СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП рабочей программы по биологии 5-7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП рабочей программы по биологии 5-7 класс»

Садовская Юлия Валерьевна, учитель биологии



Календарно-тематическое планирование по учебному предмету биология 5 класс

п/п


Тема урока


Количество часов


Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Дата


Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 ч)

1

Живая и неживая природа. Признаки живого

1

Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое.

Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и неживой природы.

04.09.2024

2

Биология - система наук о живой природе

1

Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Связь биологии с другими науками (математика, география и другие науки).

Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами.

Применение биологических

терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.

11.09.2024

3

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

1

Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и другие (4–5 профессий). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека

Раскрытие роли биологии

в практической деятельности людей. Изучение профессий, связанные с биологии.

18.09.2024

4

Источники биологических знаний. Лабораторная работа. «Изучение лабораторного оборудования: : термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.

1

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет)

Ознакомление

с правилами работы

с биологическим оборудованием в кабинете.

25.09.2024

Раздел 2. Методы изучения живой природы (4 ч).

5

Научные методы изучения живой природы

1

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация.

Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание.

02.10.2024

6

Методы изучения живой природы: измерение

1

Метод измерения (инструменты измерения).

Проведение элементарных

Измерений (нп примере измерения листовой пластины у листа или измерение длины фасоли).

09.10.2024

7

Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа. «Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»

1


Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии

Знакомство со строением светового микроскопа, увеличительных приборов и правилами работы с ними.



16.10.2024

8

Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа»

1

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический).

Проведение в ходе практической работы сравнение и описание различных живых организмах

(на примерах растений животных)

с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов.

Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов

23.10.2024

Раздел 3. Организмы – тела живой природы (10 ч).

9

Понятие об организме

1

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.

Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниях доядерных и ядерных организмов. Введение понятий таких как: клетка, цитология.

06.11.2024

10

Увеличительные приборы для исследований

1

Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа

Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами.


13.11.2024

11

Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)»

1


Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.

Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов. Аргументирование доводов о клетке как единице строения и

жизнедеятельности организмов.

20.11.2024

12

Жизнедеятельность организмов

1

Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.

Изучение регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

27.11.2024

13

Свойства живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за потреблением воды растением»

1

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность.

Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание,

выделение, их сравнение. Обоснование роли раздражимости клеток. Сравнение свойств

организмов: движения, размножения, развития.


04.12.2024

14

Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа «Ознакомление с принципами систематики организмов»

1

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды.

Анализ

причин разнообразия организмов. Классифицирование организмов.

11.12.2024

15

Многообразие и значение растений

1

Многообразие и значение растений

Раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы.

18.12.2024

16

Многообразие и значение животных

1

Многообразие и значение животных

Раскрыть общие особенности организации животных ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы Исследование и сравнение

растительных, животных клеток и тканей

25.12.2024

17

Многообразие и значение грибов

1

Многообразие и значение грибов

Раскрыть общие особенности организации грибов ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы.

15.01.2025

18

Бактерии и вирусы как форма жизни

1

Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека

Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость.

22.01.2025

Раздел 4. Организм и среда обитания (6 ч).

19

Среды обитания организмов

1

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.

Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды.

Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной.

Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах

обитания и приспособленностью к ним

29.01.2025

20

Водная среда обитания организмов

1

Представители водной среды обитания. Особенности водной среды обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания.

Объяснение появления

приспособлений к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение внешнего вида организмов

по таблицам, схемам, описаниям.

05.02.2025

21

Наземно-воздушная среда обитания организмов

1

Представители наземно-воздушной среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания.

Познакомить с наземно-

воздушной средой обитания; работа с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждение особенностей наземно-воздушной среды.

.

12.02.2025

22

Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

1

Представители почвенной среды обитания. Особенности почвенной среды обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания.

Сформировать представление об основных свойствах почвенной среды обитания и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде.

19.02.2025

23

Организмы как среда обитания

1

Представители внутриорганизменной среды обитания. Особенности внутриорганизменной среды обитания.. Приспособления организмов к среде обитания.

сформировать представление об организменной среде обитания, ее обитателях и особенностях жизненных условий.

26.02.2025

24

Сезонные изменения в жизни организмов

1

Сезонные изменения в жизни организмов Экскурсии или видеоэкскурсии. Растительный и животный мир родного края (краеведение)

сформировать представления детей об сезонных изменениях в жизни живых организмов.

05.03.2025

Раздел 5. Природные сообщества (6 ч).

25

Понятие о природном сообществе.

1

Понятие о природном сообществе.

Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания.


12.03.2025

26

Взаимосвязи организмов в природных сообществах

1

Взаимосвязи организмов в природных сообществах.

Анализ групп организмов в природных сообществах:

производители, потребители, разрушители органических веществ.

19.03.2025

27

Пищевые связи в природных сообществах

1

Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах.

Анализ групп организмов в природных сообществах:

производители, потребители, разрушители органических веществ

02.04.2025

28

Разнообразие природных сообществ

1

Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и другие природные сообщества). Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и других природных сообществ.). Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ

Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.).


09.04.2025

29

Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)»

1

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.

Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков.


16.04.2025

30

Природные зоны Земли, их обитатели

1

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные

Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы

23.04.2025

Раздел 6. Живая природа человека (3 ч).

31

Влияние человека на живую природу

1

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории.

Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу.

30.04.2025

32

Глобальные экологические проблемы Практическая работа. «Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории»

1

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение.

Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора).

07.05.2025

33

Пути сохранения биологического разнообразия

1

Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности

Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды.

Обоснование правил поведения человека в природе.

14.05.2025

34

*Обобщающий урок по материалу, изученному в 5 классе

1

Обобщение понятий и повторение.

Обобщение знаний по пройденному материалу, изученному в 5 классе, осуждение, дискуссии. Игра по теме «Биология – наука о живой природе»

21.05.2025

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34




Календарно-тематическое планирование по учебному предмету биология 6 класс

п/п


Тема урока


Количество часов

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Дата


Раздел 1. Растительный организм (8 ч).

1

Ботаника – наука о растениях

1

Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой.

Раскрытие сущности понятия ботаники как науки о растениях. Изучение разделов связанные с ботаникой.


04.09.2024

2

Общие признаки и уровни организации растительного организма. Экскурсия «Ознакомление в природе с цветковыми растениями»

1

Разнообразие растений. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения

Выявление общих признаков растений.



11.09.2024

3

Растительная клетка, ее изучение.


1

Растительная клетка

Изучение строение растительной клетки. Выявление таких понятий как пластиды, клеточная мембрана, клеточная стенка, генетический аппарат.


18.09.2024

4

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи»

1

Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком).

Исследование с помощью светового микроскопа растительной клетки на примере строения листа водного растения.

25.09.2024

5

Химический состав клетки. Лабораторная работа «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении»

1

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества в растениях.

Выполнение лабораторной работы по изучению химического состава клетки.

02.10.2024

6

Жизнедеятельность клетки

1

Жизнедеятельность клетки

Изучить процессы жизнедеятельности клетки: деление, рост, обмен веществ, раздражимость.

09.10.2024

7

Растительные ткани. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)»

1

Функции растительных тканей

Выполнение лабораторных работ с микроскопом с готовыми и временными микропрепаратами.

Сравнение растительных тканей и органов растений между собой

16.10.2024

8

Органы растений. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения»

1

Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой.

Применение биологических

терминов и понятий: орган, побег, лист, корень, растительный организм.

23.10.2024

Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 ч)

9

Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

1

Строение семян. Состав и строение семян.

Применение биологических терминов и понятий: зародыш, эндосперм. Сравнение строение семян однодольных и двудольных растений.

06.11.2024

10

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение микропрепарата клеток корня»


Виды корней и типы корневых систем. Корни и корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое

Исследование с помощью светового микроскопа строения корневых волосков, изучение строения корневых систем.



13.11.2024

11

Видоизменение корней


Корень – орган почвенного (минерального) питания. Влияние факторов среды на рост и развития корня.

Изучение факторов, влияющие на рост и развитие корней. Сравнение этих факторов.

20.11.2024

12

Побег. Развитие побега из почки. Лабораторная работа «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)»

Побег. Развитие побега из почки. Лабораторная работа «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)». Листорасположение и листовая мозаика.

Исследование на живых объектах или на гербарных образцах внешнего строения растений, описание их органов: побегов, почек и листораположение.

27.11.2024

13

Строение стебля. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)»

Строение стебля. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)»

Изучение разнообразия стеблей. Введение понятия - лингвин. Изучение строения стебля.

04.12.2024

14

Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях)».

Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания

Изучение строение и функции листа. Составление схемы по классификации, форме, жилкованию листа.

11.12.2024

15

Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Исследование строения корневища, клубня, луковицы»

Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Исследование на живых объектах или на гербарных образцах внешнего строения растений, описание их органов: побегов (корневища, клубня, луковицы).

18.12.2024

16

Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа «Изучение строения цветков»

Строение и разнообразие цветков.

Изучение строение цветка. Выявление разнообразий цветков в разных природных сообществах.

25.12.2024

17

Соцветия. Лабораторная работа «Ознакомление с различными типами соцветий»

Соцветия.

Выполнение лабораторной работы и работа и с различными видами соцветий.

15.01.2025

18

Плоды


Плоды. Типы плодов.

Изучение классификации и типов плодов.

22.01.2025

19

Распространение плодов и семян в природе


Распространение плодов и семян в природе

Изучение способов распространение плодов и семян.

29.01.2025

Раздел 3. Жизнедеятельность растительного организма (14 ч)

20

Обмен веществ у растений


Обмен веществ у растений

Описание процессов жизнедеятельности растительного организма.

05.02.2025

21

Минеральное питание растений. Удобрения


Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Питание растения. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника

Описание процессов жизнедеятельности растительного организма: минерального питания. Выявление причинно-следственных связей между строением и функциями тканей, строением органов растений и их жизнедеятельностью.

12.02.2025

22

Фотосинтез. Практическая работа «Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями»

Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания

Выявить особенности воздушного питания.

19.02.2025

23

Роль фотосинтеза в природе и жизни человека


Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека

Объяснение значения фотосинтеза в природе и в жизни человека.

26.02.2025

24

Дыхание растения Дыхание корня. Лабораторная работа «Изучение роли рыхления для дыхания корней»


Дыхание растения. Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней.

Раскрытие сущности биологического понятия «дыхание» растения.

05.03.2025

25

Лист и стебель как органы дыхания


Особенности дыхания растений. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха, как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом

Объяснение значения в процессе дыхания устьиц и чечевичек. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза.

12.03.2025

26

Транспорт веществ в растении. Практическая работа «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине»

Транспорт веществ в растении. Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении.

Исследование процесса испарения воды листьями (транспирация), объяснение его роли в жизни растения. Определение влияния факторов среды на интенсивность транспирации. Обоснование причин транспорта веществ в растении. Описание и сравнение жизненных форм растений

19.03.2025

27

Выделение у растений. Листопад


Выделение у растений. Листопад

Формирование знании учащихся о процессе выделения, как одном из свойств живых организмов; углубить знания о способах выделения растений; объяснить причины и значение таких явлений как листопад, испарение воды, гуттация.

02.04.2025

28

Прорастание семян. Практическая работа «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт». «Определение условий прорастания семян»

Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.

Наблюдение за прорастанием семян и развитием проростка, формулирование выводов. Исследование роли рыхления почвы Обоснование необходимости рационального землепользования. Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование

09.04.2025

29

Рост и развитие растения. Практическая работа «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха)»

Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки.

Описание и сравнение жизненных форм растений. Объяснение влияния факторов внешней среды на рост и развитие растений.

16.04.2025

30

Размножение растений и его значение


Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия.

Объяснение сущности процессов: оплодотворение у цветковых растений, развитие и размножение.

23.04.2025

31

Опыление. Двойное оплодотворение


Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений

Описание приспособленности растений к опылению: длинные тычинки, много мелкой сухой пыльцы и др. (опыление ветром), наличие нектарников, яркая окраска цветка (опыление насекомыми).

30.04.2025

32

Образование плодов и семян


Образование плодов и семян

 Изучение плодов и семян растений. Сформировать понятие о плодах и семенах, рассмотреть строение и разнообразие плодов и семян . Раскрытие сущности терминов «генеративные» и «вегетативные» органы растения


07.05.2025

33

Вегетативное размножение растений. Практическая работа «Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения)»

Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.

Описание вегетативных и генеративных органов на живых объектах и на гербарных образцах. Распознавание и описание вегетативного размножения (черенками побегов, листьев, корней) и генеративного (семенного) по их изображениям. Овладение приёмами вегетативного размножения растений

14.05.2025

34

*Обобщающий урок о строении и жизнедеятельности растительного организма

Повторение функций растительных тканей.

Рассмотреть вопросы пройденного материла, в качестве закрепления.

21.05.2025

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34




Календарно-тематическое планирование по учебному предмету биология 7 класс


№ п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Программное содержание

Характеристика видов деятельности обучающих

Дата

Раздел 1 Систематические группы растений (19 ч)

1

Многообразие организмов и их классификация

1

Классификация растений. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения.

Классифицирование основных категорий систематики растений: низшие, высшие споровые, высшие семенные.

06.09.2024

2

Систематика растений

1

Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии.

Применение биологических терминов и понятий: микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид.

13.09.2024

3

Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа «Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы)»

1

Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.

Выявление существенных признаков низших растений (Водоросли). Изучение строения одноклеточных водорослей.



20.09.2024

4

Зеленые водоросли. Практическая работа «Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса)»

1

Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое).

Описание многообразия зеленых водорослей их строения. Выявление особенностей размножения и циклов развития у зеленых водорослей.

27.09.2024

5

Бурые и красные водоросли

1

Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека

Описание многообразия бурых и красных водорослей их строения. Рассмотреть значение водорослей в природе и жизни человека.

04.10.2024

6

Высшие споровые растения

1

Высшие споровые растения.

Изучение характеристики высших споровых растений. Ввести понятия: спора, спорангии.

11.10.2024

7

Общая характеристика и строение мхов. Практическая работа «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»

1

Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов.

Рассмотреть классификацию мхов, их строение.

18.10.2024

8

Цикл развития мхов. Роль мхов в природе и деятельности человека

1

Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека.

Выявление особенностей размножения и циклов развития у мхов. Введение понятий: предросток (протонема). Рассмотреть каково значение мхов в природе и жизни человека.

25.10.2024

9

Общая характеристика папоротникообразных

1

Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика.

Рассмотреть общую характеристику папоротникообразных.

08.11.2024

10

Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Практическая работа «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща»

1

Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников.

Изучение особенностей строения плаунов, хвощей и папоротников.

15.11.2024

11

Размножение и цикл развития папоротникообразных. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека

1

Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами. Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека.

Обоснование роли папоротников, хвощей, плаунов, в природе и жизни человека. Выявление особенностей размножения и циклов развития в мхов, хвощей и папоротников.


22.11.2024

12

Общая характеристика хвойных растений. Практическая работа «Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы)»

1

Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие.

Рассмотреть общую характеристику хвойных растений. Рассмотреть строение веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений.

29.11.2024

13

Значение хвойных растений в природе и жизни человека

1

Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека

Выявление особенностей размножения и циклов развития голосеменных растений. Обоснование роли голосеменных растений в природе и жизни человека.


06.12.2024

14

Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. Практическая работа «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»

1

Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

13.12.2024

15

Классификация и цикл развития покрытосеменных растений

1

Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения.

Рассмотрение классификации покрытосеменных растений Выявление особенностей размножения и циклов развития покрытосеменных растений.


20.12.2024

16

Семейства класса двудольные. Практическая работа «Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые) на гербарных и натуральных образцах»

1

Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если ониявляются наиболее распространёнными в данном регионе) Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые).

Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые), на гербарных и натуральных образцах. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек

.

27.12.2024

17

Семейства класса двудольные Практическая работа «Изучение признаков представителей семейств: Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) на гербарных и натуральных образцах»

1

Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе)

Изучение признаков представителей семейств: Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), на гербарных и натуральных образцах. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек




10.01.2025

18

Характерные признаки семейств класса однодольные. Практическая работа «Изучение признаков представителей семейств: Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах»

1

Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе)

Изучение признаков представителей семейств: Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек

17.01.2025

19

Культурные представители семейств покрытосеменных, их использование человеком

1

Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.

Изучение многообразие покрытосеменных растений. Обоснование роли голосеменных культурных и дикорастущих покрытосеменных растений в природе и жизни человека

24.01.2025

Раздел 2. Развитие растительного мира на Земле (2 ч)

20

Эволюционное развитие растительного мира на Земле

1

Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши.

Описание и обоснование процесса развития растительного мира на Земле и основных его этапов. Объяснение общности происхождения и эволюции систематических групп растений на примере сопоставления биологических растительных объектов.

31.01.2025

21

Этапы развития наземных растений основных систематических групп

1

Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения. Экскурсии или видеоэкскурсии. Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей)

Выявление примеров и раскрытие сущности возникновения приспособленности организмов к среде обитания

07.02.2025

Раздел 3. Растения в природных сообществах (3 ч).

22

Растения и среда обитания. Экологические факторы

1

Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами.

Объяснение сущности экологических факторов: абиотических, биотических и антропогенных и их влияния на организмы.

14.02.2025

23

Растительные сообщества

1

Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения.

Определение черт приспособленности растений к среде обитания, значения экологических факторов для растений. Объяснение причин смены экосистем. Сравнение биоценозов и агроценозов. Формулирование выводов о причинах неустойчивости агроценозов. Обоснование необходимости чередования агроэкосистем. Описание растений экосистем своей местности, сезонных изменений в жизни растительных сообществ и их смены

21.02.2025

24

Структура растительного сообщества

1

Распределение видов в растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров) природных зон Земли. Флора.

Определение структуры экосистемы. Установление взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составление схем пищевых цепей и сетей в экосистеме.

28.02.2025

Раздел 4. Растения и человек (3 ч)

25

Культурные растения и их происхождение. Культурные растения сельскохозяйственных угодий

1

Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия происхождения культурных растений. Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые.

Объяснение роли и значения культурных растений в жизни человека. Выявление черт приспособленности дикорастущих растений к жизни в экосистеме города.

07.03.2025

26

Растения города. Декоративное цветоводство

1

Растения города, особенность городской флоры. Парки, лесопарки, скверы, ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Рассмотреть особенности городской флоры.

14.03.2025

27

Охрана растительного мира

1

Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного мира. Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение сельскохозяйственных растений региона. Изучение сорных растений региона

Объяснение причин и описание мер охраны растительного мира Земли. Описание современных экологических проблем, их влияния на собственную жизнь и жизнь окружающих людей

21.03.2025

Раздел 5. Грибы. Лишайники. Бактерии (7 ч).

28

Бактерии - доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Лабораторная работа «Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах)»

1

Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий.

Выявление отличительных признаков царства Бактерии. Описание строения, жизнедеятельности и многообразия бактерий.

04.04.2025

29

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности).

Описание мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

11.04.2025

30

Грибы. Общая характеристика

1

Грибы. Общая характеристика. Съедобные и ядовитые грибы.

Выявление отличительных признаков царства Грибы. Описание строения и жизнедеятельности одноклеточных, многоклеточных грибов.

18.04.2025

31

Шляпочные грибы. Практическая работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на муляжах)»

1

Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение.

Установление взаимосвязи между особенностями строения шляпочных грибов и процессами жизнедеятельности.

25.04.2025

32

Плесневые и дрожжи. Практическая работа «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов»

1

Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие).

Описание строения и жизнедеятельности одноклеточных, многоклеточных грибов

26.04.2025

33

Грибы -паразиты растений, животных и человека

1

Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья, фитофтора, трутовик и другие). Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное выращивание шляпочных грибов (шампиньоны).

Определение роли грибов в природе, жизни человека. Аргументирование мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

16.05.2025

34

Лишайники - комплексные организмы. Практическая работа «Изучение строения лишайников»

1

Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Описание симбиотических взаимоотношений грибов и водорослей в лишайнике.

23.05.2025

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34