| Введение. Этот удивительный мир -1 час Нас окружает удивительный мир. | Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме урока. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Взаимодействовать с участниками диалога | 1 | | |
| Мы — школьники -7 часов Давай познакомимся. | Рассказывать о себе по образцу (или по плану). Понимать основные элементы рассказа о себе. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | 1 | | |
| Стартовая диагностическая работа. | Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся об окружающем мире. | 1 | | |
| Мы – школьники. | Понимать и описывать назначение некоторых школьных помещений. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | 1 | | |
| Правила поведения в школе. | Называть несколько правил, выполнение которых отличает 1школьника от ошкольника. Сравнивать поведение школьника и дошкольника. Рассказывать о себе – школьнике. | 1 | | |
| Сентябрь – первый месяц осени. | Наблюдать и характеризовать основные признаки осени. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. | 1 | | |
| Что нам осень подарила. | Называть отличительные особенности осеннего сада, огорода и цветника. Называть особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. | 1 | | |
| Грибная пора. | Называть богатства осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Классифицировать объекты природы по разным основаниям. Сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. | 1 | | |
| Родная природа-25 часов Семья. | Описывать особенности жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Понимать, что такое семья. Рассказывать о своей семье: ее члены, их труд, семейные обязанности. | 1 | | |
| Любимые занятия. | Анализировать занятия членов семьи в свободное время. Рассказывать о видах семейного досуга: театр, музеи, концерты, загородные поездки; о хозяйственном труде в семье. | 1 | | |
| Как из зерна получилась булка. | Характеризовать труд людей разных профессий. Называть профессии людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба. | 1 | | |
| Человек и домашние животные. | Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания. Выделять профессии людей, ухаживающих за животными, из ряда профессий. | 1 | | |
| Октябрь уж наступил. | Характеризовать основные признаки осени. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Устанавливать зависимость между осенними изменениями в природе и перелетом птиц, укрытием животных в своих зимних жилищах.. | 1 | | |
| Птицы осенью. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | 1 | | |
| Явления природы. | Кратко характеризовать некоторые явления природы. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. | 1 | | |
| Где ты живешь? | Называть наименование населенного пункта, в котором живет ученик. Кратко характеризовать населенный пункт. Понимать, что такое дорога. Осознавать, какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду. | 1 | | |
| Правила дорожного движения. Ты и твои вещи | Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. | 1 | | |
| Характеризовать труд людей разных профессий. Моделировать ситуации ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами. Классифицировать предметы по заданному признаку. | 1 | | |
| 2 четверть (14 часов ) | | | | |
1 | Кто работает ночью. | Называть профессии людей, которые работают ночью, объяснятьзначение их труда для общества. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга | 1 | | |
2 | Твои помощники – органы чувств. | Принимать учебную задачу, выполнять правила. Осознавать, что такое здоровье. Объяснять, что хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. | 1 | | |
3 | Правила гигиены. | Моделировать ситуации на правила поведения во время еды. Уточнять понятия: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля). | 1 | | |
4 | О режиме дня. | Определять время по часам с точностью до часа. Понимать, что такое режим дня. Объяснять, зачем нужен режим. Приводить примеры понятий «организованный», «неорганизованный». | 1 | | |
5 | Урок в спортивном зале. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | 1 | | |
6 | Ноябрь – зиме родной брат. | Наблюдать и кратко характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. | 1 | | |
7 | Дикие животные. | Различать животных по внешним характеристикам. Назвать животных и их детенышей. Рассказывать о жизни диких животных поздней осенью по плану. | 1 | | |
8 | Звери-млекопитающие. | Осознавать характерные особенности зверей-млекопитающих: кормление молоком детенышей. Называть различных представителей этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. | 1 | | |
9 | Что мы знаем о птицах. | Классифицировать птиц по признаку «перелетные - зимующие». Понимать и называть отличительные особенности этих птиц. Устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц. | 1 | | |
10 | Город, село. | Наблюдать общественные события и труд людей родного города (села). Кратко характеризовать особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). | 1 | | |
11 | Дом, в котором ты живешь. | Описывать здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавать здания по вывеске. | 1 | | |
12 | Зачем люди трудятся. | Понимать, зачем люди трудятся.Объяснять выражение «рабочие руки». Составлять описательный рассказ. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. | 1 | | |
13 | «В декабре, в декабре, все деревья в серебре». | Наблюдать и кратко характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Перечислять сезонные изменения в начале зимы. | 1 | | |
14 | Какая бывает вода? | Проводить опыты под руководством учителя. Определять свойства воды как вещества. Заносить результаты исследований в таблицу. Понимать значение выражения: «Вода – вещество». Знать свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. | 1 | | |
15 | Промежуточная диагностическая работа. | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. | 1 | | |
16 | Семья – 8 часов О дружбе. | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, | 1 | | |
| 3 четверть – 18 часов | | | | |
1 | Идем в гости. | Составлять правила поведения в гостях. Называть правила выбора подарка. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | 1 | | |
2 | С Новым годом! | Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | 1 | | |
3 | Январь – году начало, а зиме – середина. | Проводить наблюдения по плану. Кратко характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. | 1 | | |
4 | Хвойные деревья. | Описывать внешние признаки растения. Кратко характеризовать хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Понимать, что такое хвойные деревья, называть ель, сосну, кедр и др. | 1 | | |
5 | Жизнь птиц зимой. | Называть, классифицировать животных. Выделять группу птиц по отличительным признакам. Характеризовать поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. | 1 | | |
6 | Наша страна – Россия. | Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки). Знать, что наша страна – Россия, Российская Федерация; Москва – столица РФ. Узнавать символику | 1 | | |
7 | Богата природа России. | Осознавать разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентироваться по карте, понимать значение цвета, определять по символам (знакам) | 1 | | |
8 | Труд людей – 8 часов Мы – россияне. | Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество». Объяснять, что означает понятие | 1 | | |
9 | Народная сказка и народные игрушки. | Ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. | 1 | | |
10 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | Наблюдать и кратко характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Составлять сообщение по теме «Февраль – третий месяц зимы». | 1 | | |
11 | Звери-млекопитающие. | Описывает внешний вид и характерные особенности строения зверей (волосяной покров, передвижение и питание в зависимости от условий жизни). Классификация зверей по разным основаниям | 1 | | |
12 | Наш уголок природы. Животные уголка природы. | Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. Описывать отдельных представителей растительного и животного мира. | 1 | | |
13 | Растения уголка природы. | Описывать растения уголка природы: название, особенности внешнего вида. Под руководством учителя проводить опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). | 1 | | |
14 | Мы – граждане России. | Понимать, кто такой гражданин страны. Отвечать на вопросы по теме «права и обязанности гражданина России». | 1 | | |
15 | Правила поведения. | Составлять правила разговора по телефону. Приводить примеры правил дружбы. Рассказывать, как разрешать споры и ссоры. | 1 | | |
16 | Наша страна — Россия. Родной край- 11 часов 8 Марта – праздник всех женщин. | Рассказывать, как можно встретить праздник 8 Марта в семье, как проявить внимание к родным и близким. Составлять словесный портрет членов семьи, друзей.. | 1 | | |
17 | Март-капельник. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Характеризовать изменения в жизни природы ранней весной. | 1 | | |
18 | Птичьи разговоры. | Узнавать птицу по описанию. Обсуждать тематический текст «Птичьи разговоры». Выполнять практическую работу «Жаворонки». Рассказывать о жизни птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Составлять правила отношения к птичьим гнездам. | 1 | | |
| 4 четверть ( 14 часов ) | | | | |
1 | Здоровая пища. | Принимать задачи, выполнять правила. Моделировать ситуации на правила поведения во время еды. Рассказывать, какая пища полезна. Объяснять, как правильно питаться. | 1 | | |
2 | Если хочешь быть здоров, закаляйся. | Понимать значение здорового образа жизни для человека. Правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. | 1 | | |
3 | Какое бывает настроение. | Объяснять, от чего зависит настроение человека. Отвечать на вопросы по теме «Каким бывает настроение?». Предполагать, что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим.. | 1 | | |
4 | Апрель-водолей. | Рассказывать о сезонных изменениях в разгар весны (что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава). Наблюдать и кратко характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. | 1 | | |
5 | Жизнь насекомых весной. | Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать насекомых. Комментировать календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Сравнивать насекомых. | 1 | | |
6 | Весенние работы. | Давать краткую характеристику весенним работам на полях, огородах, в садах и цветниках (уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников). | 1 | | |
7 | Кто работает на транспорте. | Сравнивать (выделять сходство и различия) разные виды транспорта: воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный. | 1 | | |
8 | День космонавтики. | Рассказывать о России – стране, открывшей миру космос. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы | 1 | | |
9 | Твоё здоровье- 4 часа Май весну завершает. . | Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об изменениях в природе в конце весны | 1 | | |
10 | Жизнь земноводных весной. | Различать животных по классам (без термина). Обобщать полученные представления: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство. | 1 | | |
11 | Животное – живое существо. | Различать животных по классам (без термина). Обобщать полученные представления: любое животное живет (существует) | 1 | | |
12 | Итоговая проверочная работа. | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. | 1 | | |
13 | Я и другие люди- 2 часа Природе нужны все! | Характеризовать природу как среду обитания всех живых существ на Земле. Приводить примеры природосбережения. Называть животных и растения из Красной книги России.. | 1 | | |
14 | Скоро лето! | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | 1 | | |