№ п/п | Тема урока | Количест-во часов | Дата |
план | факт |
1. | В мире книг. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами | 1 | | |
2. | Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности | 1 | | |
3. | Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем | 1 | | |
4. | Художественные особенности волшебной сказки разного вида (о животных, бытовые) | 1 | | |
5. | Былина как народный песенный сказ о героическом событии. Фольклорные особенности: выразительность, напевность исполнения. | 1 | | |
6. | Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен | 1 | | |
7. | Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | | |
8. | Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | | |
9. | Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк». Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина) | 1 | | |
10. | Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» | 1 | | |
11. | Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка "Сивка-бурка" | 1 | | |
12. | Пословицы народов России. Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки… | 1 | | |
13. | Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок. Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество) | 1 | | |
14. | Работа с детскими книгами. Проект: составляем словарь устаревших слов | 1 | | |
15. | Резервный урок. Работа со словарём: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике. Проект "Словарь устаревших слов" | 1 | | |
16. | Историческая обстановка как фон создания произведения (на примере былин). Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XIX-XX веков | 1 | | |
17. | Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирических произведениях поэтов XIX-XX веков | 1 | | |
18. | Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Листья» | 1 | | |
19. | Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.Н. Майкова «Осень» | 1 | | |
20. | Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях , А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…» , И. С. Никитин "Встреча зимы" | 1 | | |
21. | Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Детство", "Зима" | 1 | | |
22. | Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок) | 1 | | |
23. | Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. Наблюдение за словами и выражениями, с помощью которых создаются картины зимы. На примере произведения Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок) | 1 | | |
24. | Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор | 1 | | |
25. | А.С. Пушкин – великий русский поэт. Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм | 1 | | |
26. | Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 1 | | |
27. | Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета | 1 | | |
28. | Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина | 1 | | |
29. | Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. . Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» | 1 | | |
30. | Роль интерьера. Иллюстрации Билибина (описание интерьера) | 1 | | |
31. | Составление устного рассказа «Почему я люблю сказки А. С. Пушкина». Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» | 1 | | |
32. | И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в его баснях | 1 | | |
33. | Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки | 1 | | |
34. | Знакомство с произведениями И. А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен. Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка. | 1 | | |
35. | Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж | 1 | | |
36. | Жанровое многообразие произведений Л.H. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль | 1 | | |
37. | Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др. | 1 | | |
38. | Различение рассказчика и автора произведения. На примере рассказа Л.Н. Толстого «Акула» | 1 | | |
39. | Разные виды планов на примере произведения Л. Н. Толстого «Акула» | 1 | | |
40. | Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого | 1 | | |
41. | Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана. | 1 | | |
42. | Выделение структурных частей композиции (начало действия, завязка, кульминация, развязка) произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» и других по выбору. | 1 | | |
43. | Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были «Прыжок» Л.Н. Толстого | 1 | | |
44. | Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого. Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество Л.Н. Толстого» | 1 | | |
45. | Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации | 1 | | |
46. | Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца...» | 1 | | |
47. | Особенности литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»: анализ сюжета, композиции. Осознание главной мысли (идеи) сказки | 1 | | |
48. | Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», Д. Н.. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца…" | 1 | | |
49. | Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. Произведения по выбору. Составление устного рассказа «Моя любимая книга» | 1 | | |
50. | Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой» | 1 | | |
51. | Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей» | 1 | | |
52. | Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка...» и «Слон» | 1 | | |
53. | Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка | 1 | | |
54. | Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Любить Родину — значит знать её историю | 1 | | |
55. | Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На пример произведения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине | 1 | | |
56. | Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | | |
57. | Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского «Наше отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны | 1 | | |
58. | Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л. Пантелеева «На ялике» | 1 | | |
59. | Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич». Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа | 1 | | |
60. | Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина "Берёза", "Черёмуха" и др. Работа со стихотворением С.А. Есенина «Берёза»: средства выразительности в произведении | 1 | | |
61. | Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва. Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» | 1 | | |
62. | Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Работа с детской книгой и справочной литературой | 1 | | |
63. | Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей | 1 | | |
64. | Осознание понятий верность и преданность животных. Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш» | 1 | | |
65. | Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш» | 1 | | |
66. | Обсуждение проблемы "Что значит любить животных?" на примере рассказа В.Ю. Драгунского "Он живой и светится" | 1 | | |
67. | Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» | 1 | | |
68. | Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Работа с рассказом: анализ композиции, составление плана | 1 | | |
69. | Произведения К.Г. Паустовского о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос». Особенности композиции, составление плана рассказа | 1 | | |
70. | Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну» | 1 | | |
71. | Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну» | 1 | | |
72. | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных» | 1 | | |
73. | Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", "Голос в лесу" | 1 | | |
74. | Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А.Бунина «Первый снег» | 1 | | |
75. | Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день» | 1 | | |
76. | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века» | 1 | | |
77. | Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XX века | 1 | | |
78. | Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях. Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов | 1 | | |
79. | Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. На примере произведения М.М. Зощенко "Золотые слова". Особенности юмористических произведений | 1 | | |
80. | Основные события сюжета произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки). Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения . | 1 | | |
81. | Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки) | 1 | | |
82. | Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | | |
83. | Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле». Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка | 1 | | |
84. | Особенности юмористических произведений Н.Н.Носова и других авторов на выбор. Комичность как основа сюжета рассказов | 1 | | |
85. | Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. | 1 | | |
86. | Составление юмористического рассказа. Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений | 1 | | |
87. | Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений. Работа с книгами о детях: написание отзыва | 1 | | |
88. | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях» | 1 | | |
89. | Работа с книгами о детях: составление аннотации | 1 | | |
90. | Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. | 1 | | |
91. | Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро. | 1 | | |
92. | Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) на примере сказки "Гадкий утёнок" | 1 | | |
93. | Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказки Х.-К. Андерсена "Гадкий утёнок" | 1 | | |
94. | Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона «Бурый волк» | 1 | | |
95. | Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк» | 1 | | |
96. | Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. Осознание нравственно-этических понятий: верность и преданность животных. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк» | 1 | | |
97. | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежная литература» | 1 | | |
98. | Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений | 1 | | |
99. | Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи» | 1 | | |
100. | Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи» | 1 | | |
101. | Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 3 классе | 1 | | |
102. | Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога | 1 | | |