СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП русский язык 7 класс Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. ..
№ | Тема урока | Колич. час | Виды деятельности учащихся на уроке | Планируемые образовательные результаты | ЭОР | Дата план | Дата факт | ||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ч.)
| | ||||||||||||||
1. | Русский язык как развивающееся явление.
| 1 | Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнения. Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». | Знать: понятия «язык», «речь»; языки, входящие в группу славянских языков; план комплексного анализа текста;
|
| 03.09 |
| ||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛ. (7 +2) | |||||||||||||||
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор.
| 1 | Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. | Знать: основные синтаксические единицы; план разбора словосочетания и предложения; основные орфограммы, изученные в 5-6 кл.; Уметь: проводить полный или частичный синтаксический разбор словосочетания и предложения; проводить орфографический разбор; составлять предложения и словосочетания на определенную тему;
|
| 04.09 |
| ||||||||
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор.
| 1 | Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Проводят пунктуационный разбор. Пишут диктант.
| Знать: правила оформления на письме прямой речи, однородных членов, обращений, правила оформления сложного предложения; план пунктуационного разбора; Уметь: приводить примеры , анализируя заданную синтаксическую единицу; составлять из простых предложений сложные и анализировать их пунктуацию, оформлять предложения с прямой речью и обращением и анализировать их пунктуацию; проводить пунктуационный разбор; проводить орфографическую и пунктуационную корректировку текста.
|
| 05.09 |
| ||||||||
4. | Лексика и фразеология.
| 1 | Работают над лексическим значением слов с толковым словарем. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией | Знать: основные лексические единицы; средства выразительности; историю нескольких фразеологизмов; основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-6 кл., Уметь: работать с толковым словарем; подбирать примеры лексических явлений из литературных произведений; осуществлять поиск информации об истории нескольких фразеологизмов ; |
| 07.09 |
| ||||||||
5. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
| 1 | . Отвечают на контрольные вопросы. Иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетических разбор слова
| Знать: характеристику звуков речи; план фонетического разбора слова; правила выбора разделительных ъ и ь; о и ё после шипящих и ц в различных морфемах; Уметь: составлять сложный план; проводить фонетический разбор слова; проводить орфографический анализ; использовать способ сжатия информации; составлять сложный план. |
| 10.09 |
| ||||||||
6. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
| 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор. Соотносят выбор орфограммы со словооразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.
| Знать: основные способы образования слов; правила выбора чередующихся гласных в словах; правила оформления на письме сложных слов; план морфемного и словообразовательного раз бора; Уметь: проводить морфемный и словообразовательный разбор; соотносить выбор орфограммы со словообразовательными условиями; проводить комплексный анализ текста;. |
| 11.09 |
| ||||||||
7. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
| 1 | Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. | Знать: классификацию самостоятельных и служебных частей речи; категории глагола; орфограммы в глаголе; разряды местоимений; правила написания местоимений; Уметь: проводить комплексный анализ текста; определять категории глагола; анализировать орфограммы, встречающиеся при написании глагола; характеризовать особенности написания местоимений; собирать и отбирать информацию на лингвистическую тему;
|
| 12.09 |
| ||||||||
8. | РР Устное сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». Анализ работ.
| 1 | Осмысливают тему сочинения. Формируют план текста. Отбирают информацию. Составляют текст сочинения, ориентируясь на тип речи.
| Знать: как тема сочинения влияет на тип речи; как выстроить композицию сочинения в зависимости от типа речи; Уметь: строить сочинение с ведущим и дополнительным типом речи; корректировать материал, используя орфографический словарь.
| Анализ схемы «Типы и стили речи» | 14.09 |
| ||||||||
9. | РР Текст. Типы речи. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Понятие.
| 1 | Проводят комплексный анализ текста. Списывают текст, попутно деля его на абзацы. Соотносят стили текстов и жанры. Определяют основные признаки публицистического стиля. | Знать: признаки текста; грамматические средства связи предложений в тексте; типы и стили речи; основные признаки публицистического стиля речи. Уметь: проводить комплексный анализ текста; делить текст на абзацы; Соотносить стили текстов и жанры; определяют основные признаки публицистического стиля; находить признаки публицистики в конкретных текстах;
|
| 17.09 |
| ||||||||
10. | Контрольный диктант по теме «Повторение».
| 1 | Пишут диктант. Выполняют грамматическое задание.
| Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе. Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
| Пополнять «Блокнот трудностей
| 18.09 |
| ||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | |||||||||||||||
Причастие (24+5) | |||||||||||||||
11. | Причастие как часть речи.
| 1 | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.
| Знать: общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия; признаки прилагательного и глагола в причастии; способы образования причастий; Уметь: определять причастия в предложении и тексте; проводит орфографический и пунктуационный анализ; определять синтаксическую функцию причастий;
|
| 19.09 |
| ||||||||
12. | Склонение причастий | 1 | Выявляют путем наблюдений особенности склонения причастий. | Знать: парадигму склонения причастий; алгоритм действий при выборе гласных в окончании причастия; таблицу склонения причастия. |
| 21.09 |
| ||||||||
13 | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
| 1 | Склоняют предложенные словосочетания. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом | Уметь: склонять причастия; верно выбирать гласные в окончании причастия;
|
| 24.09 |
| ||||||||
14. | Причастный оборот. | 1 | Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают причастные обороты и одиночные причастия в предложении. | Знать: признаки причастного оборота; Уметь: определять причастный оборот; анализировать словосочетания с причастием; опознавать причастные обороты и одиночные причастия в предложении; . | с.37, упр. 86.
| 25.09 |
| ||||||||
15. | Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | Активизируют знания о причастном обороте. Анализируют условия обособления причастного оборота.
| Знать: признаки причастного оборота; условия обособления причастного оборота; Уметь: оформлять причастный оборот на письме; составлять текст-описание с элементами рассуждения; |
| 26.09 |
| ||||||||
16. | РР Описание внешности человека.
| 1 | Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.
| Знать: композиционное строение текста-описания; разновидности описания; разновидности портрета; композицию текста-описания внешности; Уметь: определять композицию текста-описания внешности; анализировать роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках; |
| 28.09 |
| ||||||||
17. | Действительные и страдательные причастия.
| 1 | . Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Активизируют знания о пунктуации при причастном обороте. | Знать: признаки действительных и страдательных причастий; условия оформления на письме причастного оборота; Уметь: опознавать действительные и страдательные причастия в предложении; опознавать и верно оформлять на письме причастный оборот; |
| 01.10 |
| ||||||||
18. | Краткие и полные причастия.
| 1 | Распознают полные и краткие страдательные причастия. Работают по образцу над формой причастия. Определяют синтаксическую роль причастий. Пишут свободный диктант. | Знать: признаки полных и кратких страдательных причастий; Уметь: распознавать полные и краткие страдательные причастия; работать по образцу над формой причастия; определять синтаксическую роль причастий; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста; |
| 01.10 |
| ||||||||
19. | Действительные причастия настоящего времени.
| 1 | Распознают действительные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов.. | Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; алгоритм действий при определении гласных в окончании глагола и суффиксе причастия;
|
| 02.10 |
| ||||||||
20 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | Повторяют условия выбора гласных в окончании глаголов I и II спряжений. Изучают правило выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Уметь: осуществлять выбор гласной в окончании глагола и суффиксе причастия;
|
|
|
| ||||||||
21. | Действительные причастия прошедшего времени.
|
| Распознают действительные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | Знать: способы образования действительных причастий прошедшего времени; правило выбора гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени; Уметь: осуществлять выбор гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени;
|
| 05.10 |
| ||||||||
22. | РР Изложение по тексту публицистического стиля.
| 1 | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Пишут сжатое изложение по тексту публицистического стиля.
| Знать: способы сжатия текста; Уметь: определять границы предложений в изложении; формулировать основную мысль текста, озаглавливать его, строить сжатый текст, отбирать в исходном тексте основное. | Пополнять «Блокнот трудностей» | 12.10 |
| ||||||||
23. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
| 1 | Распознают страдательные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительное причастие на страдательное. Пишут диктант | Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени; работать с таблицей и материалом для ознакомления; образовывать причастия от разных глаголов; преобразовывать сложное предложение в простое с причастным оборотом; заменять действительное причастие на страдательное;
| .
| 14.10 |
| ||||||||
24. | Страдательные причастия прошедшего времени.
| 1 | .Распознают страдательные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.
| Знать: суффиксы страдательных причастий прошедшего времени; правила оформления на письме причастного оборота; правила выбора гласных в суффиксах причастий; Уметь: распознавать страдательные причастия прошедшего времени; работать с таблицей и материалом для ознакомления; образовывать страдательные причастия от разных глаголов; анализировать пунктуацию и орфографию; проводить анализ таблицы.
|
| 15.10 |
| ||||||||
25. | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.
| 1 | Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила. | Знать: правило выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; составлять словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека.
|
| 16.10 |
| ||||||||
26. | Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
| 1 | Усваивают правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.
| Знать: правило для выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;
. |
| 19.10 |
| ||||||||
27. | Н/нн в отглагольных прилагательных.
| 1 | Усваивают правило написания н и нн в отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией.
| Знать: правило для выбора н и нн в отглагольных прилагательных; Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста; . |
| 21.10 |
| ||||||||
28. | Н/нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
| 1 | Усваивают правило написания н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу наблюдений. Читают и списывают текст, работая над пунктуацией и выделяя суффиксы. Работают над типом и стилем речи. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления. | Знать: правило для выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; понятия «стиль», «тип» речи; состав стилей и типов речи; Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; проводить пунктуационный анализ текста; производить различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия;
|
| 22.10 |
| ||||||||
29. | Обобщение: н/нн в суффиксах прилагательных и причастий.
| 1 | Активизируют правила выбора н/нн в суффиксах прилагательных и причастий. Работают с обобщающей таблицей. Проводят комплексный анализ текста.
| Знать: правила выбора н и нн в суффиксах прилагательных и причастий; план комплексного анализа текста; Уметь: применять изученные правила на практике; проводить самопроверку усвоенных правил; проводить комплексный анализ текста;
|
| 23.10 |
| ||||||||
30. | РР Выборочное изложение. | 1 | Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы (описание внешности).
| Знать: понятие «выборочное изложение»; Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст выборочного изложения, корректировать созданный текст.
| Пополнять «Блок-нот труд-ностей
| 28.10 |
| ||||||||
31. | Морфологический разбор причастия.
| 1 | Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления | Знать: план морфологического разбора причастия; особенности разбора кратких причастий; Уметь: проводить морфологический разбор кратких и полных причастий;
|
| 29.10 |
| ||||||||
32. | Слитное и раздельное написание не с причастиями.
| 1 | Усваивают правило слитного раздельного написания не с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием не. | Знать: правило слитного раздельного написания не с причастиями. Уметь: применять правило на практике;
|
| 30.10 |
| ||||||||
33. | РР Сочинение-описание внешности «Любимая фотография». | 1 | Собирают материал к тексту-описанию внешности.
| Знать: композицию сочинения-описания внешности, алгоритм действий при проверке текста сочинения; Уметь: отбирать и корректировать материал к сочинению, строить текст с учетом композиции описания. русского литературного языка и правила правописания; |
| 02.11 |
| ||||||||
34. | РР Написание сочинения «Любимая фотография».
| 1 | Пишут сочинение-описание внешности, используя составленный план и собранные материалы. | Знать: композицию сочинения-описания внешности, алгоритм действий при проверке текста сочинения; Уметь: отбирать и корректировать материал к сочинению, строить текст с учетом композиции описания. | Анализ текстов- описаний внешности
| 05.11 |
| ||||||||
35. | Буквы е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | .Усваивают правило выбора е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют предложения. | Знать: алгоритм действий для выбора е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в других частях речи; Уметь: составлять обобщающую таблицу; применять правила на практике; осуществлять проверку орфографии; корректировать написанное;
|
| 06.11 |
| ||||||||
36 | Правописание е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
| 1 | Усваивают правило выбора е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют предложения. | Знать: алгоритм действий для выбора е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в других частях речи; Уметь: составлять обобщающую таблицу; применять правила на практике; осуществлять проверку орфографии; корректировать написанное;
|
| 09.11 |
| ||||||||
37. | Повторение и обобщение материала, изученного в разделе «Причастие».
|
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.
| Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие». Уметь: определять морфологические признаки причастия; опознавать причастие в предложении и тексте; проводить анализ контрольных вопросов, отбирать материал для ответа на поставленные вопросы, приводить примеры из художественной литературы, иллюстрирующие определенные единицы раздела;
|
|
|
| ||||||||
38. | Контрольный диктант № 1 по теме «Причастие».
| 1 | Пишут диктант. Проводят проверку текста. | Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе. Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
|
| 11.11 |
| ||||||||
39. | Анализ работ.
| 1 | Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.
| Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы, определенные в диктанте; Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта; определять функции знаков препинания в предложении/тексте.
|
| 12.11 |
| ||||||||
Деепричастие (9+2) | |||||||||||||||
40. | Деепричастие как часть речи.
| 1 | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастие как самостоятельную часть речи. Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.
| Знать: морфологические признаки деепричастия; понятия «стиль», «тип» речи; изученные орфографические и пунктуационные правила; правило построения предложений с деепричастным оборотом; Уметь: опознавать деепричастие в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию деепричастия; корректировать предложения с деепричастиями; проводить полный и частичный комплексный анализ текста;
|
| 13.11 |
| ||||||||
41. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
| 1 | Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его стиль и тип речи, структуру, составляют вопросный план.
| Знать: морфологические признаки деепричастия; условия обособления деепричастия и деепричастного оборота; понятия «стиль», «тип» речи; Уметь: опознавать деепричастия среди других частей речи; верно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты; составлять вопросный план;
|
|
|
| ||||||||
42. | Обособление причастных и деепричастных оборотов: обобщение материала.
| 1 | Заменяют глаголы на причастия и деепричастия. Активизируют навык обособления причастных, деепричастных оборотов и деепричастия. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию причастия и деепричастия в художественном тексте.
| Знать: морфологические признаки причастия и деепричастия; условия обособления деепричастия, причастного и деепричастного оборота; Уметь: определять причастие и деепричастие в предложении; определять границы причастного, деепричастного оборота; пунктуационно верно выделять причастный и деепричастный оборот; составлять предложения по рисункам и схемам; уточнять функцию причастия и деепричастия в художественном тексте. |
|
|
| ||||||||
43. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи: обобщение.
| 1 | Активизируют морфологические признаки основных самостоятельных частей речи. Активизируют правила о выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. Работают с обобщающей таблицей. Проводят орфографический анализ текста.
| Знать: морфологические признаки основных самостоятельных частей речи; активизируют правила о выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
44. | РР Изложение «Робинзон строит лодку». Анализ работ.
| 1 | Пишут изложение по произведению художественной литературы (описание действий).
| Знать: понятие «изложение»; Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст.
|
|
|
| ||||||||
45. | Деепричастия несовершенного вида.
| 1 | Опознают деепричастия несовершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
| Знать: основные суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия несовершенного вида; Уметь: работать с таблицей; опознавать деепричастия; обособлять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
|
|
|
| ||||||||
46. | Деепричастия совершенного вида.
| 1 | Опознают деепричастия совершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия совершенного вида, выделяя суффиксы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант.
| Знать: основные суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия совершенного вида; Уметь: работать с таблицей; опознавать деепричастия; обособлять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
|
|
|
| ||||||||
47. | Морфологический разбор деепричастия.
| 1 | Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий. Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведения. | Знать: основные морфологические и синтаксические признаки деепричастия; Уметь: проводить морфологический разбор деепричастия; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
48. | РР Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». Анализ работ.
| 1 | Активизируют знания об идее текста. Активизируют знания о типах речи. Характеризуют описание как тип речи. Раскрывают замысел художника. Пишут сочинение по картине. | Знать: способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь: составлять описание на основе жанровой картины.
|
|
|
| ||||||||
49. | Повторение материала, изученного в разделе «Деепричастие».
| 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий. Списывают текст, работая над отдельными видами орфографии и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера. | Знать: основные теоретические положения, изученные в разделе; правила составления сложного плана; Уметь: отбирать материал для анализа контрольных вопросов; выступать перед аудиторией с сообщением; проводить полный и частичный комплексный анализ текста; обобщать материал, используя таблицу.
|
|
|
| ||||||||
50. | Контрольный диктант № 2 по теме «Деепричастие». Анализ работ. | 1 | Пишут диктант. Проводят проверку текста. | Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе. Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
|
|
|
| ||||||||
Наречие (21+6) | |||||||||||||||
51. | Наречие как часть речи.
| 1 | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. | Знать: морфологические признаки наречия; изученные орфографические и пунктуационные правила; Уметь: опознавать наречия в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию наречия;
|
|
|
| ||||||||
52. | Смысловые группы наречий.
| 1 | Распознают наречия разных разрядов. Анализируют синтаксическую функцию наречий. Составляют предложения с словосочетаниями, которые можно использовать при описании походки человека.
| Знать: морфологические признаки наречия; смысловые разряды наречий; Уметь: опознавать смысловые разряды наречий; определять синтаксическую функцию наречия; составлять предложения с словосочетаниями, которые можно использовать при описании походки человека. |
|
|
| ||||||||
53. | Способы различения наречий и омонимичных частей речи.
| 1 | Осознают сложность работы с наречием — наличие омонимов. Осмысливают способы различения наречий и омонимов. Анализируют предложения с наречиями и их омонимами. Применяют на практике способы различения наречий и их омонимов. | Знать: ведущие и дополнительные способы различения наречий и омонимов; Уметь: применять на практике способы различения наречий и их омонимов;
|
|
|
| ||||||||
54. | Степени сравнения наречий.
| 1 | Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстом, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант.
| Знать: способы образования степеней сравнения наречий; Уметь: образовывать различные формы наречий; опознавать наречия в разных формах в тексте; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста. |
|
|
| ||||||||
55. | Морфологический разбор наречия.
| 1 | Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор наречий. Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста. Пишут диктант по памяти.
| Знать: основные морфологические и синтаксические признаки наречия; Уметь: проводить морфологический разбор наречия; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
56. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.
| 1 | Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. | Знать: правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е; план комплексного анализа текста;
|
|
|
| ||||||||
57 | Правописание не с наречиями на о и е.
| 1 | Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обобщенного характера. | Уметь: применять правило на практике; проводят частичный комплексный анализ текста; систематизировать материал по теме;
|
|
|
| ||||||||
58. | Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.
| 1 | Усваивают правило выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом | Знать: правило выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий; план комплексного анализа текста; .
|
|
|
| ||||||||
59 | Правописание е и и в приставках не и ни отрицательных наречий | 1 | . Тренируются в выборе написаний не и ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок. | Уметь: применять правило на практике; проводят частичный комплексный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
60. | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях: обобщение.
| 1 | Активизируют правила выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий и местоимений. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. | Знать: правила выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий и местоимений; правила составления сложного плана; изученные орфограммы и пунктограммы; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
61. | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
| 1 | Усваивают правило выбора н/нн в наречиях на -о/-е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н/нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями выбора, а также повторяют пунктуацию
| Знать: правила выбора букв н/нн в наречиях на -о/-е; изученные орфограммы и пунктограммы; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
62. | Обобщение: выбор н/нн в суффиксах различных частей речи;
| 1 | Активизируют правила выбора букв н/нн в суффиксах различных частей речи. Активизируют способы различения омонимичных частей речи. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенными правилами. Анализируют обобщающую таблицу; пишут диктант. | Знать: способы различения омонимичных частей речи; правила выбора н/нн в суффиксах различных частей речи; изученные орфограммы и пунктограммы; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
63. | РР Описание действий.
| 1 | Читают текст, списывают его, подчеркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. | Знать: разновидности описания, композицию текста-описания; особенности описания действий; Уметь: определять описаний действий; корректировать текст с неоправданным повтором;
. |
|
|
| ||||||||
64. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
| 1 | Усваивают правило выбора букв о и е после шипящих на конце наречий . Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.
| Знать: правила выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; правила выбора букв о и е послешипящих в различных морфемах; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста; обобщать материал по теме;
|
|
|
| ||||||||
65. | Буквы о и а после шипящих на конце наречий.
| 1 | Усваивают правило выбора н/нн в наречиях на -о/-е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей. Тренируются в выборе написания букв о и а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.
| Знать: правила выбора бкув о и а на конце наречий; изученные орфограммы и пунктограммы; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста; систематизировать материал по теме;
|
|
|
| ||||||||
66. | РР Контрольное сочинение на тему «Поэзия мастерства». Анализ работ. | 1 | Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение о труде как заметку для стенгазеты. | Знать: композицию сочинения, включающего разные типы речи; Уметь: осуществлять поиск информации, отбор информации в соответствии с задачей;
|
|
|
| ||||||||
67. | Дефис между частями слова в наречиях.
| 1 | Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределенных местоимений и наречий. Составляют таблицу. | Знать: условия выбора дефиса в наречии; Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический анализ ; систематизировать материал по теме; образовывать наречия разными способами; проводить сравнение языковых единиц;
|
|
|
| ||||||||
68. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий. | Знать: правило, изученное на уроке; основные орфограммы, изученные в разделе «Наречие». Уметь: применять правило на практике; составлять словосочетания и предложения по указанным моделям; проводить орфографический анализ;
|
|
|
| ||||||||
69. | РР Контрольное сжатое изложение.
| 1 | Пишут изложение на заданную тему. | Знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения; Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;
|
|
|
| ||||||||
70. | Анализ работ. | 1 | Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.
| Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы, определенные в диктанте; Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта; определять функции знаков препинания в предложении/ тексте.
|
|
|
| ||||||||
71. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Усваивают правило написания ь после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием ь после шипящих. Заполняют таблицу обобщенного характера. | Знать: правило, изученное на уроке; условия выбора ь после шипящих в различных частях речи; Уметь: применять правило на практике; проводить сопоставления; обобщать материал по теме;
|
|
|
| ||||||||
72. | РР Учебно-научная речь. Отзыв.
| 1 | Определяют признаки научно-учебной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. | Знать: признаки научно-учебной речи и правила написания отзыва. Уметь: применять полученные знания на практике;
|
|
|
| ||||||||
73. | РР Сочинение –отзыв.
| 1 | Создают собственные отзывы о прочитанной книге, просмотренном фильме. | Знать: признаки научно-учебной речи и правила написания отзыва. Уметь: применять полученные знания на практике;
|
|
|
| ||||||||
74. | РР Учебный доклад. | 1 | Определяют понятие и структуру учебного доклада. Составляют сложный план текста. готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведенный в учебнике. Пишут сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различным предметам.
| Знать: понятие и структуру учебного доклада; строение сложного плана; структуру рассуждения; Уметь: составляют сложный план текста; анализировать отзыв, составлять рассуждение;
|
|
|
| ||||||||
75. | Повторение материала, изученного в разделе «Наречие». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы.
| Знать: теоретические положения раздела; особенности структуры сложного плана; Уметь: применять знания на практике, проводить морфологический разбор наречий, проводить проверку работы
|
|
|
| ||||||||
76. | Контрольный диктант № 3 по теме «Наречие»
| 1 | Пишут диктант. Проводят проверку текста. | Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе. Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
|
|
|
| ||||||||
77. | Анализ работ.
| 1 | Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.
| Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы, определенные в диктанте; Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта; определять функции знаков препинания в предложении/ тексте.
|
|
|
| ||||||||
Категория состояния (2+2) | |||||||||||||||
78. | Категория состояния как часть речи. | 1 | Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, Работают с прозаическими отрывкамиПересказывают кратко художественный текст. | Знать: морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния; способы различения наречий и слов категории состояния; типы речи; Уметь: определять категорию состояния среди других частей речи; различать категорию состояния и наречия; определять тип речи; сжато пересказывать текст; |
|
|
| ||||||||
79. | Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль. | Знать: морфологические и синтаксические признаки категории состояния; план разбора категории состояния; Уметь: выполнять устный и письменный разбор слов категории состояния;
|
|
|
| ||||||||
80 | РР Подготовка к сжатому изложению | 1 | Работают над сжатым изложением по произведению художественной литературы (описание). | Знать: понятие «изложение»; способы сжатия информации;
|
|
|
| ||||||||
81. | РР Сжатое изложение «Мещёрский край». | 1 | Пишут сжатое изложение по произведению художественной литературы (описание). | Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст.
|
|
|
| ||||||||
Служебные части речи (1ч.) | |||||||||||||||
82. | Самостоятельныеи служебные части речи. | 1 | Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно. | Знать: классификацию самостоятельных и служебных частей речи; способы различения самостоятельных и служебных частей речи. Уметь: проводить орфографический и пунктуационный разбор; различать самостоятельные и служебные части речи; Личностные: интерес к изучению языка; Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему и цель урока; Познавательные: проводить анализ; извлекать информацию, представленную на схеме; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
|
|
| ||||||||
Предлог (7+2) | |||||||||||||||
83. | Предлог как часть речи. | 1 | Различают предлоги. Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля. | Знать: морфологические признаки предлога; смысловые группы предлогов; признаки текста; признаки научного стиля. Уметь: различать предлоги; проводить морфологический анализ предлога; выписывают словосочетания с предлогами; Группировать словосочетания по значению предлога; делить текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечать предлоги. Составлять свой текст научного стиля.
|
|
|
| ||||||||
84. | Употребление предлогов. | 1 | Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде. | Знать: сочетаемость отдельных предлогов с существительными. Уметь: составлять словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов; корректировать неверное употребление предлогов и падежей существительных
|
|
|
| ||||||||
85 | РР Изложение | 1 | Пишут изложение на заданную тему. | Знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения; Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;
|
|
|
| ||||||||
86. | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | Распознают производные и непроизводные предлоги. Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. | Знать: признаки производных и непроизводных предлогов; изученные орфографические и пунктуационные правила; Уметь: применять знания на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ;
|
|
|
| ||||||||
87. | Простые и составные предлоги. | 1 | Распознают простые и составные предлоги. Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложенными словосочетаниями и различными видами орфограмм. | Знать: признаки простых и составных предлогов; Уметь: применять знания на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ; различать производные и непроизводные предлоги;
|
|
|
| ||||||||
88. | Правописание предлогов | 1 | Усваивают правило написания предлогов «вследствие», «в течение», «в продолжение» и др. Применяют способы различения производных предлогов и их омонимов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | Знать: правило написания предлогов «вследствие», «в течение», «в продолжение» и др.; орфографические правила, усвоенные в разделе «Наречие», «Предлог»; Уметь: применять правило на практике;
|
|
|
| ||||||||
89. | Морфологический разбор предлога. | 1 | Характеризуют предлог по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы предлога. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями. | Знать: морфологические и синтаксические признаки предлога; план разбора предлога; Уметь: выполнять устный и письменный разбор предлога;
|
|
|
| ||||||||
90. | РР Сочинение-повествование с элементами описания «Как наступает весна?».
| 1 | Составляют сложный план к сочинению. Пишут сочинение. | Знать: композицию повествования и описания; алгоритм действий при подготовке к сочинению; Уметь: систематизировать собранный материал к сочинению-повествованию с элементами описания природы. |
|
|
| ||||||||
91. | Повторение материала, изученного в разделе «Предлог». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы.
| Знать: теоретические положения раздела; Уметь: применять знания на практике, проводить морфологический разбор предлога, проводить проверку работы
|
|
|
| ||||||||
Союз (10+2) | |||||||||||||||
92. | Союз как часть речи.
| 1 | Определяют союз как часть речи. Различают предлоги. Проводят морфологический анализ союза. Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. | Знать: морфологические признаки союза; смысловые группы союзов; Уметь: различать союзы; проводить морфологический анализ союза; отмечать союзы в предложении; определять смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные при помощи союза.
|
|
|
| ||||||||
93. | Простые и составные союзы.
| 1 | Распознают простые и составные союзы. Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об ученом, составляют план и пересказывают текст. | Знать: признаки простых и составных союзов; Уметь: распознавать простые и составные союзы; составлять свои сложные предложения с составными союзами; составлять план текста и пересказывать текст.
|
|
|
| ||||||||
94. | Союзы сочинительные. Запятая перед союзом и в простом и сложносочиненном предложении | 1 | Распознают сочинительные союзы. Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы. | Знать: признаки сочинительных союзов; группы сочинительных и союзов; Уметь: дифференцировать союзы; составлять предложения с различными союзами. применять правило на практике, составлять сложные предложения на заданную тему;
|
|
|
| ||||||||
95. | Союзы подчинительные. | 1 | Распознают подчинительные союзы. Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы. | Знать: признаки подчинительных союзов; группы подчинительных союзов; Уметь: дифференцировать союзы; составлять предложения с различными союзами.
|
|
|
| ||||||||
96. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам. | Знать: группы сочинительных и подчинительных союзов; алгоритм действий для постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Уметь: применять правило на практике, составлять сложные предложения по схеме;
|
|
|
| ||||||||
97. | РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению о роли книги в жизни человека. | 1 | Собирают материал для сочинения. Осуществляют обработку материала. Составляют сложный план к сочинению-рассуждению. | Знать: композицию рассуждения; алгоритм действий при подготовке к сочинению; Уметь: систематизировать собранный материал к сочинению- рассуждению;
|
|
|
| ||||||||
98. | РР Контрольное сочинение-рассуждение о роли книги в жизни человека. | 1 | Пишут сочинение-рассуждение о роли книги. | Знать: способы раскрытия основной мысли в сочинении-рассуждении. Уметь: составлять рассуждение в соответствии с коммуникативной задачей.
|
|
|
| ||||||||
99 | Морфологический разбор союза. | 1 | Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию. | Знать: морфологические и синтаксические признаки союза; план разбора союза; Уметь: выполнять устный и письменный разбор союза;
|
|
|
| ||||||||
100 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | Усваивают правила написания. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют различные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант. | Знать: алгоритм действий для различения союзов также, тоже, чтобы и их омонимов; орфографические и пунктуационные правила, усвоенные в разделах «Предлог», «Союз»; Уметь: применять правила на практике, проводить орфографический и пунктуационный анализ;
|
|
|
| ||||||||
101 | Правописание союзов несмотря на то что, зато, причём, итак. | 1 | .Усваивают правила написания. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют различные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант. | Знать: алгоритм действий для различения союзов несмотря на то что, зато, причём, итак и их омонимов; орфографические и пунктуационные правила, усвоенные в разделах «Предлог», «Союз»; Уметь: применять правила на практике, проводить орфографический и пунктуационный анализ;
|
|
|
| ||||||||
102 | Повторение сведений о предлогах и союзах.
| 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм. | Знать: теоретические сведения раздела; способы различения предлогов, союзов и их омонимов; особенности сложного плана; Уметь: применять знания на практике; составлять сложный план для выступления; публично представлять информацию о предлогах и союзах.
|
|
|
| ||||||||
103 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предлог. Союз». | 1 | Пишут диктант. Проводят проверку текста. | Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе. Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
|
|
|
| ||||||||
Частица (15+3) | |||||||||||||||
104 | Частица как часть речи. | 1 | Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях. | Знать: морфологические признаки частиц; Уметь: определять частицы среди других частей речи; определять значение частиц;
|
|
|
| ||||||||
105 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. | Знать: группы частиц по значению: состав и функции формообразующих частиц; Уметь: определять группы частиц; определять формообразующие частицы;
|
|
|
| ||||||||
106 | Формообразующие частицы и их роль в образовании наклонения глагола. | 1 | Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы. | Знать: группы частиц по значению: состав и функции формообразующих частиц; способы образования повелительного и условного наклонений глагола; Уметь: определять группы частиц; образовывать наклонения глагола, применяя определенные частицы; составлять свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.
|
|
|
| ||||||||
107 | Смысловые частицы. | 1 | Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. | Знать: состав смысловых частиц; сферу употребления смысловых частиц; Уметь: определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; произносить предложения с смысловыми частицами с определенной интонацией; производить замены частиц; составлять текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.
|
|
|
| ||||||||
108 | Р/р. Устное выступление «Береги родную природу» |
1 ч. | Обучающая работа по подготовке публичного выступления. Структура и содержание публичного выступления. Приемы ораторского искусства. | Знать: структуру, содержание, приемы публичного выступления.
| . |
|
| ||||||||
109 | Сфера употребления смысловых частиц. | 1 | Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом. | Знать: состав смысловых частиц; сферу употребления смысловых частиц; Уметь: производить замены частиц; составлять текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.
|
|
|
| ||||||||
110 | Обобщение: Смыслоразделительные частицы. | 1 | фронтальная устная работа по учебнику, выполнение письменных тренировочных упражнений, |
|
|
|
| ||||||||
111 | РР Контрольное сжатое изложение. |
| Пишут сжатое изложение.
| Знать: понятие «изложение»; способы сжатия информации; Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст.
|
|
|
| ||||||||
112 | Раздельное и дефисное написание частиц.
| 1 | Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. | Знать: условия слитного и раздельного написания частиц бы, ли, же, ка, то; алгоритм действий для различения союзов и их омонимов; Уметь: применять правила на практике; распределять слова по видам орфограмм и обозначать условия выбора дефиса; готовить письменный текст выступления по картине.
|
|
|
| ||||||||
113 | Систематизация материала по теме «Дефис в различных частях речи». | 1 | Пишут словарный диктант. Работают с таблицей-алгоритмом. Уточняют материал, вызывающий трудности.
| Знать: морфологические признаки наречий, местоимений, прилагательных; изученные правила; Уметь: применять знания на практике, использовать в работе обобщающую таблицу;
|
|
|
| ||||||||
114 | Морфологический разбор частицы.
| 1 | Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор частицы в упражнениях. Группируют частицы по их написанию. | Знать: морфологические и синтаксические признаки частицы; план разбора частицы; Уметь: выполнять устный и письменный разбор частицы;
|
|
|
| ||||||||
115 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант. | Знать: значение частицы не и частицы ни; особенности выбора частицы ни; Уметь: дифференцировать не и ни как частицы и как приставки; подбирать частицы с отрицательным значением; проводить орфографический и пунктуационный анализ;
|
|
|
| ||||||||
116 | Различение частицы не и приставки не. | 1 | Изучают теоретически сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. | Знать: способы различения частицы не и приставки не. Уметь: применять знания на практике; употреблять частицы в самостоятельно составленных предложениях; составлять таблицу и заполнять её своими примерами на тему параграфа;
|
|
|
| ||||||||
117 | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | Осмысливают начало текста, определенное в учебнике. Составляют продолжение рассказа с учетом композиции повествования. Пишут продолжение рассказа по данному сюжету. | Знать: композиционные особенности повествования; особенности рассказа как жанра литературы; Уметь: составлять продолжение рассказа, выдерживая сюжетную линию;
|
|
|
| ||||||||
118 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. | 1 | Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях.
| Знать: способы различения омонимичных частей речи; особенности различения частицы ни, приставки ни, союза ни-ни; |
|
|
| ||||||||
119 | Различение частицы ни, приставки ни, союза ни-ни. | 1 | Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. | Уметь: опознавать частицу, приставку, союз в упражнениях; обозначать условия выбора орфограмм в упражнениях.
|
|
|
| ||||||||
120 | Повторение понятий, изученных в разделе «Частица». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и знаками препинания. | Знать: основные теоретические положения раздела; правила, изученные в разделах «Союз», «Предлог»; Уметь: обобщать материал раздела; проводить комплексный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
121 | Контрольный диктант по теме «Частица». | 1 | Пишут диктант. Проводят проверку текста. | Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе. Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.
|
|
|
| ||||||||
Междометие (2) | |||||||||||||||
123 | Междометие как часть речи. | 1 | Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи. | Знать: морфологические признаки междометий; особенности использования междометий в художественной речи; Уметь: определять грамматические особенности междометий; дифференцировать междометия в упражнениях; опознавать междометия, которые употреблены в значении других частей речи.
|
|
|
| ||||||||
124 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометии. | 1 | Изучают орфографические и пунктуационные правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют диалог, включив в него междометия. | Знать: правила оформления на письме междометий; Уметь: пунктуационно верно оформлять предложения с междометиями; составлять диалог, включив в него междометия; составлять устный рассказ и вводить в текст междометия.
|
|
|
| ||||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 кл. (12+1) | |||||||||||||||
125 | Разделы науки о русском языке. | 1 | Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют её терминами. | Знать: понятия «язык», «речь»; разделы лингвистики; основные лингвистические единицы; иерархию лингвистических единиц; Уметь: определять значение русского языка в мире; приводить высказывания русских писателей о русском языке; демонстрировать выразительные возможности русского языка; работать с терминологической таблицей;
|
|
|
| ||||||||
126 | Текст и стили речи.
| 1 | Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу. | Знать: признаки текста; классификацию стилей и типов речи; план комплексного анализа текста; Уметь: применять знания на практике; проводить комплексный анализ текста.
|
|
|
| ||||||||
127 | РР Выступление на публицистическую тему. | 1 | Представляют перед аудиторией выступление на публицистическую тему. | Знать: способы раскрытия основной мысли в тексте; Уметь: составлять рассуждение в соответствии с коммуникативной задачей.
|
|
|
| ||||||||
128 | Анализ работ. | 1 | Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.
| Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы; Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста сочинения; определять функции знаков препинания в предложении/ тексте.
|
|
|
| ||||||||
129 | Фонетика. Графика. | 1 | Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов. Рассказывают алфавит. Соотносят звуки и буквы в упражнениях. Составляют таблицу по теме. | Знать: характеристику звуков речи; план фонетического разбора слова; алфавит; соотношение звуков и букв; Уметь: выполнять фонетический разбор слова; соотносить буквы и звуки;
|
|
|
| ||||||||
130 | Лексика и фразеология. | 1 | Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания. | Знать: классификацию слов по различным критериям; признаки фразеологизмов; Уметь: определять многозначные слова, находить диалектизмы; определять средства выразительности; давать толкование фразеологизмам; проводить орфографический и пунктуационный анализ;
|
|
|
| ||||||||
131 | Морфемика. Словообразование.
| 1 | Отвечают на вопросы по теме. Распределяют слова по способам образования. Проводят орфографический и пунктуационный анализ. Характеризуют текст по стилевым признакам. | Знать: классификацию морфем; признаки однокоренных слов и форм слова; основные способы образования слов; Уметь: проводить морфемный и словообразовательный разбор слова; проводить орфографический и пунктуационный анализ; характеризовать текст по стилевым признакам.
|
|
|
| ||||||||
134 | Морфология.
| 1 | Отвечают на вопросы по теме. Работают с таблицей. Проводят морфологический разбор слов. Проводят орфографический и пунктуационный анализ. Активизируют правила для правописания служебных частей речи. | Знать: классификацию частей речи; признаки самостоятельных и служебных частей речи; способы различения омонимичных частей речи; план морфологического разбора. Уметь: морфологический разбор слов; проводить орфографический и пунктуационный анализ; орфографически верно записывать служебные части речи; применять способы различения омонимичных частей речи;
|
|
|
| ||||||||
132 | Орфография.
| 1 | Активизируют правила, изученные в 5-7 кл. Проводят орфографический и пунктуационный анализ. | Знать: основные орфографические правила, изученные в 5-7 кл.; план комплексного анализа текста; Уметь: применять правила на практике; проводить комплексный анализ текста;
|
|
|
| ||||||||
133 | Синтаксис. | 1 | Отвечают на вопросы. Характеризуют основные единицы синтаксиса. Проводят пунктуационный анализ предложений. | Знать: основные единицы синтаксиса; признаки словосочетаний; изученные пунктуационные правила;
|
|
|
| ||||||||
134 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 | Активизируют знания о постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях, самостоятельная работа по | Уметь: характеризовать основные единицы синтаксиса; проводить пунктуационный анализ предложений.
|
|
|
| ||||||||
135 | Защита исследова- тельских проектов | 1 | Представляют и защищают свои проекты | Уметь: представлять учебный исследователь- ский проект, сопровождая выступление презен- тационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования
|
|
|
| ||||||||
136 | Обобщение и систематизация изученного за год. | 1 |
|
|
|
|
|