№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Виды деятельности | Планируемые результаты | Дата |
1 | Введение. Литература Смоленщины. Литературная карта Смоленской области | 1 | «Моя родная сторона» Литературное краеведение Литературная карта Смоленской области. | Составление литературной карты, тезисного плана или конспекта лекции | Предметные: знать основные закономерности литературного краеведения как составной части науки о литературе, «литературные гнѐзда» Смоленщины. Метапредметные: составить тезисный план или конспект. Личностные: воспитание любви к родному краю; знакомство с архитектурными и природными памятниками Смоленщины, историческими и культурными событиями, наиболее характерными для родного края. | |
2 | Фольклор Смоленщины | 1 | Собиратели и исследователи Смоленского фольклора | Работа со словарѐм литературоведческих терминов, составление таблицы | Предметные: знать исследователей и собирателей Смоленского фольклора. Метапредметные: уметь составить тезисный план, конспект, вести в тетради записи «для памяти» Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, воспитание любви к обрядовым и лирическим песням. | |
3 | Основные жанры фольклора | 1 | Жанры фольклора, бытующие на Смоленщине. Отражение истории края, быта в фольклоре. Роль фольклора в развитии литературы Смоленщины. | Чтение и полноценное восприятие произведений фольклора. Продуктивная творческая: Выразительное чтение произведений. Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | Предметные: знать жанры фольклора, предметы народных промыслов. Метапредметные: уметь выразительно читать произведения фольклора, выступать с сообщениями, отвечать на вопросы. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; исполнение произведений народной поэзии (песни, частушки, легенды, предания) Практическая работа: сделать сборники русских народных песен (обрядовых или лирических песен – запись фольклорных песен) | |
4 | Смоляне в древнерусской литературе | 1 | История и литература Древней Смоленщины в контексте истории древней Руси: первое упоминание О Смоленске, Смоленск в составе Киевской Руси, Первые святые. «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха» и др. | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста произведений фольклора. | Предметные: знать основные закономерности историко- литературного процесса Смоленщины. Метапредметные: уметь анализировать тексты с позиции историко- культурного контекста Личностные: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, героики. Проект: «Отголоски «Плача Ярославны» в стихотворении Глинки «Сетование русской девы» | |
5 | Смоляне в древнерусской литературе | 1 | Независимое Смоленское княжество. «Житие Авраама Смоленского», «Слово о полку Игореве», Набеги татар. «Повесть о Меркурии Смоленском» | |
6 | Литературная жизнь Смоленщины XVIII – начала XIX века | 1 | Общая характеристика эпохи (Пѐтр I и его реформы). Театр на Смоленщине | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: Чтение и полноценное восприятие произведений фольклора. Поисковая: установление связей худ. текста с произведениями киноискусства | Предметные: знать основные закономерности историко- литературного процесса, идейно- художественные особенности конфликта, жанра и композиции драматургического произведения. Метапредметные: уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу. Личностные: воспитание патриотизма, формирование национального самосознания | |
7 | Литературная Жизнь Смоленщины XVIII–начала XIX века | 1 | Смоленск конца XVIII века в повести Ф.Эттингера «Башня Веселуха» и Б.Кудимова «Мартын – живописец» | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведений фольклора. Поисковая: установление связей художественного текста с произведениями живописи | Предметные: знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве конца XVIII-начала XIX века. Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать текст произведения Личностные: воспитание чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; воспитание любви к театру, драматургии. Практическая работа: по фрагменту пьесы оформить афишу, изготовить программку с перечнем действующих лиц и исполнителей. | |
8 | «Смоленская тема» в творчестве писателей и поэтов XIX века | 1 | Грибоедов и Смоленщина Смоляне в окружении А.С. Пушкина. Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики. | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Поисковая: адресаты лирики А.С. Пушкина и их корни на Смоленщине Исследовательская: Анализ стихотворения и история его создания | Предметные: знать основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина и А.С. Грибоедова в контексте историко-литературных событий на Смоленщине. Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать стихотворение | |
9 | Война 1812 года и Смоленщина | 1 | Отражение войны 1812 года в творчестве писателей (Н.Дурова, Л. Толстой, Денис Давыдов, Н.Рыленков) | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: Чтение и полноценное восприятие произведений Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | Предметные: знать основные закономерности историко-литературного процесса начала XIX века Метапредметные: уметь составлять тезисный план, выступать с сообщением на литературную тему. Личностные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, понимать связь художественной литературы и культуры с событиями эпохи Самостоятельная работа: составить толковый словарь военных терминов. | |
10 | Война 1812 года и Смоленщина | 1 | Литература и другие Виды искусства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта. Поисковая: установление связей художественного текста с произведениями живописи | |
11 | Декабристы – смоляне и их литературное творчество. | 1 | «России верные сыны». Нравственное кредо лучших людей эпохи (Ф. Глинка, М. Якушкин, П. Каховский) | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта. | Предметные: знать имена декабристов и их литературное творчество Метапредметные: понимать влияние исторических событий на творческий процесс: идею, тему произведения Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических и традиционных ценностей российского общества, понимать связь художественной литературы и культуры с событиями эпохи | |
12 | «Смоленский Дюма» А.Вонлярлярский и его романы | 1 | Относительность понятия «забытые имена». «Смоленский Дюма» | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта лекции. Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | Предметные: знать определение и особенности беллетристики – произведений для лѐгкого чтения. Метапредметные: уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ и выступать с сообщением на заданную тему Личностные: знакомство с богатым литературным наследием малой Родины | |
13 | Человек на земле хозяин. Смоленские публицисты XIX века | 1 | Краткий обзор жизни и Творчества А.Н.Энгельгардта, Н.В.Шелгунова, М.К.Цебриковой. Роль публицистики в решении проблем, важных общественных вопросов XIX века | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта лекции. Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | Предметные: знать основные темы и проблемы, получившие развитие в публицистике XIX века; в чѐм своеобразие творческой манеры писателей-публицистов. Метапредметные: уметь анализировать произведения в единстве формы и содержания; составлять развѐрнутый план Личностные: нравственная красота человека. Что это такое? | |
14 | Талашкино – культурный центр России | 1 | Обзор жизни и творчества М.Тенишевой. История рода. Роль М. Тенишевой в развитии искусства, народных промыслов | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта, лекции. Исследовательская: Создание сценария заочной экскурсии в Талашкино | Предметные: знать биографические сведения о М.Тенишевой. Метапредметные: уметь найти информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ, выступать с сообщением на заданную тему. Личностные: знакомство с богатым культурным наследием малой Родины | |
15 | Литература и другие виды искусства | 1 | Значение Талашкина в жизни Рериха, Серова, Коровина. Язык природы и живописи на полотнах художников | Поисковая: установление связей художников с Талашкиным. Продуктивная творческая: Создание видеопроекта на заданную тему | Предметные: понимать связь литературы с другими видами искусства Метапредметные: уметь найти информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ, выступать с сообщением на заданную тему. Проект: составить литературный кроссворд для телевизионной игры «Поле чудес» | |
16 | А.Беляев - основоположник русской научной фантастики | 1 | Фантасты живут на Смоленщине. Своеобразие личности и творчества знаменитого фантаста | Рецептивная: чтение и Полноценное восприятие текста произведения. Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Продуктивная творческая: устное словесное рисование, ответы на проблемные вопросы | Предметные: знать художественные особенности произведения жанра фантастического романа | |
17 | Булгаков и Смоленщина | 1 | Идейное и художественное своеобразие произведений М.А,Булгакова, связанных со Смоленщиной | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста произведения. | Предметные: знать содержание рассказов, их идейно-художественное своеобразие. Метапредметные: уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя, выступать с сообщениями на заданную тему Личностные: Булгаков и Сычевка | |
18 | Литература 20-30 годов 20 в. Смоленские страницы творчества И.С.Соколова- Микитова, М.Пришвина | 1 | Художественный мир И.С.Соколова- Микитова. Факты биографии, страницы творчества, связанные со Смоленщиной | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции, выборочный пересказ эпизода Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста произведения. | Предметные: знать особенности сопоставительного анализа, особенности стиля писателя Метапредметные: уметь составлять тезисный план или конспект, выступать с сообщениями на заданную тему; анализировать и интерпретировать художественный текст Личностные: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры | |
19 | Смоленские страницы творчества М.Пришвина | 1 | Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле. Воспоминания смолян о И.С.Соколова-Микитова | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Исследовательская: анализ текста произведения | |
20 | Литература 20-30 годов XX века. Смоленские страницы творчества И.С.Соколова- Микитова, М.Пришвина | 1 | Жизнь и деятельность Пришвина на дорогобужской земле. М.М.Пришвин-педагог, создатель краеведческого музея (очерки «Школьная Робинзонада» | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведения, изображѐнных в нѐм событий и характеров | Предметные: знать особенности автобиографической прозы М.М.Пришвина Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать художественный текст, используя сведения из истории и теории литературы, уметь сопоставлять особенности творческой манеры писателей, работающих в жанре автобиографической прозы Личностные: знакомство с богатым литературным наследием малой Родины | |
21 | Литература 20-30 годов XX века. Смоленские страницы творчества И.С.Соколова- Микитова, М.Пришвина | 1 | Место «Смоленской темы» в «Охоте за счастьем». Тема добра в творчестве. | Репродуктивная: Составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведения, изображѐнных в нѐм событий и характеров | |
22 | Смоленская поэтическая школа, еѐ своеобразие | 1 | Краткий обзор жизни и творчества М.Исаковского. Своеобразие художественного мира поэта. М.Исаковский –основатель Смоленской поэтической школы | Исследовательская: создание сценария заочной экскурсии «На родине Исаковского» Продуктивная творческая: написание сочинения- рассуждения «Край мой Смоленский, край мой родимый» | Предметные: знать основные факты биографии и этапы творческого пути М.Исаковского, Н.И.Рыленкова, А. Т.Твардовского, характерные особенности песенной лирики Рыленкова, Исаковского, А. Т.Твардовского Метапредметные: уметь составлять историко- культурную таблицу, аргументированно отвечать на вопросы, уметь отбирать материал для выборочного и краткого пересказа, объяснять стилевые особенности песенной лирики поэтов, выбирать определѐнный вид комментария в зависимости от поставленной задачи Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении, знакомство с богатым литературным наследием малой Родины | |
23 | Смоленская поэтическая школа, еѐ своеобразие | 1 | Н.И.Рыленков. Этапы жизни и творчества поэта. Малая и большая родина в его творчестве. История родного края на страницах его произведений | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. | |
24 | Смоленская поэтическая школа, еѐ своеобразие | 1 | Песни Исаковского и Рыленкова, ставшие народными. Фольклоризм художественной манеры поэтов, особенности стиля. | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Поисковая: составление литературно-музыкальной композиции | |
25 | Смоленская поэтическая школа, еѐ своеобразие | 1 | Смоленские страницы жизни и творчества А. Т.Твардовского. Малая и большая родина. Тема исторической памяти в творчестве Исаковского | Репродуктивная: составление тезисного плана или конспекта лекции. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений | |
26 | Ради жизни на земле | 1 | Военные дороги Смоленщины на страницах дневников, очерков повестей (М.Шолохов, К.Симонов) | Рецептивная: чтение и Полноценное восприятие эпизодов, воссоздающих события Великой Отечественной войны Поисковая: комментированное чтение эпизодов | Предметные: знать, в чѐм заключается идейная направленность произведений о Великой Отечественной войне, знать факты биографии поэтов, средства художественной выразительности поэтических текстов. Метапредметные: уметь проводить сравнительный анализ поэтических текстов, героев событий, отвечая на проблемные вопросы, оптимально использовать как исторический, так и литературный фон, составлять исторический комментарий к тексту; анализировать и интерпретировать художественный текст, понимать специфику художественного произведения, вымысел и правда Личностные: привитие любви к произведениям о Великой Отечественной войне, воспитание патриотического сознания. Самостоятельная работа: подобрать стихи Сычевских поэтов о Великой Отечественной войне. | |
27 | Ради жизни на земле | 1 | Их молодость совпала с войной (В.Звездаева, Н.Журкович, Л.Леонов, К.Федин) | Рецептивная: чтение и Полноценное восприятие эпизодов, воссоздающих события Великой Отечественной войны Исследовательская: сравнительный анализ литературных и исторических источников | |
28 | Ради жизни на земле | 1 | «Строка, оборванная улей..» Стихи поэтов, погибших на войне | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений | |
29 | Литература второй половины XX века | 1 | Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков, Н.Рыленков, А.Твардовский) Раздумья о времени и о себе (Смоленщина в литературе 60-80 годов: проза, публицистика, поэзия). | Составление тезисного плана или конспекта лекции, осмысление сюжета произведений, изображѐнных в нѐм событий и характеров Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведений Поисковая: составление литературного монтажа о жизни Смоленщины второй половины XX века, отражѐнной в творчестве писателей и поэтов Смоленщины | Предметные: знать основные закономерности историко- литературного процессов, знать особенности разных жанров литературы Метапредметные: уметь анализировать и интерпретировать тексты художественных произведений, находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать еѐ и выступать с сообщениями на заданную тему, анализировать и интерпретировать текст. Личностные: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | |
30 | Литературная Смоленщина наших дней | 1 | Литературная Смоленщина наших дней (обзор) | Репродуктивная: выборочный пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера Продуктивная творческая: обсуждение материалов презентации | Предметные: знать темы, проблематику литературы наших дней Метапредметные: уметь отбирать материал для составления развѐрнутого плана, анализировать и интерпретировать тексты художественных произведений Личностные: потребность в самовыражении через слово, воспитание любви к родному краю, «малой» Родине. Проект «Моя родная сторона, Смоленщина моя» | |
31 | Итоговое тестирование (промежуточная аттестация) | 1 | Тестирование по курсу литературы Смоленщины | самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. | Предметные: знать содержание курса литературы Смоленщины за курс 9 класса Метапредметные: уметь отбирать материал для ответов на вопросы теста Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
32 | Повторительно- обобщающий урок | 1 | Защита проекта «Моя родная сторона, Смоленщина моя» | Продуктивная творческая: защита индивидуальных авторских проектов. Выступления обучающихся, работа в группах, рецензия выступлений обучающихся | Предметные: знать темы, проблематику произведений курса «Литература Смоленщины» Метапредметные: уметь отбирать материал для составления проекта. Личностные: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, воспитание любви к родному краю, «малой» Родине. | |
33 | Повторительно- обобщающий урок | 1 | |
34 | Резервный урок | 1 | | | | |