Номер урока | Тема урока | Дата проведения |
Самое великое чудо на свете 2 ч |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | |
2 | Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. | |
Устное народное творчество 14 ч |
3 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | |
4 | Докучные сказки. Р р Сочинение докучных сказок. | |
5 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |
6 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. | |
7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. | |
8 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героев сказки. | |
9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Составление плана сказки. | |
10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. | |
11 | Проверка навыка чтения вслух. | |
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки. | |
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Составление плана сказки. | |
14 | Устное народное творчество. Проверочная работа. | |
15 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | |
16 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. | |
Поэтическая тетрадь 1 11 ч |
17 | Знакомство с названием раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. | |
18 | Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Звукопись, её художественно-выразительное значение. | |
19 | Ф. Тютчев «Листья». Олицетворение – средство художественной выразительности. | |
20 | Р р Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | |
21 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты - слова, рисующие картины природы. | |
22 | И. Никитин «Полно, степь моя...». Заголовок стихотворения. Олицетворение как приём создания картины природы. | |
23 | И. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы. | |
24 | И. Суриков. «Детство». Выразительное чтение стихотворения. | |
25 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |
26 | Путешествие в Литературную страну. Поэтическая тетрадь. Обобщение. | |
27 | Поэтическая тетрадь. Проверочная работа. | |
Великие русские писатели 25 ч |
28 | Знакомство с названием раздела. Р р Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина». | |
29 | А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин». Лирические стихотворения. | |
30 | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Настроение стихотворения. Приём контраста как средство создания картин. | |
31 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Звукопись, её выразительное значение. | |
32 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. | |
33 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. | |
34 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Деление текста на части. | |
35 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. | |
36 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | |
37 | И. Крылов. Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | |
38 | Басня как жанр литературы. И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки». Мораль басен. | |
39 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю. | |
40 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков. Нравственный урок читателю. | |
41 | Р р Инсценирование басен И. А. Крылова. | |
42 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | |
43 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком». Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | |
44 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. | |
45 | Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | |
46 | Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | |
47 | Л.Н. Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). | |
48 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Составление различных вариантов плана. | |
49 | Р р Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному. | |
50 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | |
51 | Великие русские писатели. Литературный праздник. | |
52 | Великие русские писатели. Проверочная работа. | |
Поэтическая тетрадь 2 7 ч |
53 | Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов. «Славная осень!» Стихотворения о природе. | |
54 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Средства художественной выразительности. | |
55 | Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. | |
56 | Проверка навыка чтения вслух. | |
57 | К. Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин. | |
58 | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». Выразительное чтение стихотворений. | |
59 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. | |
Литературные сказки 9 ч |
60 | Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. | |
61 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной сказок. | |
62 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. | |
63 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | |
64 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | |
65 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. | |
66 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Составление плана сказки. | |
67 | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ сказки. | |
68 | Литературные сказки. Проверочная работа. | |
Были-небылицы 10 ч |
69 | Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». | |
70 | М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. | |
71 | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | |
72 | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. | |
73 | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Подробный и выборочный пересказ произведения. | |
74 | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. | |
75 | А. Куприн. «Слон». Составление различных вариантов плана. | |
76 | А. Куприн. «Слон». Подробный и выборочный пересказ произведения. | |
77 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». | |
78 | Были-небылицы. Проверочная работа. | |
Поэтическая тетрадь 1 6 ч |
79 | Знакомство с разделом. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» Авторское отношение к изображаемому. | |
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | |
81 | А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. | |
82 | А. Блок «Сны», «Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | |
83 | С. Есенин «Черемуха». Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. | |
84 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа. | |
Люби живое 16 ч |
85 | Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Основная мысль текста. | |
86 | М. Пришвин «Моя Родина». Р р Сочинение на основе художественного текста. | |
87 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Название произведения. Главный герой произведения. | |
88 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | |
89 | В. Белов «Малька провинилась». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | |
90 | В. Белов «Ещё про Мальку». Выразительное чтение произведения. | |
91 | В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | |
92 | В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | |
93 | Б. Житков «Про обезьянку». Выразительное чтение произведения. | |
94 | Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Характеристика героев. | |
95 | Б. Житков «Про обезьянку». Составление синквейна о главном герое. Краткий пересказ. | |
96 | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. Характеристика героев. | |
97 | В. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | |
98 | В. Драгунский «Он живой и светится». Р р Обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь. | |
99 | Урок-конференция «Земля - наш дом родной». | |
100 | Люби живое. Проверочная работа. | |
Поэтическая тетрадь 2 8 ч |
101 | Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днём». Выразительное чтение стихотворения. | |
102 | С. Маршак «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | |
103 | А. Барто «Разлука». Выразительное чтение стихотворения. | |
104 | А. Барто «В театре». Нравственный смысл произведения. | |
105 | С. Михалков «Если». Выразительное чтение стихотворения. | |
106 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Сравнение двух произведений: «В лесу над росистой поляной…» С. Маршака и «Кукушка» Е. Благининой. | |
107 | Проект «Праздник поэзии». Урок-концерт по произведениям изученных авторов | |
108 | Поэтическая тетрадь 2. Проверочная работа. | |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок 12 ч |
109 | Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | |
110 | А. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. Чтение по ролям. | |
111 | А. Платонов «Цветок на земле». Герой рассказа. Характеристика героя. | |
112 | А. Платонов «Ещё мама». Сравнение двух произведений: А. Платонова «Ещё мама» и Л. Толстого «Филипок». | |
113 | А. Платонов «Ещё мама». Составление плана произведения. | |
114 | Проверка навыка чтения вслух. | |
115 | М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Восстановление порядка событий. | |
116 | М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. | |
117 | Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | |
118 | Н. Носов «Телефон». Сборник юмористических рассказов Н. Носова. | |
119 | Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. | |
120 | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | |
По страницам детских журналов 8 ч |
121 | Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» - самый старый детский журнал. По страницам журнала для детей. | |
122 | «Весёлые картинки» - самый старый детский журнал. По страницам журнала для детей. | |
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | |
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | |
125 | Г. Остер «Вредные советы». Р р Создание собственного сборника добрых советов. | |
126 | Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи. | |
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. | |
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Проверочная работа. | |
Зарубежная литература 8 ч |
129 | Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | |
130 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. | |
131 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Деление текста на части. Пересказ. | |
132 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | |
133 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | |
134 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | |
135 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» | |
136 | Путешествие в Литературную страну. Обобщение. | |