№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата по плану | Фактич. дата | Примечание |
Из русской литературы ХIХ века. |
1 | Что такое лирика? На примере стихотворений Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» и «Чудный град…» | 1 | | | |
2 | Стихотворения А.С. Пушкина. «Узник»: вольнолюбивые устремления поэта, народно - поэтический колорит стихотворения. | 1 | | | |
3 | «Зимнее утро»: мотивы единства красоты человека и красоты природы; роль антитезы в композиции произведения. | 1 | | | |
4 | «Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть; ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги; тема жизненного пути. | 1 | | | |
5 | «И. И. Пущину»: светлое чувство дружбы; художественные особенности стихотворного послания. | 1 | | | |
6 | М. Ю. Лермонтов. «Тучи»: чувство одиночества и тоски; любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине; приём сравнения как основа построения стихотворения. | 1 | | | |
7 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья» и «Неохотно и несмело…»: передача переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта; сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы; «Листья» как символ краткой, но яркой жизни. | 1 | | | |
8 | А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них –– у дуба, у берёзы…»: природа как воплощение прекрасного; переплетение и взаимодействие тем природы и любви; гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета; краски и звуки в пейзажной лирике. | 1 | | | |
9 | А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них –– у дуба, у берёзы…»: природа как воплощение прекрасного; переплетение и взаимодействие тем природы и любви; гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета; краски и звуки в пейзажной лирике. | 1 | | | |
10 | Я. Полонский. Стихотворения «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри, какая мгла…»: выражение переживаний в стихотворениях о родной природе; художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. | 1 | | | |
Из русской литературы ХХ века |
11 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). Д.С. Самойлов («Сороковые»). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. | 1 | | | |
12 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). Д.С. Самойлов («Сороковые»). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. | 1 | | | |
13 | Родная природа в русской поэзии ХХ века: А.А. Блок («Летний вечер», «О, как безумно за окном…»). Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. | 1 | | | |
14 | Родная природа в русской поэзии ХХ века: С.А. Есенин («Мелколесье.Степь и дали…», «Пороша»), А.А. Ахматова («Перед весной бывают дни такие…»). Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. | 1 | | | |
15 | Обобщение изученного. Черты внутреннего мира лирического героя. Картины реальности в лирических стихотворениях. Выразительность лирической речи. Лирика и живопись. Лирика и музыка. | 1 | | | |
16 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | | |
| Итого | 16 | | | |
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата по плану | Фактич. дата | Примечание |
Из русской литературы XIX века |
1 | И.А. Крылов. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной Войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние таких пороков, как самонадеянность, безответственность, зазнайства. Проявление в басне прозы жизни. | 1 | | | |
2 | К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Поэтизация Ермака. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке. | 1 | | | |
3 | А.С. Пушкин. «19 октября» (1825 г.). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Поэтизация дружбы и лицея Пушкиным. | 1 | | | |
4 | Пугачёв в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и его историческом труде «История Пугачёва». Сопоставление. | 1 | | | |
5 | Н.В. Гоголь. «Шинель» (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. | 1 | | | |
6 | Н.В. Гоголь. «Шинель» (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Поэзия и проза жизни в повести. | 1 | | | |
7 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Историяодного города» (отрывок). Художественно-политическая современные писателю порядки. Ирония писателя. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. | 1 | | | |
8 | Поэзия родной природы в русской литературе XIX века: А.С. Пушкин («Цветы последние милей…»), М.Ю. Лермонтов («Осень»), Ф.И. Тютчев («Осенний вечер»), А.А. Фет («Первый ландыш»), А.Н. Майков («Поле зыблется цветами…». | 1 | | | |
Из русской литературы ХХ века |
9 | И.С. Шмелёв «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | 1 | | | |
10 | Журнал «Сатирикон» изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. | 1 | | | |
11 | Сатира и юмор в рассказах М.М. Зощенко «История болезни» и Тэффи «Жизнь и воротник». | 1 | | | |
12 | Стихи о песни о Великой Отечественной войне: М.В. Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Ш. Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов («Соловьи»), Л.И. Ошанин («Дороги»). Лирические и героические песни. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. | 1 | | | |
13 | Стихи о песни о Великой Отечественной войне: М.В. Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Ш. Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов («Соловьи»), Л.И. Ошанин («Дороги»). Лирические и героические песни. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. | 1 | | | |
14 | Русские поэты о родине, родной природе: И.Ф. Анненский («Снег»), Д. Мережковский («Родное», «Не надо звуков»), Н.А. Заболоцкий («Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»), Н.М. Рубцов («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»). | 1 | | | |
15 | Поэты русского Зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп («Мне трудно без России…», отрывок), З. Гиппиус («Знайте!», «Так и есть»), Дон-Аминадо («Бабье лето»), И.А. Бунин («У птицы есть гнездо…»). Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине. Поэзия и проза жизни в русской литературе. Обобщение изученного. | 1 | | | |
16 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | | |
| Итого | 16 | | | |