№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока | Примечание |
План. | Факт. |
| | | | Раздел 1. Мир детства (13 ч.) Я и книги (4ч.) | |
1 | 1.1 | 9.09 | | Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Испокон века книга растит человека. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Книжка с картинками. | |
2 | 1.2 | 16.09 | | Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). И. А. Гончаров. Фрегат «Паллада» | |
3 | 1.3 | 23.09 | | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол С.Т. Аксаков. Детские годы Багрова - внука | |
4 | 1.4 | 30.09 | | Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. С.Т.Григорьев. Детство Суворова | |
| | | | Я взрослею (4 ч.) | |
5 | 1.5 | 7.10 | | Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Скромность красит человека. Л. Л. Яхнин «Храбрец». И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша». | |
6 | 1.6 | 14.10 | | Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Е. В. Клюев «Шагом марш». | |
7 | 1.7 | 21.10 | | Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). «Любовь все побеждает» Б. П. Екимов «Ночь исцеления». | |
8 | 1.8 | 28.10 | | Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. И. А. Мазнин «Летний ветер». | |
| | | | Я и моя семья (3 ч.) | |
9 | 1.9 | 3.11 | | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Такое разное Детство. К. В. Лукашевич «Мое милое детство». | |
10 | 1.10 | 18.11 | | Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. М. В. Водопьянов «Полярный летчик». | |
11 | 1.11 | 25.11 | | Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.Е. Н. Верейская. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает. | |
| | | | Я фантазирую и мечтаю(2 ч.) | |
12 | 1.12 | 2.12 | | Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Придуманные миры. Т. В. Михеева «Асино лето» | |
13 | 1.13 | 9.12 | | Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. В. П. Крапивин «Голубятня в Орехове». | |
| | | | Раздел 2. Россия – Родина моя (19 ч.) Люди земли Русской (5 ч.) | |
14 | 2.1 | 16.12 | | Умение работать с разными видами информации.Е. В. Мурашова «Каффа» | |
15 | 2.2 | 23.12 | | Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. К. И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасия. | |
16 | 2.3 | 30.12 | | Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. В.А.Гагарин. Мой брат Юрий. | |
17 | 2.4 | 13.01 | | Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Ю. А. Гагарин. Сто восемь минут. | |
18 | 2.5 | 20.01 | | Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Г. С. Титов. Наш Гагарин. | |
| | | | Что мы Родиной зовем (3 ч.) | |
19 | 2.6 | 27.01 | | Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Широка страна моя родная А.Д. Дорофеев. Веретено. | |
20 | 2.7 | 3.02 | | Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Сказ о валдайских колокольчиках. | |
21 | 2.8 | 10.02 | | Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. М. Я. Бородицкая. В гостях у лесника. Г. Я. Снегирёв. Карликовая берёзка. В. Г. Распутин. Саяны. | |
| | | | О родной природе (11 ч.) | |
22 | 2.9 | 17.02 | | Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Мороз не велик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. | |
23 | 2.10 | 3.03 | | Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Морозко. Отрывок из русской народной сказки. | |
24 | 2.11 | 10.03 | | Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.В. Ф. Одоевский. Мороз Иванович. | |
25 | 2.12 | 17.03 | | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Д. Б. Кедрин. Мороз на стеклах | |
26 | 2.13 | 24.03 | | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Н. Н. Асеев. Такой мороз. В. Д. Берестов. Мороз. | |
27 | 2.14 | 7.04 | | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв На небе стукнет, на земле слышно. Загадки | |
28 | 2.15 | 14.04 | | Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.М. М. Зощенко. Гроза. | |
29 | 2.16 | 21.04 | | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. | |
30 | 2.17 | 28.04 | | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).А.А.Блок. Перед грозой. А.А.Блок. После грозы. | |
31 | 2.18 | 5.05 | | Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Ветер, ветер, ты могуч… Загадки | |
32 | 2.19 | 12.05 | | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. В. А. Соловухин. Ветер | |
| | | | Повторение 2 ч. | |
33 | 3.1 | 19.05 | | Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Повторение за год. | |
34 | 3.2 | 26.05 | | Изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Монологическое высказывание «Моё отношение к герою произведения «Сын полка» Творческий проект на тему «Нам не нужна война». Подведение итогов года. | |
Протокол № 1 от 30. 08. 2022г.