СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 8 класс (по программе Разумовской М.М.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по русскому языку 8 класс по программе Разумовской М,М, для разработки рабочей программе.

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 8 класс (по программе Разумовской М.М.)»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9 классы), соответствует федеральному стандарту основного среднего образования и базисному учебному плану школы.


Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.

Задачи курса:

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

  • формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания,






































СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Повторение изученного в 5-7 классах

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т. д.).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.






тематическое планирование

8 класс


п/п

Система уроков

Дата


1

Вводный урок о русском языке.Русский Язык в чемье славянских народов

Цель: введение понятия о русском языке как славянском, формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст, закрепление орфографических навыковзнакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями.



2

Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах

Цель: закрепить умение различать части речи, контроль знания теоретических положений о написании н-нн, закрепление умения применять правило по алгоритму



3

Слитное – раздельное написание не с разными частями речи.

Цель: формирование навыка написания не с разными частями речи, формирование умения аргументировать выбор написания



4

Слитное – раздельное написание не с местоимениями и наречиями.

Цель: закрепить умение различать части речи, закрепление навыка написания не-ни, формирование навыка самоконтроля



5

Употребление в тексте частицы ни

Цель: знакомство с морфологическими признаками самостоятельных и служебных частей речи, морфологическим разбором закрепление навыка написания не-ни, закрепление умения писать омонимичные конструкции.



6

Дефисное написание слов.

Цель: систематизация материала о правописании дефиса в словах различных частей речи; углубление сведений с помощью таблиц



7

Написание наречий и их омонимов других частей речи.

Цель: закрепление умения различать омонимы разных частей речи, закрепление умения грамматического анализа.



8

Контрольная работа №1. Диктант по теме “Повторение изученного в 5–7 классах” с грамматическим заданием.

Цель: выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования навыков грамматического письма



9

Развитие речи. Речь и ее разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.

Цель: формирование и закрепление умения определять стиль речи, тему и основную мысль текста, формирование умения составлять лингвистический рассказ с опорой на таблицу



10

Понятие о синтаксисе

и пунктуации. Словосочетание

Цель: углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения, формировать умение вычленять словосочетание из предложения.



11

Виды связи в словосочетании.

Цель: познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание



12

У потребление словосочетаний в речи.

Цель: познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи , закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их



13

Предложение.

Цель: познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения



14

Основные виды простого предложения. Двусоставные

и односоставные предложения.

Цель: знакомство с двусоставными простыми предложения



15

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения.

Цель: обобщение сведений

о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения



16-17

Контрольная работа №2. Развитие речи: изложение

с элементами сочинения

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; определить тему и основную мысль текста



18-19

Способы выражения сказуемого.

Цель: знакомство со способами выражения , видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых



20-21

Тире между подлежащим

и сказуемым.

Цель: углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении



22

Развитие речи. Повторение . Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Цель: формирование умения определять импологическую структуру текста, способы и средства связи предложений, формировать умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца



23

Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль

в предложении. Определение

Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения , обобщить и углубить сведения об определении:

1) различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения



24

Определения Приложения.

Цель: знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения



25

Дополнение.

Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме.



26

Обстоятельство.

Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать обстоятельства, формировать умения и определять способы его выражения.



27

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

Цель: формирование умения узнавать сравнительный оборот и ставить запятые, закрепить умения различать синтаксические конструкции с союзом как.



28

Контрольная работа №3. Контрольный диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма



29

Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.

Цель: дать представление о репортаже как о жанре, формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения сжатия текста



30

Развитие речи. Репортаж-повествование.

Цель: формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения самостоятельно анализировать и создавать текст репортаж



31

Интонация простого предложения.

Цель: введение понятия об интонации и ее элементах, формирование умения правильно читать фразы в соответствии с пометами, составлять лингвистический рассказ об интонации, характеризовать порядок слов в предложении.



32

Виды односоставных предложеиий. Определенно-личные предложения.

Цель: знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи



33-34

Развитие речи. Контрольная работа №4. Изложение.

Цель: закрепление навыка передачи текста с сохранением его типологической формы, основных лексических и синтаксических особенностей.





35

Творческое задание к изложению



36

Неопределенно-личные предложения.

Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению

и структурным особенностям



37

Обобщенно-личные предложения.

Цель: формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, уметь объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи, закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и по схеме.



38-39

Безличные предложения.

Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях



40

Назывные предложения.

Цель: знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте



41

Особенности строения полных и неполных предложений. Синтаксический и пун-ктуационный разбор.

Цель: знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы



42

Односоставные предложения и употребление их в речи.

Цель: систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений



43

Обобщающий урок по теме.

Цель: контроль усвоения темы



44-45

Развитие речи. Контрольная работа №5. Сочинение.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма



46

Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.

Цель (на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами

в тексте



47

Знаки препинания при союзной и бессоюзной связи.

Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями



48-49

Средства связи между однородными членами предложения. Знаки препинания при различных союзах.

Цель: закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с различными союзами, формирование умения различать различные конструкции с союзом и.



50-51

Однородные и неоднородные определения.

Цель: углубление понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно



52-53

Развитие речи. Контрольная работа №6. Изложение.

Цели: формирование умения передавать лексические и синтаксические особенности текста, закрепление умения различать на письме однородные и неоднородные определения, формирование умения употреблять в речи однородные члены предложения.



54-55

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах



56

Развитие речи. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста.

Цели: введение понятия о статье как о жанре, формирование умения работать с газетной статьей, формирование умения анализировать статью



57

Обобщение по теме “Предложения с однородными членами”. Пунктуация и синтаксический разбор.

Цель: систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи



58

Контрольная работа №7. Диктант.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма





59-60

Предложения с обращениями. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Цель: повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением



61-63

Предложения с вводными словами, словосочетаниями

и предложениями.

Цель (общая для всей темы): познакомить с вводными словами, словосочетаниями, обращениями, словами-предложениями; формировать умение различать их, правильно расставлять знаки препинания, соблюдать правильную интонацию в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разборы, использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания стиля высказывания, различать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи



64

Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение)

Цель: знакомство с особенностями слов-предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы



65

Вставные конструкции.

Цель: дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями



66-67

Развитие речи. Контрольная работа 38 . Изложение.

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости; учить редактировать сочинения



68-69

Обобщение по теме “Обращение, вводные слова и вставные конструкции”.

Цель: проверить знание теоретического материала по данной теме; обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания, использовать в речи



70

Контрольная работа №9. Диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма



71

Понятие об обособлении.

Цель (на всю тему): знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте



72

Обособление определений. Обособление определений

с обстоятельственным оттенком.

Цель: усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений



73-74

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений (текущий контроль).

Цель: усвоение общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными

с зависимыми словами



75-76

Развитие речи: портретный очерк. Подготовка к домашнему сочинению (портретный очерк).

Цель: дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очерка, формировать навык редактирования



77

Развитие речи. Контрольная работа №10 . Сочинение.



78-79

Обособление приложений.

Цель: усвоение грамматических условий обособления приложений; формирование умения правильной постановки знаков препинания при выделении обособленных приложений; умения производить синтаксический и пунктуационный разборы



80

Обобщение по теме “Обособление определений и приложений”.

Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений

с обособленными членами



81

Контрольная работа №11. Диктант с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма



82

Работа над ошибками

Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений

с обособленными членами



83

Обособление дополнений.

Цель: знакомство со способами обособления дополнений, их ролью в речи



84

Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий (текущий контроль).

Цель: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов



85-86

Развитие речи. Контрольная работа №12. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием.

Цель: закрепление умения передавать содержание текста, сохраняя его лексические и синтаксические особенности, формирование умения создавать свой текст как ответ на проблемный или творческий вопрос.



87

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Цель: знакомство со способами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; формирование умения правильной постановки знаком препинания при них



88-89

Обособление уточняющих членов предложения.

Цель: знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте



90-91

Контрольная работа №11. Диктант с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма



92

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

Цель: дать представление о разных способах передачи чужой речи, формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора



93

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора



94

Диалог. Прямая речь.

Цель: закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом., формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную.



95

Употребление косвенной речи.

Цель: работать над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи



96

Цитаты, способы цитирования и их оформления на письме.

Цель: формировать умение уместно пользоваться различными способами цитирования



97

Обобщающий урок по курсу русского языка в 8 классе.

Цель: систематизировать изученный материал по синтаксису и пунктуации; проверить усвоение грамматического материала



98

Итоговая контрольная работа. Диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма



99-100

Развитие речи. Творческая мастерская – «Мы делаем газету».

Цель: обобщение и закрепление знаний по развитию речи за курс 8 класса.



101-102

Резервные уроки.







РЯ-8 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Цели:

1. Контроль усвоения правил орфографии.

2. Контроль сформированноcти навыков лингвистического анализа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Диктант.

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. * Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледни­ка, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой ма­лины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным леском. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями от похода.

(147 слов)

Грамматическое задание.

I вариант II вариант

  1. Проведите синтаксический разбор предложения, отме­ченного * (I) **(И)

  2. Выписать по два глагола с орфограммой «Безударная гласная в корне».

проверяемая чередующаяся

3) Разобрать по составу

расстилалась наслаждались

.РЯ-8

Урок № 27

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.

ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Цели:

1. Контроль усвоения орфографии.

2. Контроль усвоения темы «Главные и второстепенные члены предложения».

Диктант

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил - искусный охотник. Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

(По В. Пескову)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания

1-й вариант * 2-й вариант **

2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-мпредложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.

  1. Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.

  2. Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях

1-й вариант 2-й ва

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.

  1. Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002

  2. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006

  3. ДейкинаА.Д., Пахнова Т.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000

  4. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006

  5. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006

  6. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006

  7. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991

  8. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл.- М.: ТЦ Сфера, 2008

  9. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001


Словари и справочники:

    1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

    2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

    3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

    4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

    5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

    6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

    7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

    8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова


Мультимедийные пособия.

Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  3. Htpp//edu.1september.ru

  4. WWW.scool.edu.ru

  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  10. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  11. http://www.openclass.ru/

РЯ-8 Уроки № 44—45

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5.

СОЧИНЕНИЕ (репортаж или по картине)

Цели:

1. Контроль сформированности навыка употребления односоставных предложений в речи.

2. Орфографический и пунктуационный контроль.

Ход уроков

I. Организационный момент.

1. Беседа.

Когда создаётся письменный текст, обязательно нужно предусмотреть возможность его редактирования, то есть надо оставить место (поля или пустые строчки между предложе­ниями). Но что значит редактировать? (Дать возможность сказать нескольким учащимся, обобщить).

Во-первых, проговаривать написанное про себя (!), делать это необходимо, чтобы «услышать» речевые недочёты. Если не нравится, как звучит предложение, попробовать эту мысль сказать по-другому (о чём ты хотел сказать?).

Во-вторых, посмотреть, нет ли повторов слов, если есть, нужны ли они? Как избежать этого?

В-третьих, выделить абзацы. Каждый абзац - это микротема; проверить, как она соответствует (соотносится) теме, заяв­ленной в заголовке. Надо ответить на вопрос: каким образом я, как автор, передал своё отношение? Важно, чтобы были ис­пользованы не только оценочные слова. Пересмотреть первую и последнюю фразы - они очень важны; и, наконец, каждому необходимо посмотреть на работу глазами корректора - про­верить пунктуацию и орфографию. Можно рекомендовать ор­фографию проверять следующим образом: каждое слово про­читывать, думая, а можно ли написать иначе? Если ответ «да», не спешить исправлять, а подумать, почему так написано; в крайнем случае написать два варианта слова - определить, какое больше нравится глазу, то есть может сработать зрительная память. Особое внимание - к безударным гласным в корне, не с разными частями речи, н-нн в суффиксах, к окончаниям. Если сомнения остались - «уйти» от этого слова, заменить другим.

2. Объявление вида работы.

На выбор: сочинение-репортаж или сочинение по картине.

Тем, кто выбрал репортаж, можно предложить тему, на­пример, репортаж с выставки, из музея.

Тем, кто выбрал сочинение по картине, можно порекомен­довать написать об общем впечатлении о картине, описать со­стояние природы, используя материал упр. 357 (репродукция картины «Домик с красной крышей» Аркадия Рылова).

Условие - объём 1,5-2 страницы, использование односо­ставных предложений.

II. Домашнее задание: черновик конспекта «Однородные члены предложения» по §§ 24-27.