СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе Смоленщины 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по литературе Смоленщины 9 класс

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе Смоленщины 9 класс»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА СМОЛЕНЩИНЫ

9 класс (34 часа)


п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата

1

Введение.

Литература Смоленщины.

Литературная карта

Смоленской области

1

«Моя родная сторона»

Литературное краеведение

Литературная карта

Смоленской области.

Составление литературной

карты, тезисного плана или конспекта лекции

Предметные: знать основные закономерности литературного краеведения как составной части науки о литературе, «литературные гнѐзда» Смоленщины.

Метапредметные: составить тезисный план или конспект.

Личностные: воспитание любви к родному краю; знакомство с архитектурными и природными памятниками Смоленщины, историческими и культурными событиями, наиболее характерными для родного края.


2

Фольклор

Смоленщины


1

Собиратели и исследователи

Смоленского фольклора

Работа со словарѐм

литературоведческих

терминов, составление

таблицы

Предметные: знать исследователей и собирателей Смоленского фольклора.

Метапредметные: уметь составить тезисный план, конспект, вести в тетради записи «для памяти»

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, воспитание любви к обрядовым и лирическим песням.


3

Основные жанры

фольклора


1

Жанры фольклора, бытующие

на Смоленщине.

Отражение истории края, быта в фольклоре.

Роль фольклора в развитии

литературы Смоленщины.

Чтение и полноценное

восприятие произведений фольклора.

Продуктивная творческая: Выразительное чтение

произведений.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Предметные: знать жанры фольклора, предметы народных промыслов.

Метапредметные: уметь выразительно читать произведения фольклора, выступать с сообщениями, отвечать на вопросы.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; исполнение произведений народной поэзии (песни, частушки, легенды, предания)

Практическая работа: сделать сборники русских народных песен (обрядовых или лирических песен – запись фольклорных песен)


4

Смоляне в древнерусской

литературе


1

История и литература

Древней Смоленщины в

контексте истории древней

Руси: первое упоминание

О Смоленске, Смоленск в

составе Киевской Руси,

Первые святые.

«Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение

Владимира Мономаха» и др.

Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта

лекции.

Рецептивная: чтение

и полноценное восприятие

текста произведений

фольклора.


Предметные: знать основные

закономерности историко-

литературного процесса

Смоленщины.

Метапредметные: уметь анализировать тексты с позиции историко- культурного контекста

Личностные: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, героики.

Проект: «Отголоски «Плача Ярославны» в стихотворении Глинки «Сетование русской девы»


5

Смоляне в древнерусской

литературе

1

Независимое Смоленское

княжество. «Житие Авраама Смоленского»,

«Слово о полку Игореве»,

Набеги татар.

«Повесть о Меркурии

Смоленском»


6

Литературная жизнь

Смоленщины XVIII – начала XIX века


1

Общая характеристика

эпохи (Пѐтр I и его реформы).

Театр на Смоленщине


Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта

лекции.

Рецептивная: Чтение

и полноценное восприятие

произведений фольклора.

Поисковая:

установление связей худ.

текста с произведениями

киноискусства

Предметные: знать основные

закономерности историко-

литературного процесса,

идейно- художественные

особенности конфликта, жанра и композиции драматургического произведения.

Метапредметные: уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.

Личностные: воспитание патриотизма, формирование национального самосознания


7

Литературная

Жизнь Смоленщины

XVIII–начала XIX века

1

Смоленск конца XVIII века

в повести Ф.Эттингера

«Башня Веселуха» и

Б.Кудимова «Мартын

– живописец»

Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта

лекции.

Рецептивная: чтение

и полноценное восприятие произведений фольклора.

Поисковая: установление связей художественного текста с произведениями

живописи

Предметные: знать основные темы и проблемы, получившие

развитие в русской

литературе и искусстве конца XVIII-начала XIX века.

Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать текст произведения

Личностные: воспитание чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; воспитание любви к театру, драматургии.

Практическая работа: по фрагменту пьесы оформить афишу, изготовить программку с перечнем действующих лиц и исполнителей.


8

«Смоленская тема» в творчестве писателей

и поэтов XIX века

1

Грибоедов и Смоленщина Смоляне в окружении

А.С. Пушкина.

Книгоиздательское дело

на Смоленщине.

История журналистики.


Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Поисковая: адресаты лирики А.С. Пушкина и их корни на Смоленщине

Исследовательская:

Анализ стихотворения

и история его создания

Предметные: знать основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина и А.С. Грибоедова в контексте историко-литературных событий на Смоленщине.

Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать стихотворение


9

Война 1812 года и

Смоленщина

1

Отражение войны 1812

года в творчестве

писателей (Н.Дурова,

Л. Толстой, Денис

Давыдов, Н.Рыленков)

Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта

лекции.

Рецептивная: Чтение

и полноценное

восприятие произведений

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные

вопросы.


Предметные: знать основные

закономерности историко-литературного процесса начала XIX века

Метапредметные: уметь составлять тезисный план, выступать с сообщением на

литературную тему.

Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, понимать связь

художественной литературы

и культуры с событиями эпохи

Самостоятельная работа: составить толковый словарь военных терминов.


10

Война 1812 года

и Смоленщина

1

Литература и другие

Виды искусства:

изображение

партизанской войны на

полотнах Верещагина

Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта.

Поисковая: установление связей художественного

текста с произведениями

живописи




11

Декабристы – смоляне

и их литературное

творчество.


1

«России верные сыны».

Нравственное кредо лучших людей эпохи (Ф. Глинка,

М. Якушкин, П. Каховский)


Репродуктивная:

составление тезисного плана или конспекта.


Предметные: знать имена декабристов и их литературное творчество

Метапредметные: понимать влияние исторических событий

на творческий процесс: идею, тему произведения

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических и традиционных ценностей российского общества, понимать связь художественной литературы и культуры с событиями эпохи


12

«Смоленский Дюма»

А.Вонлярлярский и его

романы

1

Относительность понятия

«забытые имена».

«Смоленский Дюма»


Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта лекции.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные

вопросы.


Предметные: знать определение и особенности беллетристики – произведений для лѐгкого чтения.

Метапредметные: уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ и выступать с сообщением

на заданную тему

Личностные: знакомство с богатым литературным наследием малой Родины


13

Человек на земле хозяин.

Смоленские публицисты

XIX века

1

Краткий обзор жизни и

Творчества А.Н.Энгельгардта,

Н.В.Шелгунова, М.К.Цебриковой.

Роль публицистики в

решении проблем,

важных общественных вопросов XIX века

Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта

лекции.

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные

вопросы.

Предметные: знать основные темы и проблемы, получившие

развитие в публицистике XIX века; в чѐм своеобразие

творческой манеры

писателей-публицистов.

Метапредметные: уметь анализировать произведения в единстве формы и содержания; составлять развѐрнутый план

Личностные: нравственная красота человека. Что это такое?


14

Талашкино – культурный

центр России


1

Обзор жизни и творчества

М.Тенишевой.

История рода.

Роль М. Тенишевой в

развитии искусства,

народных промыслов


Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта, лекции.

Исследовательская:

Создание сценария

заочной экскурсии в

Талашкино


Предметные: знать биографические сведения о М.Тенишевой.

Метапредметные: уметь найти информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ, выступать с сообщением

на заданную тему.

Личностные: знакомство с богатым культурным наследием малой Родины


15

Литература и другие

виды искусства

1

Значение Талашкина в

жизни Рериха, Серова,

Коровина.

Язык природы и живописи

на полотнах художников

Поисковая: установление

связей художников с

Талашкиным.

Продуктивная творческая:

Создание видеопроекта

на заданную тему

Предметные: понимать связь литературы с другими видами искусства

Метапредметные: уметь найти информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ, выступать с сообщением

на заданную тему.

Проект: составить литературный кроссворд для телевизионной игры «Поле чудес»


16

А.Беляев - основоположник

русской научной фантастики


1

Фантасты живут на

Смоленщине.

Своеобразие личности и

творчества знаменитого

фантаста

Рецептивная: чтение и

Полноценное восприятие

текста произведения.

Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции.

Продуктивная творческая:

устное словесное рисование, ответы на проблемные вопросы

Предметные: знать художественные особенности произведения жанра фантастического романа



17

Булгаков и Смоленщина


1

Идейное и художественное

своеобразие произведений

М.А,Булгакова, связанных

со Смоленщиной


Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта лекции.

Рецептивная: чтение

и полноценное восприятие

текста произведения.


Предметные: знать содержание рассказов, их идейно-художественное своеобразие.

Метапредметные: уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя, выступать с сообщениями на заданную тему

Личностные: Булгаков и Сычевка


18

Литература 20-30 годов 20 в. Смоленские страницы творчества И.С.Соколова-

Микитова, М.Пришвина


1

Художественный мир

И.С.Соколова- Микитова.

Факты биографии, страницы

творчества, связанные

со Смоленщиной


Репродуктивная:

составление тезисного плана или конспекта лекции, выборочный пересказ эпизода

Рецептивная: чтение и

полноценное восприятие

текста произведения.


Предметные: знать особенности

сопоставительного анализа, особенности стиля писателя

Метапредметные: уметь составлять тезисный план или конспект, выступать с сообщениями на заданную тему; анализировать и интерпретировать

художественный текст

Личностные: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры


19

Смоленские страницы

творчества М.Пришвина

1

Жизнь и деятельность

писателя на дорогобужской

земле.

Воспоминания смолян о

И.С.Соколова-Микитова

Рецептивная: чтение

и полноценное восприятие

текста.

Исследовательская: анализ

текста произведения


20

Литература 20-30 годов

XX века.

Смоленские страницы

творчества И.С.Соколова-

Микитова, М.Пришвина

1

Жизнь и деятельность

Пришвина на дорогобужской земле.

М.М.Пришвин-педагог,

создатель краеведческого

музея (очерки «Школьная

Робинзонада»

Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта лекции, осмысление

сюжета произведения,

изображѐнных в нѐм

событий и характеров


Предметные: знать особенности

автобиографической прозы

М.М.Пришвина

Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать

художественный текст, используя сведения из истории и теории литературы, уметь сопоставлять

особенности творческой манеры писателей, работающих в жанре

автобиографической прозы

Личностные: знакомство с богатым литературным наследием малой Родины


21

Литература 20-30 годов

XX века.

Смоленские страницы

творчества И.С.Соколова-

Микитова, М.Пришвина

1

Место «Смоленской темы» в

«Охоте за счастьем».

Тема добра в творчестве.

Репродуктивная:

Составление тезисного

плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведения, изображѐнных в нѐм событий и характеров


22

Смоленская поэтическая

школа, еѐ своеобразие


1

Краткий обзор жизни и

творчества М.Исаковского.

Своеобразие художественного мира поэта.

М.Исаковский –основатель

Смоленской поэтической

школы


Исследовательская:

создание сценария

заочной экскурсии

«На родине Исаковского»

Продуктивная творческая:

написание сочинения-

рассуждения «Край мой

Смоленский, край мой

родимый»


Предметные: знать основные факты биографии и этапы творческого пути М.Исаковского, Н.И.Рыленкова, А. Т.Твардовского, характерные особенности песенной лирики Рыленкова, Исаковского,

А. Т.Твардовского

Метапредметные: уметь составлять историко- культурную таблицу,

аргументированно отвечать

на вопросы, уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказа, объяснять стилевые особенности песенной

лирики поэтов, выбирать

определѐнный вид

комментария в зависимости

от поставленной задачи

Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, знакомство с богатым литературным наследием малой Родины


23

Смоленская поэтическая

школа, еѐ своеобразие


1

Н.И.Рыленков. Этапы

жизни и творчества поэта.

Малая и большая родина в его творчестве.

История родного края на

страницах его произведений

Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта лекции.

Рецептивная: чтение и

полноценное восприятие

текста.




24

Смоленская поэтическая

школа, еѐ своеобразие


1

Песни Исаковского и

Рыленкова, ставшие народными.

Фольклоризм

художественной манеры

поэтов, особенности стиля.


Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта лекции.

Рецептивная: чтение

и полноценное восприятие

текста.

Исследовательская:

сравнительный анализ

стихотворений

Поисковая: составление

литературно-музыкальной

композиции


25

Смоленская поэтическая

школа, еѐ своеобразие


1

Смоленские страницы жизни и творчества

А. Т.Твардовского.

Малая и большая родина.

Тема исторической памяти

в творчестве Исаковского


Репродуктивная:

составление тезисного

плана или конспекта

лекции.

Рецептивная: чтение и

полноценное восприятие

текста.

Исследовательская:

сравнительный анализ

стихотворений


26

Ради жизни на земле

1

Военные дороги Смоленщины на страницах

дневников, очерков

повестей (М.Шолохов,

К.Симонов)

Рецептивная: чтение и

Полноценное восприятие

эпизодов, воссоздающих события Великой

Отечественной войны

Поисковая:

комментированное

чтение эпизодов

Предметные: знать, в чѐм заключается идейная направленность произведений о Великой Отечественной войне, знать факты биографии поэтов, средства художественной

выразительности поэтических текстов.

Метапредметные: уметь проводить сравнительный анализ поэтических текстов, героев событий, отвечая на

проблемные вопросы,

оптимально использовать

как исторический, так и

литературный фон, составлять исторический комментарий к тексту; анализировать

и интерпретировать

художественный текст, понимать специфику художественного

произведения, вымысел и правда

Личностные: привитие любви к произведениям о Великой Отечественной войне, воспитание патриотического сознания.

Самостоятельная работа: подобрать стихи Сычевских поэтов о Великой Отечественной войне.


27

Ради жизни на земле

1

Их молодость совпала с

войной (В.Звездаева,

Н.Журкович, Л.Леонов,

К.Федин)

Рецептивная: чтение и

Полноценное восприятие

эпизодов, воссоздающих события Великой

Отечественной войны

Исследовательская:

сравнительный анализ

литературных и

исторических источников


28

Ради жизни на земле

1

«Строка, оборванная улей..» Стихи поэтов, погибших

на войне

Рецептивная: чтение и

полноценное восприятие

стихотворений

Продуктивная творческая:

выразительное чтение

стихотворений


29

Литература второй

половины XX века

1

Произведения о

восстановлении родного

края, о трудовом подвиге

смолян (Е.Марьенков,

Н.Рыленков, А.Твардовский)

Раздумья о времени и о

себе (Смоленщина в

литературе 60-80 годов:

проза, публицистика, поэзия).

Составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведений, изображѐнных в нѐм событий и характеров

Рецептивная: чтение и

полноценное восприятие

произведений

Поисковая: составление

литературного монтажа

о жизни Смоленщины

второй половины XX века,

отражѐнной в творчестве

писателей и поэтов

Смоленщины

Предметные: знать основные

закономерности историко-

литературного процессов, знать особенности разных жанров литературы

Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать тексты художественных произведений, находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ и выступать с сообщениями на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст.

Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.



30

Литературная Смоленщина

наших дней

1

Литературная Смоленщина

наших дней (обзор)

Репродуктивная:

выборочный пересказ,

ответы на вопросы

репродуктивного характера

Продуктивная творческая:

обсуждение материалов

презентации


Предметные: знать темы, проблематику литературы наших дней

Метапредметные: уметь отбирать материал для составления развѐрнутого плана, анализировать и интерпретировать тексты художественных произведений

Личностные: потребность в самовыражении через слово, воспитание любви к родному краю, «малой» Родине.

Проект «Моя родная сторона,

Смоленщина моя»




31

Итоговое тестирование (промежуточная аттестация)

1

Тестирование по курсу литературы Смоленщины

самостоятельный поиск ответов на проблемные

вопросы.

Предметные: знать содержание курса литературы Смоленщины за курс 9 класса

Метапредметные: уметь отбирать материал для ответов на вопросы теста

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию



32

Повторительно-

обобщающий урок



1

Защита проекта «Моя

родная сторона,

Смоленщина моя»

Продуктивная творческая:

защита индивидуальных

авторских проектов.

Выступления обучающихся, работа в группах, рецензия

выступлений обучающихся

Предметные: знать темы, проблематику произведений курса «Литература Смоленщины»

Метапредметные: уметь отбирать материал для составления проекта.

Личностные: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, воспитание любви к родному краю, «малой» Родине.


33

Повторительно-

обобщающий урок

1


34

Резервный урок



1