Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. От 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступил в силу 01.08.2020);
2. Федеральный Закон от 14.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ (в редакции от 31.09.2020 г.);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
7. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 г. (ред. от 26.07. 2022 г.) «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программам (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
13. Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области»;
14. Уставом МКОУ «Введенская ООШ», утвержденным постановлением Управления образования Администрации Тимского района Курской области от 03.12.2015 г. № 91
15. Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКОУ «Введенская ООШ»;
16. Положением «О порядке приёма, зачисления, выпуска, отчисления и перевода обучающихся по программам дополнительного образования»;
17. Положением «О режиме занятий обучающихся и организации процесса по программам дополнительного образования»;
18. Положением «Об аттестации обучающихся по программам дополнительного образования».
Рабочая программа «Развивайка» для подготовки детей 5-6 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-6 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Рабочая программа «Развивайка» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы: для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Новизна программы: не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Уровень программы – стартовый.
Адресат программы. Рабочая программа «Развивайка» адресована обучающимся возраста 5-6 лет.
Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.
Условия набора обучающихся в коллектив: в группу принимаются все желающие с 5 до 6 лет, без предварительного отбора.
Наполняемость групп: минимальное (3 обучающихся), максимальное (5 обучающихся) в одной группе.
Объём освоения программы- 36 часов в год.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Формы обучения: очная.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, в группах одного возраста и разновозрастных группах.
Особенности организации образовательного процесса – формы реализации Программы:
- традиционная - реализуется в рамках учреждения;
- реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения (при необходимости).
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы
Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создание условий комфортного
перехода с одной образовательной ступени на другую.
1.3 Задачи программы
Основные задачи:
Обучающие:
- Увеличение объемов внимания и памяти.
- Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
Развивающие:
- Развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов
умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, развитие коммуникативных умений.
- Развитие личностных качеств: формирование ценностных установок и
ориентаций на учебу, развитие творческой активности, формирование
и развитие психических функций познавательной сферы, развитие
эмоционально-волевой сферы.
Воспитательные: - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело;
- воспитывать культуру поведения в школе;
- содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я
-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
распознавать звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить
количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
выполнять штриховку и элементарные рисунки на бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному.
Содержание программы
Учебный план «Обучение грамоте»
№ п/п | Наименования раздела | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Речь, предложения, слова | 4 | 2 | 2 | Беседа, наблюдение, выполнение заданий. |
2. | Гласные звуки и буквы | 5 | 3 | 2 | Беседа, наблюдение, выполнение заданий. |
3. | Согласные звуки и буквы. Буквы Е, Я, Э, Ю. | 27 | 18 | 9 | Беседа, наблюдение, выполнение заданий. |
Содержание учебного плана «Обучение грамоте»
Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» предшкольной подготовке составлена на основе примерной программы по русскому языку o в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Целью данного курса является
–овладение учащимися первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования –направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода –учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
—формирование общих представлений о слове и предложении;
—формирование действий звукового анализа;—формирование навыка письма;—развитие речи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся .
К концу обучения учащиеся должен знать/ понимать:
—звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
—звук, слог, слово;
—слово и предложение;
—ударение;
уметь:
—называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких,
твёрдых);
—называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия
предмета и признак предмета;
—различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
—различать звук, слог, слово.
Учебно -тематический план
Обучение грамоте
№ п/п | Тема занятий | Кол –во часов |
Речь, предложения, слова 4ч. |
1 | Знакомство со школой, с правилами поведения в школе | 1 |
2 | Речь состоит из предложений | 1 |
3 | Слова делятся на слоги. | 1 |
4 | Гласные и согласные звуки. | 1 |
Гласные звуки и буквы 5ч. |
5 | Гласный звук [а], буквы Аа. | 1 |
6 | Гласный звук [о], буквы Оо. | 1 |
7 | Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу. | 1 |
8-9 | Гласный звук [ы], буква Ы. | 2 |
Согласные звуки и буквы. Буквы Е, Я, Э, Ю. 27 ч. |
10 | Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с буквой Н. | 1 |
11 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т | 1 |
12-13 | Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с буквой К. | 2 |
14 | Согласные звуки [с], [с’], букв, Сс. Чтение слогов и слов с буквой С. | 1 |
15 | Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение слогов и слов с буквами Л и Р. | 1 |
16 | Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В. | 1 |
17 | Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е. | 1 |
18 | Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение слогов и слов с буквами П и М. | 1 |
19 | Согласные звуки [з], [з’], буквы з. Чтение слогов и слов с буквой 3. | 1 |
20 | Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение слогов и слов с буквами Б и Д. | 1 |
21-22 | Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я. | 2 |
23 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г. | 1 |
24-25 | Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой Ч. | 2 |
26 | Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с изученными буквами. | 1 |
27-28 | Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение слов с буквами Ж, Ш. | 2 |
29 | Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий | 1 |
30 | Согласные звуки [х], [х’]. буквы Хх. Чтение слов с буквой Х. | 1 |
31 | Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой ц. | 1 |
32-33 | Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю | 2 |
34-35 | Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с буквой Щ. | 2 |
36 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф. | 1 |
Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п\п | Группа | Год обучения/ номер группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | 1 | 1/1 | 08.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю | 06.11.2023 01-08.01.2024 23.02.2024 08.03.2024 01.05.2024 09.05.2024 | - |
Средства контроля
Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям:
- соблюдение правил техники безопасности в классе;
- знание и соблюдение правил поведения в школе;
- артикуляция и дикция;
- правильность выполнения поставленных учителем задач;
- взаимодействие в паре или малой группой;
- самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, добро
желательность и т.п.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов) Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлечённость, высокая внутренняя мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к учебной деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень освоения программы (5-7 баллов) Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация. Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к учебной деятельности. Проявляет активность и согласованность действий в паре и малой группе. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов) Для низкого уровня освоения программы характерны: отсутствие интереса к учебной и познавательной деятельности, неусидчивость, трудности в выделении отдельных звуков и букв, сложности при ориентации в пространстве. Не проявляет активности в коллективной и индивидуальной деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью учителя.
2.2. Формы аттестации
Формы контроля
Реализация программы «Развивайка» предусматривает входной и текущий контроль обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением упражнений, заданий.
№ | Вид контроля | Средства | Цель | Действия |
1 | Входной | Собеседование, наблюдение. | Выявление отдельных планируемых результатов обучения до начала обучения. | Начало обучения. |
2 | Текущий | Педагогическое наблюдение за выполнением упражнений. | Контроль за ходом обучения, получение оперативной информации о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. | Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. Продолжение процесса обучения в соответствии с планом. |
Для оценки результативности учебных занятий ознакомительного уровня программы применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Входной контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий или заданий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
2.3. Методические материалы
Основные формы организации образовательной деятельности: беседа, наблюдение, показ, работа по образцу.
При реализации программы «Развивайка» используются следующие педагогические технологии:
- личностно ориентированное обучение,
- игровые технологии,
- системно-деятельностный подход в организации обучения школьников.
Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (показ, просмотр видеоматериалов);
- словесный (рассказы, беседы, анализ и обсуждение);
- практический;
- игровой;
- проблемный;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика.
При освоении программы используются следующие методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- упражнение;
- стимулирование;
- мотивация.
Особенности и формы организации образовательного процесса – индивидуальная, работа в парах, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных образовательных технологий.
Формы учебного занятия:
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие; комбинированное занятие;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: виртуальная экскурсия, индивидуальная работа, практическое занятие, презентация.
Алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов.
Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.
1. Мотивационный этап.
- создание учебно-проблемной ситуации;
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;
- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.
2. Операционно-познавательный этап.
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с её содержанием;
- положительные эмоции, достижение конкретного результата.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;
- подведение итогов, подкрепление мотивации.
Дидактические материалы – раздаточные материалы: войлочная азбука, рисунки букв и цифр; рисунки; иллюстрации к произведениям.
Методические материалы
№ п\п | Наименование раздела (темы) | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы учебного занятия | Формы аттестации, контроля |
Обучение грамоте |
1. | Речь, предложения, слова | Компьютер, интерактивная доска, раздаточные материалы, рисунки, презентации | Беседа; комбинированное занятие. | Наблюдение; выполнение заданий |
2. | Гласные звуки и буквы | Компьютер, интерактивная доска, раздаточные материалы, рисунки, презентации | Беседа; комбинированное занятие. | Наблюдение; выполнение заданий |
3. | Согласные звуки и буквы. Буквы Е, Я, Э, Ю. | Компьютер, интерактивная доска, раздаточные материалы, рисунки, презентации | Беседа; комбинированное занятие. | Наблюдение; выполнение заданий |
2.4. Условия реализации Программы
Материально – техническое обеспечение
Требования к помещению для занятий:
- проветриваемый кабинет (аудитория) с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- аудио и видеоаппаратура (компьютер);
- игрушки мягкие, мячи;
- раздаточный материал, магнитная доска;
Требования к мебели:
- наличие ученических столов и стульев согласно (СанПиН).
Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося):
№ п/п | Наименование расходного Материала | Количество |
1 | Бумага А4 | 90 листов |
2 | Ручка шариковая | 1 шт. |
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер с выходом в Интернет;
- принтер, сканер.
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы:
Шишкина школа: https://www.youtube.com/channel/UCvyrLDFnc_dNzYOI7p5SeOQ
Русские народные сказки для детей: https://nukadeti.ru/skazki/russkie_narodnye
Детский портал «Солнышко»: https://solnet.ee/
Развивающие онлайн-игры “Играемся”https://www.igraemsa.ru/
Центр Адалин: https://adalin.mospsy.ru/
Сказочное образование для детей: http://baby.abensoft.com/
Кадровое обеспечение
Реализует данную Программу педагог дополнительного образования – Каськова Александра Михайловна, образование – средне-специальное, педагогический стаж работы – 2 года, в данной должности – 1 год.
Рабочая программа воспитания
Программа «Развивайка» способствует формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся, улучшению морально-психологического состояния, помогает обрести жизненный опыт, повышает культуру обучающихся, расширяет кругозор и, как следствие, способствует всестороннему развитию обучающегося.
Цель программы: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач:
формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся;
приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
развитие воспитательного потенциала семьи;
поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Формы и содержание деятельности
Организуется работа с коллективом, индивидуальная работа с обучающимися, с педагогами, работа с родителями (законными представителями) обучающихся.
Реализация предполагает следующее:
- инициирование и поддержка участия группы в ключевых делах учреждения, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребёнка совместных дел с обучающимися (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой направленности), позволяющие с одной стороны, вовлечь обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися группы, стать для них значимым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение мероприятий для плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребёнка, поддержки активной позиции каждого ребёнка в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива через: игры на сплочение командообразование;
- выработка совместно с обучающимися правил и законов, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать.
На индивидуальном уровне:
- поддержка ребёнка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с членами группы или педагогами), когда каждая проблема трансформируется педагогом в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
- коррекция поведения ребёнка через беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими участниками группы; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в группе.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом;
- родительские собрания; индивидуальные диалоги; информация на официальном сайте Учреждения, диалог в родительских группах;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению событий объединения;
- организация на базе объединения семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи;
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально-значимые отношения, получить опыт участия в социально-значимых делах (ключевые события учреждения: праздники, творческие проекты по различным направлениям и т.п.)
- формирование в группах детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детском объединении традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку обучающихся в детском объединении с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогом детских инициатив и детского самоуправления.
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
- Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.
- Духовно – нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
- Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
- Спортивно-оздоровительное (физическое) воспитание содействует здоровому образу жизни детей.
- Трудовое воспитание формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет на творческие способности.
- Экологическое воспитание способствует формированию отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы.
- Профилактика ДТТ. Воспитание из сегодняшних обучающихся грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Планируемые результаты
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
- формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы;
- формировать у детей ответственность за своё здоровье, направленность на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения;
-создание условий для творческой самореализации личности.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приёмы и методики:
- педагогическое наблюдение;
- использование методов специальной диагностики;
- анализ детского творчества и др.
Календарный план воспитательной работы на 2023/2024 учебный год
№ п/п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Сроки и место проведения | Ответственный |
1 | «Здравствуй, школа!» | Экскурсия по пришкольной территории и зданию школы. | сентябрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
2 | Неделя безопасности дорожного движения «Я иду в школу» | Встреча с работниками ГИБДД, беседы и практическое занятие. | сентябрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
3 | Акция «Час добра и уважения» | Изготовление сувениров для пожилых людей и поздравление. | октябрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
4 | Праздник урожая | Интеллектуально-познавательная игра, выставка даров природы. | октябрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
5 | «Что такое День народного единства» | Мероприятие ко Дню народного единства. | Ноябрь, Введенская сельская библиотека | Каськова А. М. Сигаева Е. Н. |
6 | «Мама – главное слово» | Мероприятие ко Дню матери. | ноябрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
7 | «Моя Родина – Россия» | Интеллектуально-познавательная игра. | Декабрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
8 | «Новый Год» | Новогодний утренник | Декабрь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
9 | «Рождественские посиделки» | Рождественский праздник | январь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
10 | «Богатство страны Светофории» | Конкурс – выставка. | январь, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
11 | «Узнаем правила дорожного движения» | Познавательная игра. | февраль, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
12 | Акция: «Покормите птиц зимой» | Изготовление кормушек | Февраль, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
13 | «Мир творчества» | Фестиваль. | февраль-март, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
14 | «Мой подарок папе» | Изготовление подарков | Февраль, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
15 | «Мой подарок маме» | Изготовление подарков | март, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
16 | «Зелёная планета» | Конкурс | апрель, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
17 | «Во что играли наши бабушки» | Игры на свежем воздухе | апрель, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
18 | Участие в концерте «Храним в сердцах Победу эту!» | Участие в концерте к 79-ой годовщине Победы в ВОВ. | май, МКОУ «Введенская ООШ» | Каськова А. М. |
Литература
1.Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.]–М. : Просвещение, 2012.
2.БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе.—М.,1992.
3.Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? —М.: Ювента, 2005.
4.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. —М.: Педагогика,1986.
5.Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. —М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
6.Никольская И. М. Психологическая защита у детей. —СПб.: Речь, 2001.
7.Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.-М.:Академкнига,2010.
8.Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. —М.: Сентябрь, 2000.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развивайка»
на 2023-2024 учебный год
№ п\п | Название раздела/ Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля | Форма / тип занятия | Место проведения | Дата |
план | факт |
Обучение грамоте |
Речь, предложения, слова 4ч. |
1 | Знакомство со школой, с правилами поведения в школе. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
2 | Речь состоит из предложений | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
3 | Слова делятся на слоги. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
4 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
Гласные звуки и буквы 5ч. |
1 | Гласный звук [а], буквы Аа. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
2 | Гласный звук [о], буквы Оо. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
3 | Гласный звук [и], [у], буквы Ии, Уу. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
4-5 | Гласный звук [ы], буква Ы. | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
Согласные звуки и буквы. Буквы Е, Я, Э, Ю. 27 ч. |
1 | Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Нн. Чтение слогов и слов с буквой Н. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
2 | Согласные звуки [т], [т’], буквы Тт. Чтение слогов и слов с буквой т | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
3-4 | Согласные звуки [к], [к’], буквы Кк. Чтение слогов и слов с буквой К. | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
5 | Согласные звуки [с], [с’], букв, Сс. Чтение слогов и слов с буквой С. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
6 | Согласные звуки [л], [л’], [р), [р’], буквы Лл, Рр. Чтение слогов и слов с буквами Л и Р. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
7 | Согласные звуки [в], [в’], буквы Вв. Чтение слогов и слов с буквой В. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
8 | Буквы Ее. Чтение слов с буквой Е. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
9 | Согласные звуки [п], [П, [м], [м’], буквы Пп, Мм. Чтение слогов и слов с буквами П и М. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
10 | Согласные звуки [з], [з’], буквы з. Чтение слогов и слов с буквой 3. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
11 | Согласные звуки [б], [б’], [д], [Е”], буквы Бб, Дд. Чтение слогов и слов с буквами Б и Д. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
12-13 | Буквы Яя. Чтение слов с буквой Я. | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
14 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Гг. Чтение слогов и слов с буквой Г. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
15-16 | Мягкий согласный звук [Ч’]. Буквы Чч. Чтение слов с буквой Ч. | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
17 | Буква Ь. Разделительный твёрдый знак. Чтение слов с изученными буквами. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
18-19 | Твёрдые согласные звуки [Ж], [Ш], буквы Шш, Жж. Чтение слов с буквами Ж, Ш. | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
20 | Мягкий согласный звук [И’]. Буквы Ий | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
21 | Согласные звуки [х], [х’]. буквы Хх. Чтение слов с буквой Х. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
22 | Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Цц. Чтение слов с буквой ц. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
23-24 | Гласный звук [Э], буква Ээ. Буквы Юю | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
25-26 | Мягкий согласный звук [Щ’]. Буквы Щщ. Чтение слов с буквой Щ. | 2 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |
27 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Фф. Чтение слов с буквой Ф. | 1 | Беседа; наблюдение; выполнение заданий. | Беседа, наблюдение, игра, комбинированное занятие. | Кабинет начальных классов. | | |