№ п/п | Тема урока | Количество часов | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 ч) |
1 | Живая и неживая природа. Признаки живого | 1 | Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое. | Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и неживой природы. | 04.09.2024 |
2 | Биология - система наук о живой природе | 1 | Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Связь биологии с другими науками (математика, география и другие науки). | Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами. Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др. | 11.09.2024 |
3 | Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | 1 | Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и другие (4–5 профессий). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей. Изучение профессий, связанные с биологии. | 18.09.2024 |
4 | Источники биологических знаний. Лабораторная работа. «Изучение лабораторного оборудования: : термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. | 1 | Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет) | Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете. | 25.09.2024 |
Раздел 2. Методы изучения живой природы (4 ч). |
5 | Научные методы изучения живой природы | 1 | Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. | Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание. | 02.10.2024 |
6 | Методы изучения живой природы: измерение | 1 | Метод измерения (инструменты измерения). | Проведение элементарных Измерений (нп примере измерения листовой пластины у листа или измерение длины фасоли). | 09.10.2024 |
7 | Методы изучения живой природы: наблюдение и эксперимент. Лабораторная работа. «Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними» | 1 | Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии | Знакомство со строением светового микроскопа, увеличительных приборов и правилами работы с ними. | 16.10.2024 |
8 | Методы изучения живой природы: описание. Практическая работа «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа» | 1 | Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). | Проведение в ходе практической работы сравнение и описание различных живых организмах (на примерах растений животных) с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов. Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов | 23.10.2024 |
Раздел 3. Организмы – тела живой природы (10 ч). |
9 | Понятие об организме | 1 | Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. | Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниях доядерных и ядерных организмов. Введение понятий таких как: клетка, цитология. | 06.11.2024 |
10 | Увеличительные приборы для исследований | 1 | Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа | Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами. | 13.11.2024 |
11 | Цитология – наука о клетке. Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)» | 1 | Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. | Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов. Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов. | 20.11.2024 |
12 | Жизнедеятельность организмов | 1 | Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. | Изучение регуляции процессов жизнедеятельности организмов. | 27.11.2024 |
13 | Свойства живых организмов. Лабораторная работа «Наблюдение за потреблением воды растением» | 1 | Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. | Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение. Обоснование роли раздражимости клеток. Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития. | 04.12.2024 |
14 | Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа «Ознакомление с принципами систематики организмов» | 1 | Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. | Анализ причин разнообразия организмов. Классифицирование организмов. | 11.12.2024 |
15 | Многообразие и значение растений | 1 | Многообразие и значение растений | Раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы. | 18.12.2024 |
16 | Многообразие и значение животных | 1 | Многообразие и значение животных | Раскрыть общие особенности организации животных ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы Исследование и сравнение растительных, животных клеток и тканей | 25.12.2024 |
17 | Многообразие и значение грибов | 1 | Многообразие и значение грибов | Раскрыть общие особенности организации грибов ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы. | 15.01.2025 |
18 | Бактерии и вирусы как форма жизни | 1 | Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека | Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость. | 22.01.2025 |
Раздел 4. Организм и среда обитания (6 ч). |
19 | Среды обитания организмов | 1 | Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. | Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды. Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним | 29.01.2025 |
20 | Водная среда обитания организмов | 1 | Представители водной среды обитания. Особенности водной среды обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. | Объяснение появления приспособлений к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение внешнего вида организмов по таблицам, схемам, описаниям. | 05.02.2025 |
21 | Наземно-воздушная среда обитания организмов | 1 | Представители наземно-воздушной среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. | Познакомить с наземно- воздушной средой обитания; работа с текстом и иллюстрациями учебника, обсуждение особенностей наземно-воздушной среды. . | 12.02.2025 |
22 | Почвенная среда обитания организмов. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» | 1 | Представители почвенной среды обитания. Особенности почвенной среды обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. | Сформировать представление об основных свойствах почвенной среды обитания и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде. | 19.02.2025 |
23 | Организмы как среда обитания | 1 | Представители внутриорганизменной среды обитания. Особенности внутриорганизменной среды обитания.. Приспособления организмов к среде обитания. | сформировать представление об организменной среде обитания, ее обитателях и особенностях жизненных условий. | 26.02.2025 |
24 | Сезонные изменения в жизни организмов | 1 | Сезонные изменения в жизни организмов Экскурсии или видеоэкскурсии. Растительный и животный мир родного края (краеведение) | сформировать представления детей об сезонных изменениях в жизни живых организмов. | 05.03.2025 |
Раздел 5. Природные сообщества (6 ч). |
25 | Понятие о природном сообществе. | 1 | Понятие о природном сообществе. | Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. | 12.03.2025 |
26 | Взаимосвязи организмов в природных сообществах | 1 | Взаимосвязи организмов в природных сообществах. | Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. | 19.03.2025 |
27 | Пищевые связи в природных сообществах | 1 | Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. | Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ | 02.04.2025 |
28 | Разнообразие природных сообществ | 1 | Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и другие природные сообщества). Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и других природных сообществ.). Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ | Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.). | 09.04.2025 |
29 | Искусственные сообщества, их отличие от природных сообществ Лабораторная работа «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)» | 1 | Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. | Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков. | 16.04.2025 |
30 | Природные зоны Земли, их обитатели | 1 | Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные | Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы | 23.04.2025 |
Раздел 6. Живая природа человека (3 ч). |
31 | Влияние человека на живую природу | 1 | Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. | Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу. | 30.04.2025 |
32 | Глобальные экологические проблемы Практическая работа. «Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории» | 1 | Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. | Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора). | 07.05.2025 |
33 | Пути сохранения биологического разнообразия | 1 | Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности | Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды. Обоснование правил поведения человека в природе. | 14.05.2025 |
34 | *Обобщающий урок по материалу, изученному в 5 классе | 1 | Обобщение понятий и повторение. | Обобщение знаний по пройденному материалу, изученному в 5 классе, осуждение, дискуссии. Игра по теме «Биология – наука о живой природе» | 21.05.2025 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
Раздел 1. Растительный организм (8 ч). |
1 | Ботаника – наука о растениях | 1 | Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. | Раскрытие сущности понятия ботаники как науки о растениях. Изучение разделов связанные с ботаникой. | 04.09.2024 |
2 | Общие признаки и уровни организации растительного организма. Экскурсия «Ознакомление в природе с цветковыми растениями» | 1 | Разнообразие растений. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения | Выявление общих признаков растений. | 11.09.2024 |
3 | Растительная клетка, ее изучение. | 1 | Растительная клетка | Изучение строение растительной клетки. Выявление таких понятий как пластиды, клеточная мембрана, клеточная стенка, генетический аппарат. | 18.09.2024 |
4 | Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи» | 1 | Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). | Исследование с помощью светового микроскопа растительной клетки на примере строения листа водного растения. | 25.09.2024 |
5 | Химический состав клетки. Лабораторная работа «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении» | 1 | Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества в растениях. | Выполнение лабораторной работы по изучению химического состава клетки. | 02.10.2024 |
6 | Жизнедеятельность клетки | 1 | Жизнедеятельность клетки | Изучить процессы жизнедеятельности клетки: деление, рост, обмен веществ, раздражимость. | 09.10.2024 |
7 | Растительные ткани. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)» | 1 | Функции растительных тканей | Выполнение лабораторных работ с микроскопом с готовыми и временными микропрепаратами. Сравнение растительных тканей и органов растений между собой | 16.10.2024 |
8 | Органы растений. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения» | 1 | Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой. | Применение биологических терминов и понятий: орган, побег, лист, корень, растительный организм. | 23.10.2024 |
Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 ч) |
9 | Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | 1 | Строение семян. Состав и строение семян. | Применение биологических терминов и понятий: зародыш, эндосперм. Сравнение строение семян однодольных и двудольных растений. | 06.11.2024 |
10 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или живых растений. Изучение микропрепарата клеток корня» | | Виды корней и типы корневых систем. Корни и корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое | Исследование с помощью светового микроскопа строения корневых волосков, изучение строения корневых систем. | 13.11.2024 |
11 | Видоизменение корней | | Корень – орган почвенного (минерального) питания. Влияние факторов среды на рост и развития корня. | Изучение факторов, влияющие на рост и развитие корней. Сравнение этих факторов. | 20.11.2024 |
12 | Побег. Развитие побега из почки. Лабораторная работа «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)» | | Побег. Развитие побега из почки. Лабораторная работа «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений)». Листорасположение и листовая мозаика. | Исследование на живых объектах или на гербарных образцах внешнего строения растений, описание их органов: побегов, почек и листораположение. | 27.11.2024 |
13 | Строение стебля. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)» | | Строение стебля. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате)» | Изучение разнообразия стеблей. Введение понятия - лингвин. Изучение строения стебля. | 04.12.2024 |
14 | Внешнее и внутреннее строение листа. Лабораторная работа «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях)». | | Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания | Изучение строение и функции листа. Составление схемы по классификации, форме, жилкованию листа. | 11.12.2024 |
15 | Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Исследование строения корневища, клубня, луковицы» | | Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. | Исследование на живых объектах или на гербарных образцах внешнего строения растений, описание их органов: побегов (корневища, клубня, луковицы). | 18.12.2024 |
16 | Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа «Изучение строения цветков» | | Строение и разнообразие цветков. | Изучение строение цветка. Выявление разнообразий цветков в разных природных сообществах. | 25.12.2024 |
17 | Соцветия. Лабораторная работа «Ознакомление с различными типами соцветий» | | Соцветия. | Выполнение лабораторной работы и работа и с различными видами соцветий. | 15.01.2025 |
18 | Плоды | | Плоды. Типы плодов. | Изучение классификации и типов плодов. | 22.01.2025 |
19 | Распространение плодов и семян в природе | | Распространение плодов и семян в природе | Изучение способов распространение плодов и семян. | 29.01.2025 |
Раздел 3. Жизнедеятельность растительного организма (14 ч) |
20 | Обмен веществ у растений | | Обмен веществ у растений | Описание процессов жизнедеятельности растительного организма. | 05.02.2025 |
21 | Минеральное питание растений. Удобрения | | Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Питание растения. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос). Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных растений. Гидропоника | Описание процессов жизнедеятельности растительного организма: минерального питания. Выявление причинно-следственных связей между строением и функциями тканей, строением органов растений и их жизнедеятельностью. | 12.02.2025 |
22 | Фотосинтез. Практическая работа «Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями» | | Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания | Выявить особенности воздушного питания. | 19.02.2025 |
23 | Роль фотосинтеза в природе и жизни человека | | Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека | Объяснение значения фотосинтеза в природе и в жизни человека. | 26.02.2025 |
24 | Дыхание растения Дыхание корня. Лабораторная работа «Изучение роли рыхления для дыхания корней» | | Дыхание растения. Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию корней. | Раскрытие сущности биологического понятия «дыхание» растения. | 05.03.2025 |
25 | Лист и стебель как органы дыхания | | Особенности дыхания растений. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха, как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек). Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом | Объяснение значения в процессе дыхания устьиц и чечевичек. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза. | 12.03.2025 |
26 | Транспорт веществ в растении. Практическая работа «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине» | | Транспорт веществ в растении. Проводящие ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. | Исследование процесса испарения воды листьями (транспирация), объяснение его роли в жизни растения. Определение влияния факторов среды на интенсивность транспирации. Обоснование причин транспорта веществ в растении. Описание и сравнение жизненных форм растений | 19.03.2025 |
27 | Выделение у растений. Листопад | | Выделение у растений. Листопад | Формирование знании учащихся о процессе выделения, как одном из свойств живых организмов; углубить знания о способах выделения растений; объяснить причины и значение таких явлений как листопад, испарение воды, гуттация. | 02.04.2025 |
28 | Прорастание семян. Практическая работа «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт». «Определение условий прорастания семян» | | Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков. | Наблюдение за прорастанием семян и развитием проростка, формулирование выводов. Исследование роли рыхления почвы Обоснование необходимости рационального землепользования. Овладение приёмами работы с биологической информацией и её преобразование | 09.04.2025 |
29 | Рост и развитие растения. Практическая работа «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или посевного гороха)» | | Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки. | Описание и сравнение жизненных форм растений. Объяснение влияния факторов внешней среды на рост и развитие растений. | 16.04.2025 |
30 | Размножение растений и его значение | | Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия. | Объяснение сущности процессов: оплодотворение у цветковых растений, развитие и размножение. | 23.04.2025 |
31 | Опыление. Двойное оплодотворение | | Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих растений | Описание приспособленности растений к опылению: длинные тычинки, много мелкой сухой пыльцы и др. (опыление ветром), наличие нектарников, яркая окраска цветка (опыление насекомыми). | 30.04.2025 |
32 | Образование плодов и семян | | Образование плодов и семян | Изучение плодов и семян растений. Сформировать понятие о плодах и семенах, рассмотреть строение и разнообразие плодов и семян . Раскрытие сущности терминов «генеративные» и «вегетативные» органы растения | 07.05.2025 |
33 | Вегетативное размножение растений. Практическая работа «Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения)» | | Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения. | Описание вегетативных и генеративных органов на живых объектах и на гербарных образцах. Распознавание и описание вегетативного размножения (черенками побегов, листьев, корней) и генеративного (семенного) по их изображениям. Овладение приёмами вегетативного размножения растений | 14.05.2025 |
34 | *Обобщающий урок о строении и жизнедеятельности растительного организма | | Повторение функций растительных тканей. | Рассмотреть вопросы пройденного материла, в качестве закрепления. | 21.05.2025 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |
№ п/п | Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Программное содержание | Характеристика видов деятельности обучающих | Дата |
Раздел 1 Систематические группы растений (19 ч) |
1 | Многообразие организмов и их классификация | 1 | Классификация растений. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. | Классифицирование основных категорий систематики растений: низшие, высшие споровые, высшие семенные. | 06.09.2024 |
2 | Систематика растений | 1 | Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира Основные таксоны (категории) систематики растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид). История развития систематики, описание видов, открытие новых видов. Роль систематики в биологии. | Применение биологических терминов и понятий: микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид. | 13.09.2024 |
3 | Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа «Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и хлореллы)» | 1 | Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей. | Выявление существенных признаков низших растений (Водоросли). Изучение строения одноклеточных водорослей. | 20.09.2024 |
4 | Зеленые водоросли. Практическая работа «Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры и улотрикса)» | 1 | Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей (бесполое и половое). | Описание многообразия зеленых водорослей их строения. Выявление особенностей размножения и циклов развития у зеленых водорослей. | 27.09.2024 |
5 | Бурые и красные водоросли | 1 | Бурые и красные водоросли, их строение и жизнедеятельность. Значение водорослей в природе и жизни человека | Описание многообразия бурых и красных водорослей их строения. Рассмотреть значение водорослей в природе и жизни человека. | 04.10.2024 |
6 | Высшие споровые растения | 1 | Высшие споровые растения. | Изучение характеристики высших споровых растений. Ввести понятия: спора, спорангии. | 11.10.2024 |
7 | Общая характеристика и строение мхов. Практическая работа «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)» | 1 | Моховидные (Мхи). Общая характеристика мхов. Строение и жизнедеятельность зелёных и сфагновых мхов. | Рассмотреть классификацию мхов, их строение. | 18.10.2024 |
8 | Цикл развития мхов. Роль мхов в природе и деятельности человека | 1 | Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах. Размножение мхов, цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён. Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека. | Выявление особенностей размножения и циклов развития у мхов. Введение понятий: предросток (протонема). Рассмотреть каково значение мхов в природе и жизни человека. | 25.10.2024 |
9 | Общая характеристика папоротникообразных | 1 | Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные (Папоротники). Общая характеристика. | Рассмотреть общую характеристику папоротникообразных. | 08.11.2024 |
10 | Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. Практическая работа «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща» | 1 | Особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников. | Изучение особенностей строения плаунов, хвощей и папоротников. | 15.11.2024 |
11 | Размножение и цикл развития папоротникообразных. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека | 1 | Усложнение строения папоротникообразных растений по сравнению с мхами. Размножение папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних папоротникообразных в образовании каменного угля. Значение папоротникообразных в природе и жизни человека. | Обоснование роли папоротников, хвощей, плаунов, в природе и жизни человека. Выявление особенностей размножения и циклов развития в мхов, хвощей и папоротников. | 22.11.2024 |
12 | Общая характеристика хвойных растений. Практическая работа «Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы)» | 1 | Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика. Хвойные растения, их разнообразие. | Рассмотреть общую характеристику хвойных растений. Рассмотреть строение веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений. | 29.11.2024 |
13 | Значение хвойных растений в природе и жизни человека | 1 | Строение и жизнедеятельность хвойных. Размножение хвойных, цикл развития на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и жизни человека | Выявление особенностей размножения и циклов развития голосеменных растений. Обоснование роли голосеменных растений в природе и жизни человека. | 06.12.2024 |
14 | Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений. Практическая работа «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений» | 1 | Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. | Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. | 13.12.2024 |
15 | Классификация и цикл развития покрытосеменных растений | 1 | Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов. Цикл развития покрытосеменного растения. | Рассмотрение классификации покрытосеменных растений Выявление особенностей размножения и циклов развития покрытосеменных растений. | 20.12.2024 |
16 | Семейства класса двудольные. Практическая работа «Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые) на гербарных и натуральных образцах» | 1 | Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если ониявляются наиболее распространёнными в данном регионе) Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). | Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные (Розовые), на гербарных и натуральных образцах. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек . | 27.12.2024 |
17 | Семейства класса двудольные Практическая работа «Изучение признаков представителей семейств: Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) на гербарных и натуральных образцах» | 1 | Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе) | Изучение признаков представителей семейств: Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые, Сложноцветные (Астровые), на гербарных и натуральных образцах. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек | 10.01.2025 |
18 | Характерные признаки семейств класса однодольные. Практическая работа «Изучение признаков представителей семейств: Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах» | 1 | Семейства покрытосеменных (цветковых) растений (изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий, при этом возможно изучать семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе) | Изучение признаков представителей семейств: Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и натуральных образцах. Определение видов растений (на примере трёх семейств) с использованием определителей растений или определительных карточек | 17.01.2025 |
19 | Культурные представители семейств покрытосеменных, их использование человеком | 1 | Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком. | Изучение многообразие покрытосеменных растений. Обоснование роли голосеменных культурных и дикорастущих покрытосеменных растений в природе и жизни человека | 24.01.2025 |
Раздел 2. Развитие растительного мира на Земле (2 ч) |
20 | Эволюционное развитие растительного мира на Земле | 1 | Эволюционное развитие растительного мира на Земле. Сохранение в земной коре растительных остатков, их изучение. «Живые ископаемые» растительного царства. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. | Описание и обоснование процесса развития растительного мира на Земле и основных его этапов. Объяснение общности происхождения и эволюции систематических групп растений на примере сопоставления биологических растительных объектов. | 31.01.2025 |
21 | Этапы развития наземных растений основных систематических групп | 1 | Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения. Экскурсии или видеоэкскурсии. Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический или краеведческий музей) | Выявление примеров и раскрытие сущности возникновения приспособленности организмов к среде обитания | 07.02.2025 |
Раздел 3. Растения в природных сообществах (3 ч). |
22 | Растения и среда обитания. Экологические факторы | 1 | Растения и среда обитания. Экологические факторы. Растения и условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух. Растения и условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. | Объяснение сущности экологических факторов: абиотических, биотических и антропогенных и их влияния на организмы. | 14.02.2025 |
23 | Растительные сообщества | 1 | Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ, преобладающие в них растения. | Определение черт приспособленности растений к среде обитания, значения экологических факторов для растений. Объяснение причин смены экосистем. Сравнение биоценозов и агроценозов. Формулирование выводов о причинах неустойчивости агроценозов. Обоснование необходимости чередования агроэкосистем. Описание растений экосистем своей местности, сезонных изменений в жизни растительных сообществ и их смены | 21.02.2025 |
24 | Структура растительного сообщества | 1 | Распределение видов в растительных сообществах. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена растительных сообществ. Растительность (растительный покров) природных зон Земли. Флора. | Определение структуры экосистемы. Установление взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составление схем пищевых цепей и сетей в экосистеме. | 28.02.2025 |
Раздел 4. Растения и человек (3 ч) |
25 | Культурные растения и их происхождение. Культурные растения сельскохозяйственных угодий | 1 | Культурные растения и их происхождение. Центры многообразия происхождения культурных растений. Земледелие. Культурные растения сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. | Объяснение роли и значения культурных растений в жизни человека. Выявление черт приспособленности дикорастущих растений к жизни в экосистеме города. | 07.03.2025 |
26 | Растения города. Декоративное цветоводство | 1 | Растения города, особенность городской флоры. Парки, лесопарки, скверы, ботанические сады. Декоративное цветоводство. Комнатные растения, комнатное цветоводство. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Рассмотреть особенности городской флоры. | 14.03.2025 |
27 | Охрана растительного мира | 1 | Охрана растительного мира. Восстановление численности редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры сохранения растительного мира. Экскурсии или видеоэкскурсии. Изучение сельскохозяйственных растений региона. Изучение сорных растений региона | Объяснение причин и описание мер охраны растительного мира Земли. Описание современных экологических проблем, их влияния на собственную жизнь и жизнь окружающих людей | 21.03.2025 |
Раздел 5. Грибы. Лишайники. Бактерии (7 ч). |
28 | Бактерии - доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Лабораторная работа «Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах)» | 1 | Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий. Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Разнообразие бактерий. | Выявление отличительных признаков царства Бактерии. Описание строения, жизнедеятельности и многообразия бактерий. | 04.04.2025 |
29 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Значение бактерий в природных сообществах. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве, промышленности). | Описание мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | 11.04.2025 |
30 | Грибы. Общая характеристика | 1 | Грибы. Общая характеристика. Съедобные и ядовитые грибы. | Выявление отличительных признаков царства Грибы. Описание строения и жизнедеятельности одноклеточных, многоклеточных грибов. | 18.04.2025 |
31 | Шляпочные грибы. Практическая работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных грибов на муляжах)» | 1 | Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. | Установление взаимосвязи между особенностями строения шляпочных грибов и процессами жизнедеятельности. | 25.04.2025 |
32 | Плесневые и дрожжи. Практическая работа «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл) плесневых грибов» | 1 | Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая промышленность и другие). | Описание строения и жизнедеятельности одноклеточных, многоклеточных грибов | 26.04.2025 |
33 | Грибы -паразиты растений, животных и человека | 1 | Паразитические грибы. Разнообразие и значение паразитических грибов (головня, спорынья, фитофтора, трутовик и другие). Борьба с заболеваниями, вызываемыми паразитическими грибами. Меры профилактики заболеваний, связанных с грибами. Значение шляпочных грибов в природных сообществах и жизни человека. Промышленное выращивание шляпочных грибов (шампиньоны). | Определение роли грибов в природе, жизни человека. Аргументирование мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | 16.05.2025 |
34 | Лишайники - комплексные организмы. Практическая работа «Изучение строения лишайников» | 1 | Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание, рост и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. | Описание симбиотических взаимоотношений грибов и водорослей в лишайнике. | 23.05.2025 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |