№ П.п | Кол. час./ дата | Тема | Дата | Планируемые результаты |
План | Факт | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
1 | 1 | Введение (1).Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | | | Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, давать им оценку. | Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
2 | 1 | Устное народное творчество (4+1). Предания как поэтическая автобиография народа. | | | уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. | Осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
3 | 1 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | | | Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4 | 1 | Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | | | Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
5 | 1 | Р.р. Классное сочинение. Написание своей былины. | | | Уметь при составлении своей былины соблюдать жанр, составить план, определить идею, подобрать выразительные средства, характерные для былины. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
6 | 1 | Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | | | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
7 | 1 | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | | | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
8 | 1 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских»-гимн любви и верности. | | | Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
9 | 1 | Из русской литературы 18 в. М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. | | | Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов). | Осваивать слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
10 | 1 | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | | | Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). | Осваивать биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
11 | 1 | Из русской литературы 19 в. (27+4). А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. | | | Уметь создавать монологическую речь | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
12 | 1 | Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы. | | | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев. | Осваивать художественное воспроизведение боя и доблести русских воинов. Смысл сопоставления Петра и Карла. Особенности композиции, своеобразие языка. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
13 | 1 | «Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. | | | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст находить средства художественной выразительности. | Осваивать художественное воспроизведение быта Петербурга. Смысл прославления деяний Петра. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре поэмы (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
14 | 1 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. | | | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности. | Осваивать Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
15 | 1 | А.С.Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. | | | Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, подбирать иллюстрации к сцене «В келье Пимена». | Осваивать историю Смутного времени. Изображение Пимена и Григория. Драма как род литературы. (развитие представлений). | Принимать учебную задачу (составление словаря, характерного для речи Пимена). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
16 | 1 | Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель»- повесть о «маленьком» человеке. | | | Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя), анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика. | Осваивать историю Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
17 | 2 | Р.р. Классное сочинение. «Образ Самсона Вырина в повести». | | | Уметь при написании сочинения составить план, соблюдать композицию, использовать цитаты. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
18 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. | | | уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст. | Читать наизусть, читать выразительно. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
19 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | | | Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | Осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
20 | 1 | Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. | | | Уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. | Освоить смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
21 | 1 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. | | | Уметь определять отношение автора к изображаемому. | Освоить смысл использования выразительных средств для раскрытия авторского отношения к героям. | Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
22 | 1 | Р.р.Классное сочинение по произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича...». | | | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
23 | 1 | Р.р.Классное сочинение по произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича...». | | | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Находить нужную информацию. | Принимать учебную задачу. | Учебное сотрудничество с учителем. | Развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
24 | 1 | Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | | | Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
25 | 1 | Тарас Бульба и его сыновья. | | | Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
26 | 1 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | | | Уметь отбирать материал описания природы и Сечи, оценивать нравы и поступки запорожцев. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
27 | 1 | Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно». | | | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев (таблица), оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения |
28 | 1 | Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). | | | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения |
29 | 1 | Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. | | | уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
30 | 1 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести. | | | Уметь составлять таблицу «Описание интерьера в повестях «Тарас Бульба» и «Страшная месть» (гл.3), сопоставлять речь Тараса о товариществе с речью Данила о казацком сердце, анализировать выразительные средства в предложенном отрывке «Чуден Днепр при тихой погоде». | Находить нужную информацию. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
31 | 1 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | | | Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
32 | 1 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | | | Уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
33 | 1 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | | | Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора. | Осваивать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
34 | 1 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | | | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
35 | 1 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | | | Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
36 | 1 | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | | | уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, | Освоить сатиру и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
37 | 1 | Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | | | Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть. |
38- 39 | 2 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | | | Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний. | Осваивать история создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
40 | 1 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. | | | Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
41 | 1 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | | | Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи. | Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
42 | 1 | Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | | | Уметь анализировать поэтический текст по плану. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения |
43 | 1 | Из русской литературы 20 века. (20+1). И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | | | Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
44 | 1 | Вн.чт. И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | | | Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
45 | 1 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | | | Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
46 | 1 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | | | Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
47 | 1 | Р.р.Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | | | Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения. | Обучить анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
48 | 1 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. | | | Уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
49 | 1 | В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. | | | Уметь выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного. | Выразительно читать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
50 | 1 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | | | Уметь видеть идейную позицию автора, способного сочувствовать; определять главную мысль стихотворения. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
51 | 1 |
Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. | | | Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
52 | 1 | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. (Д.З. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»). | | | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
53 | 1 | А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | | | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
54 | 1 | Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. | | | Уметь анализировать поэтический текст по плану | Осваивать выразительное чтение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
55 | 1 | Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества. | | | Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности. | Осваивать выразительное чтение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
56 | 1 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | | | Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
57 | 1 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | | | Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа. | Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
58 | 1 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | | | Уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения. | Осваивать особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть. |
59 | 1 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. | | | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. | Осваивать анализ лирического произведения. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
60 | 1 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика. | | | Уметь определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики | Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
61 | 1 | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | | | Уметь оценивать отношение автора к прочитанному. | Выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
62 | 1 | Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда». | | | Уметь видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький). | Осваивать, что такое юмор и сатира. Смешное и грустное в рассказе «Беда». | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
63 | 1 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта. | | | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | Осваивать выразительное чтение стихотворения, анализировать лирическое произведение. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения |
64 | 1 | Из зарубежной литературы (4). Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | | | Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
65 | 1 | Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | | | уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства. | Осваивать анализ лирического произведения. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование мотивации учения |
66 | 1 | 0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | | | Уметь видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
67 | 1 | Итоговый урок. Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | | | уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование мотивации учения |