прочитанных произведений. Уметь анализировать произведение и характер главного героя. Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.
| Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. | Письменный ответ на проблемный вопрос.
| ||
90 | Характер героя. | «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). | Формулировка идеи произведения.
| |||||
91 | Вн.чт. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе. | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | Составление характеристики Робинзона Крузо. | |||||
92 | Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. | Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. | Знать этапы жизни писателей. Знать содержание прочитанных произведений. Уметь анализировать произведение и характер главного героя. Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.
| Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.
Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. | Составление письменного высказывания на тему: «Для меня Андерсен – это…».
| ||
93 | Кай и Герда. | «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. | Инсценированное чтение сказки.
| |||||
94 | Мужественное сердце Герды. Её помощники. | Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.). | Защита проектов.
| |||||
95 | Победа добра, любви и дружбы. | Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | ||||||
96 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. | Знать этапы жизни писателей . Знать содержание прочитанных произведений.. Уметь анализировать произведение и характер главного героя. Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям.
| Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания. |
| ||
97 | «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. | «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. | Письменное высказывание – характеристика литературного героя.
| |||||
98 | Том и Бекки, их дружба. | Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. | Пересказ эпизода.
| |||||
99 | Внутренний мир героев М.Твена. | Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1.Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера? 2.Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников? 3. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным? | |||||
100 | Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. | Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. | Знать этапы жизни писателей. Знать содержание прочитанных произведений. Уметь анализировать произведение и характер главного героя. Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. | Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | Выявление элементов легенды в рассказе.
| ||
101 | Смелость, мужество, смекалка Киша как залог победы над жизненными трудностями. | «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. |
| Создание устного памятника Кишу. | ||||
102 | Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
| Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. |
| |||||
103 | Р/р Написание сочинения по одному из произведений зарубежных авторов |
|
|
| Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. | Написание сочинения. | ||
104 | Итоговый контрольный тест.
|
| Знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.
| Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. | Письменные ответы на вопросы. Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым ответом на вопрос. | ||
105 | Итоговый урок. Что читать летом. |
| Знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям. | Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, уметь работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
| Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. | Тестовая работа. |