Язык. Речь. Общение (3 ч) |
1 | Русский язык — один из развитых языков мира | 1 | | | знание особенностей устной и письменной речи, компонентов речевой ситуации, их роли в построении высказывания; умение выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. | осознанное использование речевых средств; адекватное понимание информации письменного сообщения; умение высказать и обосновать свою точку зрения. | осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к Отечеству, родному языку и культуре; гордость за родной язык; осознание роли речевого общения как важной части культуры человека |
2 | Язык, речь, общение | 1 | | |
3 | Ситуация общения | 1 | | |
Повторение изученного в 5 классе 11 ч. (10 ч + 1 ч Р) |
4 | Фонетика. Орфоэпия | 1 | | | обогащение словарного запаса; актуализация знаний, полученных при обучении в 5 классе; совершенствование навыков фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического анализа и анализа текста; наблюдение за использованием языковых единиц в художественных текстах. | умения осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств, работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; овладение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера; осуществление контроля за своей учебной деятельностью | Уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости; мотивация к обучению и познавательной деятельности; способность применять полученные знания на практике; саморазвитие |
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках | 1 | | |
6 | Орфограммы в корнях слов | 1 | | |
7 | Части речи | 1 | | |
8 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | | |
9 | Словосочетание | 1 | | |
10 | Простое предложение | 1 | | |
11 | Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений | 1 | | |
12 | Прямая речь. Диалог | 1 | | |
13 | Виды диалога (Р) | 1 | | | | |
14 | Обобщение материала по теме «Повторение». Контрольная работа (диктант) | 1 | | |
Текст 7 ч. (6 ч + 1 ч Р ) |
15 | Текст, его особенности | 1 | | | знание стилей речи, признаков текста, средств связи предложений; осознание роли начальных и конечных предложений текста; умения определять тему, основную мысль текста, озаглавливать его, характеризовать тексты по форме, виду и типу речи, выделять ключевые слова, соблюдать нормы построения текста, создавать повествовательный текст, исправлять недочёты в выборе средств связи между предложениями в тексте, составлять заявление и объяснительную записку по образцу | адекватное понимание фактуальной информации, представленной в теоретических материалах; владение разными видами чтения; использование раз- ных механизмов чтения; передача информации через ключевые слова; соблюдение норм построения текста в устной и письменной форме; самостоятельный поиск информации с использованием разнообразных источников, в том числе Интернета | уважительное отношение к русскому языку; осознание красоты и выразительности речи, роли слова в выражении мысли; стремление к речевому совершенствованию |
16 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | | |
17 | Начальные и конечные предложения текста. Сочинение по заданному началу и концу (Р) | 1 | | |
18 | Ключевые слова | 1 | | |
19 | Основные признаки текста | 1 | | |
20 | Текст и стили речи | 1 | | |
21 | Официально-деловой стиль речи | 1 | | |
Лексика. Культура речи 14 ч. (11 ч + 3 ч Р ) |
22-23 | Слово и его лексическое значение. Проверочная работа. | 2 | | | знание предмета изучения лексикологии, функций слова в языке, основных способов толкования лексического значения слова, содержания понятий: словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, толковый словарь, профессионализмы, исконные и заимствованные слова, неологизмы, историзмы, архаизмы, приёмов отбора, систематизации и оформления материалов к сочинению; владение основными лексическими понятиями; умения толковать лексическое значение слова разными способами, находить и исправлять ошибки, связанные со смешением профессионализмов и общеупотребительных слов, разграничивать заимствованные и исконно русские слова, находить и исправлять с помощью толкового словаря ошибки в толковании современных слов, разграничивать историзмы и архаизмы, определять роль устаревших слов в художественных текстах, составлять словарные статьи, собирать материалы к сочинению, осуществлять анализ готового материала | извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения; пре- образование визуальной информации в текстовую; поиск информа- ции и её преобразование; извлечение необходимой информации из словарей; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств | осознание лексического бо- гатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому совершенствованию |
24-25 | Собирание материалов к сочинению (Р) | 2 | | |
26 | Общеупотребительные слова | 1 | | |
27 | Профессиональные слова | 1 | | |
28 | Диалектные слова | 1 | | |
29 | Сжатое изложение (Р) | 1 | | |
30-31 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | | |
32 | Новые слова | 1 | | |
33 | Устаревшие слова | 1 | | |
34 | Словари | 1 | | |
35 | Обобщающий урок по теме "Лексика" | 1 | | |
Фразеология. Культура речи 6ч. (5 ч + 1 ч Р ) |
36 | Фразеологизмы | 1 | | | знание содержания понятия фразеологизмы, лексического значения и грамматического строения фразеологизмов, источников происхождения фразеологизмов; умения опознавать фразеологизмы по их признакам, определять лексическое значение фразеологизмов, их грамматическое строение и синтаксическую роль, использовать фразеологический и толковый словари для определения значения фразеологизмов, подбирать к ним синонимы и антонимы, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, заменять свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами, употреблять фразеологизмы в речи | извлечение информации из различных источников, в том числе из Интернета; использование толкового словаря; осознание роли слова в выражении мыслей и чувств; преобразование визуальной информации в текстовую; адекватное понимание информации письменного сообщения | осознание лексического богатства русского языка, отражения во фразеологии материальной и духовной культуры народа, гордость за язык; стремление к речевому совершенствованию |
37 | Источники фразеологизмов | 1 | | |
38 | Устное сообщение о возникновении фразеологизма (Р) | 1 | | |
39 | Повторение и обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология» | 1 | | |
40-41 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи 30 ч. (26 ч + 4 ч Р ) |
42-43 | Морфемика и словообразование | 2 | | | знание предмета изучения словообразования, способов образования слов, содержания понятий словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, этимология, интерьер, способов сокращения слов, структуры словарной статьи словообразовательного и этимологического словарей, правила написания букв а и о в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- —-зор-, букв ы и и после приставок, гласных в приставках пре- и при-, соединительных гласных о и е в сложных словах; умения определять способ образования слова, использовать словообразовательный словарь для самоконтроля, пользоваться этимологическим словарём, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора правильного написания, правильно произносить сложносокращённые слова, определять род сложносокращённых слов, согласовывать со сложносокращёнными словами глаголы в прошедшем времени, составлять сложный план, перерабатывать простой план в сложный, писать сочинение-описание. | адекватное понимание фактуальной информации, представленной в теоретических материалах; владение разными видами чтения и приёмами отбора материалов; извлечение информации, представленной в форме схем и таблиц; поиск заданной информации; информационная переработка материалов, преобразование текстовой информации в форму таблицы, визуальной — в текстовую; использование словообразовательного и этимологического словарей; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил | Осознание возможностей русского языка для самовыражения и развития творческих способностей; гордость за язык; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке |
44 | Описание помещения (Р) | 1 | | |
45-47 | Основные способы образования слов в русском языке | 3 | | |
48 | Этимология слов | 1 | | |
49 | Контрольный урок по теме "Морфемика и словообразование" | 1 | | |
50-51 | Систематизация материалов к со- чинению. Сочинение — описание помещения (Р) | 2 | | |
52-53 | Буквы а и о в корне -кас- — -кос- | 2 | | |
54-55 | Буквы а и о в корне -гар- — -гор- | 2 | | |
56 | Буквы а и о в корне -зар- — -зор- | 1 | | |
57 | Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала | 1 | | |
58-59 | Буквы ы и и после приставок | 2 | | |
60-62 | Гласные в приставках пре- и при- | 3 | | |
63-64 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
65 | Соединительные о и е в сложных словах | 1 | | |
66 | Сложносокращённые слова | 1 | | |
67 | Род сложносокращённых слов | 1 | | |
68 | Сочинение-описание по картине (упр. 225) (Р) | 1 | | |
69 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | |
70 | Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи" | 1 | | |
71 | Контрольная работа | 1 | | |
Морфология. Орфография. Культура речи (103 ч + 20 ч Р) |
Имя существительное 22 ч. (19 ч + 3 ч Р) |
72-73 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | | | знание морфологических признаков существительного, его синтаксической роли, перечня разносклоняемых существительных, особенностей их склонения, групп существительных общего рода, порядка морфологического разбора существительного, способов образования существительных, правил правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных, букв о — е после шипящих и ц в окон- чаниях и суффиксах существительных, употребления буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя, слитного или раздельного написания не с существительными, условий выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик), букв е и и в суффиксах -ек и -ик; умение распознавать несклоняемые существительные, определять их род, согласовывать с ними прилагательные и глаголы прошедшего времени в роде, употреблять несклоняемые существительные в речи, распознавать существительные общего рода, определять род существительного, обозначающего профессиональную принадлежность, правильно употреблять в речи существительные общего рода, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия их выбора | извлечение фактуальной информации из учебных текстов; получение информации из таблиц; соблюдение в практике письменного и устного общения основных норм русского литературного языка; использование справочных изданий и словарей; определение последовательности действий, работа по плану; умение вести самостоятельный поиск информации; владение речевым этикетом; переработка информации разными способами | понимание русского языка как национально культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке |
74 | Письмо другу (упр. 244) (Р) | 1 | | |
75 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | | |
76 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | 1 | | |
77 | Устное публичное выступление о происхождении имён (упр. 263) (Р) | 1 | | |
78-79 | Несклоняемые имена существительные | 2 | | |
80 | Род несклоняемых имён существительных | 1 | | |
81 | Имена существительные общего рода | 1 | | |
82 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
83 | Сочинение по личным впечатлениям (упр. 284) (Р) | 1 | | |
84-85 | Не с существительными | 2 | | |
86-87 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) | 2 | | |
88 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | 1 | | |
89-90 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | 2 | | |
91 | Повторение и обобщение материала по теме «Имя существительное» | 1 | | |
92-93 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 28 ч. (23 ч + 5 ч Р ) |
94-95 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | | | знание содержания понятий степени сравнения имён прилагательных, разряды имён прилагательных, способов образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных, разных способов выражения сравнения, деления прилагательных на три разряда, порядка морфологического разбора прилагательного, употребления ь в притяжательных прилагательных, условий выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными, букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, условий различения на письме суффиксов -к- и -ск-, употребления дефиса в сложных прилагательных, структуры текста типа описания, структуры публичного выступления, его целей и особенностей; умения образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять прилагательные в разных формах степеней сравнения в различных стилях речи, соблюдать норму ударения при образовании степеней сравнения, распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, доказывать принадлежность прилагательного к определённому разряду, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия выбора правильного написания изученных орфограмм, создавать текст-описание, составлять устное публичное выступление | извлечение фактуальной информации из учебных текстов; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме | понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию |
96-97 | Описание природы в художественных произведениях (Р) | 2 | | |
98 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 | | |
99 | Сравнительная степень имён прилагательных | 1 | | |
100 | Превосходная степень имён прилагательных | 1 | | |
101 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 | | |
102 | Относительные прилагательные | 1 | | |
103 | Выборочное изложение (упр. 347) (Р) | 1 | | |
104 | Притяжательные прилагательные | 1 | | |
105 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
106 | Проверочная работа по теме "Разряды имен прилагательных по значению | 1 | | |
107-108 | Не с прилагательными | 2 | | |
109-110 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 2 | | |
111-112 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 2 | | |
113 | Описание игрушки Упр. 375 (Р) | 1 | | |
114 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1 | | |
115-116 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 2 | | |
117-118 | Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное» | 2 | | |
119 | Подготовка устного публичного выступления о произведениях народных промыслов (Р) | 1 | | |
120-121 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 20 ч. (18 ч + 2 ч Р) |
122-123 | Имя числительное как часть речи | 2 | | | знание характеристики числительного по значению, морфологическим признакам, синтаксической роли, разрядов количественных числительных, особенностей склонения числительных, условий выбора мягкого знака на конце и в середине числительных; умения распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль, разграничивать числительные и части речи с числовым значением, записывать числительные словами, правильно произносить числительные, склонять сложные составные количественные числительные, порядковые и собирательные числительные, определять способ образования числительных, выполнять морфологический разбор числительного, графически обозначать условия выбора орфограмм, употреблять числительные в речи | извлечение фактуальной информации из текстов с теоретическими сведениями; вычитывание информации из та- блицы; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме | понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке |
124 | Простые и составные числительные | 1 | | |
125-126 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 2 | | |
127-128 | Порядковые числительные | 2 | | |
129 | Разряды количественных числительных | 1 | | |
130-132 | Числительные, обозначающие целые числа | 3 | | |
133 | Дробные числительные | 1 | | |
134 | Составление юмористического рассказа по рисунку. Упр. 419 (Р) | 1 | | |
135-136 | Собирательные числительные | 2 | | |
137 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | | |
138 | Повторение и обобщение материала по теме «Имя числительное» | 1 | | |
139-140 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
141 | Устное публичное выступление на тему «Берегите природу» (упр. 432) (Р) | 1 | | |
МЕСТОИМЕНИЕ 25 Ч. (22 ч + 3 ч Р) |
142 | Местоимение как часть речи | 1 | | | знание характеристики местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, текстообразующей роли местоимений, разрядов местоимений, особенности их склонения и употребления, правила раздельного написания предлогов с личными местоимениями; условия выбора: слитного написания не, дефиса, раздельного написания приставки кое- в неопределённых местоимениях, не и ни в отрицательных местоимениях; правил употребления предлогов с указательными местоимениями, особенностей постановки ударения в определительных местоимениях, особенностей рассуждения как функционально-смыслового типа речи, композиции рассуждения; умения распознавать местоимения в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество, использовать местоимения для связи частей текста, исправлять недочёты в употреблении местоимений, правильно склонять и употреблять местоимения; правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать условия их выбора; выполнять морфологический разбор местоимения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему | извлечение фактуальной информации из текстов с теоретическими сведениями; вычитывание информации из таблицы; владение приёмами отбора и информационной переработки материалов; преобразование визуальной информации в текстовую; соблюдение основных норм современного русского литературного языка; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил | понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа; стрем- ление к речевому совершенствованию; способность к самооценке; владение нормами речевого этикета |
143-144 | Разряды местоимений. Личные местоимения | 2 | | |
145 | Возвратное местоимение себя | 1 | | |
146 | Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица (упр. 448) (Р) | 1 | | |
147-149 | Вопросительные и относительные местоимения | 3 | | |
150-151 | Неопределённые местоимения | 2 | | |
152-154 | Отрицательные местоимения | 3 | | |
155-156 | Притяжательные местоимения | 2 | | |
157 | Рассуждение (Р) | 1 | | |
158 | Указательные местоимения | 1 | | |
159-160 | Определительные местоимения | 2 | | |
161 | Местоимения и другие части речи | 1 | | |
162 | Морфологический разбор местоимения | 1 | | |
163 | Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499) (Р) | 1 | | |
164 | Повторение и обобщение материала по теме «Местоимение» | 1 | | |
165-166 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
ГЛАГОЛ 28 Ч.(23 ч + 5 ч Р) |
167-168 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | | | знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли), особенностей спряжения разноспрягаемых глаголов, особенностей переходных и непереходных глаголов, содержания понятия наклонение глагола, об изменении глагола по наклонениям, о раздельном написании частицы бы (б) с глаголами, об условиях употребления буквы ь на конце глаголов в повелительном наклонении, об употреблении форм одних наклонений вместо других, об особенностях безличных глаголов, порядка морфологического разбора глагола, условий выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-); умения определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы, распознавать переходность / непереходность глаголов, исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов, распознавать глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении, различать глаголы 2-го л. мн. ч. в изъявительном и повелительном наклонении, правильно писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать условия выбора написаний, употреблять инфинитив в значении повелительного наклонения, распознавать и употреблять безличные глаголы, выполнять морфологический разбор глагола, создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам, пересказывать исходный текст от лица героя, создавать текст сочинения повествования с включением рассказа на основе услышанного | извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации с использованием Интернета; преобразование визуальной информации в текстовую; свободное изложение мыслей с учётом речевой ситуации в письменной форме; владение диалогом этикетного вида, разными видами чтения и аудирования; преобразование воспринятой на слух информации в письменную форму | осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому совершенствованию |
169 | Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 517) (Р) | 1 | | |
170 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | | |
171-173 | Глаголы переходные и непереходные | 3 | | |
174 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 | | |
175-176 | Изложение (упр. 542) (Р) | 2 | | |
177-178 | Условное наклонение | 2 | | |
179-181 | Повелительное наклонение | 3 | | |
182 | Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561) (Р) | 1 | | |
183-184 | Употребление наклонений | 2 | | |
185-186 | Безличные глаголы | 2 | | |
187 | Морфологический разбор глагола | 1 | | |
188 | Рассказ на основе услышанного (Р) | 1 | | |
189-190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 | | |
191-192 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» | 2 | | |
193-194 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | | |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 10 Ч.(8 ч + 2 ч Р ) |
195 | Разделы науки о языке. Орфография | 1 | | | систематизация изученного по лексике, фразеологии, сло вообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации | подача информации в форме таблицы, извлечение информации из таблиц; анализ и синтез изученного теоретического материала; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил | уважительное отношение к русскому языку; осознание своих достижений в изучении родного языка |
196 | Пунктуация | 1 | | |
197-198 | Сочинение на тему по выбору Упр. 610 (Р) | 2 | | |
199 | Лексика и фразеология | 1 | | |
200 | Словообразование | 1 | | |
201 | Морфология. Синтаксис | 1 | | |
202 | Итоговый контрольный урок | 1 | | |
203-204 | Заключительные уроки (резервные) | 2 | | |