Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа Реутов
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №5»
____________И.К. Евдокимова
«_____» ________2019 г.
Рабочая программа учителя Демидовой Татьяны Николаевны
(ФИО)
по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
1 «А» класс
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Подвижные игры» разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На курс «Подвижные игры» отводится по 1 часу в неделю с 1-4 класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - спортивно – оздоровительное.
Одной из важнейших задач совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой системы.
Проведение внеурочной деятельности позволит в определенной мере удовлетворить потребность в движении.
Сказанное выше объясняет необходимость проведения курса «Подвижные игры» в режиме дня школьников.
При проведении занятий в основном используется игровой и соревновательный методы.
Каждое занятие начинается с организационного выхода к месту занятий. С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке в начале каждого занятия проводятся ходьба, бег в медленном темпе, общеразвивающие упражнения.
Бег в медленном темпе является важной частью занятия. Он способствует активизации функций организма школьников, которые закономерно снижаются в результате учебной деятельности. Кроме того, бег со скоростью 1,5 - 2 м/с используется как основное средство развития выносливости. Для поддержания у учащихся постоянного интереса к бегу в медленном и среднем темпах необходимо чередовать с ходьбой, с упражнениями на восстановление дыхания, использовать бег с изменениями направления, «змейкой», с преодолением препятствий и т. п.
С целью более эффективного подведения организма школьников к предстоящим физическим нагрузкам упражнения следует подбирать в соответствии с характером предстоящей работы. Комплексы упражнений выполняются во время ходьбы сразу после окончания бега. Сначала следуют упражнения, способствующие восстановлению нормального дыхания, затем - упражнения, включающие в работу большие группы мышц. В конце комплекса используются упражнения, по характеру выполнения близкие тем, которые планируются в основной части занятий. Физорг или ученик, хорошо знающий комплекс, напоминает его остальным занимающимся. Желательно при проведении упражнений меньше времени отводить на показ и объяснение, упражнения комплекса выполнять поточно (без остановки).
Основное время отводится на игры. Проводится несколько организованных игр или игровых заданий на воспитание того или иного физического качества и совершенствование двигательного навыка. При проведении игр и эстафет в течение занятия должна соблюдаться определенная последовательность. Вначале проводятся игры, направленные на закрепление и совершенствование двигательных навыков, когда учащиеся могут лучше выполнять и анализировать сложные двигательные действия. Затем следуют игры, направленные на воспитание физических качеств.
Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, с заданиями, стимулирующими творчество и инициативу. Самостоятельные игры и спортивные развлечения проводятся с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей школьников, формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. В это время проводятся наиболее понравившиеся школьникам подвижные игры.
В заключительной части занятия проводятся ходьба, медленный бег (до одной минуты), игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям. После каждого занятия следует подводить итоги.
Задачи:
создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
развивать коммуникативные навыки;
стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Основные направления содержания деятельности:
- здоровье - сберегающие технологии;
- спортивно – оздоровительная направленность;
- духовно – нравственное развитие;
- технология развивающего обучения.
В практике работы используются следующие формы:
- ОРУ;
- эстафеты;
- подвижные игры;
- спортивные соревнования.
Ожидаемый результат:
действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;
наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
формирование навыков самоорганизации культурного досуга.
Дети научатся
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
В процессе реализации программы дети узнают много новых для них игр. Особого внимания заслуживают русские народные игры и игры наших родителей.
1класс
Примерное содержание программы «Подвижные игры».
Программа представлена тремя блоками:
Народные игры – 7часов.
Русские народные игры: «У медведя во бору», «Филин и пташка», «Горелки», «Кот и мыши», «Блуждающий мяч», «Пятнашки», «Заря».
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Подвижные игры - 20 часов.
«Класс, смирно!», «К своим флажкам», «Пчелка», «Море волнуется раз», «Охотники и утки», «Метко в цель», Быстрые и меткие», «Волки во ров», «Попрыгунчики- воробушки», «Невод», «Совушка», «Аисты», «Удочка», «День и ночь», «Третий лишний», «Караси и щука». «Тропинка», «Западня», «Стоп», «Лабиринт», «Зайцы, сторож и Жучка», «Конники», «Ловля парами».
Дети усваивают знания о необходимости соблюдения правил безопасности во время подвижных игр, обучаются жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
Спортивные игры – 6 часов.
В этом разделе представлены игры с мячами разного веса. Дети знакомятся с двигательными действиями футболиста, волейболиста и баскетболиста. Игры: «Точная передача», «Мяч в ворота», «Выстрел в небо», «Передал – садись», ««Мяч в воздухе», «Мяч сквозь обруч», «Лошадки», «Бросай – поймай», «Постарайся поймать».
Спортивные игры оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка и создают благоприятные условия для формирования нравственно – волевых качеств.
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности курса «Подвижные игры» в 1 классе.
№ п/п | Дата | Тема | УУД | Личностные результаты |
1. | | Вводное занятие. Русская народная игра «У медведя во бору» | Регулятивные: проявлять умения произвольности; Познавательные: формулировать и удерживать учебную задачу; умение следовать образцу; знания о необходимости соблюдения правил безопасности во время подвижных игр. Коммуникативные: навыки работы в группе; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. | -здоровьесбережение; - установка на здоровый образ жизни; - ценностно- смысловая ориентация учащихся. |
2. | | Русская народная игра «Филин и пташка» | Регулятивные: целеполагание; волевая саморегуляция. Познавательные: уметь работать по предложенному плану; знания о необходимости соблюдения правил безопасности во время подвижных игр. Коммуникативные: ставить вопросы; умение слушать; | - принятие образа «хорошего ученика»; -здоровьесбережение; - установка на здоровый образ жизни. |
3. | | Русская народная игра «Горелки». | Регулятивные: волевая саморегуляция; коррекция. Познавательные: выделять необходимую информацию; работать по предложенному плану. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | - чувство сопричастности и гордости за свой народ, историю; - проявление дисциплинирован- ности |
4. | 24.09 | Русская народная игра «Кот и мыши» | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; коррекция. Познавательные: выделение необходимой информации; проявление самостоятельности в игровой деятельности. Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль, коррекция. | - нравственно - этическое оценивание |
5. | 1.10 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Регулятивные: целеполагание; коррекция. Познавательные: умение работать по предложенному плану; контроль и оценка результатов и процесса игры. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. | здоровьесберегающее поведение; - действие смыслообразования. |
6. | | Русская народная игра «Пятнашки». | Регулятивные: действия целеполагания и планирования. Познавательные: контроль и оценка процесса и результата деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и других учеников. |
7. | | Русская народная игра «Заря». | Регулятивные: целеполагание и волевая саморегуляция. Познавательные: анализ и сравнение. Коммуникативные: участвовать в работе группы. | - ценностно – смысловая ориентация учащихся; - чувство сопричастности и гордости за свою Родину народ и историю. |
8. | | «Класс смирно!» «К своим флажкам». | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
9. | | Игры с элементами ОРУ «Пчелка», «Море волнуется раз». | Регулятивные: выбирать действия в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: сравнение Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | - действие смыслообразования. |
10. | | Игра с мячом «Охотники и утки». | Регулятивные: целеполагание и коррекция. Познавательные: анализ информации; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативно: планирование сотрудничества со сверстниками. | - доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость. |
11. | | Игры «Быстрые и меткие», «Метко в цель». | Регулятивные: целеполагание и коррекция. Познавательные: умение работать по предложенному плану. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. | - управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
12. | | Игра «Волки во ров». | Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: анализ; установление аналогий. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры. | -навыки сотрудничества; умение находить выход из спорных ситуаций. |
13. | | Игра с прыжками «Попрыгунчики- воробушки». | Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль. Познавательные: анализ; сравнение. Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль; коррекция. | -приятие образа «хорошего ученика»; -установка на здоровый образ жизни. |
14. | | Игра «Невод». | Регулятивные: способы мобилизации сил энергии к волевому усилию. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов игры. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | - способность к адекватной самооценке. |
15. | | Игра «Совушка». | Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: умение следовать образцу; выделять необходимую информацию. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество. | доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость. |
16. | | Игра «Аисты». | Регулятивные: волевая саморегуляция; Познавательные: анализ; сравнение. Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль; коррекция. | - способность к адекватной самооценке. |
17. | | Игра «Удочка». | Регулятивные: целеполагание; коррекция. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов игровой деятельности. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. | - управление своими эмоциями; - проявление дисциплинированности; упорства в достижении поставленных целей. |
18. | | Игра «День и ночь». | Регулятивные: составление плана и определение последовательности действий. Познавательные: установление аналогий. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | - расширение сферы социально – нравственных представлений. |
19. | | Игра «Третий лишний». | Регулятивные: планирование промежуточных целей с учетом результата Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками. | здоровьесберегающее поведение; - установка на здоровый образ жизни. |
20. | | Игра «Караси и щука». | Регулятивные: выбор действий в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: рефлексия способов и условий действий Коммуникативные: взаимодействие в группах. | - умение управлять своими эмоциями. |
21. | | Игра «Тропинка». | Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение работать по предложенному плану. Коммуникативные: участвовать в работе группы. | - навыки сотрудничества. |
22. | | Игра «Западня». | Регулятивные: целеполагание; коррекция. Познавательные: контроль и оценка процесса и результата игровой деятельности. Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. | - ценностно – смысловая ориентация учащихся. |
23. | | Игра «Стоп!». | Регулятивные: прогнозирование результата. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи. Коммуникативные: умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. | -овладение культурой общения и поведения. |
24. | | Игра «Лабиринт». | Регулятивные: планирование промежуточных целей с учетом результата. Познавательные: выделение и формулирование учебной цели. Коммуникативные: разрешение конфликтов; постановка вопросов. | - нравственно – этическое оценивание. |
25. | | Игра «Зайцы, сторож и Жучка». | Регулятивные: целеполагание; коррекция. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками. | - управление своими эмоциями. |
26. | | Игра «Конники». | Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: анализ и сравнение. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры. | - способность к адекватной самооценке. |
27. | | Игра «Ловля парами». | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль; коррекция. | -умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - умение проводить самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности. |
28. | | Занятие – экскурс «Футбол. Удар по неподвижному и катящемуся мячу» Игры «Точная передача», «Мяч в ворота». | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. Познавательные: необходимость соблюдения дисциплины и правил ТБ на футбольном поле. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью. | - здоровьесбережение; - установка на здоровый образ жизни. |
29. | | Ведение и остановка мяча. Игра «Выстрел в небо». | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контроль и оценка процесса и результата игры. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество. | - универсальные умения управлениями эмоциями во время игровой деятельности. |
30. | | Занятие – экскурс «Баскетбол. Стойка баскетболиста. Специальные передвижения без мяча» Игра «Передал – садись». | Регулятивные: целеполагание и коррекция. Познавательные: необходимость соблюдения дисциплины и правил ТБ на баскетбольной площадке. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью. | - здоровьесбережение; - установка на здоровый образ жизни. |
31. | | Ведение и передача баскетбольного мяча. Игры «Мяч в воздухе», «Мяч сквозь обруч». | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. Познавательные: умение следовать образцу. Коммуникативные: взаимодействие в группах. | - навыки сотрудничества. |
32. 3 3. | | Занятие- экскурс «Волейбол. Стойка волейболиста». Подвижная игра «Лошадки». Подвижные игры на материале волейбола. «Бросай - поймай», «Постарайся поймать». | Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение работать по предложенному плану. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью. Регулятивные: умение проявлять инициативность и самостоятельность. Познавательные: умение давать оценку одного вида деятельности. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. | - проявление дисциплинированности; упорства в достижении целей. - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
Условия реализации программы:
- кабинет;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- спортивный инвентарь (скакалки, гимнастические маты, скамейки, мячи, хоупы, набивные мячи, обручи и т. д.)
- учебно – методические материалы: Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры – М: ФиС, 2014
Геллер Е. М. На старт вызывает Спортландия – Мн:2014
Ковалько В. И.Здоровьесберегающие технологии М. «Вако» 2014.
15