СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
пояснительная записка, содержание, планируемые результаты, КТП,литература
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО «Филология»: _______________ И.Н.Тимофеева протокол №___ от «___»_________20____ г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР: ____________________ Р.И.Хузин «____»_______________ 20___г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______________Л.Ф.Сафиуллин приказ №____ от «___» __________ 20____г. |
МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по русскому языку в 6 классе
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического Совета
протокол № ___
от « ____» ___________ 20___ г.
Составил: Ильясова А.Б. - учитель русского языка и литературы I квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе Приказа министерства образовании и науки РФ «Об утверждении и введении ФГОС начального общего образования» от 17. 12.2012 г. №1897. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс, рекомендованный Министерством образования и науки РФ/ Москва, «Просвещение», 2008. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А . Ладыженская. Базисного учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «Петровскозаводская СОШ».Русский язык. 6 класс. 2-х ч.(Авторы: : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2016 . В соответствии с учебным планом программа расчитана на 140 ч/год (4 ч. в нед) . Для рабочей программы используется учебно – методический комплекс: учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г. Данный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации ( приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г). Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков овладения ими универсальными способами деятельности.
В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы : 1) за счет часов, выделенных на повторение; 2) за счет объединения уроков по одной теме; 3) за счет самостоятельного изучения материала учащимися.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный компонент учебного плана по предмету «Русский язык» составляет 140 часа.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 6 классе будут:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать , анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо;
формирование общеучебных навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д)
К началу учебного года учащиеся знают:
безударные гласные в словах и формах слов;
перенос слов с двойными согласными между гласными;
значимые части слова;
склонение имён существительных, типы склонений;
основные значения падежей;
роль предлогов в значении падежей;
имя прилагательное, сочетание прилагательных с именами существительными в косвенных падежах;
личные местоимения во всех падежных формах с предлогами;
неопределённая форма , совершенный и несовершенный вид глагола;
изменение глагола в настоящем и будущем времени;
имя числительное ; порядковые числительные;
главные и второстепенные члены предложения;
связь слов в словосочетании;
предложения с однородными членами;
формулы речевого этикета.
Учащиеся умеют:
списать и писать текст под диктовку с изученными орфограммами;
производить фонетический разбор;
производить разбор слова по составу;
производить разбор слова как часть речи;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
писать изложение по тексту в 70-80-слов по коллективно составленному плану;
пользоваться формулами речевого этикета;
писать под диктовку текст из 50- 60 слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные) результаты
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);
6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного предмета
№ | Темы разделов | Количество часов |
1 | Язык. Речь. Общение. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения. | 1ч+1ч |
2 | Повторение изученного в 5 классе . Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант. | 6ч+1ч |
3 | Текст. Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Р.р Текст и стили речи. Официально-деловой стиль | (2ч +1ч) |
4 | Лексика. Культура речи . Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | (10ч + 2ч) |
5 | Фразеология. Культура речи. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология». | 3ч |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. К.Р.. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
| 14ч + 4чр.р+2ч. к.д |
7 | Имя существительное. Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». | 14ч+1ч р.р |
8 | Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступленпроизведениях народного промысла. К.Р. Контрольный диктант с грамматическизаданием.Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». | 16ч +4ч р.р+2 к.д |
9 | Имя числительное Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного. Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное». | 12ч + 2ч к.д+1 ч.р.р |
10 | Местоимение . Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи. Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение. К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
| 13ч + 4чр.р+2 ч.к.д |
11 | Глагол. Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола. Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
| 12ч + 4ч р.р+2ч.к.д |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение). К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест. | 3ч + 2чр.р+2ч |
Содержание тем учебного курса.
Язык. Речь. Общение (1ч + 1 ч)
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе (6ч + 1ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Текст (2ч +1ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Р.р Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка. Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Фразеология. Культура речи (3ч )
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи (14ч + 4чр.р+2ч. к.д)
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам. К.Р.. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (14ч + 4ч р.р)
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного. Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (16ч +4ч р.р+2 к.д)
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла. К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».
Имя числительное (12ч + 2ч к.д+1 ч.р.р)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение (13ч + 4чр.р+2 ч.к.д)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол (12ч + 4ч р.р+2ч.к.д)
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (3ч + 2чр.р+2ч.)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение). К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | |
план | факт | |||
Язык. Речь. Общение.(1ч +1ч р/р) | ||||
1 (1) |
|
| Русский язык – один из развитых языков мира. | Расширяют представление о русском языке; осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека |
2 (2) |
|
| Р.Р. Ситуация общения. | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной |
Повторение изученного в 5 классе (6ч +1ч р/р) | ||||
3(1) |
|
| Фонетика. Орфоэпия | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь. |
4 (2) |
|
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Контрольный словарный диктант. | Опознают морфемы; выделяют в слове основу; выполняют морфемный разбор слов; определять основную мысль текста, озаглавливают текст. |
5 (3) |
|
| Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. | Выполняют частичный и полный морфологический разбор изученных частей речи; осознают важность грамматического анализа слов для правописания; правильно пишут и объясняют условия выбора гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов; |
6 (4) |
|
| Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. | Учатся отличать словосочетание от слова; распознавать главное и зависимое слова в словосочетании; выделять словосочетания в составе предложения; разграничивать распространённые и нераспространённые предложения; использовать различные знаки завершения; |
7 (5) |
|
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | Определяют количество грамматических основ в сложном предложении; различают союзные и бессоюзные сложные предложения; находят границы частей в сложном предложении; определяют место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; составляют схемы сложных предложений; различают сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и; выполняют синтаксический разбор сложного и простого предложения. |
8 (6) |
|
| Прямая речь. Диалог. | Учатся разграничивать слова автора и прямую речь; различать разделительную и выделительную функцию знаков препинания в предложениях с прямой речью; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно расставлять знаки препинания при диалоге; озаглавливать текст. |
9 (7) |
|
| Входной контроль (контрольный тест) | Выполняют тест. Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков |
Текст.(2ч +1 ч) | ||||
10 (1) |
|
| Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | Узнают признаки текста ,обнаруживают и исправляют недочёты в выборе средств связи между предложениями в тексте; определяют тему, основную мысль текста; озаглавливают текст; |
11 (2) |
|
| Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. | Осознают роль начальных и конечных предложений текста, ключевых слов для понимания текста; основные признаки текста;тему текста по начальному предложению; выделяют ключевые слова в тексте; определяют ключевые слова будущего рассказа; озаглавливают текст; создавают текст по заданному начальному и конечному предложению. |
12 (3) |
|
| Р.р. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | Вспоминают стили речи, их различия, сферу употребления; признаки официально-делового стиля речи, языковые особенности; распознают специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле речи; особенности оформления заявления, объяснительной записки как документов официально-делового стиля речи. |
Лексика. Культура речи. (8 ч +2ч р/р) | ||||
13 (1) |
|
| Слово и его лексическое значение. | Активизируют знания о функции слова в языке, содержание понятий; словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, антонимы, синонимы, толковый словарь; предмет изучения лексикологии; владеют основными лексическими понятиями; толкуют лексическое значение слова разными способами; распознают однозначные и многозначные слова; находят слова в переносном значении в тексте; |
14 (2) |
|
| Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и
|
15 (3) |
|
| Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. | Находят в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова; выявляют содержание понятия «профессионализмы»; сферу употребления профессионализмов; распознают диалектизмы в тексте; |
16 (4) |
|
| Р.Р. Сжатое изложение | Различают способы сжатия текста; формулируют основную мысль текста; озаглавливают текст; отбирают в исходном тексте основное; производят исключения и обобщения; излагают отобранный материал обобщенными языковыми средствами в письменной форме. |
17 (5) |
|
| Исконно русские и заимствованные слова. | Различают «исконно русские» и «заимствованные» слова; причины появления в языке новых исконно русских слов и причины заимствования; узнают о роли заимствованных слов в русском языке; |
18 (6) |
|
| Новые слова (неологизмы) | выделяют «неологизмы; причины появления в языке неологизмов; о переходе неологизмов в общеупотребительные; распознают неологизмы, возникшие в определенную эпоху; находят в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова; исправляют ошибки в толковании современных слов с помощью толкового словаря. |
19 (7) |
|
| Устаревшие слова. | Знакомятся с определением устаревших слов; причиной устаревания слов; содержанием понятий «историзм» и «архаизм»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; роль использования устаревших слов в художественных произведениях; находить устаревшие слова в тексте, в толковом словаре; разграничивать историзмы и архаизмы; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля. |
20 (8) |
|
| Словари. | Активизируют знания о разных видах лексических словарях, об их назначении; составляют словарные статьи. |
21 (9) |
|
| Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». | Правильно отвечают на контрольные вопросы по изученному разделу; определяют основную мысль текста; распознают лексические средства в тексте. |
22 (10) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. |
Фразеология. Культура речи (3 ч) | ||||
23 (1) |
|
| Фразеологизмы. | выявляют содержание понятия «фразеологизм»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре фразеологизмов. |
24 (2) |
|
| Источники фразеологизмов. | Осознают источники происхождения фразеологизмов; о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов; определяют источник появления фразеологизмов в языке; заменяют указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирают толкование к указанным фразеологизмам; употребляют их в речи. |
25 (3) |
|
| Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». Контрольный тест «Лексика. Фразеология» | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; распознавать фразеологизмы в тексте; заменять указанные свободные сочетания слов фразеологизмами; подбирать толкование к указанным фразеологизмам; употреблять их в речи; выполнение теста. |
Словообразование. Орфография. Культура речи. (14 ч+4ч р.р +2ч к.д) | ||||
26 (1) |
|
| Морфемика и словообразование. | Распознают предмет изучения морфемики, словообразования, орфографии; выявляют, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне – общее лексическое значение всех однокоренных слов; узнают грамматическое значение окончаний разных частей речи; понимают, что морфемы - значимые части слова; |
27 (2) |
|
| Р.Р. Описание помещения. | выявляют особенности описания как функционально-смыслового типа речи; композиционную структуру текста-описания; особенности художественного описания помещения; содержание термина «интерьер»; определяют тему, основную мысль текста; анализируют тексты – описания помещения; находят элементы описания помещения в тексте; определяют, как обстановка комнаты характеризует хозяина; понимают, как свет и точка обзора влияют на описание помещения. |
28-29 (3-4) |
|
| Основные способы образования слов в русском языке. | Определяют морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую; об изменении лексического значения слова при образовании нового слова; содержание понятий: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательные гнёзда; |
30(5) |
|
| Этимология слов. | Узнают о содержании понятия «этимологический словарь»; структуру словарной статьи этимологического словаря; составляют план текста; воспроизводят содержание текста с опорой на план; |
31 (6) |
|
| Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Актуализируют знания о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и пунктов простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный; определяют тему сочинения; делят текст на смысловые части; составляют сложный план; |
32-33 (7-8) |
|
| Буквы а и о в корнях -кос- -- кас-, -гор- - - гар-, -зор- -- зар-. | Определяют правило написания букв а и о в корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными; правильно пишут слова с изученной орфограммой; графически обозначают условия выбора правильных написаний; группируют слова с чередованием гласных а и о и е и и в корнях по видам орфограмм; составляют рассказ по рисункам; определяют основную мысль текста, озаглавливают текст. |
34 (9) |
|
| Буквы ы и и после приставок. | Определяют правило написания букв ы и и после приставок; знакомятся с орфограммой об употреблении буквы и после приставок меж- и сверх-; правильно пишут слова с изученной орфограммой; графически обозначают условия выбора правильных написаний. |
35- 36 (10-11) |
|
| Гласные в приставках пре- и при-. | Изучают правило написания гласных в приставках пре- и при-, словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок пре- и при-, список слов, в которых пре- и при- являются частью корня; графически обозначают условия выбора правильных написаний; озаглавливают текст; находят в тексте элементы разговорного стиля. |
37 (12) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их |
38 (13) |
|
| Соединительные гласные о и е в сложных словах. | Актуализируют знания о способах образования слов; сложные слова и их строение; условия выбора соединительных гласных о и е в сложных словах; образуют сложные слова; подбирают однокоренные сложные слова с указанными корнями; правильно пишут сложные слова с соединительными гласными о и е; графически обозначают условия выбора правильных написаний. |
39 (14) |
|
| Сложносокращённые слова | Знакомятся со сложносокращёнными словами; выявляют способы сокращения слов; правильное произношение сложносокращенных слов, их расшифровку; способ определения рода сложносокращенного слова; определяют способ сокращения слова; группируют слова по способу сокращения; образуют сложносокращённые слова по образцу; определяют род сложносокращённого слова, образованного из начальных букв сокращённых слов; |
40-41 (15-16) |
|
| Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро») | Определять основную мысль текста сочинения; использовать композиционные элементы текста-описания; содержание термина «интерьер»; особенности описания интерьера в жилом доме; составлять рабочие материалы к описанию картины; сложный план; описания создавать текст сочинения-описания изображённого на картине. |
42 (17) |
|
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. | Знакомятся с понятием «морфемный разбор слова», «словообразовательный разбор слова»; порядок морфемного разбора слова; определяют способ словообразования; строят словообразовательные цепочки; |
43-44 (18-19) |
|
| Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; группировать слова по способу их образования; правильно писать слова с изученными в разделе видами орфограммам; группировать орфограммы-гласные по видам; составлять сложный план, создавать высказывание с опорой на сложный план. |
45(20) |
|
| Контрольный тест | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков |
Имя существительное (14 ч+1ч р.р) | ||||
46-47 (1-2) |
|
| Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | Актуализируют знания о морфологии; синтаксическую роль существительных; правило правописания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе; правило употребления и неупотребления мягкого знака на конце существительных после шипящих; правило правописания о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных; |
48 (3) |
|
| Разносклоняемые имена существительные. | Освоить перечень разносклоняемых имён существительных; правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя и существительного путь; правильно писать разносклоняемые существительные с окончанием и в родительном, дательном и предложном падежах; графически обозначать условия выбора верных написаний. |
49 (4) |
|
| Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | Освоить правило употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на -мя; употреблять существительные на -мя в указанных падежах; правильно писать существительные на -мя; графически обозначать выбор правильного написания. |
50 (5) |
|
| Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. | Освоить цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление в соответствии с целью и ситуацией общения; использовать рабочие материалы. |
51 (6) |
|
| Несклоняемые имена существительные. | определяют склонение существительных; понятие несклоняемых существительных; лексические группы несклоняемых существительных; распознают несклоняемые существительные, соотносят их с определённой лексической группой; |
52 (7) |
|
| Род несклоняемых имён существительных. | определяют способы определения рода несклоняемых существительных; узнают о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде; определяют род несклоняемых существительных. |
53 (8) |
|
| Имена существительные общего рода. | выявляют группы существительных общего рода; род существительных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола; узнают о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода; |
54 (9) |
|
| Морфологический разбор имени существительного. | усваивают порядок морфологического разбора имени существительного, производят морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. Определяют основную мысль текста, его стилистическую принадлежность. |
55 (10) |
|
| Не с именами существительными. | определяют условия выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными; как писать не с именами существительными; группируют слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначают условия выбора правильных написаний; |
56 (11) |
|
| Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | Запоминают условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик); графически обозначают условия выбора правильных написаний; определяют значение суффикса; распознают слова с суффиксом -чик (-щик) по данному толкованию; |
57 (12) |
|
| Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | определяют условия выбора гласных в суффиксах существительных -ек и –ик; правильно пишут гласные в суффиксах существительных -ек и –ик; графически обозначают условия выбора правильных написаний; определяют значение суффикса; |
58 (13) |
|
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | Правильно писать гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса. |
59 (14) |
|
| Повторение изученного в разделе «Имя существительное». Контрольный тест «Имя существительное». | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план, готовить сообщение о существительном в научном стиле с опорой на план; выполнять морфологический разбор существительного; подбирать примеры, иллюстрирующие способы образования существительных; правильно писать слова с изученными орфограммами; |
60 (15) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их |
Имя прилагательное (16 ч+4 чр.р+2 ч к.д) | ||||
61 (1) |
|
| Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | определяют характеристику прилагательного по значению, по постоянным и непостоянным признаками синтаксической роли; правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных единственного числа; правило неупотребления буквы ь после шипящих на конце кратких прилагательных; |
62 (2) |
|
| Р.Р. Описание природы | определяют структуру текста описания; содержание понятия «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; задачи художественного описания природы; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании; определяют основную мысль художественного описания; подбирают ключевые слова и словосочетания для описания пейзажа; находят языковые средства для описания природы; |
63-64 (3-4) |
|
| Степени сравнения имён прилагательных. | Научиться образовывать степени сравнения, общее правило: одно слово – простая степень, 2 слова – составная степень. |
65 (5) |
|
| Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | различать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных, их грамматические признаки; распознавать качественные прилагательные в тексте; доказывать принадлежность прилагательного к разряду качественных; определять синтаксическую роль качественных прилагательных; составлять план письменного высказывания, создавать текст сочинения–описания природы. |
66 (6) |
|
| Относительные прилагательные. | Научиться отличать относительные прилагательные от других, анализировать текст худ. литературы. Научиться анализировать текст худ. литературы, производить самопроверку выполнения заданий |
67-68 (7-8) |
|
| Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») | Определяют роль деталей в художественном описании, составляют план исходного текста; сохраняют в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определяют значение деталей в художественном описании предмета; учатся создавать текст на основе исходного. |
69 (9) |
|
| Притяжательные прилагательные. | Научиться отличать относительные прилагательные от других разрядов прилагат, составлять презентацию теоретического материала. |
70 (10) |
|
| Морфологический разбор имени прилагательного. | Учатся производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного, определять основную мысль текста, его стилистическую принадлежность. |
71-72 (11-12 |
|
| Не с прилагательными. | Научиться применять в практико-теоретической деятельности алгоритм определения условий написания не с прилагательными. |
73(13) |
|
| Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | Научиться применять правила постановки букв е-о после шипящих |
74-75 (14-15) |
|
| Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»). | Научиться вычленять из текста основную информацию |
76-77 (16-17) |
|
| Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант. | Научиться применять правила постановки двух букв н в суффиксах прилагательных, запомнить слова- исключения; правильно писать в прилагательных одну и две буквы н; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора количества букв н в суффиксах; правильно выбирать буквы е и я в суффиксах прилагательных с корнем ветр-; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; находить и исправлять ошибки в распределении слов по группам; образовывать краткую форму прилагательных; описывать игрушку с использованием разных разрядов прилагательных. |
78 (18) |
|
| Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | Научиться применять правила написания суффиксов -к- ,-ск- , правильно образовывать прилагательные с данными суффиксами от существительных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы. |
79 (19) |
|
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Научиться применять правила написания сложных слов |
80 (20) |
|
| Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное». Контрольный тест «Имя прилагательное». | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; подбирать примеры, иллюстрирующие способы образования прилагательных; разграничивать прилагательные по разрядам; правильно писать слова с изученными орфограммами; согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся; определять основную мысль текста, делить текст на смысловые части; выполнение теста. |
81-82 (21-22) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ и работа над ошибками.
| Построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме .Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. |
Имя числительное (12 ч+2 ч к.д.+1 ч р.р) | ||||
83 (1) |
|
| Имя числительное как часть речи. | Научиться определять грамматические признаки имени прилагательных. Давать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; |
84 (2) |
|
| Простые и составные числительные. | Научиться определять простые и составные числительные , группировать числительные по количеству слов, обозначающих число; записывать числа словами; правильно произносить числительные. |
85 (3) |
|
| Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Научиться применять условия выбора Ь знака в середине и на конце числительных, правильно употреблять мягкий знак на конце и в середине числительных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; группировать слова с орфограммой - буквой ь для обозначения мягкости согласных в существительных и слова с орфограммой -буквой ь в середине числительных. |
86 (4) |
|
| Порядковые числительные. | Научиться отличать порядковые числительные от других частей речи, правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; правильно сочетать порядковые числительные с существительными, обозначающими названия месяцев, событий, праздников. |
87 (5) |
|
| Разряды количественных числительных. | Научиться отличать порядковые числительные от других частей речи, узнавать разряды количественных числительных, распознавать разряды количественных числительных по значению; группировать количественные числительные по разрядам; исправлять ошибки в распределении количественных числительных по разрядам. |
88-89 (6-7) |
|
| Числительные, обозначающие целые числа. | Научиться конструировать синтаксические единицы по алгоритму выполнения языковой задачи, различать особенности склонения простых числительных сорок, девяносто, сто; особенности склонения сложных и составных числительных; числительных полтора, полтораста; определять правильное ударение при склонении числительных полтора, полтораста; определять способ образования числительных, падеж числительных; склонять числительные, учитывая их особенности. |
90 (8) |
|
| Дробные числительные. | Научиться применять правило написания, склонения дробных числительных, структуру дробных числительных; особенности их склонения; о падежной форме существительного при дробном числительном. |
91-92 (9-10) |
|
| Собирательные числительные. | Научиться определять и конструировать собирательные числительные, группы существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные; склонение собирательных числительных; правильное употребление собирательных числительных с существительными; предупреждать ошибки в образовании и употреблении данных сочетаний. |
93 (11) |
|
| Морфологический разбор имени числительного. | Научиться применять знания о морфологических признаках числительных при объяснении написания. |
94 (12) |
|
| Повторение изученного в разделе «Имя числительное». Контрольный тест «Имя числительное». | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о числительном; создавать сообщение о числительном в научном стиле с опорой на план; подбирать примеры; правильно писать слова с изученными орфограммами; согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся; выполнение теста. |
95-96 (13-14) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. |
97 (15) |
|
| Р.Р.Публичное выступление на тему «Береги природу!» | Научиться составлять публичное выступление, структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; составлять устное публичное выступление-призыв в соответствии с целью, адресатом и ситуацией общения; использовать рабочие материалы, включающие цифровые материалы. |
Местоимение (13 ч+4 ч р.р+2 ч к.д ) | ||||
98 (1) |
|
| Местоимение как часть речи. | Научиться отличать местоимения от других частей речи, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочёты в употреблении местоимений.
|
99(2) |
|
| Личные местоимения. | Научиться склонять личные местоимения, определять род, падеж, роль в предложени |
100 (3) |
|
| Возвратное местоимение себя. | Научиться отличать возвратное местоимение от личного, узнавать значение и морфологические особенности возвратного местоимения себя, его синтаксическую функцию; фразеологические обороты с местоимением себя; употреблять местоимение себя в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных и возвратного местоимений; употреблять фразеологизмы с местоимением себя в речи. |
101 (4) |
|
| Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» | Научиться составить текст от первого лица, осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и ситуации общения; создавать собственный текст-повествование от 1-го лица по сюжетным рисункам с включением элементов описания места действия и диалога; находить и исправлять речевые недочёты в собственном тексте - повторение личного местоимения. |
102-103 (5-6) |
|
| Вопросительные и относительные местоимения. | Научиться отличать вопросительные местоимения от относительных, выявлять основные различия между вопросительными и относительными местоимениями; особенности склонения вопросительных и относительных местоимений; об употреблении вопросительных и относительных местоимений в речи; знать о правильном ударении в падежных формах вопросительного местоимения сколько; различать вопросительные и относительные местоимения; правильно склонять кто, что, чей, сколько; определять синтаксическую роль вопросительных местоимений; употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложного; находить и исправлять ошибки в образовании форм местоимений. |
104 (7) |
|
| Неопределенные местоимения. | Научиться определять отличительные признаки неопределенных местоимений, создавать текст типа речи рассуждение, определять условия выбора слитного написания не с неопределенными местоимениями; |
105-106 (8-9) |
|
| Отрицательные местоимения. | Научиться применять правило написания неопределенных местоимений, склонять отрицательные местоимения; правильно выбирать написание отрицательных местоимений с изученными орфограммами; различать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять отрицательные местоимения в речи. |
107 (10) |
|
| Притяжательные местоимения. | Научиться определять морфологические особенности и синтаксическую функцию притяжательных местоимений; правильно склонять притяжательные местоимения; различать притяжательные и личные местоимения в косвенных падежах; находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением притяжательных местоимений. |
108 (11) |
|
| Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | Научиться осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной ситуации; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему. |
109 (12) |
|
| Указательные местоимения. | Определять особенности склонения указательных местоимений, правильно склонять указательное местоимение столько; определять синтаксическую роль указательных местоимений; озаглавливать текст; определять средства связи предложений в тексте. |
110 (13) |
|
| Определительные местоимения | Научиться определять морфологические особенности и синтаксическую функцию определительных местоимений; смысловые оттенки местоимений каждый, любой, всякий, сам, самый; распознавать определительные местоимения в тексте, правильно их склонять; создавать текст сочинения-сказки или рассказа на тему по выбору с включением диалога или прямой речи. |
111 (14) |
|
| Морфологический разбор местоимения. | Знакомятся с порядком морфологического разбора местоимения. Производят морфологический разбор (устный и письменный) местоимения; озаглавливают текст. |
112-113 (15-16) |
|
| Р.Р.Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители») | Выявляют композицию текстов всех функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение), их языковые особенности; создавают текст сочинения на основе изображённого на картине или по воображению, используя любой функционально-смысловой тип речи, учитывая адресат сочинения. |
114 (17) |
|
| Повторение изученного в разделе «Местоимение». Контрольный тест «Местоимение». | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о местоимении как части речи; создавать сообщение о местоимении в научном стиле с опорой на план; подбирать примеры; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор местоимений. |
115-116 (18-19) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их |
Глагол (12 ч+4 ч р.р +2 ч к.д) | ||||
117 (1) |
|
| Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи | определять характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; узнавать, что неопределенная форма – это начальная форма глагола; способы образования глаголов; правила написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов; условия выбора буквы ь в глаголах на -тся и -ться; условия выбора слитного/раздельного написания не с глаголами; условия выбора гласных букв в корнях с чередованием; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к глаголу; правильно употреблять глаголы в речи. |
118 (2) |
|
| Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему « Стёпа колет дрова» с включением части готового текста. | Определять особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и ситуацией общения; создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам с включением готовой части текста (вступления и заключения); находить и исправлять речевые недочёты в собственном тексте. |
119 (3) |
|
| Разноспрягаемые глаголы. | Определять спряжения глаголов хотеть, бежать, есть, дать; определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять в речи глаголы есть, кушать. |
120 (4) |
|
| Глаголы переходные и непереходные | Актуализировать знания о возвратных глаголах с суффиксом -ся (-сь); распознавать переходность и непереходность глаголов; распознавать возвратные глаголы; находить и исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов; создавать сочинение-рассказ по сюжетному рисунку в устной форме. |
121 (5) |
|
| Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | Знакомятся с понятием «наклонение глагола»; различают изменения глаголов по наклонениям; различают изменения глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов одного времени в значении другого; распознают глаголы в изъявительном наклонении; определяют вид, время, глаголов в изъявительном наклонении; употребляют глаголы одного времени в значении другого. |
122 (6) |
|
| Р.Р. Контрольное изложение | составляют план исходного текста; сохраняют в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определяют значение деталей в художественном описании предмета; умеют создавать текст на основе исходного. |
123 (7) |
|
| Условное наклонение. | Актуализируют знания об образовании форм глаголов в условном наклонении; об изменении глаголов в условном наклонении; об использовании глаголов в условном наклонении в речи; о раздельном написании частиц б (бы) с глаголами; наклонении; составляют предложения и связный текст с использованием глаголов в условном наклонении. |
124 (8) |
|
| Повелительное наклонение. | Учатся распознавать глаголы в повелительном наклонении; узнают об особенностях образования форм глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении; об использовании глаголов в повелительном наклонении в речи; об условиях употребления буквы ь на конце глаголов в повелительном наклонении; |
125 (9) |
|
| Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | Учатся определять наклонение, в котором употреблён глагол; выражать глаголами в разных наклонениях побуждение к действию, просьбы; заменять формы одних наклонений в значении других; употреблять неопределённую форму глагола (инфинитив) в значении повелительного наклонения. |
126 (10) |
|
| Безличные глаголы. | определение безличных глаголов, их формы, лексическое значение; определяют лексические значения, выражаемые безличными глаголами; распознают безличные глаголы и определяют их форму; находят личные глаголы , употреблённые в значении безличных; заменяют личные глаголы безличными; употребляют безличные глаголы в речи. |
127 (11) |
|
| Морфологический разбор глагола | Изучают порядок морфологического разбора глагола, производят морфологический разбор (устный и письменный) глагола. |
128-129 (12-13) |
|
| Р.Р. Рассказ на основе услышанного | Выявляют особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и ситуацией общения; составляют план сочинения; создают текст сочинения-повествования с включением рассказа на основе услышанного. |
130 (14) |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов | Определяют условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ова- (-ева-)/-ыва- (-ива-); правильно пишут гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-)/-ыва- (-ива-); графически обозначают условия выбора правильных написаний; создавают устное высказывание на заданную тему. |
131132 (15-16) |
|
| Повторение изученного в разделе «Глагол». Контрольный тест «Глагол». | Правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу; составлять сложный план сообщения о глаголе как части речи; создавать сообщение о глаголе в научном стиле с опорой на план; подбирать примеры; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор глагола. |
133-134 (17-18) |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.(3 ч+2 ч р.р +2 ч к.д) | ||||
135-136 (1-2) |
|
| Разделы науки о языке | определяют основные единицы языка, изученные в 5 и 6 классах; разделы науки о языке, изучающие эти единицы; рассказывают о единицах языка и о разделах науки о языке, изучающих эти единицы, в форме научного описания; опознают и анализируют основные единицы языка; составляют сложный план устного сообщения на лингвистическую тему. |
136-137 (3-4) |
|
| Р.Р. Контрольное сочинение на тему по выбору | определяют особенности функционально-смысловых типов речи; функциональные стили и их особенности; осуществляют осознанный выбор темы сочинения, определяют его основную мысль; собирают и систематизируют материал к сочинению с учётом темы и основной мысли; составляют сложный план; осуществляют отбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавают и редактируют текст сочинения с учётом требований к построению связного текста. |
138 (5) |
|
| Словообразование. Морфология. Синтаксис. | определяют предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов; отличие словосочетания от предложения; |
139 (6) |
|
| Итоговый контроль (контрольный тест) | Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. |
140 (7) |
|
| Анализ работы. Работа над ошибками. Повторение | Выявление учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на новый учебный год. |
Учебно – методический комплекс:
для учителя:
Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. «Просвещение», 2008
Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. 2007
Сборник контрольно- измерительных материалов для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ
для учащегося: 1.Учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г
2.Тесты. Русский язык 5-9 классы. Авторы: В.И.Капинос, Л,И.Пучкова и др. «Дрофа» , 2012г.
3. Лингвистические словари и справочники.