№ п/п | Тема урока | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Дата | ЭЦОР | §, страни цы |
Раздел 1. Человек и его социальное окружение (20 часов) |
Социальное становление человека (6 часов) |
1/1-2/2 | Биологическое и социальное в человеке | Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. | Осваивать и применять знания о социальных свойствах человека: распознавать в предлагаемых ситуациях особенности биологического и социального в человеке. Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств; называть особенности, свойственные только человеку | 3.09 10.09 | https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/society/courses/1?grade=6 | §1 |
3/3 | Потребности и способности человека | Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека | Характеризовать основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер: описывать ситуации конкретного содержания. Классифицировать потребности людей: составлять классификационную таблицу на две-три строки | 17.09 | https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a | §4 |
4/4 | Индивид, индивидуальность, личность | Индивид, индивидуальность, личность. | Осваивать и применять знания о формировании личности: находить соответствующие сведения в учебном тексте и сравнительных таблицах. Сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»: различать основные смыслы понятий и отражаемые ими черты природы человека. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к различным способам выражения личной индивидуальности: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления | 24.09 | https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/society/courses/2?grade=6 | §2 |
5/5 | Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста | Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста | Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Искать и извлекать из разных источников информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста: выявлять соответствующие факты в разных адаптированных источниках (в том числе учебных материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете. Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. | 01.10 | https://m.edsoo.ru/f5eb6f34 | §3 |
6/6 | Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция | Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция | Характеризовать особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья: описывать проявления воли, настойчивости, целеустремлённости и других личностных качеств этих людей. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Оценивать собственные поступки и поведение других людей в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Формировать ценностное отношение к окружающим людям. Выявлять причинно-следственные связи при изучении факторов формирования личности. Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления | 8.10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb70a6 | § 5 |
1.2. Деятельность человека. Учебная деятельность школьника (4 часа) |
7/1 | Цели, мотивы и виды деятельности | Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). | Осваивать и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в предлагаемых ситуациях цели и результаты деятельности. Приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях: находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и иллюстрациях, привлекать собственный опыт. Классифицировать по разным признакам виды деятельности человека: выделять основание для классификации и заполнять сравнительную таблицу. Сравнивать виды деятельности (игру, труд, учение): составлять таблицу, выделяя общие черты и различия. Устанавливать и объяснять взаимосвязь целей способов и результатов деятельности: описывать результаты деятельности в зависимости от цели и способа её осуществления | 15.10 | https://uchi.ru/modern-subjects/high-school/society/courses/3?grade=6 | §6 |
8/2 | Познание как вид деятельности | Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. | Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности: объяснять цели и результаты познавательной деятельности в конкретных жизненных ситуациях. | 22.10 | https://m.edsoo.ru/f5eb763c | §7 |
9/3 | Право человека на образование | Право человека на образование. | Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ: находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках. Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, предложенных учителем, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»: составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) роли непрерывного образования | 2 ч 05.11 | https://m.edsoo.ru/f5eb78f8 | § 12 |
10/4 | Школьное образование. Права и обязанности учащегося | Школьное образование. Права и обязанности обучающегося | Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов): заполнять таблицу и составлять план. Оценивать своё отношение к учёбе как к важному виду деятельности и значение получения образования для своего будущего: выражать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Содействовать мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности. Давать адекватную оценку собственному отношению к учению, умению учиться и возможности его развития | 12.11 | https://m.edsoo.ru/f5eb7a74 | § 12 |
1.3.Общение и его роль в жизни человека (2 часа) |
11/1 | Общение и его роль в жизни человека | Общение. Цели и средства общения. | Осваивать и применять знания об общении и его правилах: находить и извлекать из текстов разного характера и жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах, особенностях общения подростков. Сравнивать цели и средства общения: заполнять таблицу. Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, значения личного социального опыта при осуществлении общения в школе, семье, группе сверстников: объяснять результаты общения в конкретных ситуациях с учётом особенностей его современных форм. | 19.11 | https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc | § 8 |
12/2 | Особенности общения подростков. Общение в современных условиях | Особенности общения подростков. Общение в современных условиях | Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к различным формам неформального общения подростков: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях. Оценивать собственные поступки и поведение в ходе общения: выражать свою точку зрения и делать выводы относительно собственного умения общаться со сверстниками, старшими и младшими. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения | 26.11 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eb7d58 | § 8 |
1.4. Человек в малой группе (8 часов) |
13/1 | Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе | Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. | Приводить примеры малых групп, положения человека в группе, проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах. Осваивать и применять знания об особенностях взаимодействия человека с другими людьми в малых группах. Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями; исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлениями лидерства. | 03.12 | https://m.edsoo.ru/f5eb81b8 | §10 |
14/2 | Межличностные отношения (деловые, личные) | Межличностные отношения (деловые, личные). | Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах. Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для активного участия в жизни школы и класса: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. | 10.12 | https://m.edsoo.ru/f5eb835c | §8, с. 69-70 |
15/3 | Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества | Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. | анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в семье. Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с членами семьи. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими: анализировать позиции участников, определять конструктивные модели поведения. | 17.12 | https://m.edsoo.ru/f5eb84ce | § 11 |
16/4 | Семейные традиции. Семейный досуг | Семейные традиции. Семейный досуг. | Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных традиций | 24.12 | https://m.edsoo.ru/f5eb8640 | § 11 |
17/5 | Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками | Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. | Анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и извлекать сведения об отношениях в группе сверстников; находить соответствующие факты в предоставленных учителем текстах и контекстных задачах, иллюстрировать с помощью социальных фактов значимость поддержки сверстников для человека. Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлениями лидерства. | 14.01 | https://m.edsoo.ru/f5eb87b2 | |
18/6 | Конфликты в межличностных отношениях | Конфликты в межличностных отношениях | Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные варианты поведения в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение конфликта. Приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Распознавать невербальные средства общения, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры | 21.01 | https://m.edsoo.ru/f5eb8910 | §9 |
19/7 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" | Повторение и обобщение знаний по теме "Человек и его социальное окружение" | Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задания к предложенным учителем фрагментам. | 28.01 | https://m.edsoo.ru/f5eb8a78 | |
20/8 | Повторительно-обобщающий по теме "Человек и его социальное окружение" | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Человек и его социальное окружение" | Решение заданий впр 1-5 | 4.02 | https://m.edsoo.ru/f5eb8d48 | |
Раздел 2. Общество, в котором мы живём (10 часов) |
2.1. Общество – совместная жизнь людей (2 часа) |
21/1 | Что такое общество. Связь общества и природы | Что такое общество. Связь общества и природы | Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни: определять на основе текстовой и аудиовизуальной информации объекты природы и объекты общества. Приводить примеры взаимосвязи между природой и обществом: иллюстрировать влияние природы на общество и общества на природу фактами из курса истории. Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества на природу: описывать отношение общества к природе на разных этапах истории общества. Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы: формулировать суждения и аргументы, на основе информации, предложенной учителем. Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на охрану природы: выполнять проектные задания. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. | 11.02 | https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8 | § 13 |
22/2 | Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие | Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие | Характеризовать устройство общества и сферы его жизни: опираясь на учебные материалы и предоставленные учителем источники, описывать явления, процессы и объекты, относящиеся к экономической, политической, социальной и духовной жизни. Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве общественной жизни: составлять на основе учебных текстов план. Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Выявлять причинно-следственные связи при изучении сфер общества и их взаимообусловленности. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие общества и человека в обществе | 18.02 | https://m.edsoo.ru/f5eb9054 | § 13 |
2.2. Положение человека в обществе (1 час) |
23/1 | Социальные общности и группы. Положение человека в обществе | Социальные общности и группы. Положение человека в обществе | Осваивать и применять знания о положении человека в обществе: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных формах. Приводить примеры разного положения людей в обществе: моделировать ситуации, отражающие различное положение в обществе различных людей. Классифицировать социальные общности и группы: составлять классификационную таблицу (схему). Сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей: заполнять сравнительную таблицу, устанавливать основания для сравнения. Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные задания (индивидуально и в группе) по поиску и изучению примеров реализованных возможностей изменения людьми своего социального положения. Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом. Выявлять причинно-следственные связи при изучении возможностей изменения человеком своего положения в обществе. Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления | 25.02 | https://m.edsoo.ru/f5eb91c6 | § 16 |
2.3. Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики (1 час) |
24/1 | Что такое экономика? | Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны | Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества: читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках. Сравнивать различные формы хозяйствования: преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Приводить примеры видов экономической деятельности: отбирать соответствующие ситуации на основе иллюстраций и описаний. Устанавливать взаимосвязи деятельности основных участников экономики: описывать их взаимодействие на основе предоставленных учителем источников. Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задание к предложенному учителем фрагменту. Использовать основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной жизни для защиты прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность. Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности. Выявлять и характеризовать существенные признаки экономической деятельности, устанавливая основания для сравнения | 4.03 | https://m.edsoo.ru/f5eb932e | § 15 |
2.4. Политическая жизнь (2 часа) |
25/1 | Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство | Политическая жизнь общества. Россия ‒ многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. | Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события, государственные символы России. Характеризовать государство: называть основные признаки и задачи государства. Извлекать из разных источников информацию о народах России: проводить поиск и отбор социальной информации о народах России из адаптированных источников, предоставленных учителем. Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст. | 11.03 | https://m.edsoo.ru/f5eb966c | § 17 |
26/2 | Наша страна в начале XXI века | Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств | Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности: формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о роли России в современном мире. Осознавать российскую гражданскую идентичность, осваивать традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности. Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев. Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) | 18.03 | https://m.edsoo.ru/f5eb97de | § 14 |
2.5. Культурная жизнь (1 час) |
27/1 | Культурная жизнь. | Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа | Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать информацию из разных источников. Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности: описывать духовные ценности и события культурной жизни народов России на основе предоставленных учителем материалов, ситуации проявления милосердия, справедливости и др. Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества: давать высокую оценку следованию традициям и возрождению традиций, заслуживающих одобрения; отношению к культуре и традициям народов России как к ценности. Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций общества, в котором мы живём: выполнять проектные задания. Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие культуры в условиях современного общества. Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование роли традиций в обществе | 4 ч 1.04 | https://m.edsoo.ru/f5eb9964 | § 18 |
2.6. Развитие общества(3 часа) |
28/1 | Развитие общества | Развитие общества. | Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных типов обществ. | 08.04 | https://m.edsoo.ru/f5eb9aea | § 19 |
29/2 | Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. | Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. | Характеризовать информационное общество: отбирать значимые признаки для его характеристики. | 15.04 | https://m.edsoo.ru/f5eb9aea | § |
30/3 | Глобальные проблемы современности и возможности их решения | Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций | Приводить примеры глобальных проблем: отбирать факты в источниках (учебный текст, Интернет). Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Осваивать и применять знания о глобальных проблемах: находить и извлекать сведения о причинах и последствиях глобальных проблем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы: подбирать ситуации, требующиерешения локальных вопросов, формулировать задания и выполнять их в парах или командах. Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию о возможностях решения глобальных проблем усилиями международного сообщества и международных организаций (ООН и Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца и др.). Основы функциональной грамотности: читательская грамотность. Быть мотивированным на целенаправленную социально значимую деятельность (участие в экологических акциях). Выявлять причинно-следственные связи при изучении глобальных проблем; делать выводы о важности бережного отношения человека к природе | 22.04 | https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a | § 19 |
Защита проектов, итоговое повторение пройденного материала (4 часа) |
31 | Всероссийская проверочная работа | | | 29.04 | | |
32/1 | Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа" | Духовные ценности российского народа | Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение традиций общества, в котором мы живём: выполнять проектные задания | 6.05 | https://m.edsoo.ru/f5eba300 | |
33/2 | Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности" | Глобальные проблемы современности | Осваивать и применять знания о глобальных проблемах: находить и извлекать сведения о причинах и последствиях глобальных проблем; выполнять проектные задания | 13.05 | https://m.edsoo.ru/f5eba468 | |
34/3 | Повторительно-обобщающий урок по темам "Общество, в котором мы живем", "Общество и его сферы. Человек в обществе" | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Общество, в котором мы живем" | Применять полученные знания для решения учебных и практических задач. | 20.05 | https://m.edsoo.ru/f5eba17a | |