СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы»/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2011г. Учебник:Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. КТП рассчитано на 204 часа (6 часов) в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 6 класс»



Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)


урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

дата

Материально-техническое оснащение

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)


план

факт



ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (1 ч.)




1

Русский язык – один из развитых языков мира





Презентация учителя

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важнейшим показателем культуры человека.

Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.



Повторение и систематизация изученного в 5 классе


(8ч.)






1

Фонетика. Орфоэпия




Презентация учителя

Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным Ъ и разделительным Ь.


2

Морфемы в слове. Орфограм­мы в при­ставках и корнях слов




Проектная работа

Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.


3

Развитие речи

Части речи





Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.


4


Орфограммы в окончаниях слов.

Словосочетание




Презентация учителя

Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов.

Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.


5


Простое предложение. Знаки препинания

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

Синтаксический разбор предложений




Презентация учителя


Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространенные и нераспространенные предложения; предложения с обращениями.

Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам.

Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.


6

Развитие речи

Прямая речь. Диалог.




Презентация учителя

Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.


7

Проверочный диктант







8

Анализ проверочного диктанта, работа над ошибками








ТЕКСТ

(5 ч: 3+2 р.р.)



1

Текст, его особенности

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста




Презентация учителя

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочеты в выборе средств связи между предложениями.

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений.




2

Начальные и конечные предложения текста

Ключевые слова











Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста.

Придумывают сказку по одному из приведенных в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу.

Выделяют ключевые слова в текстах.

Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова.

Определяют названия литературных произведений по ключевым словам.


3

Развитие речи

Основные признаки текста




Презентация учителя

Систематизируют основные признаки текста.

Анализируют схему. Доказывают, что приведенное в упражнении стихотворение – текст.

Анализируют диалог. Пишут рассказ.


4

Текст и стили речи





Выявляют особенности функциональных стилей речи.

Определяют стили речи текстов упражнений.


5

Развитие речи

Официально – деловой стиль речи




Презентация учителя

Узнают особенности текстов официально – делового стиля.

Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.



ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА

РЕЧИ

(12 ч: 10+2 р.р.)




1

Слово и его лексическое значение




Проектная работа

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии.

Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.


2

Развитие речи

Собирание материалов к сочинению.
Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя»)




Презентация учителя

Выступают с устным сочинением – описанием картины.










3

Общеупотребительные слова





Выделяют в речи общеупотребительные слова.

Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.


4

Профессионализмы




Презентация учителя

Различают профессионализмы.

Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре.

Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художников в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.


5

Диалектизмы





Различают диалектизмы.

Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.


6

Развитие речи

Изло­жение (сжатое) «Собира­тель русских слов»





Готовятся к написанию сжатого изложения. Пишут сжатое изложение.



7

Исконно русские и заимствованные слова




Презентация учителя

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.


8

Новые слова (неологизмы)





Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей.

Объясняют лексическое значение приведенных в учебнике неологизмов.


9

Устаревшие слова




Проектная работа

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики.

Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.



10

Словари




Презентация учителя

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.


11

Обобщающий урок по теме «Лексика»







12

Повторение пройденного по теме «Лексика»








ФРАЗЕОЛОГИЯ.

КУЛЬТУРА

РЕЧИ

(4ч:2+1 р.р.+1 к.р.)











1

Фразеологизмы.




Проектная работа

Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания и фразеологизмы.

Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы – фразеологизмы.


2

Развитие речи

Источники фразеологизмов.



Презентация учителя

Осознают источники появления некоторых фразеологизмов.

Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант.


3

Систематизация и обобщение изученного по разделам «Лексика и фразеология».





Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разделов. Определяют заимствованные слова в тексте. Указывают признаки научного стиля в тексте. Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.


4

Контрольная работа.





Пишут контрольный диктант





СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

(34 ч: 29+4 р.р.+1 к.р.)





1

Морфемика и словообразование




Презентация учителя

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования.

Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм.


2

Морфемика и словообразование




Презентация учителя

Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования.

Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм.


3

Развитие речи

Описание помещения



Презентация учителя

Характеризуют тексты, содержащие описания помещений.

Находят в художественных текстах элементы описания помещений.



4

Основные способы образования слов в русском языке



Презентация учителя

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов.



5

Основные способы образования слов в русском языке




Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов.


6

Этимология слов



Проектная работа

Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.


7

Развитие речи

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план



Презентация учителя

Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.

Пишут классное сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы.


8

Буквы а и о в корне –кас- - кос -




Усваивают правило написания букв а и о в корне –кас- -кос-.


9

Буквы а и о в корне –кас- - кос -




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем –кас- -кос-.


10

Буквы а и о в корне –гар - - гор -



Презентация учителя

Усваивают правило написания букв а и о в корне –гар- -гор-.


11

Буквы а и о в корне –гар - - гор -




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.


12

Буквы а и о в корне –зар - - зор -




Презентация учителя

Усваивают правило написания букв а и о в корне –зар- -зор-.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.


13

Буквы а и о в корне –зар - - зор -





Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.


14

Буквы ы-и после приставок




Усваивают правило написания букв ы и и после приставок.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.


15

Гласные в приставках пре – и при-



Презентация учителя

Усваивают правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.


16

Гласные в приставках пре-при (закрепление)




Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарем.


17

Гласных в приставках пре- при- (трудные случаи правописания приставок)





Анализируют тексты, объясняя условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант.


18

Гласные в приставках пре-при (трудные случаи правописания приставок)




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.


19

Развитие речи

Выборочное изложение







20

Соединительных гласных о-е в сложных словах



Презентация учителя

Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах.

Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.


21

Соединительных гласных о-е в сложных словах







22

Сложносокращенные слова




Усваивают понятие сложносокращенные слова.

Образуют сложносокращенные слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращенные слова.


23

Сложносокращенные слова (согласование, употребление в речи)




Анализируют рисунки. Пишут диктант.


24

Развитие речи

Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро»




Презентация учителя

Пишут домашнее сочинение


25

Р.Р.Написание сочинения по картине Т.Н.Яблонской «Утро»







26

Морфемный и словообразовательный разбор слова




Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.


27

Морфемный и словообразовательный разбор слова




Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке.


28

Повторение и систематизация знаний по теме «Словообразование»





Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования.


29

Повторение и систематизация знаний по теме «Словообразование»





Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст.


30

Повторение и систематизация знаний по теме «Орфография»







31

Повторение и систематизация знаний по теме «Орфография»







32

Подгот овка к контрольному диктанту по теме «Словообразование. Орфография»







33

Контрольный диктант







34

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками








МОРФОЛОГИЯ.

ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ





Имя существительное

(25ч: 20+3 р.р.+2 к.р.)




1


Имя существительное как часть речи




Презентация учителя

Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль.


2

Имя существительное как часть речи





Выделяют имена собственные в текстах. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных. Пишут диктант.


3

Развитие речи

Составление письма другу



Презентация учителя

Пишут письмо товарищу (классное сочинение)


4

Разносклоняемые имена существительные



Презентация учителя

Распознают разносклоняемые имена существительные.

Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант.


5

Разносклоняемые имена существительные (правописание, употребление в речи)




Распознают разносклоняемые имена существительные.

Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант.


6

Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ




Усваивают правило написания буквы е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.


7

Развитие речи

Составление устного публичного выступления о происхождении имен



Проектная работа

Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имен. Готовят устное выступление о происхождении имен. Пишут диктант.


8

Несклоняемые имена существительные



Презентация учителя

Распознают несклоняемые имена существительные.

Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.


9

Род несклоняемых существительных




Определяют род несклоняемых имен существительных.

Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край.


10

Имена существительные общего рода




Распознают имена существительные общего рода.

Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант.


11

Морфологический разбор имени существительного



Презентация учителя

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имен существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека.


12

Контрольный диктант







13

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками








14

Развитие речи

Сочинение-описание по личным впечатлениям



Презентация учителя

Пишут домашнее сочинение


15

Правописание НЕ с существительными



Презентация учителя

Усваивают правило написания Не с существительными. Различают не- приставку, не – часть корня и не- отрицательную частицу.


16

Правописание НЕ с существительными




Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.


17

Правописание согласных ч-щ в суффиксе -чик- -щик-



Презентация учителя

Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- –щик-.


18

Правописание согласных ч-щ в суффиксе -чик- -щик-




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.


19

Правописание гласных в суффиксах -ек- -ик-




Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных –ек- -ик-.

Выполняют упражнения , руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно – ласкательными суффиксами.


20


Правописание букв о-е после шипящих в суффиксах существительных



Презентация учителя

Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.


21

Правописание букв о-е после шипящих в суффиксах существительных




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант.


22


Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»




Презентация учителя

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном.


23

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»





Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.


24

Контрольный диктант








25

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.








Имя прилагательное

(25 ч.:19+4 р.р

.+2 к.р.)



1


Имя прилагательное как часть речи



Презентация учителя

Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.


2

Имя прилагательное как часть речи




Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображенные на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному. Заполняют таблицу.


3

Развитие речи

Описание природы



Презентация учителя

Характеризуют тексты, содержащие описания природы.

Определяют основную мысль, структуру описания природы,; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы (классное сочинение)


4

Степени сравнения имен прилагательных



Проектная работа

Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имен прилагательных.

Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.


5

Степени сравнения имен прилагательных





Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имен прилагательных.

Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.


6

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные




Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные.

Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные.


7

Относительные прилагательные



Презентация учителя

Распознают относительные имена прилагательные.

Анализируют данные в учебнике имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.


8

Развитие речи

Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А. С. Пушкина «Метель»)




Презентация учителя

Готовятся к написанию выборочного изложения по произведению художественной литературы.

Пишут выборочное изложение.


9

Притяжательные прилагательные




Распознают притяжательные имена прилагательные.

Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных.


10

Морфологический разбор имени прилагательного




Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.


11

Правописание НЕ с прилагательными



Презентация учителя

Усваивают правило написания НЕ с прилагательными.


12

Правописание НЕ с прилагательными




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не – приставку, не – часть корня и не – отрицательную частицу. Пишут диктант.


13

Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных



Презентация учителя

Усваивают правило написания букв о и ё после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.


14

Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.


15

Развитие речи

Сочинение — описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»)



Презентация учителя

Устно описывают картину.


16

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных



Презентация учителя

Усваивают правило написания одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных.


17

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных




Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведенным в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой .


18

Контрольный диктант







19


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.







20

Различение на письме суффиксов -К- -СК-





Усваивают правило написания суффиксов имен прилагательных –к- и –ск-.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.


21


Дефисное и слитное написание сложных прилагательных




Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имен прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.


22

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»





Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы.


23

Контрольный диктант





Пишут диктант


24

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.







25

Развитие речи

Устное публичное выступление о произведениях народного промысла



Презентация учителя

Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление.



Имя числительное



(17ч: 14+2 р.р.+1 к.р.)






1


Имя числительное как часть речи




Проектная работа

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного.

Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.


2

Простые и составные числительные





Распознают простые и составные числительные.

Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.


3

Мягкий знак на конце и в середине числительных




Презентация учителя

Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.


4

Мягкий знак на конце и в середине числительных





Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.


5

Порядковые числительные





Распознают порядковые числительные.

Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают свое объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения.


6

Разряды количественных числительных





Определяют разряды количественных числительных.

Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведенные в упражнении, составляют текст.


7

Числительные, обозначающие целые числа





Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа.

Обозначают падежи числительных в упражнениях.

Заменяют цифры словами в упражнениях


8

Развитие речи.

Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных (по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)




Презентация учителя

Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.


9

Дробные числительные





Распознают дробные числительные.

Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант.


10

Собирательные числительные





Распознают собирательные числительные.

Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.


11

Морфологический разбор числительного




Проектная работа

Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяя числительные цифрами и списывают один из абзацев.


12

Развитие речи.

Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»




Презентация учителя

Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!»


13

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное»




Проектная работа

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения об имени числительном как части речи, готовят сообщение. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами.


14

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное» Проверочная работа.







15

Подготовка к контрольному диктанту по теме «Имя числительное»







16

Контрольный диктант







17

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками









Местоимение


(25ч.: 20+3 р.р. +2 к.р.)







1


Местоимение как часть речи




Презентация учителя

Характеризуют местоимение как часть речи.

Списывают предложения, вставляя местоимения.


2

Местоимение как часть речи





Подчеркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочеты в употреблении местоимений.


3

Личные местоимения




Презентация учителя

Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант.


4

Возвратное местоимение себя





Распознают возвратное местоимение себя.

Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочеты в употреблении местоимений.


5

Развитие речи

Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица




Презентация учителя

Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам (домашнее сочинение)


6

Вопросительные местоимения





Распознают вопросительные местоимения.

Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения.


7

Относительные местоимения





Распознают относительные местоимения.

Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.



8

Неопределенные местоимения




Презентация учителя

Распознают неопределенные местоимения.

Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределенными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.


9

Неопределенные местоимения





Определяют способы образования неопределенных местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.


10

Отрицательные местоимения (образование, написание)




Презентация учителя

Распознают отрицательные местоимения.

Определяют способ образования отрицательных местоимений.


11

Отрицательные местоимения (образование, написание)





Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями.


12

Отрицательные местоимения (образование, написание)





Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.


13

Контрольный диктант








14

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками







15

Притяжательные местоимения





Распознают притяжательные местоимения.

Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях.


16

Притяжательные местоимения





Устраняют недочеты в употреблении притяжательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант.


17

Развитие речи

Сочинение-рассуждение




Презентация учителя

Пишут классное сочинение – рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в предложении местоимения.


18

Указательные местоимения





Распознают указательные местоимения.

Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам.


19


Указательные местоимения





Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого сложный план. Пишут диктант.


20

Определительные местоимения





Распознают определительные местоимения.

Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях.


21

Развитие речи

Сочинение-рассказ по воображению





Презентация учителя

Пишут домашнее сочинение – рассказ.


22

Морфологический разбор местоимения




Презентация учителя

Характеризуют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение по картине


23

Обобщение и систематизация изученного по теме «Местоимение»





Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст – рассуждение.


24

Контрольный диктант






Пишут контрольный диктант


25

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками








Глагол

(36ч.: 29+5 р.р.+2 к.р.)




1


Глагол как часть речи




Проектная работа

Активизируют знания о глаголе как части речи.

Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.


2

Глагол как часть речи





Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов.


3

Глагол как часть речи





Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов.


4

Развитие речи

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста




Презентация учителя

Готовятся к написанию сочинения – рассказа.


5

Развитие речи

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста (по упр.465)





Пишут сочинение – рассказ.


6

Разноспрягаемые глаголы





Распознают разноспрягаемые глаголы.

Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях.


7

Разноспрягаемые глаголы





Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значения слов.


8

Переходные и непереходные глаголы




Презентация учителя

Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений.


9

Переходные и непереходные глаголы





Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант


10

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение




Проектная работа

Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении.



11

Изъявительное наклонение





Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении.


12

Изъявительное наклонение (употребление в речи)





Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам.


13

Развитие речи

Изложение (пересказ) исходного текста от лица героя





Пишут изложение на заданную тему.


14

Условное наклонение





Распознают глаголы в условном наклонении.

Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах.


15

Условное наклонение (употребление в речи)





Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.


16

Повелительное наклонение (понятие, образование)




Презентация учителя

Распознают глаголы в повелительном наклонении.

Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения.


17

Повелительное наклонение (правописание, морфемный разбор)





Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами.


18

Повелительное наклонение (употребление в речи)





Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам


19


Употребление наклонений





Правильно употребляют наклонения в речи.

Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения.


20

Употребление наклонений





Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Составляют рецепт.


21


Контрольный диктант





Пишут диктант


22

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками







23

Безличные глаголы





Распознают безличные глаголы.

Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.


24

Безличные глаголы





Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант.


25

Морфологический разбор глагола





Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.


26

Развитие речи

Рассказ на основе услышанного




Презентация учителя

Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного


27

Развитие речи

Рассказ на основе услышанного





Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.


28

Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание)





Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов.


29

Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание)





Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.


30

Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание)





Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица.


31

Повторение изученного по теме «Глагол»




Проектная работа

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.


32

Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»





Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях.


33

Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»





Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант.


34

Подготовка к диктанту по теме «Глагол»







35

Контрольный диктант







36

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками








Повторение и

Систематизация

изученного в 6 классе

(12ч: 9+2 р.р.+1 к.р.)




1


Разделы науки о языке




Презентация учителя

Систематизируют знания о разделах науки о языке.

Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке»


2

Орфографический разбор




Презентация учителя

Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.


3

Пунктуация Пунктуационный разбор




Презентация учителя

Повторяют содержание изученных пунктуационных правил.



4

Развитие речи

Сочинение на выбранную тему




Презентация учителя



5

Развитие речи

Сочинение на выбранную тему





Пишут сочинение на выбранную тему.


6

Лексика и фразеология




Презентация учителя

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке.

Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.


7

Словообразование, разбор слова по составу, словообразовательный анализ




Презентация учителя

Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке.

Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.


8

Морфология Морфологический разбор




Презентация учителя

Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке.

Указывают падежи именных частей речи.


9

Синтаксис





Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений.


10

Синтаксический разбор





Определяют значение выделенного слова в тексте.


11

Контрольный диктант







12

Анализ контрольного диктанта