№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Планируемые результаты: личностные (Л), метапредметные (М) и предметные (П) | Деятельность обучающегося и учителя | Домашнее задание | Дата проведения |
I семестр |
1. | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. | Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. План выражения. План содержания | Личностные: воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения Метапредметные: выбор пути достижения цели, планирование решения поставленных задач нахождение обобщённых способов решения задач Предметные: Умение воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; рассматривание языка в качестве многофункциональной развивающейся системы | Тестирование. Проверка, оценка и коррекция знаний | Стр.6 §1 прочитать, задание 1. | 1 неделя |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 Модуль № 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОЯЗЫКЕ (4 ч) |
2. | Понятие естественного и искусственного языка. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. | Языки естественные и искусственные. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию Метапредметные: критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречий в информационных источниках Предметные: распознавание уровней и единиц языка в предъявленном тексте и видение взаимосвязи между ними; | Тренинг, практикум | § 2-3. Упр. 5 (устно). Упр. 13 (у) | |
3 | Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. | Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура, закономерности его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков. | Личностные: уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию Предметные: Выделение социальных функций русского языка; проведение лингвистических экспериментов, связанных с социальными функциями языка, и использование его результатов в практической речевой деятельности Метапредметные: критическое оценивание и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречий в информационных источниках | Организация совместной учебной деятельности | § 4-5, знать основные понятия, упр.12. | |
4. | Взаимосвязь языка и мышления. | Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Разница между языком и речью. | Тренинг, практикум | §5,6, упр. 16 (1), упр. 18. | 2 неделя |
5. | Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ. | Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. | Личностные: Умение дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; Умение проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; Возможность оценивать стилистические ресурсы языка; сохранение стилевого единства при создании текста заданного функционального стиля Метапредметные: постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности выбор пути достижения цели, планирование решения поставленных задач Предметные: анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определение его темы, проблему и основной мысли | Тренинг, практикум. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках. | § 7, упр. 22 | |
| Модуль № 2. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7) |
6-7. | Речь; формы речи. Характерные различия форм речи. | Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. | Личностные: Готовность к диалогу, сотрудничеству; Умение распознавать различие форм речи и применение дифференцированных речевых средств в них. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Предметные: анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. Метапредметные: постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности выбор пути достижения цели, планирование решения поставленных задач | 1.упр.24, объяснить орфограммы и пунктограммы на месте пропусков в тексте. упр.29. | §8,Стр.24, упр. 25. | 3 неделя |
8-9. | Монолог и его разновидности. | Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. | Упр. 28, 32 | §9-10, упр.34 (п), упр.38 (у) | |
10-11. | Диалог и его разновидности. | Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. | 3. Упр.35, объяснить орфограммы и пунктограммы на месте пропусков в тексте. | §10. Подготовиться к дискуссии. Стр. 42, упр.42. | 4 неделя |
12. | Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста | Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. | Тренинг, практикум. Составление рабочих материалов. | | |
| Модуль № 3. ОРФОГРАФИЯ (2) |
13-14. | Правописание сложных слов. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием сложных слов. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию Предметные: Умение применять правила в соответствии с алгоритмом. | Тренинг, практикум. | §11. Упр. 44, 45 . Стр.58, упр.46. | 5 неделя |
| Модуль № 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (7) |
15-16 | Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. | Синтаксические единицы; синтаксические связи и их типы; средства выражения синтаксической связи; вопрос о словосочетании; типы подчинительной связи в словосочетании; сильное и слабое управление; синонимия словосочетаний. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения Метапредметные: спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию Предметные: соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Упр.47. | §12-13, упр. 49. §13, упр. 50. | 6 неделя |
17. | Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. | Предложение как единица синтаксиса; интонационные и грамматические признаки предложения; порядок слов в предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. | Практикум. | §14-15, упр. 51. | |
18-19. | Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления. | Принципы современной русской пунктуации; разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. | Комплексный анализ текста упр.59.стр. 83. | §16, упр.55. Упр.61. | 7 неделя |
20-21. | Итоговый контроль, работа над ошибками | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Тренинг, практикум. | §18, познакомиться с материалом. | |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2 Модуль № 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (4) |
22-23. | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов; русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. | Личностные: российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения Метапредметные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений Предметные: использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания | Тренинг, практикум. | §18,19, стр.95, упр. 64. Стр.100, упр.67 | 8 неделя |
24. | Подготовка к ЕГЭ. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. | Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. | Личностные: способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств Метапредметные: находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели | Составление рабочих материалов | | |
25 | Контрольная работа | | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | | | 9 неделя |
| Модуль № 6. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2) |
26 | Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. | Текст как продукт речевой деятельности. Совершение умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность). Способы и средства связи предложений в тексте. | Личностные: способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств Метапредметные: выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели Предметные: подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста | Тренинг. | Раздел 6, §20-21. Упр.71. . | |
27 | Функционально-смысловые типы речи (текстов). | | Тренинг: упр. 74 | §22-24 Упр. 77 - устно | |
| Модуль № 7. ОРФОГРАФИЯ (1) |
28 | Употребление прописных и строчных букв. | Правописание прописных и строчных букв в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов и т.д. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Словарный диктант. | §23, упр.84. | 10 неделя |
| Модуль № 8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (6) |
29-30 | Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемых. | Предикативная основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута. Предметные: соблюдать в речевой практике основные пунктуационные нормы русского литературного языка; понимать необходимость изучения теории и применения теоретических знаний на практике. | Практикум. | §24, упр.88. упр.89. | |
31 | Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. | Предикативная основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. | Тренинг, практикум. | §25-26, упр.92.(7-11) упр.93(9-12). | 11 неделя |
32 | Односоставные предложения. | Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Виды односоставных предложений | Тренинг, практикум. | Раздел 8, § 27. Упр.96. | |
33-34 | Итоговый контроль, анализ результатов. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Контрольная работа. | | 12 неделя |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3 Модуль № 9. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА (2) |
35-36 | 35. Возникновение и развитие славянской письменности. Состав алфавита и принцип русской графики. 36. Принципы русской орфографии. | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Кириллическая азбука. История русской графики. Принцип русской графики. История русской орфографии. Принципы современной русской орфографии. | Личностные: российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения Метапредметные: Умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках Предметные: проведение комплексного анализа языковых единиц в тексте умение характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка | Презентация, работа с учебником. Составление плана статьи. | § 28-29, упр.98 (2). § 30-32, упр.105. | |
| Модуль № 10. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА (4) |
37 | Виды речевой деятельности. | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и её компоненты. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; потребность трудиться Метапредметные: прогнозировать, корректировать свою деятельность; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. осуществлять самоконтроль и самооценку. Предметные: использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль понимать, что такое речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). | Тренинг, практикум. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. | §33, упр.106. | 13 неделя |
38 | Подготовка к ЕГЭ. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. | Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов. | Тренинг, практикум. | упр.107 (3). | |
39 | Способы информационной переработки текста. | Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. | Тренинг, практикум. | §34, упр.108. | |
40 | Практическое занятие. Подготовка к ЕГЭ. | Редактирование собственных текстов. | Тренинг, практикум. | Упр. 110 | 14 неделя |
| Модуль № 11. ОРФОГРАФИЯ (2) |
41-42 | Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: Применять алгоритм в практической деятельности Предметные: соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм современного русского литературного языка; соблюдение основного правила орфографии в процессе письменного общения | Выборочный диктант. | §35. упр.113. упр.119. | |
| Модуль № 12. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (6) |
43-44 | Второстепенные члены предложения. | Дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи. Разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова. Способы выражения второстепенных членов предложения. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию Метапредметные: выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. осуществлять самоконтроль и самооценку. Предметные: соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм современного русского литературного языка | Практическая работа. | § 36. упр.125. | 15 неделя |
45 | Типы неполных предложений. Нечленимые предложения. | Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | Практикум. | §37-38, упр. 130. | |
46-47 | Итоговый контроль. Работа над ошибками. | | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | упр. 128. | 16 неделя |
48 | Подготовка к ЕГЭ. Аргументация собственной позиции. | Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | Личностные: Умение дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; Умение проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; Возможность оценивать стилистические ресурсы языка; сохранение стилевого единства при создании текста заданного функционального стиля Метапредметные: самостоятельное определение целей, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута Предметные: анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определение его темы, проблему и основной мысли | Практикум. | | |
II семестр |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4 Модуль № 13. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (11) |
1 (49) | Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. | Слово – основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексические средства выразительности речи. | Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России Метапредметные: способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств Предметные: использование синонимических ресурсов русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения. | . | §39, упр135. | 1 неделя |
2 (51) | Омонимия. Паронимия. | Лексическая омонимия и смежные с ней явления. Лексические средства выразительности речи. | Практикум. | §40-41, упр. 138 (12-16), упр.140 | |
3 (52) | Синонимия. Антонимия. | Лексические средства выразительности речи. | Практикум. | §42-43, упр. 148. | |
4 (53-54) | Формирование и развитие русской лексики. Освоение заимствованных слов русским языком. | исконно русская лексика, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | Тренинг. | §44, упр.154. §45, упр.156. | 2 неделя |
5 (55) | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. | Устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. | Тренинг, практикум. | §46, упр.159. | |
6-7 (56-57) | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Эмоционально-экспрессивная лексика. | Общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. | Практикум | §47-48, упр. 167. | 3 неделя |
8 (58) | Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста. | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Стр.258, упр. 166. | Дописать сочинение. | |
9-10 (59-60) | Фразеология русского языка.. | Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. | Тренинг, практикум. | §49, упр.172 | 4 неделя |
| Модуль № 14. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (5) |
11 (61) | Функциональные стили речи. Научный стиль. | Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Метапредметные: умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Предметные: создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); | Тренинг. | § 50, упр. 173 | |
12-13 (62-63) | 62. Официально-деловой стиль. 63. Деловые бумаги личного характера. | Официально-деловой стиль, его основные жанры и особенности. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы); анализ текста научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. | Тренинг, практикум. | §51, упр. 176. | 5 неделя |
14 (64) | Публицистический стиль. Стиль художественной литературы. | Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. | | §52-53, упр. 178 | |
15 (65) | Разговорный стиль речи. Лексический анализ слова. | Разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. | | §54, | |
| Модуль № 15. ОРФОГРАФИЯ (1) |
16 (66) | Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок пре-, при -. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: Применять алгоритм в практической деятельности Предметные: соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм современного русского литературного языка; соблюдение основного правила орфографии в процессе письменного общения | Тестовые задания ЕГЭ. | §55, упр.182. | 6 неделя |
| Модуль № 16. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4) |
17 (67) | Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. | Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого; основные виды СП; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в СП. ССП. Повторение сведений о сочинительных союзах; расширение знаний учащихся о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Смысловые отношения ССП | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. осуществлять самоконтроль и самооценку. Предметные: соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения | Тренинг, практикум. | § 56-57. упр.183. | |
18 (68) | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | | Тренинг, практикум. | §57 упр.186. | |
19-20 (69-70) | Контрольная работа. Работа над ошибками. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | | | 7 неделя |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5 Модуль № 17. ФОНЕТИКА (8) |
21 (71) | Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Звуковые средства. Артикуляция. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических норм современного русского литературного языка; Предметные: овладение основными понятиями фонетики проводить анализ фонетических единиц | | § 59-61 | |
22 (72) | Артикуляционная классификация согласных звуков. | Артикуляционная классификация согласных звуков. | упр.197. | §62, упр.204. | 8 неделя |
23 (73) | Артикуляционная классификация гласных звуков. | Артикуляционная классификация гласных звуков. | упр.209. | §63, упр. 209 | |
24 (74) | Выделение фонетических единиц | Звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация. | упр.218. | §64, упр.220. | |
25 (75) | Звуки речи и фонемы | Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики | Затранскрибировать слова. | §65, упр. 231. | 9 неделя |
26 (76) | Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста. | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Личностные: Умение дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; Умение проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; Возможность оценивать стилистические ресурсы языка; сохранение стилевого единства при создании текста заданного функционального стиля Метапредметные: самостоятельное определение целей, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута Предметные: анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определение его темы, проблему и основной мысли | | Дописать работу. | |
27-28 (77-78) | Контрольная работа. Работа над ошибками. | | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | | | 10 неделя |
| Модуль № 18. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (2) |
29 (79) | Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. | Языковая норма, и её основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках и словарях. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Особенности русского словесного ударения. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношения к миру, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, Метапредметные: соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета Предметные: овладение основными орфоэпическими нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета | Указать, в чём проявляется «старшая» школа в стихотворный отрывках, кратко охарактеризовать её проявления. | §66-67, упр.237. | |
30 (80) | Акцентологические нормы произношения отдельных слов. | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | Практикум. Комплексный анализ текста. | Упр. 236 | |
| Модуль № 19. ОРФОГРАФИЯ (3) |
31 (81) | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: соблюдение в практике речевого общения основных грамматических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Предметные: Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением, чередующихся гласных; правописанием согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. | Практикум. | § 68 69, упр. 240 | 11 неделя |
32 (82) | Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на з -/ -с; букв и-ы в корне слова после приставок на согласную. | Практикум. | § 70-71, упр. 241 | |
33 (83) | Правописание безударных гласных и сомнительных согласных | | Практикум. | §72, упр.244. | |
| Модуль № 20. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (5) |
34 (84) | Общая характеристика СПП, виды придаточных предложений. | Средства связи предикативных частей СП. СПП. Виды придаточных предложений. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения Предметные: выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. осуществлять самоконтроль и самооценку. | Тренинг, практикум | упр.245 | 12 неделя |
35 (85) | Знаки препинания в СПП. | Знаки препинания в СПП. | Практикум, тренинг | §74; | |
36 (86) | СПП с несколькими придаточными | Типы соподчинения/ подчинения в СПП с несколькими придаточными частями. | Практикум, тренинг | § 75. | |
37-38 (87-88) | Контрольная работа. Работа над ошибками. | Определение уровня изученного материала. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Упр. 252. | 13 неделя |
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6 Модуль № 21. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (6) |
39-41 (89-91) | 89. Основные виды морфем. 90. Классификация аффиксальных морфем. Нулевые морфемы. Основа слова. 91. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. | корневая и аффиксальные морфемы. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; Предметные: Овладение основными понятиями морфемики и словообразования, умение применять знания на практике (при выборе орфограмм) | Морфемный анализ слова. Морфемный и словообразовательный разбор. | §76-80, упр.264. | 14 неделя |
42-43 (92-93) | Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. | Морфологические и неморфологические способы словообразования. Усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем. | Практикум, тренинг. Словообразовательный анализ слова. | §81-82. | 15 неделя |
44 (94) | Сочинение-рассуждение. | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Личностные: Умение дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; Умение проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; Возможность оценивать стилистические ресурсы языка; сохранение стилевого единства при создании текста заданного функционального стиля Метапредметные: самостоятельное определение целей, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута Предметные: анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определение его темы, проблему и основной мысли | упр. 272. | Дописать работу. | |
| Модуль № 22. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ (1) |
45 (95) | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в начале общения; в процессе общения; при завершении общения. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический). | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств Метапредметные: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; соблюдать культуру публичной речи; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам. | Практикум, тренинг | §83-84, упр.276. | |
| Модуль № 23. ОРФОГРАФИЯ (3) |
46 (96) | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | Корни с чередованием | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; умение находить грамматические ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты Предметные: Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц, с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова. | Практикум, тренинг. | §85, упр.278. | 16 неделя |
47 (97) | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. | Морфемы | Практикум, тренинг. | §86, упр.280. | |
48 (98) | Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Ы-И после ц. | Тест. | §87-88, упр. 282. | |
| Модуль № 24. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (7) |
49 (99) | Бессоюзные сложные предложения. | Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями БСП. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные: соблюдение основных правил пунктуации в процессе письменного общения Предметные: выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать. осуществлять самоконтроль и самооценку. | Практикум, тренинг | § 89, , упр.286. | 17 |
50 (100) | Знаки препинания в БСП. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Практикум, тренинг | §90, стр. 411-414. | |
51-52 (101-102) | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. | Практикум, тренинг | §91, упр.288. | 18 неделя |
53-54 (103-104) | Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Личностные: готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности Предметные: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка | Контрольная работа | | |
55 (105) | Обобщение и систематизация | | самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач | Практикум | | 19 неделя |