№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
Раздел 1. Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч) |
1 | | Земля – наш общий дом. | Урок-викторина. | Обобщают полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводят примеры их представителей. | Различать культурные и дикорастущие растения, диких и домашних животных. Называть представителей животного растительного мира. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. |
2 | | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. | Урок-игра. | Обсуждают разнообразие изменений в природе и в жизни людей, необходимость природоохранной деятельности людей. | Описывать изменения, происходящие в природе и жизни людей. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачу. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальная беседа. |
3 | | Времена года. | Урок-театрализация. | Наблюдают и описывают изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей со сменой времён года. | Пояснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов. | Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. | Индивидуальный опрос. |
4 | | Старинный календарь. | Урок- путешествие. | Знакомятся с различными видами календарей. Сравнивают по времени изменения в природе, в общественной жизни. | Объяснять периодически повторяющиеся изменения в природе. Наблюдать за изменениями в природе и общественной жизни. | Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познаватель-ными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Творческое выступление. |
5 | | Атмосферные явления и погода. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразными состояниями неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Наблюдают атмосферные явления и фиксируют их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. | Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется. | Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Осознавать учебно-познава-тельную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Текущий контроль. |
6 | | Температура и её измерение. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. | Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. | Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Фронтальная беседа. Работа в парах. |
7 | | Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой. | Урок формирования умений и навыков. | Характеризуют изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. | Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). | Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Фронтальная беседа. Работа в группе. |
8 | | Необычные атмосферные явления. | Урок-презентация. | Выясняют, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу. | Понимать какие природные явления характеризуют погоду. Обозначать их условными знаками. | Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. | Фронтальная беседа. Дидактическая игра. |
Раздел 2. Осенние изменения в природе и жизни человека (4 ч) |
9 | | Экскурсии. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Фронтальная беседа. |
10 | | Осень в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. |
11 | | Осенние заботы человека. | Урок- экскурсия. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Экскурсия. |
12 | | Осень в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос. |
Раздел 3. Тела и вещества, их свойства (14 ч) |
13 | | Тело и вещество. Три состояния вещества. | Урок изучения нового материала. | Составляют план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Выявляют разные состояния веществ. Приводят примеры, подтверждающие выводы. | Описывать разные состояния веществ, приводить примеры. Классифицировать предметы по существенным признакам. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальная беседа. |
14 | | Строение вещества. | Комбинированный урок. | Сравнивают тела и вещества, находят сходства и различия, выявляют их общие и отличительные свойства. Знакомятся с понятиями о молекулах и атомах. | Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Практическая работа. |
15 | | Удивительные открытия. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с понятиями о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле. | Рассказывают об открытии простейших организмов, о клетке, болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Творческое выступление. |
16 | | Воздух и его состав. | Урок- исследование. | Выясняют, что такое воздух. Проводят исследование свойств веществ экспериментальным способом. | Понимать, что такое воздух и каково его значение для жизни на Земле. | Выполнять разные типы экспериментальных заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Фронтальный опрос. |
17 | | Свойства воздуха. | Урок формирования умений и навыков. | Наблюдают и проводят простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов. | Составлять и читать простые схемы и таблицы. Рассказывать о свойствах воздуха. | Обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Уважать позицию партнёра. | Творческая работа. Групповая работа. |
18 | | Как используют воздух. | Урок закрепления умений и навыков. | Выясняют возникновение ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс. | Понимать, что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения. Рассказывать об использовании силы ветра человеком. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. | Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | Индивидуальный опрос. Работа в парах. |
19 | | Вода и её свойства. | Урок- исследование. | Обсуждают значение воды для всего живого на Земле. Характеризуют (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивают их. | Готовить сообщения о значении воды на Земле, об источниках питьевой воды, о свойствах воды: вкусе, цвете, прозрачности, теплопроводности. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.). Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Фронтальная беседа. |
20 | | Очистка воды. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с понятием «очистные сооружения». Обсуждают, кто и почему загрязняет воду. Знакомятся с методами очистки воды. | Называть способы очистки воды в быту и в промышленности; пояснять, что такое фильтрование. | Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. |
21 | | Превращения воды. | Урок формирования умений и навыков. | Выясняют, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. | Текущий контроль. |
22 | | Круговорот воды в природе. | Урок формирования умений и навыков. | Исследуют круговорот воды в природе. Работают над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры. | Понимать и описывать принцип круговорота воды в природе. Проследить за движением капельки воды из океана. | Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Практическая работа. |
23 | | Почва, её состав и свойства. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с составом, свойствами почвы и ее образованием. Выясняют, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Определяют состав почвы. | Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Планировать свои действия. Действовать согласно составленному плану. Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. | Фронтальный опрос. Работа в парах. |
24 | | Обитатели почвы. | Урок применения умений и навыков. | Знакомятся с обитателями почвы, их ролью для растений и плодородия земли. Узнают о круговороте органичных и минеральных веществ в почве. | Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Соблюдать правила гигиены при работе с почвой. | Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. | Фронтальный опрос. |
25 | | Почва – кормилица. | Урок формирования умений и навыков. | Сравнивают старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. | Описывать ценность сохранения почвы, факторы её плодородия. | Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | |
26 | | Обобщающий урок. | Урок повторения и обобщения. | Обсуждают значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводят примеры их использования в жизнедеятельности людей. | Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. | Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. Осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. | Беседа по вопросам. Тест. |
Раздел 4. Зимние изменения в природе и в жизни человека (5 ч) |
27 | | Экскурсии. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. | Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. Проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам. Уважать позицию партнёра. | Экскурсия. |
28-29 | | Зима в природе. | Уроки формирования умений и навыков. | Выявляют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Индивидуальный опрос, работа в парах. |
30 | | Зимние заботы человека. | Комбинированный урок. | Наблюдают труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждают жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. | Фронтальная беседа. |
31 | | Зима в жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Сравнивают исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая, подготовки к зиме. | Рассуждать о тесной связи наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. | Фронтальный опрос, самостоятельная работа. |
Раздел 5. Организм человека и его здоровье (14 ч) |
32 | | Организм человека. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с науками, изучающими организм человека. Объясняют необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризуют зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье, основные внутренние органы человека. Осознавать понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы». | Принимать (ставить) учебно-познава-тельную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальная беседа. |
33 | | Надёжная опора и защита. | Урок-презентация. | Выявляют сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигатель-ного аппарата. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции опорно-двигательной системы. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). | Творческое выступление. |
34 | | Мышцы, их разнообразие и функции. | Комбинированный урок. | Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Формулируют гигиенические правила по уходу за своим организмом. | Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Рассказывать о назначении мышц и их разнообразии; о работе мышц, их тренировке, состоянии усталости. | Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Фронтальный опрос. |
35 | | Органы дыхания. | Урок изучения нового материала. | Выясняют, как и зачем мы дышим. Знакомятся с органами дыхания, их функциями. Рассматривают работу легких. Определяют (практически) правильную осанку, частоту дыхания. Прослеживают процессы дыхания по рисункам-схемам. | Иметь представление о механизме дыхания. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле; знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). | Фронтальный опрос. |
36 | | Кровеносная система. | Урок изучения нового материала. | Рассматривают основные функции крови в организме, состав крови, разнообразие кровяных частиц, их функции; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Знакомятся с понятием «пульс», его измерением. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть органы кровообращения, их функции. Измерять пульс. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи. Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. | Фронтальный опрос. |
37 | | Кровь и её функции в организме. | Урок- исследование. | Определяют (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки. | Выделять основные функции крови, ее состав; навыки здорового образа жизни. Осознавать, как беречь и тренировать сердце. | Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. | Устный опрос, работа в парах. |
38 | | Органы пищеварения. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами пищеварения, их работой. Выясняют состав пищи. Выявляют возможные заболевания органов пищеварения. Прослеживают процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. | Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню. Рассуждать о важности ухода за зубами, разумно относиться к правильному питанию, соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос, работа в группе. |
39 | | Органы очистки организма. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с органами выделительной системы организма. Объясняют их функции. Рассматривают необходимость очистки крови. Обучаются оказанию первой помощи при обморожениях и ожогах. | Называть, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. | Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов. | Беседа по вопросам, практическая работа. |
40 | | Нервная система и её роль в организме. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с головным, спинным мозгом, нервами. Выясняют, как мозг управляет органами; каково значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной. Объяснять значение сна, режима дня. Аргументировать понятие «здоровая нервная система». Развивать свою память, объяснять ее значение для учебы. | Выделять в научно-популярных текстах научную информацию, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра и др.). Выполнять режим дня и знать его значение для нервной системы. | Индивидуальный опрос, практическая работа. |
41 | | Органы чувств, их значение и гигиена. | Урок- исследование. | Знакомятся с органами чувств человека как источниками информации об окружающем мире, о механизмах работы зрения, слуха, обоняния, осязания. Проводят самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Исследуют свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. | Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента). Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Устный опрос, работа в парах. |
42 | | Как лечились наши предки и каковы современные методы лечения. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с развитием народной медицины. Выявляют роль знахарей. Обсуждают важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. | Осознавать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. | Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. | Фронтальная беседа. |
43 | | Обобщающий урок. | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | Обобщают и систематизируют знания об организме человека. Знакомятся с опытом наших предков по сохранению здоровья. | Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. | Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе. Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих. | Тест. |
44 | | Экскурсии. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе. | Урок- экскурсия. | Наблюдают сезонные изменения в неживой и живой природе, характеризуют существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. Соблюдать экологически грамотное поведение в природе. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». Выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе. | Экскурсия. |
45 | | Весна в природе. | Урок-презентация. | Объясняют причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанные с изменением положения солнца на небе. Характеризуют осенние явления в жизни растений и животных, объясняют их причины. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. | Творческое выступление. |
Раздел 6. Развитие животных и растений (10 ч) |
46 | | Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии развития птиц. Развитие рыб и земноводных. | Урок изучения нового материала. | Рассказывают о роли животных в природе и жизни людей, сравнивают внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Знакомятся с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве; со стадиями развития рыб и лягушек. | Прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради. Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). | Текущий контроль. |
47 | | Стадии развития насекомых. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся со стадиями развития бабочки, божьей коровки, колорадского жука. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб. | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. |
48 | | Разнообразие растений. Растение – живой организм. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей, характеризуют условия, необходимые для жизни и развития растений, приводят примеры разных групп растений, называют их существенные признаки, различают хвойные и цветковые растения, выделяют их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности). | Выделять существенные признаки растений. Устанавливать причины и следствия природных явлений. Объяснять значения слов: дикорастущее растение, культурное, лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и многолетнее. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. | Фронтальная беседа. |
49 | | Развитие цветкового растения из семени. | Урок- исследование. | Наблюдают демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определяют условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). | Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Выделять существенные признаки. Устанавливать причины и следствия природных явлений. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальный опрос, работа в группе. |
50 | | Корни и стебли растений. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с функциями стеблей и корней. Обсуждают информацию о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле. | Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). | Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Фронтальная беседа. |
51 | | Листья растений, их роль в жизни растения. | Урок- исследование. | Знакомятся с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выясняют функции листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ. | Выявлять разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Отличать разные виды листьев. Моделировать невидимые природные процессы. | Сотрудничать при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования, планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода). | Фронтальная беседа. Практическая работа. |
52 | | Цветок, его роль в жизни растения. | Урок формирование умений и навыков. | Знакомятся со строением цветка, ролью опыления. Выясняют значение насекомых в опылении. Рассматривают цикл цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Описывать строение цветка, значение опыления. Ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Фронтальный опрос. |
53 | | Способы размножения растений. | Урок закрепления умений и навыков. | Рассматривают жизненный цикла цветкового растения от семени до семени. Составляют тематический словарь понятий с объяснением их значения. | Делать обобщающие выводы. Моделировать цикл цветкового растения. Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме). | Пользоваться рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | |
54 | | Обобщающий урок. Экскурсия. | Урок- экскурсия. | Обобщают и систематизируют знания. Наблюдают за объектами окружающей среды. | Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). | Презентация по итогам экскурсии. |
55 | | Весна в жизни наших предков. | Урок обобщения и систематизации. | Выявляют приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездование, появление насекомых. Полевые работы, происходящие в это время. | Называть признаки весны с учетом местного природного окружения. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Текущий контроль. Тест. |
Раздел 7. Изменение быта и культуры наших предков (12 ч) |
56 | | Наука история, исторические источники. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдениями, архивами, археологическими раскопками. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. | Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. | Фронтальный опрос. |
57 | | Природа в жизни наших предков. | Урок формирования умений и навыков. | Знакомятся с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. | Рассказывать, чем занимались наши предки, как они осваивали природу. Описывать обычаи и традиции предков. Объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. | Участвовать в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.). | Текущий контроль. |
58 | | Образ жизни наших предков. | Урок закрепления умений и навыков. | Знакомятся с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Выясняют, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью. | Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. | Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город (село), находить сведения о возникновении родного города (села), происхождении его названия, герба, названий улиц. | Презентация творческой работы. |
59 | | Жизнь на селе в старину. | Комбинированный урок. | Сравнивают устройство старинной избы и утварь с современными домами, квартирами, предметами быта. | Описывать, как жили в старину на селе. Сообщать о старинном быте сельских жителей. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. Планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия. | Дидактическая игра. |
60 | | Старинные города. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Обсуждают названия городских построек. Знакомятся с понятием «исторический центр», объясняют его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников. Описывают основные элементы герба своего города, рассказывают о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. | Характеризуют строение старинных поселений, их виды. Описывают значение исторического центра современного города, важность его сохранения. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Фронтальный опрос. |
61 | | Старинные ремёсла. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное; понятиями «ремесло», «ремесленник». | Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Приобщиться к старинному ремеслу. | Добывать информацию из иллюстраций и текста. Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов. | Фронтальная беседа. |
62 | | Что делали мастера из древесины. | Урок формирования умений и навыков. | Сопоставляют исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. | Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Пояснять их различия. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Текущий контроль. |
63 | | Торговое дело на Руси. | Урок изучения нового материала. | Знакомятся с появлением купцов на Руси, с меновой торговлей. Выясняют, чем торговали наши предки, как появились монеты, бумажные деньги. | Осознавать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Анализировать, сравнивать, обобщать. Сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края. | Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей. | Фронтальный опрос. |
64 | | Одежда наших предков. | Урок-путешествие (во времени). | Знакомятся с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных. Сравнивают старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления. | Описывать, как одевались наши предки в разные времена. Сравнивать одежду предков с современной. | Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Фронтальный опрос. |
65 | | Как учились дети в старину. | Урок-путешествие (во времени). | Знакомятся со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Составляют словарь: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь. | Рассказывать, как в старину на Руси обучали счету, письму. | Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.). | Творческая работа. |
66 | | Экскурсия в исторический центр города (села), в краеведческий музей. | Урок- экскурсия. | Знакомятся с историей родного края, историческими достопримечательностями. | Наблюдать, делать выводы, обобщать. | Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. | Экскурсия. |
67 | | Что мы узнали и чему научились в 3 классе. Обобщающий контрольный урок. | Урок повторения и обобщения, контроля знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания о быте и культуре наших предков. | Выполнять самостоятельные задания. Участвовать в играх, театрализациях, конкурсах. | Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов. | Итоговый контроль. |
68 | | Резерв. | | | | | |
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков); репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.;
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами: рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
5) цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).