ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9 классы), соответствует федеральному стандарту основного среднего образования и базисному учебному плану школы.
Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
Задачи курса:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания,
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Повторение изученного в 5-7 классах
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т. д.).
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Система уроков | Дата | |
1 | Вводный урок о русском языке.Русский Язык в чемье славянских народов Цель: введение понятия о русском языке как славянском, формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст, закрепление орфографических навыковзнакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями. | | |
2 | Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах Цель: закрепить умение различать части речи, контроль знания теоретических положений о написании н-нн, закрепление умения применять правило по алгоритму | | |
3 | Слитное – раздельное написание не с разными частями речи. Цель: формирование навыка написания не с разными частями речи, формирование умения аргументировать выбор написания | | |
4 | Слитное – раздельное написание не с местоимениями и наречиями. Цель: закрепить умение различать части речи, закрепление навыка написания не-ни, формирование навыка самоконтроля | | |
5 | Употребление в тексте частицы ни Цель: знакомство с морфологическими признаками самостоятельных и служебных частей речи, морфологическим разбором закрепление навыка написания не-ни, закрепление умения писать омонимичные конструкции. | | |
6 | Дефисное написание слов. Цель: систематизация материала о правописании дефиса в словах различных частей речи; углубление сведений с помощью таблиц | | |
7 | Написание наречий и их омонимов других частей речи. Цель: закрепление умения различать омонимы разных частей речи, закрепление умения грамматического анализа. | | |
8 | Контрольная работа №1. Диктант по теме “Повторение изученного в 5–7 классах” с грамматическим заданием. Цель: выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования навыков грамматического письма | | |
9 | Развитие речи. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. Цель: формирование и закрепление умения определять стиль речи, тему и основную мысль текста, формирование умения составлять лингвистический рассказ с опорой на таблицу | | |
10 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание Цель: углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения, формировать умение вычленять словосочетание из предложения. | | |
11 | Виды связи в словосочетании. Цель: познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание | | |
12 | У потребление словосочетаний в речи. Цель: познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи , закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их | | |
13 | Предложение. Цель: познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения | | |
14 | Основные виды простого предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Цель: знакомство с двусоставными простыми предложения | | |
15 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения. Цель: обобщение сведений о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения | | |
16-17 | Контрольная работа №2. Развитие речи: изложение с элементами сочинения Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; определить тему и основную мысль текста | | |
18-19 | Способы выражения сказуемого. Цель: знакомство со способами выражения , видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых | | |
20-21 | Тире между подлежащим и сказуемым. Цель: углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении | | |
22 | Развитие речи. Повторение . Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Цель: формирование умения определять импологическую структуру текста, способы и средства связи предложений, формировать умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца | | |
23 | Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении. Определение Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения , обобщить и углубить сведения об определении: 1) различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения | | |
24 | Определения Приложения. Цель: знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения | | |
25 | Дополнение. Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме. | | |
26 | Обстоятельство. Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать обстоятельства, формировать умения и определять способы его выражения. | | |
27 | Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. Цель: формирование умения узнавать сравнительный оборот и ставить запятые, закрепить умения различать синтаксические конструкции с союзом как. | | |
28 | Контрольная работа №3. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
29 | Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики. Цель: дать представление о репортаже как о жанре, формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения сжатия текста | | |
30 | Развитие речи. Репортаж-повествование. Цель: формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения самостоятельно анализировать и создавать текст репортаж | | |
31 | Интонация простого предложения. Цель: введение понятия об интонации и ее элементах, формирование умения правильно читать фразы в соответствии с пометами, составлять лингвистический рассказ об интонации, характеризовать порядок слов в предложении. | | |
32 | Виды односоставных предложеиий. Определенно-личные предложения. Цель: знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи | | |
33-34 | Развитие речи. Контрольная работа №4. Изложение. Цель: закрепление навыка передачи текста с сохранением его типологической формы, основных лексических и синтаксических особенностей. | | |
35 | Творческое задание к изложению | | |
36 | Неопределенно-личные предложения. Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям | | |
37 | Обобщенно-личные предложения. Цель: формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, уметь объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи, закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и по схеме. | | |
38-39 | Безличные предложения. Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях | | |
40 | Назывные предложения. Цель: знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте | | |
41 | Особенности строения полных и неполных предложений. Синтаксический и пун-ктуационный разбор. Цель: знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы | | |
42 | Односоставные предложения и употребление их в речи. Цель: систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений | | |
43 | Обобщающий урок по теме. Цель: контроль усвоения темы | | |
44-45 | Развитие речи. Контрольная работа №5. Сочинение. Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
46 | Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения. Цель (на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами в тексте | | |
47 | Знаки препинания при союзной и бессоюзной связи. Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями | | |
48-49 | Средства связи между однородными членами предложения. Знаки препинания при различных союзах. Цель: закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с различными союзами, формирование умения различать различные конструкции с союзом и. | | |
50-51 | Однородные и неоднородные определения. Цель: углубление понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно | | |
52-53 | Развитие речи. Контрольная работа №6. Изложение. Цели: формирование умения передавать лексические и синтаксические особенности текста, закрепление умения различать на письме однородные и неоднородные определения, формирование умения употреблять в речи однородные члены предложения. | | |
54-55 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | | |
56 | Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста. Цели: введение понятия о статье как о жанре, формирование умения работать с газетной статьей, формирование умения анализировать статью | | |
57 | Обобщение по теме “Предложения с однородными членами”. Пунктуация и синтаксический разбор. Цель: систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи | | |
58 | Контрольная работа №7. Диктант. Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
| |
59-60 | Предложения с обращениями. Синтаксический и пунктуационный разбор. Цель: повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением | | |
61-63 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Цель (общая для всей темы): познакомить с вводными словами, словосочетаниями, обращениями, словами-предложениями; формировать умение различать их, правильно расставлять знаки препинания, соблюдать правильную интонацию в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разборы, использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания стиля высказывания, различать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи | | |
64 | Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение) Цель: знакомство с особенностями слов-предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы | | |
65 | Вставные конструкции. Цель: дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями | | |
66-67 | Развитие речи. Контрольная работа 38 . Изложение. Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости; учить редактировать сочинения | | |
68-69 | Обобщение по теме “Обращение, вводные слова и вставные конструкции”. Цель: проверить знание теоретического материала по данной теме; обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания, использовать в речи | | |
70 | Контрольная работа №9. Диктант с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
71 | Понятие об обособлении. Цель (на всю тему): знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте | | |
72 | Обособление определений. Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Цель: усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений | | |
73-74 | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений (текущий контроль). Цель: усвоение общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами | | |
75-76 | Развитие речи: портретный очерк. Подготовка к домашнему сочинению (портретный очерк). Цель: дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очерка, формировать навык редактирования | | |
77 | Развитие речи. Контрольная работа №10 . Сочинение. | | |
78-79 | Обособление приложений. Цель: усвоение грамматических условий обособления приложений; формирование умения правильной постановки знаков препинания при выделении обособленных приложений; умения производить синтаксический и пунктуационный разборы | | |
80 | Обобщение по теме “Обособление определений и приложений”. Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами | | |
81 | Контрольная работа №11. Диктант с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
82 | Работа над ошибками Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами | | |
83 | Обособление дополнений. Цель: знакомство со способами обособления дополнений, их ролью в речи | | |
84 | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий (текущий контроль). Цель: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов | | |
85-86 | Развитие речи. Контрольная работа №12. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием. Цель: закрепление умения передавать содержание текста, сохраняя его лексические и синтаксические особенности, формирование умения создавать свой текст как ответ на проблемный или творческий вопрос. | | |
87 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Цель: знакомство со способами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; формирование умения правильной постановки знаком препинания при них | | |
88-89 | Обособление уточняющих членов предложения. Цель: знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте | | |
90-91 | Контрольная работа №11. Диктант с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
92 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Цель: дать представление о разных способах передачи чужой речи, формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора | | |
93 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цель: формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора | | |
94 | Диалог. Прямая речь. Цель: закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом., формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную. | | |
95 | Употребление косвенной речи. Цель: работать над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи | | |
96 | Цитаты, способы цитирования и их оформления на письме. Цель: формировать умение уместно пользоваться различными способами цитирования | | |
97 | Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе. Цель: систематизировать изученный материал по синтаксису и пунктуации; проверить усвоение грамматического материала | | |
98 | Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма | | |
99-100 | Развитие речи. Творческая мастерская – «Мы делаем газету». Цель: обобщение и закрепление знаний по развитию речи за курс 8 класса. | | |
101-102 | Резервные уроки. | | |
РЯ-8 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.
ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Цели:
1. Контроль усвоения правил орфографии.
2. Контроль сформированноcти навыков лингвистического анализа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Диктант.
Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. * Она невысокая, но с четырьмя уступами.
Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.
Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.
Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным леском. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.
Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями от похода.
(147 слов)
Грамматическое задание.
I вариант II вариант
Проведите синтаксический разбор предложения, отмеченного * (I) **(И)
Выписать по два глагола с орфограммой «Безударная гласная в корне».
проверяемая чередующаяся
3) Разобрать по составу
расстилалась наслаждались
.РЯ-8
Урок № 27
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.
ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Цели:
1. Контроль усвоения орфографии.
2. Контроль усвоения темы «Главные и второстепенные члены предложения».
Диктант
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил - искусный охотник. Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.
(По В. Пескову)
Грамматическое задание.
1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания
1-й вариант * 2-й вариант **
2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-мпредложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.
Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.
Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях
1-й вариант 2-й ва
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Наставник»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
WWW.scool.edu.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/
РЯ-8 Уроки № 44—45
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5.
СОЧИНЕНИЕ (репортаж или по картине)
Цели:
1. Контроль сформированности навыка употребления односоставных предложений в речи.
2. Орфографический и пунктуационный контроль.
Ход уроков
I. Организационный момент.
1. Беседа.
Когда создаётся письменный текст, обязательно нужно предусмотреть возможность его редактирования, то есть надо оставить место (поля или пустые строчки между предложениями). Но что значит редактировать? (Дать возможность сказать нескольким учащимся, обобщить).
Во-первых, проговаривать написанное про себя (!), делать это необходимо, чтобы «услышать» речевые недочёты. Если не нравится, как звучит предложение, попробовать эту мысль сказать по-другому (о чём ты хотел сказать?).
Во-вторых, посмотреть, нет ли повторов слов, если есть, нужны ли они? Как избежать этого?
В-третьих, выделить абзацы. Каждый абзац - это микротема; проверить, как она соответствует (соотносится) теме, заявленной в заголовке. Надо ответить на вопрос: каким образом я, как автор, передал своё отношение? Важно, чтобы были использованы не только оценочные слова. Пересмотреть первую и последнюю фразы - они очень важны; и, наконец, каждому необходимо посмотреть на работу глазами корректора - проверить пунктуацию и орфографию. Можно рекомендовать орфографию проверять следующим образом: каждое слово прочитывать, думая, а можно ли написать иначе? Если ответ «да», не спешить исправлять, а подумать, почему так написано; в крайнем случае написать два варианта слова - определить, какое больше нравится глазу, то есть может сработать зрительная память. Особое внимание - к безударным гласным в корне, не с разными частями речи, н-нн в суффиксах, к окончаниям. Если сомнения остались - «уйти» от этого слова, заменить другим.
2. Объявление вида работы.
На выбор: сочинение-репортаж или сочинение по картине.
Тем, кто выбрал репортаж, можно предложить тему, например, репортаж с выставки, из музея.
Тем, кто выбрал сочинение по картине, можно порекомендовать написать об общем впечатлении о картине, описать состояние природы, используя материал упр. 357 (репродукция картины «Домик с красной крышей» Аркадия Рылова).
Условие - объём 1,5-2 страницы, использование односоставных предложений.
II. Домашнее задание: черновик конспекта «Однородные члены предложения» по §§ 24-27.