СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса»

Календарное поурочное планирование по литературе в 5 классе

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Контроль

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение 1 час

1

Книга в жизни человека


Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.


Умение объяснять:

особенности работы с учебником и электронным приложением.

Коммуникативные:Языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;социолингвистическая компетенция: способность ис­пользовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения; социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Регулятивные:Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные:Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков потребностей обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.


Построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку

формирование идентичности личности;

личностное,

профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.


Проверка техники чтения.

Устное народное творчество 10 ч.

2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.



Основные особенности устного народного творчества. Основные фольклорные жанры.

Уважение истории, культурных и исторических памятников. Любовь к Родине.


Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Готовность к равноправному сотрудничеству.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор?

Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку .

3

Детский фольклор.

Жанры детского фольклора; принципы построения или создания произведений каждого жанра; самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку.


Научиться различать произведения малых жанров фольклора, сказки по видам,

выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения.


Познавательные:

Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками

уметь ориентироваться в разнообразии решения задач.

Регулятивные:

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач

Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

Осознание себя как индивидуальности и как члена общества.

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку .


4

Сказка как особый жанр фольклора.

Сказка как вид народной прозы: основные черты жанра.


Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, сказки бытовые и о животных называются сказками?


5

Виды сказок .


Виды сказок. Сказители.


6

«Царевна – лягушка» как волшебная сказка.


Основные герои сказки.

Народные идеалы в сказке.


Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя».


7

Народная мораль в характерах и поступках героев.



Истолковывать смысл «необычайных ситуаций», тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств .


Составить план характеристики главных героев .


8

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.


Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.


Составление плана сказки.


9

Сказка о животных. «Журавль и цапля».



Жанровые особенности сказки о животных.


Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок.


10

Бытовая сказка. «Солдатская шинель»


Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.


Анализ сказок по группам: «Жена- спорщица», «Горшок», «Барин и мужик..


11

Урок развития речи. Мои любимые сказки.


Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (первоначальное представление). Сравнение.

Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам.


Написание чернового варианта сказки.


Из древнерусской литературы 4 ч.

12

Начало письменности у восточных славян.


Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).


Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст.


Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.


Гражданский патриотизм. Чувство гордости за свою страну.

Составлять вопросы по прочитанному.

13

Возникновение древнерусской литературы. Летопись.


Определение понятия «летопись»;когда возникла древнерусская литература.

Знать особенности повествования произведений древнерусской литературы, уметь воспринимать и анализировать текст.


Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.


Гражданский патриотизм. Чувство гордости за свою страну.

Чтение по

ролям.


14

«Повесть временных лет».


Отзвуки фольклора в летописи.

Летопись (начальные представления).

Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напев ность, отношение автора к героям).

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Гражданский патриотизм. Чувство гордости за свою страну. Уважение личности и ее достоинства.

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

15

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».


Черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин.

Называть примеры произведений древнерусской литературы, понимать особенности создания древнерусских книг.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Чувство гордости за свою страну. Уважение личности и ее достоинства.

Ччтение статьи учебника (с.47), ответить на вопросы (с. 51).

Из литературы XVIII века 2 ч.

16

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.


Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов интернета.

Выразительное чтение стихотворений, анализ.

Познавательные: планировать совместно с учителем и выполнять учебно-познавательные действия.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Чувство гордости за свою страну.

«Почему А.С.Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?


17

«Случились вместе два астронома в пиру…»— научные истины в поэтической форме.



Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт человека?


Из русской литературы XIX века 40 ч.

18

Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.


Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д., «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.


Уметь сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра.

Знать содержание произведений, давать характеристику герою.


Составление сообщения о баснописце.

Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём , в том числе литературоведческих терминов.

Игровые виды деятельности, презентация и защита собственных иллюстраций.

Познавательные: осознавать познавательную задачу,

выполнять учебно-познавательные действия.

извлекать нужную информацию Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.


Составление сообщения о баснописце.


19

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».


Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов.


20

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

Игровые виды деятельности, презентация и защита собственных иллюстраций.

21

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).


Знать сюжетное своеобразие сказки.

Уметь раскрывать нравственное содержание, находить лирические и эпические черты.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Осознавать себя как индивидуальность и как члена общества.

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

22

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.


«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.


23

Баллада В.А.Жуковского «Кубок».

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).


Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

24

Тестовая работа за четверть






промежуточный контроль

25

А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Знать о лицейских и детских годах А.С.Пушкина, содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям, знать заданные стихотворения наизусть.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.


Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев.


26

«У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») .

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» —собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта.


27

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .

История рождения сюжета. Система образов.

Фольклорное начало в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Составление

сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери.

Выборочный

пересказ эпизодов.

28

Стихи и проза. Рифма и ритм.


Ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок, прозаическая речь, стихотворная речь.

Работа с лингвистическим словарем.

29

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.Соединение сказочно – фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.


Знать содержание сказок, уметь рассказывать сюжет, формулировать идею и проблематику произведений.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

Осознавать себя как индивидуальность и как члена общества.

Выразительно читать сказки ( в том числе наизусть и по ролям).

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам, презентация и защита собственных иллюстраций.

30

П.П.Ершов «Конёк-горбунок» Внеклассное чтение

31

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте.


Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам, признавать общепринятые морально-этические нормы.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.


Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, выразительное чтение (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов, работа со словарём.

Устные ответы на вопросы, устное иллюстрирование, презентация и защита собственных иллюстраций.

32

Стихотворение «Бородино» Художественные особенности.

33

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.


34

Н.В. Гоголь.Знакомство с писателем.


Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).


Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.


Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.


Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев.

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений.

35

Знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

36

Повесть «Заколдованное место». Поэтические картины народной жизни.


37

Герои повести.

38

«Ночь перед Рождеством».

Урок внеклассного чтения.

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.


39

Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге».

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы.

Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль, особенности , определять настроение).

Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

Устное сообщение о поэте.

Сравнительный анализ двух произведений искусства.

40

«Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Поэтический образ русской женщины.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».


41

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения.


Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Создание собственных иллюстраций.

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.


42

Стихотворение «Несжатая полоса»

Мир природы. Изображение тяжелой жизни крестьян.

43

Контрольная работа за первое полугодие






44

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.


Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа ( в том числе в письменной форме).

Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.







Письменная характеристика Герасима.

1.Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3.В чём вина и в чём беда барыни?


45

Герасим и его окружение.

46

Герасим и Муму. Счастливый год.



47

Р/р Смысл финала рассказа. Подготовка к сочинению.

48

А.А.Фет. Стихотворения.

Краткий рассказ о писателе. радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.


Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.


Выразительное чтение стихотворения; создание словесной иллюстрации.

49

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе.

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев, его духовные качества, формулировать свои впечатления от рассказа ( в том числе в письменной форме).

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

Подбор цитат по заданной теме.


50

Жилин и Костылин– два разных характера, две разные судьбы

(УРОК КОНТРОЛЯ)

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «сюжет», «сравнение».


51

Жилин и Дина.

52

РР Сравнительная характеристика литературных героев.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?

  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

53

А.П.Чехов. Рассказ о писателе.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Знать этапы жизни писателя, знать содержание произведения, уметь характеризовать героев.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.



54

Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев.

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Анализ эпизода.


55

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова.


Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика».

56

Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев. А. Н. Плещеев. И. С. Никитин. (урок развития речи)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как верея охот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»,


Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);

И.С.Никитин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);


А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок);


А. В. Кольцов. «В степи».


Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).


Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия,

извлекать нужную информацию.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

строить монологические высказывания.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.


Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

57

Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков.(урок развития речи)

Из литературы XX века 30 ч.

58

И.А.Бунин. Рассказ о писателе.

Рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.


Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Участие в коллективном диалоге.



Составление и написание сочинения-миниатюры.


59

Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

60

Рассказ «Подснежник».

(урок внеклассного чтения)

61

Владимир Галактионович Короленко.«В дурном обществе».

рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».


Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Сравнительная характеристика Сони и Маруси (изложение).

Участие в коллективном диалоге.

Письменный ответ на проблемный вопрос.


62

Взаимопонимание — основа отношений в семье.



63

РР Доброта и сострадание героев повести.Подготовка к сочинению.

64

С.А.Есенин. Слово о поэте.

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.


Выразительное чтение стихотворений; устное иллюстрирование.

Анализ поэтического произведения.

65

Образ родного до­ма в стихах Есенина.

Стихотворения, «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина.


66

П.П.Бажов. Рассказ о писателе.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий. Создание собственных иллюстраций.


67

Сказ «Медной горы Хозяйка»

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

Пересказ эпизода; характеристика Степана.


68

Образы героев сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

69

К.Г.Паустовский. Рассказ о писателе. «Теплый хлеб».

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Анализ языка пейзажных фрагментов сказки.

Устное высказывание по теме (устное сочинение).






Изложение эпизода.


70

«Заячьи лапы». Доброта и сострадание,


«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

71

Реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

72

Р/Р Подробное изложение «Спасение деда Лариона».

73

С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» и

Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.


Знать этапы жизни писателя, определять род литературы, содержание прочитанного произведения, воспринимать , анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Составление характеристики персонажей по группам (рекомендаций для актёров).



Рецензирование; составление – описание декораций к сказке.

74

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

75

А.П. Платонов. Рассказ «Никита».

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Составление образа «Мир детства».


Ответ на итоговый проблемный вопрос.

76

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой.

77

Виктор Петрович Астафьев. История создания рассказа «Васюткино озеро».

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).


Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям.

Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному Уметь определять значение картин природы в произведении, объяснять смысл названия произведения.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.\


Участие в диалоге, обмен мнениями.


78

Бесстрашие, терпение, любовь к при­роде и её понимание.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.


Характеристика героя рассказа.


79

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя.



Истории из собственного опыта; сопоставление опыта Васютки и своего.


80

Основные черты характера героя.

81

Р/Р Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

82

«Ради жизни на земле.,.».

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».


Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Чтение наизусть, обоснование выбора стихотворения.

83

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

«Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Чтение наизусть.

84

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Отчёты групп о проделанной работе.

85

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений. Аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.


Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».


Создание собственных иллюстраций.

86

Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» .

87

Контрольная работа по разделу «Русская литература 20века»

(урок контроля)





Контрольная работа.

Из зарубежной литературы 16 ч.

88

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач .

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.


Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.



Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

89

Даниель Дефо. «Робинзон Крузо».

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

Знать этапы жизни писателей.

Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь анализировать произведение и характер главного героя.

Уметь формулировать идею и проблематику произведений,

давать характеристику героям,

аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.


Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.


Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Письменный ответ на проблемный вопрос.


90

Характер героя.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).

Формулировка идеи произведения.


91

Вн.чт. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Составление характеристики Робинзона Крузо.

92

Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

Знать этапы жизни писателей.

Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь анализировать произведение и характер главного героя.

Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.


Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.


Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Составление письменного высказывания на тему: «Для меня Андерсен – это…».


93

Кай и Герда.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.

Инсценированное чтение сказки.


94

Мужественное сердце Герды. Её помощники.

Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница др.).

Защита проектов.


95

Победа добра, любви и дружбы.

Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

96

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

Знать этапы жизни писателей .

Знать содержание прочитанных произведений..

Уметь анализировать произведение и характер главного героя.

Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям.


Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.


97

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость.

Письменное высказывание – характеристика литературного героя.


98

Том и Бекки, их дружба.

Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.

Пересказ эпизода.


99

Внутренний мир героев М.Твена.

Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?

2.Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?

3. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

100

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

Знать этапы жизни писателей.

Знать содержание прочитанных произведений.

Уметь анализировать произведение и характер главного героя.

Уметь формулировать идею и проблематику произведений, давать характеристику героям, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Выявление элементов легенды в рассказе.


101

Смелость, мужество, смекалка Киша как залог победы над жизненными трудностями.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.


Создание устного памятника Кишу.

102

Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


103

Р/р Написание сочинения по одному из произведений зарубежных авторов




Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Написание сочинения.

104

Итоговый контрольный тест.



Знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию. Адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.


Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Письменные ответы на вопросы.

Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым ответом на вопрос.

105

Итоговый урок. Что читать летом.


Знать содержание изучаемых произведений, понимать идею произведений, давать характеристику героям.

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством учителя, уметь работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.


Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Тестовая работа.