Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа Реутов
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №5»
____________И.К. Евдокимова
«_____» ________2019 г.
Рабочая программа учителя Демидовой Татьяны Николаевны
(ФИО)
по окружающему миру,
(предмет)
1- А класс
(базовый уровень)
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена учителем начальных классов Демидовой Т.Н. на основе следующих нормативно-правовых документов:
Устав МБОУ СОШ № 5 г. Реутова
Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ №5
Рабочая программа учебного курса «Математика» на уровень начального общего образования МБОУ СОШ №5 г. Реутова
Календарный учебный график школы на 2019/ 2020 учебный год
Цель курса в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование информационной культуры;
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. А также помогает обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Характеристика класса
В 1 «А» классе 33 человек: 18девочека, 15 мальчиков. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса программы и не требует корректировки в содержании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
положительного отношения к школе и учебной деятельности;
представления о причинах успеха в учебе;
этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
понимание причин успеха в учебе;
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку)
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательного текста;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Человек и природа
Обучающийся научится:
различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; различать и называть основные части растений;
узнавать растения-деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
использовать иллюстративный определитель растений и животных
определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
-различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
-использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания для поиска информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
различать прошлое, настоящее и будущее;
определять родственные связи в семье;
соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). 7 Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематический план 1 класс (66)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
экскурсии | практические работы |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Что и кто? | 20 | 3 | 3 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | | 3 |
4 | Где и когда? | 11 | | |
5 | Почему и зачем? | 22 | | |
| Итого | 66 | 4 | 6 |
№ п/п | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
1 | Задавайте вопросы! (Экскурсия по школе.) | 02.09 -06.09 | | |
2 | Что такое Родина? | | | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 09.09 – 13.09 | | |
4 | Что мы знаем о Москве? | | | |
5 | Проект «Моя малая Родина» | 16.09 – 20.09 | | |
6 | Что у нас над головой? (экскурсия) | | | |
7 | Что у нас под ногами? (экскурсия) | 23.09 – 27.09 | | |
8 | Что общего у разных растений? | | | |
9 | Что растет на подоконнике? П.р. Знакомство с комнатными растениями. | 30.09 – 04.10 | | |
10 | Что растет на клумбе. | | | |
11 | Что за листья? Пр. р. Распознавание листьев различных растений. | 14.10 -18.10 | | |
12 | Что такое хвоинки? Пр.р. Сравнительное исследование сосны и ели. | | | |
13 | Кто такие насекомые? | 21.10 – 25.10 | | |
14 | Кто такие рыбы? | | | |
15 | Кто такие птицы? | 28.10 – 01.11 | | |
16 | Кто такие звери? | | | |
17 | Что окружает нас дома? | 05.11 – 08.11 | | |
18 | Что умеет компьютер? | | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 11.11- 15.11 | | |
20 | На что похожа наша планета? | | | |
21 | Проверочная работа №1 по теме «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина». | 25.11 -29.11 | | |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 02.12 – 06.12 | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | | | |
25 | Как путешествует письмо? | 09.12 – 13.12 | | |
26 | Куда текут реки? | | | |
27 | Откуда берутся снег и лед? П.р. Изучение свойств снега и льда. | 16.12- 20.12 | | |
28 | Как живут растения? Пр. р. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. | | | |
29 | Как живут животные? | 23.12 – 30.12 | | |
30 | Как зимой помочь птицам? Пр. р. Изготовление простейшей кормушки для птиц. | | | |
31 | Откуда берется и куда девается мусор? | 09.01-10.01 | | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 13.01-17.01 | | |
33 | Презентация проекта «Моя семья». Проверочная работа на тему «Как, откуда и куда?» | | Объединение тем | |
34 | Когда учиться интересно? | | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 20.01-24.01 | | |
36 | Когда придет суббота? | | | |
37 | Когда наступит лето? | 27.01-31.01 | | |
38 | Где живут белые медведи? | | | |
39 | Где живут слоны? | 03.02-07.02 | | |
40 | Где зимуют птицы? | | | |
41 | Когда появилась одежда? | 10.02-14.02 | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 17.02-18.02 | | |
44 | Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 25.02-28.02 | | |
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 02.03-06.03 | | |
46 | Почему Луна бывает разной? | | | |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 10.03-13.03 | | |
48 | Почему звенит звонок? | | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 16.03-20.03 | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | | | |
51 | Проект «Мои Домашние питомцы» | 23.03-27.03 | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? | | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 30.03-03.04 | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 13.04-17.04 | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 20.04-24.04 | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | | | |
59 | Зачем нужны поезда? | 27.04-30.04 | | |
60 | Зачем строят корабли? | 06.05-08.05 | | |
61 | Зачем строят самолёты? | | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 12.05-15.05 | | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 18.05-22.05 | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «Экология»? | | | |
66 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Проверочная работа № 4 по теме «Почему и зачем?» | | | |
9