Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации".
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №6».
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №6».
7.Учебный план МБОУ СОШ №6 на 2020-2021 учебный год.
8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Обучающийся 5-го класса научится:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– работать по предложенному учителем плану;
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную целичтения художественной литературы; выбирать произведениядля самостоятельного чтения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Раздел | Кол-во часов | Контрольные работы |
Введение. Славянская мифология | 4 | 1 |
Из русской литературы XIX века | 8 | 1 |
Из русской литературы XX века | 16 | 1 |
Родная природа в произведениях поэтов XX века | 4 | 1 |
Творчество писателей и поэтов Адыгеи | 3 | 1 |
Итого | 35 | 4 |
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Славянская мифология (4)
Из литературы XIX века (8)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Из литературы XX века (16)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (4)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Календарно-тематическое планирование «Родная (русская) литература
5 класс» 35 часов - 1ч. в н.
№ ур. | Тема урока | дата по плану | дата факт. |
| «Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека». | 3.09 | |
| Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие. | 10.09 | |
| Славянские мифы. | 17.09 | |
| Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. | 24.09 | |
| Мораль басни Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». | 1.10 | |
| В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке. | 8.10 | |
| Идейно-художественный смысл сказки В. И. Даля «Что значит досуг?». | 15.10 | |
| Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. | 22.10 | |
| Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка. | 12.11 | |
| Р. р. Сочинение "Зло и добро в сказке". | 19.11 | |
| Анализ сочинений. П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. | 26.11 | |
| П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 3.12 | |
| П. П. Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка». | 10.12 | |
| Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | 17.12 | |
| Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е. Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки. | 24.12 | |
| В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе "Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | | |
| В. А. Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви». | | |
| Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире. | | |
| Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю. Я. Яковлева «Цветок хлеба». | | |
| Р. р. Сочинение « Мир глазами ребёнка». | | |
| Анализ сочинений. А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. | | |
| А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. | | |
| А. И. Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка». | | |
| А. И. Приставкин. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | | |
| В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации. | | |
| Второй смысловой план в сказке В. Я. Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя. | | |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | | |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | | |
| М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. | | |
| Единство человека и природы в стихотворении М. А. Волошина. | | |
| Р. р. Конкурс выразительного чтения. | | |
| Творчество писателей Адыгеи. Творчество И. Машбаша. | | |
| Творчество поэтов Адыгеи. Творчество И. Машбаша. | | |
34- | Р .р. Итоговое сочинение «Моя любимая книга». | | |
35 | Р. р. Написание сочинения. | | |
13