Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа по родному русскому языку ориентирована на учебник:
«Русский родной язык. 5 класс». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г. – М.: Просвещение , 2018.
Обучающиеся 5-го класса научатся:
- формировать ценностное отношение к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры;
- включаться в культурно - языковое поле своего народа;
- приобщаться к литературному наследию своего народа;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
- развивать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- накапливать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности);
- формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- обогащать активный и потенциальный словарного запаса, расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.
Обучающиеся 5-го класса получат возможность научиться:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- совершенствовать разные виды речевой деятельности(аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
- использовать коммуникативно-эстетических возможности русского и родного языков;
- расширять и систематизировать научные знания о языке;
- овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Раздел. | Кол. Час | Из них К.р. |
1. | Язык и культура | 9 | 1 |
2. | Культура речи. 1.Основные орфоэпические нормы. 2.Основные лексические нормы. 3.Основные грамматические нормы. 4.Речевой этикет. | 14 | 2 |
3. | Речь. Речевая деятельность. Текст. 1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. 2.Текст как единица языка и речи. 3.Функциональные разновидности языка. | 12 | 1 |
| ИТОГО: | 35 | 4 |
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык 5 класс».
Язык и культура (9ч).
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихойи др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Культура речи (14 час).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов современном русском литературном языке.Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен собственных (географических названий);род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
Календарно-тематическое планирование «Родной (русский) язык 5 класс» 35 ч. - 1ч. в неделю
№ ур. | Раздел учебного курса. Тема урока. | дата по плану | дата факт. |
| Язык и культура речи ( 9часов) | 2.09 | |
Наш родной русский язык. Входная диагностика (мини-сочинение): «Роль родного языка в жизни человека». |
| Из истории русской письменности. | 9.09 | |
| Язык - волшебное зеркало мира и национальной культуры. | 16.09 | |
| История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. | 23.09 | |
| История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. | | 30.09 | |
| Образность русской речи: метафора, олицетворение. | 7.10 | |
| Живое слово русского фольклора. | 14.10 | |
| Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. | 21.10 | |
| О чем могут рассказать имена людей и названия городов. | 11.11 | |
| | |
| | |
| Культура речи (14 час.) | 18.11 | |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
| Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 25.11 | |
| Роль звукописи в художественном тексте. | 2.12 | |
| Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 9.12 | |
| Стилистическая окраска слова. | 16.12 | |
| Речь правильная. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 23.12 | |
| Род сложных существительных ( плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира). | | |
| Род имён собственных (географических названий).Род аббревиатур. | | |
18. | Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. | | |
19. | Формы употребления имён существительных. | | |
20. | Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(я),-ы(-и.) | | |
21. | Практикум по теме "Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(я),-ы(-и.)" | | |
22. | Литературные, разговорные, устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. | | |
23. | К. р.(мини-проект) «Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции.», «Обращение в русском речевом этикете». | | |
24. | Речь. Речевая деятельность. Текст (12ч.) | | |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Средства выразительной устной речи, способы тренировки (скороговорки). |
25. | Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. | | |
26. | Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста. Как строится текст. | | |
27. | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. | | |
28. | Средства связи предложений в тексте. Средства связи частей текста. | | |
29. | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба. Извинение как жанры разговорной речи. | | |
30. | Официально-деловой стиль. Объявление | | |
31. | Научно - учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. | | |
32. | Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. | | |
33. | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | | |
34. | Итоговая к.р.(мини-проект) «Особенности языка фольклорных текстов». | | |
35. | Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки. | | |
13