№ урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | дата | Материально-техническое оснащение | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | |
план | факт | |
| ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (1 ч.) | | | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | | | | Презентация учителя | Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важнейшим показателем культуры человека. Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание. | |
| Повторение и систематизация изученного в 5 классе | (8ч.) | | | | | |
1 | Фонетика. Орфоэпия | | | | Презентация учителя | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным Ъ и разделительным Ь. | |
2 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов | | | | Проектная работа | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы. | |
3 | Развитие речи Части речи | | | | | Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль. | |
4 | Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание | | | | Презентация учителя | Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. | |
5 | Простое предложение. Знаки препинания Сложное предложение. Запятые в сложном предложении Синтаксический разбор предложений | | | | Презентация учителя | Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространенные и нераспространенные предложения; предложения с обращениями. Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения. | |
6 | Развитие речи Прямая речь. Диалог. | | | | Презентация учителя | Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам. | |
7 | Проверочный диктант | | | | | | |
8 | Анализ проверочного диктанта, работа над ошибками | | | | | | |
| ТЕКСТ | (5 ч: 3+2 р.р.) | | |
1 | Текст, его особенности Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | | | | Презентация учителя | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочеты в выборе средств связи между предложениями. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений. | |
| |
2 | Начальные и конечные предложения текста Ключевые слова | | | | | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведенных в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам. | |
3 | Развитие речи Основные признаки текста | | | | Презентация учителя | Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведенное в упражнении стихотворение – текст. Анализируют диалог. Пишут рассказ. | |
4 | Текст и стили речи | | | | | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. | |
5 | Развитие речи Официально – деловой стиль речи | | | | Презентация учителя | Узнают особенности текстов официально – делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки. | |
| ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (12 ч: 10+2 р.р.) | | | |
1 | Слово и его лексическое значение | | | | Проектная работа | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам. | |
2 | Развитие речи Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя») | | | | Презентация учителя | Выступают с устным сочинением – описанием картины. | |
| | | | | | | |
3 | Общеупотребительные слова | | | | | Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова. | |
4 | Профессионализмы | | | | Презентация учителя | Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художников в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов. | |
5 | Диалектизмы | | | | | Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов. | |
6 | Развитие речи Изложение (сжатое) «Собиратель русских слов» | | | | | Готовятся к написанию сжатого изложения. Пишут сжатое изложение. | |
7 | Исконно русские и заимствованные слова | | | | Презентация учителя | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. | |
8 | Новые слова (неологизмы) | | | | | Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведенных в учебнике неологизмов. | |
9 | Устаревшие слова | | | | Проектная работа | Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. | |
10 | Словари | | | | Презентация учителя | Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей. | |
11 | Обобщающий урок по теме «Лексика» | | | | | | |
12 | Повторение пройденного по теме «Лексика» | | | | | | |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (4ч:2+1 р.р.+1 к.р.) | | | | |
1 | Фразеологизмы. | | | | Проектная работа | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы – фразеологизмы. | |
2 | Развитие речи Источники фразеологизмов. | | | | Презентация учителя | Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант. | |
3 | Систематизация и обобщение изученного по разделам «Лексика и фразеология». | | | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разделов. Определяют заимствованные слова в тексте. Указывают признаки научного стиля в тексте. Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами. | |
4 | Контрольная работа. | | | | | Пишут контрольный диктант | |
| СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | (34 ч: 29+4 р.р.+1 к.р.) | | | | |
1 | Морфемика и словообразование | | | | Презентация учителя | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм. | |
2 | Морфемика и словообразование | | | | Презентация учителя | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм. | |
3 | Развитие речи Описание помещения | | | | Презентация учителя | Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений. | |
4 | Основные способы образования слов в русском языке | | | | Презентация учителя | Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. | |
5 | Основные способы образования слов в русском языке | | | | | Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов. | |
6 | Этимология слов | | | | Проектная работа | Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов. | |
7 | Развитие речи Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | | | | Презентация учителя | Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Пишут классное сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. | |
8 | Буквы а и о в корне –кас- - кос - | | | | | Усваивают правило написания букв а и о в корне –кас- -кос-. | |
9 | Буквы а и о в корне –кас- - кос - | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем –кас- -кос-. | |
10 | Буквы а и о в корне –гар - - гор - | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания букв а и о в корне –гар- -гор-. | |
11 | Буквы а и о в корне –гар - - гор - | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. | |
12 | Буквы а и о в корне –зар - - зор - | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания букв а и о в корне –зар- -зор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам. | |
13 | Буквы а и о в корне –зар - - зор - | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам. | |
14 | Буквы ы-и после приставок | | | | | Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом. | |
15 | Гласные в приставках пре – и при- | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |
16 | Гласные в приставках пре-при (закрепление) | | | | | Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарем. | |
17 | Гласных в приставках пре- при- (трудные случаи правописания приставок) | | | | | Анализируют тексты, объясняя условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант. | |
18 | Гласные в приставках пре-при (трудные случаи правописания приставок) | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |
19 | Развитие речи Выборочное изложение | | | | | | |
20 | Соединительных гласных о-е в сложных словах | | | | Презентация учителя | Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах. | |
21 | Соединительных гласных о-е в сложных словах | | | | | | |
22 | Сложносокращенные слова | | | | | Усваивают понятие сложносокращенные слова. Образуют сложносокращенные слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращенные слова. | |
23 | Сложносокращенные слова (согласование, употребление в речи) | | | | | Анализируют рисунки. Пишут диктант. | |
24 | Развитие речи Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | | | | Презентация учителя | Пишут домашнее сочинение | |
25 | Р.Р.Написание сочинения по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | | | | | | |
26 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | | | | | Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. | |
27 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | | | | | Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. | |
28 | Повторение и систематизация знаний по теме «Словообразование» | | | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. | |
29 | Повторение и систематизация знаний по теме «Словообразование» | | | | | Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст. | |
30 | Повторение и систематизация знаний по теме «Орфография» | | | | | | |
31 | Повторение и систематизация знаний по теме «Орфография» | | | | | | |
32 | Подгот овка к контрольному диктанту по теме «Словообразование. Орфография» | | | | | | |
33 | Контрольный диктант | | | | | | |
34 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | |
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | | | |
| Имя существительное | (25ч: 20+3 р.р.+2 к.р.) | | | |
1 | Имя существительное как часть речи | | | | Презентация учителя | Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. | |
2 | Имя существительное как часть речи | | | | | Выделяют имена собственные в текстах. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных. Пишут диктант. | |
3 | Развитие речи Составление письма другу | | | | Презентация учителя | Пишут письмо товарищу (классное сочинение) | |
4 | Разносклоняемые имена существительные | | | | Презентация учителя | Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант. | |
5 | Разносклоняемые имена существительные (правописание, употребление в речи) | | | | | Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант. | |
6 | Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ | | | | | Усваивают правило написания буквы е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |
7 | Развитие речи Составление устного публичного выступления о происхождении имен | | | | Проектная работа | Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имен. Готовят устное выступление о происхождении имен. Пишут диктант. | |
8 | Несклоняемые имена существительные | | | | Презентация учителя | Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. | |
9 | Род несклоняемых существительных | | | | | Определяют род несклоняемых имен существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край. | |
10 | Имена существительные общего рода | | | | | Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант. | |
11 | Морфологический разбор имени существительного | | | | Презентация учителя | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека. | |
12 | Контрольный диктант | | | | | | |
13 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | |
14 | Развитие речи Сочинение-описание по личным впечатлениям | | | | Презентация учителя | Пишут домашнее сочинение | |
15 | Правописание НЕ с существительными | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания Не с существительными. Различают не- приставку, не – часть корня и не- отрицательную частицу. | |
16 | Правописание НЕ с существительными | | | | | Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания. | |
17 | Правописание согласных ч-щ в суффиксе -чик- -щик- | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- –щик-. | |
18 | Правописание согласных ч-щ в суффиксе -чик- -щик- | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант. | |
19 | Правописание гласных в суффиксах -ек- -ик- | | | | | Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных –ек- -ик-. Выполняют упражнения , руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | |
20 | Правописание букв о-е после шипящих в суффиксах существительных | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. | |
21 | Правописание букв о-е после шипящих в суффиксах существительных | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант. | |
22 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | | | | Презентация учителя | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. | |
23 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | | | | | Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова. | |
24 | Контрольный диктант | | | | | | |
25 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | | | | | |
| Имя прилагательное | (25 ч.:19+4 р.р .+2 к.р.) | | |
1 | Имя прилагательное как часть речи | | | | Презентация учителя | Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. | |
2 | Имя прилагательное как часть речи | | | | | Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображенные на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному. Заполняют таблицу. | |
3 | Развитие речи Описание природы | | | | Презентация учителя | Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы,; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы (классное сочинение) | |
4 | Степени сравнения имен прилагательных | | | | Проектная работа | Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имен прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты. | |
5 | Степени сравнения имен прилагательных | | | | | Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имен прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты. | |
6 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | | | | | Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. | |
7 | Относительные прилагательные | | | | Презентация учителя | Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль. | |
8 | Развитие речи Выборочное изложение «Ужасная ночная метель» (по повести А. С. Пушкина «Метель») | | | | Презентация учителя | Готовятся к написанию выборочного изложения по произведению художественной литературы. Пишут выборочное изложение. | |
9 | Притяжательные прилагательные | | | | | Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных. | |
10 | Морфологический разбор имени прилагательного | | | | | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе. | |
11 | Правописание НЕ с прилагательными | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания НЕ с прилагательными. | |
12 | Правописание НЕ с прилагательными | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не – приставку, не – часть корня и не – отрицательную частицу. Пишут диктант. | |
13 | Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания букв о и ё после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных. | |
14 | Правописание букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |
15 | Развитие речи Сочинение — описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер») | | | | Презентация учителя | Устно описывают картину. | |
16 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных. | |
17 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведенным в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой . | |
18 | Контрольный диктант | | | | | | |
19 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | | | | | |
20 | Различение на письме суффиксов -К- -СК- | | | | | Усваивают правило написания суффиксов имен прилагательных –к- и –ск-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант. | |
21 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | | | | | Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имен прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | |
22 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | | | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы. | |
23 | Контрольный диктант | | | | | Пишут диктант | |
24 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | | | | | |
25 | Развитие речи Устное публичное выступление о произведениях народного промысла | | | | Презентация учителя | Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление. | |
| Имя числительное | (17ч: 14+2 р.р.+1 к.р.) | | | | | |
1 | Имя числительное как часть речи | | | | Проектная работа | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку. | |
2 | Простые и составные числительные | | | | | Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте. | |
3 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | | | | Презентация учителя | Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами. | |
4 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | | | | | Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами. | |
5 | Порядковые числительные | | | | | Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают свое объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения. | |
6 | Разряды количественных числительных | | | | | Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведенные в упражнении, составляют текст. | |
7 | Числительные, обозначающие целые числа | | | | | Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях | |
8 | Развитие речи. Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных (по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца») | | | | Презентация учителя | Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. | |
9 | Дробные числительные | | | | | Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант. | |
10 | Собирательные числительные | | | | | Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант. | |
11 | Морфологический разбор числительного | | | | Проектная работа | Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяя числительные цифрами и списывают один из абзацев. | |
12 | Развитие речи. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» | | | | Презентация учителя | Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!» | |
13 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное» | | | | Проектная работа | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения об имени числительном как части речи, готовят сообщение. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. | |
14 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное» Проверочная работа. | | | | | | |
15 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Имя числительное» | | | | | | |
16 | Контрольный диктант | | | | | | |
17 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | |
| Местоимение | (25ч.: 20+3 р.р. +2 к.р.) | | | | | |
1 | Местоимение как часть речи | | | | Презентация учителя | Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. | |
2 | Местоимение как часть речи | | | | | Подчеркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочеты в употреблении местоимений. | |
3 | Личные местоимения | | | | Презентация учителя | Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант. | |
4 | Возвратное местоимение себя | | | | | Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочеты в употреблении местоимений. | |
5 | Развитие речи Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица | | | | Презентация учителя | Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам (домашнее сочинение) | |
6 | Вопросительные местоимения | | | | | Распознают вопросительные местоимения. Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. | |
7 | Относительные местоимения | | | | | Распознают относительные местоимения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст. | |
8 | Неопределенные местоимения | | | | Презентация учителя | Распознают неопределенные местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределенными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст. | |
9 | Неопределенные местоимения | | | | | Определяют способы образования неопределенных местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами. | |
10 | Отрицательные местоимения (образование, написание) | | | | Презентация учителя | Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. | |
11 | Отрицательные местоимения (образование, написание) | | | | | Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. | |
12 | Отрицательные местоимения (образование, написание) | | | | | Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант. | |
13 | Контрольный диктант | | | | | | |
14 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | |
15 | Притяжательные местоимения | | | | | Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях. | |
16 | Притяжательные местоимения | | | | | Устраняют недочеты в употреблении притяжательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант. | |
17 | Развитие речи Сочинение-рассуждение | | | | Презентация учителя | Пишут классное сочинение – рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в предложении местоимения. | |
18 | Указательные местоимения | | | | | Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам. | |
19 | Указательные местоимения | | | | | Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого сложный план. Пишут диктант. | |
20 | Определительные местоимения | | | | | Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. | |
21 | Развитие речи Сочинение-рассказ по воображению | | | | Презентация учителя | Пишут домашнее сочинение – рассказ. | |
22 | Морфологический разбор местоимения | | | | Презентация учителя | Характеризуют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение по картине | |
23 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Местоимение» | | | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст – рассуждение. | |
24 | Контрольный диктант | | | | | Пишут контрольный диктант | |
25 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | |
| Глагол | (36ч.: 29+5 р.р.+2 к.р.) | | | |
1 | Глагол как часть речи | | | | Проектная работа | Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. | |
2 | Глагол как часть речи | | | | | Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. | |
3 | Глагол как часть речи | | | | | Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов. | |
4 | Развитие речи Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | | | | Презентация учителя | Готовятся к написанию сочинения – рассказа. | |
5 | Развитие речи Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста (по упр.465) | | | | | Пишут сочинение – рассказ. | |
6 | Разноспрягаемые глаголы | | | | | Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. | |
7 | Разноспрягаемые глаголы | | | | | Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значения слов. | |
8 | Переходные и непереходные глаголы | | | | Презентация учителя | Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. | |
9 | Переходные и непереходные глаголы | | | | | Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант | |
10 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | | | | Проектная работа | Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. | |
11 | Изъявительное наклонение | | | | | Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. | |
12 | Изъявительное наклонение (употребление в речи) | | | | | Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам. | |
13 | Развитие речи Изложение (пересказ) исходного текста от лица героя | | | | | Пишут изложение на заданную тему. | |
14 | Условное наклонение | | | | | Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. | |
15 | Условное наклонение (употребление в речи) | | | | | Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении. | |
16 | Повелительное наклонение (понятие, образование) | | | | Презентация учителя | Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. | |
17 | Повелительное наклонение (правописание, морфемный разбор) | | | | | Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. | |
18 | Повелительное наклонение (употребление в речи) | | | | | Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам | |
19 | Употребление наклонений | | | | | Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения. | |
20 | Употребление наклонений | | | | | Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Составляют рецепт. | |
21 | Контрольный диктант | | | | | Пишут диктант | |
22 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | | | | | |
23 | Безличные глаголы | | | | | Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. | |
24 | Безличные глаголы | | | | | Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант. | |
25 | Морфологический разбор глагола | | | | | Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. | |
26 | Развитие речи Рассказ на основе услышанного | | | | Презентация учителя | Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного | |
27 | Развитие речи Рассказ на основе услышанного | | | | | Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа. | |
28 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание) | | | | | Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. | |
29 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание) | | | | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. | |
30 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (словообразование, правописание) | | | | | Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица. | |
31 | Повторение изученного по теме «Глагол» | | | | Проектная работа | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. | |
32 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол» | | | | | Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. | |
33 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол» | | | | | Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. Пишут диктант. | |
34 | Подготовка к диктанту по теме «Глагол» | | | | | | |
35 | Контрольный диктант | | | | | | |
36 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | | | | | | |
| Повторение и Систематизация изученного в 6 классе | (12ч: 9+2 р.р.+1 к.р.) | | | |
1 | Разделы науки о языке | | | | Презентация учителя | Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке» | |
2 | Орфографический разбор | | | | Презентация учителя | Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. | |
3 | Пунктуация Пунктуационный разбор | | | | Презентация учителя | Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. | |
4 | Развитие речи Сочинение на выбранную тему | | | | Презентация учителя | | |