СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, КТП,литература

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

«Филология»:

_______________ И.Н.Тимофеева

протокол №___ от «___»_________20____ г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР:

____________________ Р.И.Хузин

«____»_______________ 20___г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

_______________Л.Ф.Сафиуллин

приказ №____ от «___» __________ 20____г.

МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа

по русскому языку в 6 классе

на 2016-2017 учебный год



Рассмотрено на заседании педагогического Совета

протокол № ___

от « ____» ___________ 20___ г.

Составил: Ильясова А.Б. - учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе Приказа министерства образовании и науки РФ «Об утверждении и введении ФГОС начального общего образования» от 17. 12.2012 г. №1897. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс, рекомендованный Министерством образования и науки РФ/ Москва, «Просвещение», 2008. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А . Ладыженская. Базисного учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «Петровскозаводская СОШ».Русский язык. 6 класс. 2-х ч.(Авторы: : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2016 . В соответствии с учебным планом программа расчитана на 140 ч/год (4 ч. в нед) . Для рабочей программы используется учебно – методический комплекс: учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г. Данный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации ( приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г). Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков овладения ими универсальными способами деятельности.

В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы : 1) за счет часов, выделенных на повторение; 2) за счет объединения уроков по одной теме; 3) за счет самостоятельного изучения материала учащимися.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный компонент учебного плана по предмету «Русский язык» составляет 140 часа.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 6 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать , анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо;

  • формирование общеучебных навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков

  • овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку

  • формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д)

К началу учебного года учащиеся знают:

  • безударные гласные в словах и формах слов;

  • перенос слов с двойными согласными между гласными;

  • значимые части слова;

  • склонение имён существительных, типы склонений;

  • основные значения падежей;

  • роль предлогов в значении падежей;

  • имя прилагательное, сочетание прилагательных с именами существительными в косвенных падежах;

  • личные местоимения во всех падежных формах с предлогами;

  • неопределённая форма , совершенный и несовершенный вид глагола;

  • изменение глагола в настоящем и будущем времени;

  • имя числительное ; порядковые числительные;

  • главные и второстепенные члены предложения;

  • связь слов в словосочетании;

  • предложения с однородными членами;

  • формулы речевого этикета.

Учащиеся умеют:

  • списать и писать текст под диктовку с изученными орфограммами;

  • производить фонетический разбор;

  • производить разбор слова по составу;

  • производить разбор слова как часть речи;

  • производить элементарный  синтаксический разбор предложения;

  • писать изложение по тексту в 70-80-слов по коллективно составленному плану;

  • пользоваться формулами речевого этикета;

  • писать под диктовку  текст из 50- 60 слов с изученными орфограммами.


Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные) результаты

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость  за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);

6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.




Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

  •  производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

  •    соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  •  смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

  • основные признаки стилей языка;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

  •  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


















Содержание учебного предмета

Темы разделов

Количество часов

1

Язык. Речь. Общение. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

1ч+1ч

2

Повторение изученного в 5 классе . Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.

6ч+1ч

3

Текст. Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Р.р Текст и стили речи. Официально-деловой стиль

(2ч +1ч)

4

Лексика. Культура речи . Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

(10ч + 2ч)

5

Фразеология. Культура речи. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».

6

Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. К.Р.. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.


14ч + 4чр.р+2ч. к.д

7

Имя существительное. Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».

14ч+1ч р.р

8

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступленпроизведениях народного промысла. К.Р. Контрольный диктант с грамматическизаданием.Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».

16ч +4ч р.р+2 к.д

9

Имя числительное Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного. Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

12ч + 2ч к.д+1 ч.р.р

10

Местоимение . Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи. Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».


13ч + 4чр.р+2 ч.к.д

11

Глагол. Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола.

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.


12ч + 4ч р.р+2ч.к.д

12

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение). К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест.

3ч + 2чр.р+2ч


  









































Содержание тем учебного курса.

Язык. Речь. Общение (1ч + 1 ч)

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе (6ч + 1ч)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.



Текст (2ч +1ч)

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Р.р Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи (3ч )

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи (14ч + 4чр.р+2ч. к.д)

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. К.Р.. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (14ч + 4ч р.р)

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное (16ч +4ч р.р+2 к.д)

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».

Имя числительное (12ч + 2ч к.д+1 ч.р.р)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного.

Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение (13ч + 4чр.р+2 ч.к.д)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения.

Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».

Глагол (12ч + 4ч р.р+2ч.к.д)

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола.

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (3ч + 2чр.р+2ч.)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение). К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест.













Календарно - тематическое планирование.



п/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

план

факт

Язык. Речь. Общение.(1ч +1ч р/р)

1 (1)




Русский язык – один из развитых языков мира.

Расширяют представление о русском языке; осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека

2

(2)



Р.Р. Ситуация общения.

Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной
информации. Анализируют стихотворения.

Повторение изученного в 5 классе (6ч +1ч р/р)

3(1)



Фонетика. Орфоэпия

Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.

4

(2)



Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант.

Опознают морфемы; выделяют в слове основу; выполняют морфемный разбор слов; определять основную мысль текста, озаглавливают текст.

5

(3)



Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

Выполняют частичный и полный морфологический разбор изученных частей речи; осознают важность грамматического анализа слов для правописания; правильно пишут и объясняют условия выбора гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов;

6

(4)



Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.

Учатся отличать словосочетание от слова; распознавать главное и зависимое слова в словосочетании; выделять словосочетания в составе предложения; разграничивать распространённые и нераспространённые предложения; использовать различные знаки завершения;

7

(5)



Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Определяют количество грамматических основ в сложном предложении; различают союзные и бессоюзные сложные предложения; находят границы частей в сложном предложении; определяют место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; составляют схемы сложных предложений; различают сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и; выполняют синтаксический разбор сложного и простого предложения.

8

(6)



Прямая речь. Диалог.

Учатся разграничивать слова автора и прямую речь; различать разделительную и выделительную функцию знаков препинания в предложениях с прямой речью; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно расставлять знаки препинания при диалоге; озаглавливать текст.

9 (7)



Входной контроль (контрольный тест)

Выполняют тест. Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков

Текст.(2ч +1 ч)

10

(1)



Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Узнают признаки текста ,обнаруживают и исправляют недочёты в выборе средств связи между предложениями в тексте; определяют тему, основную мысль текста; озаглавливают текст;

11

(2)



Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

Осознают роль начальных и конечных предложений текста, ключевых слов для понимания текста; основные признаки текста;тему текста по начальному предложению; выделяют ключевые слова в тексте; определяют ключевые слова будущего рассказа; озаглавливают текст; создавают текст по заданному начальному и конечному предложению.

12

(3)



Р.р. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

Вспоминают стили речи, их различия, сферу употребления; признаки официально-делового стиля речи, языковые особенности; распознают специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле речи; особенности оформления заявления, объяснительной записки как документов официально-делового стиля речи.

Лексика. Культура речи. (8 ч +2ч р/р)

13

(1)



Слово и его лексическое значение.

Активизируют знания о функции слова в языке, содержание понятий; словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, антонимы, синонимы, толковый словарь; предмет изучения лексикологии; владеют основными лексическими понятиями; толкуют лексическое значение слова разными способами; распознают однозначные и многозначные слова; находят слова в переносном значении в тексте;

14

(2)



Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и


устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное


в форме материалов к сочинению.


15

(3)



Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.

Находят в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова; выявляют содержание понятия «профессионализмы»; сферу употребления профессионализмов; распознают диалектизмы в тексте;

16

(4)



Р.Р. Сжатое изложение

Различают способы сжатия текста; формулируют основную мысль текста; озаглавливают текст; отбирают в исходном тексте основное; производят исключения и обобщения; излагают отобранный материал обобщенными языковыми средствами в письменной форме.

17

(5)



Исконно русские и заимствованные слова.

Различают «исконно русские» и «заимствованные» слова; причины появления в языке новых исконно русских слов и причины заимствования; узнают о роли заимствованных слов в русском языке;

18

(6)



Новые слова (неологизмы)

выделяют «неологизмы; причины появления в языке неологизмов; о переходе неологизмов в общеупотребительные; распознают неологизмы, возникшие в определенную эпоху; находят в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова; исправляют ошибки в толковании современных слов с помощью толкового словаря.

19

(7)



Устаревшие слова.

Знакомятся с определением устаревших слов; причиной устаревания слов; содержанием понятий «историзм» и «архаизм»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; роль использования устаревших слов в художественных произведениях; находить устаревшие слова в тексте, в толковом словаре; разграничивать историзмы и архаизмы; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля.

20

(8)



Словари.

Активизируют знания о разных видах лексических словарях, об их назначении; составляют словарные статьи.

21

(9)



Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи».

Правильно отвечают на контрольные вопросы по изученному разделу; определяют основную мысль текста; распознают лексические средства в тексте.

22

(10)



Контрольный диктант с грамматическим заданием.


Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Фразеология. Культура речи (3 ч)

23

(1)



Фразеологизмы.

выявляют содержание понятия «фразеологизм»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре фразеологизмов.

24

(2)



Источники фразеологизмов.

Осознают источники происхождения фразеологизмов; о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов; определяют источник появления фразеологизмов в языке; заменяют указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирают толкование к указанным фразеологизмам; употребляют их в речи.

25

(3)



Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест «Лексика. Фразеология»

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; распознавать фразеологизмы в тексте; заменять указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирать толкование к указанным фразеологизмам; употреблять их в речи; выполнение теста.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (14 ч+4ч р.р +2ч к.д)

26

(1)



Морфемика и словообразование.

Распознают предмет изучения морфемики, словообразования, орфографии; выявляют, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне – общее лексическое значение всех однокоренных слов; узнают грамматическое значение окончаний разных частей речи; понимают, что морфемы - значимые части слова;

27

(2)



Р.Р. Описание помещения.

выявляют особенности описания как функционально-смыслового типа речи; композиционную структуру текста-описания; особенности художественного описания помещения; содержание термина «интерьер»; определяют тему, основную мысль текста; анализируют тексты – описания помещения; находят элементы описания помещения в тексте; определяют, как обстановка комнаты характеризует хозяина; понимают, как свет и точка обзора влияют на описание помещения.

28-29

(3-4)



Основные способы образования слов в русском языке.

Определяют морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую; об изменении лексического значения слова при образовании нового слова; содержание понятий: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательные гнёзда;

30(5)



Этимология слов.

Узнают о содержании понятия «этимологический словарь»; структуру словарной статьи этимологического словаря; составляют план текста; воспроизводят содержание текста с опорой на план;

31

(6)



Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Актуализируют знания о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и пунктов простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный; определяют тему сочинения; делят текст на смысловые части; составляют сложный план;

32-33

(7-8)



Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-, -гор- -

- гар-, -зор- -- зар-.

Определяют правило написания букв а и о в корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными; правильно пишут слова с изученной орфограммой; графически обозначают условия выбора правильных написаний; группируют слова с чередованием гласных а и о и е и и в корнях по видам орфограмм; составляют рассказ по рисункам; определяют основную мысль текста, озаглавливают текст.

34

(9)



Буквы ы и и после приставок.

Определяют правило написания букв ы и и после приставок; знакомятся с орфограммой об употреблении буквы и после приставок меж- и сверх-; правильно пишут слова с изученной орфограммой; графически обозначают условия выбора правильных написаний.

35- 36

(10-11)



Гласные в приставках пре- и при-.

Изучают правило написания гласных в приставках пре- и при-, словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре- и при-, список слов, в которых пре- и при- являются частью корня; графически обозначают условия выбора правильных написаний; озаглавливают текст; находят в тексте элементы разговорного стиля.

37

(12)



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их

38

(13)



Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Актуализируют знания о способах образования слов; сложные слова и их строение; условия выбора соединительных гласных о и е в сложных словах; образуют сложные слова; подбирают однокоренные сложные слова с указанными корнями; правильно пишут сложные слова с соединительными гласными о и е; графически обозначают условия выбора правильных написаний.

39

(14)



Сложносокращённые слова

Знакомятся со сложносокращёнными словами; выявляют способы сокращения слов; правильное произношение сложносокращенных слов, их расшифровку; способ определения рода сложносокращенного слова; определяют способ сокращения слова; группируют слова по способу сокращения; образуют сложносокращённые слова по образцу; определяют род сложносокращённого слова, образованного из начальных букв сокращённых слов;

40-41

(15-16)



Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро»)

Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста-описания; содержание термина «интерьер»; особенности описания интерьера в жилом доме; составлять рабочие материалы к описанию картины; сложный план; описания создавать текст сочинения-описания изображённого на картине.

42

(17)



Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Контрольный словарный диктант.

Знакомятся с понятием «морфемный разбор слова», «словообразовательный разбор слова»; порядок морфемного разбора слова; определяют способ словообразования; строят словообразовательные цепочки;

43-44

(18-19)



Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи».

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; группировать слова по способу их образования; правильно писать слова с изученными в разделе видами орфограммам; группировать орфограммы-гласные по видам; составлять сложный план, создавать высказывание с опорой на сложный план.

45(20)



Контрольный тест

Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков

Имя существительное (14 ч+1ч р.р)

46-47

(1-2)



Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

Актуализируют знания о морфологии; синтаксическую роль существительных; правило правописания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе; правило употребления и неупотребления мягкого знака на конце существительных после шипящих; правило правописания о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

48

(3)



Разносклоняемые имена существительные.

Освоить перечень разносклоняемых имён существительных; правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя и существительного путь; правильно писать разносклоняемые существительные с окончанием и в родительном, дательном и предложном падежах; графически обозначать условия выбора верных написаний.

49

(4)



Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Освоить правило употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на -мя; употреблять существительные на -мя в указанных падежах; правильно писать существительные на -мя; графически обозначать выбор правильного написания.

50

(5)



Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён.

Освоить цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения; использовать рабочие материалы.

51

(6)



Несклоняемые имена существительные.

определяют склонение существительных; понятие несклоняемых существительных; лексические группы несклоняемых существительных; распознают несклоняемые существительные, соотносят их с определённой лексической группой;

52

(7)



Род несклоняемых имён существительных.

определяют способы определения рода несклоняемых существительных; узнают о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде; определяют род несклоняемых существительных.

53

(8)



Имена существительные общего рода.

выявляют группы существительных общего рода; род существительных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола; узнают о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода;

54

(9)



Морфологический разбор имени существительного.

усваивают порядок морфологического разбора имени существительного, производят морфологический разбор (устный и письмен­ный) имени существительного. Определяют основную мысль текста, его стилистическую принадлежность.

55

(10)



Не с именами существительными.

определяют условия выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными; как писать не с именами существительными; группируют слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначают условия выбора правильных написаний;

56

(11)



Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Запоминают условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик); графически обозначают условия выбора правильных написаний; определяют значение суффикса; распознают слова с суффиксом -чик (-щик) по данному толкованию;

57

(12)



Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

определяют условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и –ик; правильно пишут гласные в суффиксах существительных -ек и –ик; графически обозначают условия выбора правильных написаний; определяют значение суффикса;

58

(13)



Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Правильно писать гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса.

59

(14)



Повторение изученного в разделе «Имя существительное». Контрольный тест «Имя существительное».

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план, готовить сообщение о существительном в научном стиле с опорой на план; выполнять морфологический разбор существительного; подбирать примеры, иллюстрирующие способы образования существительных; правильно писать слова с изученными орфограммами;

60

(15)



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их

Имя прилагательное (16 ч+4 чр.р+2 ч к.д)

61

(1)



Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

определяют характеристику прилагательного по значению, по постоянным и непостоянным признаками синтаксической роли; правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных единственного числа; правило неупотребления буквы ь после шипящих на конце кратких прилагательных;

62

(2)



Р.Р. Описание природы

определяют структуру текста описания; содержание понятия «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; задачи художественного описания природы; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании; определяют основную мысль художественного описания; подбирают ключевые слова и словосочетания для описания пейзажа; находят языковые средства для описания природы;

63-64

(3-4)



Степени сравнения имён прилагательных.

Научиться образовывать степени сравнения, общее правило: одно слово – простая степень, 2 слова – составная степень.

65

(5)



Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

различать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных, их грамматические признаки; распознавать качественные прилагательные в тексте; доказывать принадлежность прилагательного к разряду качественных; определять синтаксическую роль качественных прилагательных; составлять план письменного высказывания, создавать текст сочинения–описания природы.

66

(6)



Относительные прилагательные.

Научиться отличать относительные прилагательные от других, анализировать текст худ. литературы. Научиться анализировать текст худ. литературы, производить самопроверку выполнения заданий

67-68 (7-8)



Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский»)

Определяют роль деталей в художественном описании, составляют план исходного текста; сохраняют в подробном пересказе художественного текста его типологическую структу­ру; определяют значение деталей в художественном описании предмета; учатся создавать текст на основе исходного.

69 (9)



Притяжательные прилагательные.

Научиться отличать относительные прилагательные от других разрядов прилагат, составлять презентацию теоретического материала.

70

(10)



Морфологический разбор имени прилагательного.

Учатся производить морфологический разбор (устный и письмен­ный) имени прилагательного, определять основную мысль текста, его стилистическую принадлежность.

71-72 (11-12



Не с прилагательными.

Научиться применять в практико-теоретической деятельности алгоритм определения условий написания не с прилагательными.

73(13)



Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

Научиться применять правила постановки букв е-о после шипящих

74-75

(14-15)



Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»).

Научиться вычленять из текста основную информацию

76-77

(16-17)



Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Контрольный словарный диктант.

Научиться применять правила постановки двух букв н в суффиксах прилагательных, запомнить слова- исключения; правильно писать в прилагательных одну и две буквы н; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора количества букв н в суффиксах; правильно выбирать буквы е и я в суффиксах прилагательных с корнем ветр-; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; находить и исправлять ошибки в распределении слов по группам; образовывать краткую форму прилагательных; описывать игрушку с использованием разных разрядов прилагательных.

78

(18)



Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Научиться применять правила написания суффиксов -к- ,-ск- , правильно образовывать прилагательные с данными суффиксами от существительных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы.

79 (19)



Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Научиться применять правила написания сложных слов

80

(20)



Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное».

Контрольный тест «Имя прилагательное».

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры, иллюстрирующие способы образования прилагательных; разграничивать прилагательные по разрядам; правильно писать слова с изученными орфограммами; согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся; определять основную мысль текста, делить текст на смысловые части; выполнение теста.

81-82

(21-22)



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ и работа над ошибками.


Построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме .Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

Имя числительное (12 ч+2 ч к.д.+1 ч р.р)

83

(1)



Имя числительное как часть речи.

Научиться определять грамматические признаки имени прилагательных. Давать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли;

84

(2)



Простые и составные числительные.

Научиться определять простые и составные числительные , группировать числительные по количеству слов, обозначающих число; записывать числа словами; правильно произносить числительные.

85

(3)



Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Научиться применять условия выбора Ь знака в середине и на конце числительных, правильно употреблять мягкий знак на конце и в середине числительных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; группировать слова с орфограммой - буквой ь для обозначения мягкости согласных в существительных и слова с орфограммой -буквой ь в середине числительных.

86

(4)



Порядковые числительные.

Научиться отличать порядковые числительные от других частей речи, правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; правильно сочетать порядковые числительные с существительными, обозначающими названия месяцев, событий, праздников.

87

(5)



Разряды количественных числительных.

Научиться отличать порядковые числительные от других частей речи, узнавать разряды количественных числительных, распознавать разряды количественных числительных по значению; группировать количественные числительные по разрядам; исправлять ошибки в распределении количественных числительных по разрядам.

88-89

(6-7)



Числительные, обозначающие целые числа.

Научиться конструировать синтаксические единицы по алгоритму выполнения языковой задачи, различать особенности склонения простых числительных сорок, девяносто, сто; особенности склонения сложных и составных числительных; числительных полтора, полтораста; определять правильное ударение при склонении числительных полтора, полтораста; определять способ образования числительных, падеж числительных; склонять числительные, учитывая их особенности.


90

(8)



Дробные числительные.

Научиться применять правило написания, склонения дробных числительных, структуру дробных числительных; особенности их склонения; о падежной форме существительного при дробном числительном.

91-92

(9-10)



Собирательные числительные.

Научиться определять и конструировать собирательные числительные, группы существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные; склонение собирательных числительных; правильное употребление собирательных числительных с существительными; предупреждать ошибки в образовании и употреблении данных сочетаний.

93

(11)



Морфологический разбор имени числительного.

Научиться применять знания о морфологических признаках числительных при объяснении написания.

94

(12)



Повторение изученного в разделе «Имя числительное».

Контрольный тест «Имя числительное».

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о числительном; создавать сообщение о числительном в научном стиле с опорой на план; подбирать примеры; правильно писать слова с изученными орфограммами; согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся; выполнение теста.

95-96

(13-14)



Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками.


Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их.

97

(15)



Р.Р.Публичное выступление на тему «Береги природу!»

Научиться составлять публичное выступление, структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление-призыв в соответствии с целью, адресатом и ситуацией общения; использовать рабочие материалы, включающие цифровые материалы.

Местоимение (13 ч+4 ч р.р+2 ч к.д )

98

(1)



Местоимение как часть речи.

Научиться отличать местоимения от других частей речи, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочёты в употреблении местоимений.




99(2)



Личные местоимения.

Научиться склонять личные местоимения, определять род, падеж, роль в предложени

100

(3)



Возвратное местоимение себя.

Научиться отличать возвратное местоимение от личного, узнавать значение и морфологические особенности возвратного местоимения себя, его синтаксическую функцию; фразеологические обороты с местоимением себя; употреблять местоимение себя в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных и возвратного местоимений; употреблять фразеологизмы с местоимением себя в речи.

101

(4)



Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме»

Научиться составить текст от первого лица, осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и ситуации общения; создавать собственный текст-повествование от 1-го лица по сюжетным рисункам с включением элементов описания места действия и диалога; находить и исправлять речевые недочёты в собственном тексте - повторение личного местоимения.

102-103

(5-6)



Вопросительные и относительные местоимения.

Научиться отличать вопросительные местоимения от относительных, выявлять основные различия между вопросительными и относительными местоимениями; особенности склонения вопросительных и относительных местоимений; об употреблении вопросительных и относительных местоимений в речи; знать о правильном ударении в падежных формах вопросительного местоимения сколько; различать вопросительные и относительные местоимения; правильно склонять кто, что, чей, сколько; определять синтаксическую роль вопросительных местоимений; употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложного; находить и исправлять ошибки в образовании форм местоимений.

104

(7)



Неопределенные местоимения.

Научиться определять отличительные признаки неопределенных местоимений, создавать текст типа речи рассуждение, определять условия выбора слитного написания не с неопределенными местоимениями;

105-106

(8-9)




Отрицательные местоимения.

Научиться применять правило написания неопределенных местоимений, склонять отрицательные местоимения; правильно выбирать написание отрицательных местоимений с изученными орфограммами; различать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять отрицательные местоимения в речи.

107

(10)




Притяжательные местоимения.

Научиться определять морфологические особенности и синтаксическую функцию притяжательных местоимений; правильно склонять притяжательные местоимения; различать притяжательные и личные местоимения в косвенных падежах; находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением притяжательных местоимений.

108

(11)



Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

Научиться осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной ситуации; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.

109

(12)



Указательные местоимения.

Определять особенности склонения указательных местоимений, правильно склонять указательное местоимение столько; определять синтаксическую роль указательных местоимений; озаглавливать текст; определять средства связи предложений в тексте.

110

(13)



Определительные местоимения

Научиться определять морфологические особенности и синтаксическую функцию определительных местоимений; смысловые оттенки местоимений каждый, любой, всякий, сам, самый; распознавать определительные местоимения в тексте, правильно их склонять; создавать текст сочинения-сказки или рассказа на тему по выбору с включением диалога или прямой речи.

111

(14)



Морфологический разбор местоимения.

Знакомятся с порядком морфологического разбора местоимения. Производят морфологический разбор (устный и письмен­ный) местоимения; озаглавливают текст.

112-113

(15-16)



Р.Р.Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители»)

Выявляют композицию текстов всех функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение), их языковые особенности; создавают текст сочинения на основе изображённого на картине или по воображению, используя любой функционально-смысловой тип речи, учитывая адресат сочинения.

114

(17)



Повторение изученного в разделе «Местоимение».

Контрольный тест «Местоимение».

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о местоимении как части речи; создавать сообщение о местоимении в научном стиле с опорой на план; подбирать примеры; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор местоимений.

115-116

(18-19)



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их




Глагол (12 ч+4 ч р.р +2 ч к.д)

117

(1)



Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи

определять характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; узнавать, что неопределенная форма – это начальная форма глагола; способы образования глаголов; правила написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов; условия выбора буквы ь в глаголах на -тся и -ться; условия выбора слитного/раздельного написания не с глаголами; условия выбора гласных букв в корнях с чередованием; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к глаголу; правильно употреблять глаголы в речи.

118

(2)



Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста.

Определять особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и ситуацией общения; создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам с включением готовой части текста (вступления и заключения); находить и исправлять речевые недочёты в собственном тексте.

119

(3)



Разноспрягаемые глаголы.

Определять спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять в речи глаголы есть, кушать.

120

(4)



Глаголы переходные и непереходные

Актуализировать знания о возвратных глаголах с суффиксом -ся (-сь); распознавать переходность и непереходность глаголов; распознавать возвратные глаголы; находить и исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов; создавать сочинение-рассказ по сюжетному рисунку в устной форме.

121

(5)



Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Знакомятся с понятием «наклонение глагола»; различают изменения глаголов по наклонениям; различают изменения глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов одного времени в значении другого; распознают глаголы в изъявительном наклонении; определяют вид, время, глаголов в изъявительном наклонении; употребляют глаголы одного времени в значении другого.

122

(6)



Р.Р. Контрольное изложение

составляют план исходного текста; сохраняют в подробном пересказе художественного текста его типологическую структу­ру; определяют значение деталей в художественном описании предмета; умеют создавать текст на основе исходного.

123

(7)



Условное наклонение.

Актуализируют знания об образовании форм глаголов в условном наклонении; об изменении глаголов в условном наклонении; об использовании глаголов в условном наклонении в речи; о раздельном написании частиц б (бы) с глаголами; наклонении; составляют предложения и связный текст с использованием глаголов в условном наклонении.

124

(8)



Повелительное наклонение.

Учатся распознавать глаголы в повелительном наклонении; узнают об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении; об использовании глаголов в повелительном наклонении в речи; об условиях употребления буквы ь на конце глаголов в повелительном наклонении;

125

(9)



Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

Учатся определять наклонение, в котором употреблён глагол; выражать глаголами в разных наклонениях побуждение к действию, просьбы; заменять формы одних наклонений в значении других; употреблять неопределённую форму глагола (инфинитив) в значении повелительного наклонения.

126

(10)



Безличные глаголы.

определение безличных глаголов, их формы, лексическое значение; определяют лексические значения, выражаемые безличными глаголами; распознают безличные глаголы и определяют их форму; находят личные глаголы , употреблённые в значении безличных; заменяют личные глаголы безличными; употребляют безличные глаголы в речи.

127

(11)



Морфологический разбор глагола

Изучают порядок морфологического разбора глагола, производят морфологический разбор (устный и письмен­ный) глагола.

128-129

(12-13)



Р.Р. Рассказ на основе услышанного

Выявляют особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и ситуацией общения; составляют план сочинения; создают текст сочинения-повествования с включением рассказа на основе услышанного.

130

(14)



Правописание гласных в суффиксах глаголов

Определяют условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ова- (-ева-)/-ыва- (-ива-); правильно пишут гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-)/-ыва- (-ива-); графически обозначают условия выбора правильных написаний; создавают устное высказывание на заданную тему.

131132

(15-16)



Повторение изученного в разделе «Глагол».

Контрольный тест «Глагол».

Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о глаголе как части речи; создавать сообщение о глаголе в научном стиле с опорой на план; подбирать примеры; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор глагола.

133-134

(17-18)



Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.(3 ч+2 ч р.р +2 ч к.д)

135-136

(1-2)



Разделы науки о языке

определяют основные единицы языка, изученные в 5 и 6 классах; разделы науки о языке, изучающие эти единицы; рассказывают о единицах языка и о разделах науки о языке, изучающих эти единицы, в форме научного описания; опознают и анализируют основные единицы языка; составляют сложный план устного сообщения на лингвистическую тему.

136-137

(3-4)



Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору

определяют особенности функционально-смысловых типов речи; функциональные стили и их особенности; осуществляют осознанный выбор темы сочинения, определяют его основную мысль; собирают и систематизируют материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; составляют сложный план; осуществляют отбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавают и редактируют текст сочинения с учётом требований к построению связного текста.

138

(5)



Словообразование. Морфология. Синтаксис.

определяют предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов; отличие словосочетания от предложения;

139

(6)



Итоговый контроль (контрольный тест)

Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков.


140

(7)



Анализ работы. Работа над ошибками. Повторение

Выявление учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год.



Учебно – методический комплекс:

для учителя:

    1. Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. «Просвещение», 2008

    3. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. 2007

    4. Сборник контрольно- измерительных материалов для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ

для учащегося: 1.Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г

2.Тесты. Русский язык 5-9 классы. Авторы: В.И.Капинос, Л,И.Пучкова и др. «Дрофа» , 2012г.

3. Лингвистические словари и справочники.