«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина»
Шишкина Е.В.
(составлено на основании рабочей программы по родному языку (русскому) для 5-9 классов (ФГОС), утвержденной приказом директора)
Согласно учебного плана МБОУ «СОШ №6 им.К.Минина» на изучение родного языка (русского) отводится 0,5 ч. в неделю (за год 17 часов)
№ | Тема | Основное содержание | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) | Домашнее задание |
Язык и культура (4 часа) |
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение) | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость | 1 | | | Подобрать крылатые выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. |
2 | Прецендентные тексты | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 | | | Написать определения и подобрать примеры неологигизмов, архаизмов, историзмов, жаргонизмов, диалектных, заимствованных слов |
3 | Развитие языка как объективный процесс | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры) | 1 | | | Составить словарные статьи 10 неологизмов |
4 | «Неологический бум» | Стремительный рост словарного состава языка, рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов | 1 | | | Сочинение-рассуждение на тему: Согласен ли я с выскзазыванием В.Г. Белинского «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» |
Познавательные УУД: 1. Осознавать познавательную задачу 2. Ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях. 3. Извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений. 4. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применяеть с учетом решаемых задач. Регулятивные УУД: 1. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, составлять их последовательность и действовать по намеченному плану. 2. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Строить и обосновывать речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4. Строить небольшие монологические высказывания, понятные для партнера, уметь задавать вопросы |
Культура речи (8 часов) |
5 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 1 | | | Подобрать сови примеры с комментариями, иилюстрирующие нарушение орфоэписких норм |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём | 1 | | | Подготовиться к орфоэпическому тесту |
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 1 | | | Подобрать сови примеры с комментариями, иилюстрирующие нарушение грамматических норм |
8 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 | | | Виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания (по 10 примеров) |
9 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. | 1 | | | По 7 примеров предложений с причастными, деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью. |
10 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений | 1 | | | Предложения с различными грамматическими ошибками (по 2 примера на один вид ошибки и возможные варианты их исправления) |
11 | Речевой этикет | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | 1 | | | Примеры художественного, разговорного, официально-делового, публицистического, научного стилей |
12 | Речевой этикет | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | | | Сочинение-рассуждение «Этикет в речи: нужен ли он?» |
Коммуникативные УУД 1. Взаимодействие – владеть коммуникативно-речевыми действиями, направленными на учет позиции собеседника 2. Кооперация – осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь 3. Интериоризация – уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности. Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 4. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 5. Определять последовательность действий (составлять план). 6. Оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД 1. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. 2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). 3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма 4. Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в учебных материалах. 5. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач. |
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 часа) |
13 | Язык и речь | Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 1 | | | Примеры аннотаций, конспектов |
14 | Текст как единица языка и речи | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 | | | Свои римеры на разные виды преобразования текстов |
15 | Функциональные разновидности языка | Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | | | Любую информацию преобразовать в соответствии с нормами разговорного, официально-делового, публицистического, научного стилей |
16 | Язык художественной литературы | Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. | 1 | | | Подготовиться к контрольной работе по курсу «Родной язык (русский)» |
Коммуникативные УУД 1. Взаимодействие – владеть коммуникативно-речевыми действиями, направленными на учет позиции собеседника 2. Кооперация – осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь 3. Интериоризация – уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности. 4. Планирование сотрудничества с учителем и сверстником 5. Использовать речь для регуляции своих действий и действий одноклассников 6. Уметь поставить вопрос, полноценно ответить на него Регулятивные УУД 1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения. 2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 4. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 5. Определять последовательность действий (составлять план). 6. Оценивать достигнутые результаты. 7. Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии 8 Актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки 9. Принимать и сохранять учебную задачу; планируя необходимые действия, операции, действуя по плану. 10. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность и полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном 11. Осуществлять взаимоконтроль. Познавательные УУД 1. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. 2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным). 3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма 4. Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в учебных материалах. 5. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач. 6. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация 7. Извлечение необходимой информации из текстов 8. Использовать знаково-символические средства 9. Установливать причинно-следственных связей 10. Определять основную и второстепенную информацию 11. Формулировать проблему 12. Выполнять действия по алгоритму |
17 | Контрольная работа | Закрепление материала | 1 | | | |