СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП русский язык 7 класс ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП русский язык 7 класс Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. ..

Просмотр содержимого документа
«КТП русский язык 7 класс ФГОС»

Тема урока

Колич.

час

Виды деятельности учащихся

на уроке

Планируемые

образовательные результаты

ЭОР

Дата

план

Дата

факт






РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ч.)



1.

Русский язык как развивающееся явление.




1

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнения. Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка».

Знать: понятия «язык», «речь»; языки, входящие в группу славянских языков; план комплексного анализа текста;
Уметь: проводить комплексный анализ текста; создавать аргументированный текст по теме; решать отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.




03.09


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛ. (7 +2)

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор.


1

Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами.

Знать: основные синтаксические единицы; план разбора словосочетания и предложения; основные орфограммы, изученные в 5-6 кл.;

Уметь: проводить полный или частичный синтаксический разбор словосочетания и предложения; проводить орфографический разбор; составлять предложения и словосочетания на определенную тему;



04.09


3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.


1

Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Проводят пунктуационный разбор. Пишут диктант.


Знать: правила оформления на письме прямой речи, однородных членов, обращений, правила оформления сложного предложения; план пунктуационного разбора;

Уметь: приводить примеры , анализируя заданную синтаксическую единицу; составлять из простых предложений сложные и анализировать их пунктуацию, оформлять предложения с прямой речью и обращением и анализировать их пунктуацию; проводить пунктуационный разбор; проводить орфографическую и пунктуационную корректировку текста.




05.09


4.

Лексика и фразеология.







1

Работают над лексическим значением слов с толковым словарем. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией

Знать: основные лексические единицы; средства выразительности; историю нескольких фразеологизмов; основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-6 кл.,

Уметь: работать с толковым словарем; подбирать примеры лексических явлений из литературных произведений; осуществлять поиск информации об истории нескольких фразеологизмов

;


07.09


5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.



1

. Отвечают на контрольные вопросы. Иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетических разбор слова


Знать: характеристику звуков речи; план фонетического разбора слова; правила выбора разделительных ъ и ь; о и ё после шипящих и ц в различных морфемах;

Уметь: составлять сложный план; проводить фонетический разбор слова; проводить орфографический анализ; использовать способ сжатия информации; составлять сложный план.


10.09


6.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.






1

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор. Соотносят выбор орфограммы со словооразовательными условиями.

Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.


Знать: основные способы образования слов; правила выбора чередующихся гласных в словах; правила оформления на письме сложных слов; план морфемного и словообразовательного раз

бора;

Уметь: проводить морфемный и словообразовательный разбор; соотносить выбор орфограммы со словообразовательными условиями; проводить комплексный анализ текста;.

11.09


7.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.






1

Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания.

Знать: классификацию самостоятельных и служебных частей речи; категории глагола; орфограммы в глаголе; разряды местоимений; правила написания местоимений;

Уметь: проводить комплексный анализ текста; определять категории глагола; анализировать орфограммы, встречающиеся при написании глагола; характеризовать особенности написания местоимений; собирать и отбирать информацию на лингвистическую тему;


12.09


8.

РР Устное сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». Анализ работ.


1

Осмысливают тему сочинения. Формируют план текста. Отбирают информацию. Составляют текст сочинения, ориентируясь на тип речи.


Знать: как тема сочинения влияет на тип речи; как выстроить композицию сочинения в зависимости от типа речи;

Уметь: строить сочинение с ведущим и дополнительным типом речи; корректировать материал, используя орфографический словарь.

Анализ схемы «Типы и стили речи»

14.09


9.

РР Текст. Типы речи. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Понятие.






1

Проводят комплексный анализ текста. Списывают текст, попутно деля его на абзацы. Соотносят стили текстов и жанры. Определяют основные признаки публицистического стиля.

Знать: признаки текста; грамматические средства связи предложений в тексте; типы и стили речи; основные признаки публицистического стиля речи.

Уметь: проводить комплексный анализ текста; делить текст на абзацы; Соотносить стили текстов и жанры; определяют основные признаки публицистического стиля; находить признаки публицистики в конкретных текстах;



17.09


10.

Контрольный диктант по теме «Повторение».


1

Пишут диктант. Выполняют грамматическое задание.


Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе.

Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.


Пополнять «Блокнот трудностей


18.09


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Причастие (24+5)

11.

Причастие как часть речи.





1

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.


Знать: общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия; признаки прилагательного и глагола в причастии; способы образования причастий;

Уметь: определять причастия в предложении и тексте; проводит орфографический и пунктуационный анализ; определять синтаксическую функцию причастий;



19.09


12.

Склонение причастий

1

Выявляют путем наблюдений особенности склонения причастий.

Знать: парадигму склонения причастий; алгоритм действий при выборе гласных в окончании причастия; таблицу склонения причастия.


21.09


13

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.


1

Склоняют предложенные словосочетания. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

Уметь: склонять причастия; верно выбирать гласные в окончании причастия;



24.09


14.

Причастный оборот.

1

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают причастные обороты и одиночные причастия в предложении.

Знать: признаки причастного оборота;

Уметь: определять причастный оборот; анализировать словосочетания с причастием; опознавать причастные обороты и одиночные причастия в предложении;

.

с.37, упр. 86.


25.09


15.

Выделение причастного оборота запятыми.

1

Активизируют знания о причастном обороте. Анализируют условия обособления причастного оборота.


Знать: признаки причастного оборота; условия обособления причастного оборота;

Уметь: оформлять причастный оборот на письме; составлять текст-описание с элементами рассуждения;


26.09


16.

РР Описание внешности человека.




1

Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.


Знать: композиционное строение текста-описания; разновидности описания; разновидности портрета;

композицию текста-описания внешности;

Уметь: определять композицию текста-описания внешности; анализировать роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках;



28.09


17.

Действительные и страдательные причастия.






1

. Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Активизируют знания о пунктуации при причастном обороте.

Знать: признаки действительных и страдательных причастий; условия оформления на письме причастного оборота;

Уметь: опознавать действительные и страдательные причастия в предложении; опознавать и верно оформлять на письме причастный оборот;


01.10


18.

Краткие и полные причастия.





1

Распознают полные и краткие страдательные причастия. Работают по образцу над формой причастия. Определяют синтаксическую роль причастий. Пишут свободный диктант.

Знать: признаки полных и кратких страдательных причастий;

Уметь: распознавать полные и краткие страдательные причастия; работать по образцу над формой причастия; определять синтаксическую роль причастий; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;



01.10


19.

Действительные причастия настоящего времени.



1

Распознают действительные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов..

Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; алгоритм действий при определении гласных в окончании глагола и суффиксе причастия;




02.10


20

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

Повторяют условия выбора гласных в окончании глаголов I и II спряжений. Изучают правило выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь: осуществлять выбор гласной в окончании глагола и суффиксе причастия;





21.

Действительные причастия прошедшего времени.






Распознают действительные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Знать: способы образования действительных причастий прошедшего времени; правило выбора гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени;

Уметь: осуществлять выбор гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени;




05.10


22.

РР Изложение по тексту публицистического стиля.


1

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Пишут сжатое изложение по тексту публицистического стиля.


Знать: способы сжатия текста;

Уметь: определять границы предложений в изложении; формулировать основную мысль текста, озаглавливать его, строить сжатый текст, отбирать в исходном тексте основное.

Пополнять «Блокнот трудностей»

12.10


23.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.




1

Распознают страдательные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительное причастие на страдательное. Пишут диктант

Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени; работать с таблицей и материалом для ознакомления; образовывать причастия от разных глаголов; преобразовывать сложное предложение в простое с причастным оборотом; заменять действительное причастие на страдательное;


.


14.10


24.

Страдательные причастия прошедшего времени.








1

.Распознают страдательные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.



Знать: суффиксы страдательных причастий прошедшего времени; правила оформления на письме причастного оборота; правила выбора гласных в суффиксах причастий;

Уметь: распознавать страдательные причастия прошедшего времени; работать с таблицей и материалом для ознакомления; образовывать страдательные причастия от разных глаголов; анализировать пунктуацию и орфографию; проводить анализ таблицы.







15.10


25.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.






1

Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила.

Знать: правило выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; составлять словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека.




16.10


26.

Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.





1

Усваивают правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.


Знать: правило для выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;

Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;


.


19.10


27.

Н/нн в отглагольных прилагательных.






1

Усваивают правило написания н и нн в отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией.


Знать: правило для выбора н и нн в отглагольных прилагательных;

Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;

.




21.10


28.

Н/нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.






1

Усваивают правило написания н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу наблюдений. Читают и списывают текст, работая над пунктуацией и выделяя суффиксы. Работают над типом и стилем речи. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.

Знать: правило для выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; понятия «стиль», «тип» речи; состав стилей и типов речи;

Уметь: применять изученное правило на практике; проводить самопроверку усвоенного правила; проводить пунктуационный анализ текста; производить различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия;





22.10


29.

Обобщение: н/нн в суффиксах прилагательных и причастий.



1

Активизируют правила выбора н/нн в суффиксах прилагательных и причастий. Работают с обобщающей таблицей. Проводят комплексный анализ текста.



Знать: правила выбора н и нн в суффиксах прилагательных и причастий; план комплексного анализа текста;

Уметь: применять изученные правила на практике; проводить самопроверку усвоенных правил; проводить комплексный анализ текста;




23.10


30.

РР Выборочное изложение.

1

Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы (описание внешности).


Знать: понятие «выборочное изложение»;

Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст выборочного изложения, корректировать созданный текст.


Пополнять «Блок-нот труд-ностей


28.10


31.

Морфологический разбор причастия.





1

Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления

Знать: план морфологического разбора причастия; особенности разбора кратких причастий;

Уметь: проводить морфологический разбор кратких и полных причастий;



29.10


32.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.



1

Усваивают правило слитного раздельного написания не с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием не.

Знать: правило слитного раздельного написания не с причастиями.

Уметь: применять правило на практике;



30.10


33.

РР Сочинение-описание внешности «Любимая фотография».

1

Собирают материал к тексту-описанию внешности.


Знать: композицию сочинения-описания внешности, алгоритм действий при проверке текста сочинения;

Уметь: отбирать и корректировать материал к сочинению, строить текст с учетом композиции описания.

русского литературного языка и правила правописания;


02.11


34.

РР Написание сочинения «Любимая фотография».


1

Пишут сочинение-описание внешности, используя составленный план и собранные материалы.

Знать: композицию сочинения-описания внешности, алгоритм действий при проверке текста сочинения;

Уметь: отбирать и корректировать материал к сочинению, строить текст с учетом композиции описания.

Анализ текстов-

описаний внешности


05.11


35.

Буквы е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

.Усваивают правило выбора е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют предложения.

Знать: алгоритм действий для выбора е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в других частях речи;

Уметь: составлять обобщающую таблицу; применять правила на практике; осуществлять проверку орфографии; корректировать написанное;



06.11


36

Правописание е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


1

Усваивают правило выбора е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют предложения.

Знать: алгоритм действий для выбора е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в других частях речи;

Уметь: составлять обобщающую таблицу; применять правила на практике; осуществлять проверку орфографии; корректировать написанное;



09.11


37.

Повторение и обобщение материала, изученного в разделе «Причастие».




Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.


Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие».

Уметь: определять морфологические признаки причастия; опознавать причастие в предложении и тексте; проводить анализ контрольных вопросов, отбирать материал для ответа на поставленные вопросы, приводить примеры из художественной литературы, иллюстрирующие определенные единицы раздела;





38.

Контрольный диктант № 1

по теме «Причастие».


1

Пишут диктант. Проводят проверку текста.

Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе.

Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.



11.11


39.

Анализ работ.



1

Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.


Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы, определенные в диктанте;

Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта; определять функции знаков препинания в предложении/тексте.



12.11


Деепричастие (9+2)

40.

Деепричастие как часть речи.





1

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастие как самостоятельную часть речи. Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.


Знать: морфологические признаки деепричастия; понятия «стиль», «тип» речи; изученные орфографические и пунктуационные правила; правило построения предложений с деепричастным оборотом;

Уметь: опознавать деепричастие в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию деепричастия; корректировать предложения с деепричастиями; проводить полный и частичный комплексный анализ текста;



13.11



41.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.




1

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его стиль и тип речи, структуру, составляют вопросный план.


Знать: морфологические признаки деепричастия; условия обособления деепричастия и деепричастного оборота; понятия «стиль», «тип» речи;

Уметь: опознавать деепричастия среди других частей речи; верно выделять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты; составлять вопросный план;






42.

Обособление причастных и деепричастных оборотов: обобщение материала.




1

Заменяют глаголы на причастия и деепричастия. Активизируют навык обособления причастных, деепричастных оборотов и деепричастия. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию причастия и деепричастия в художественном тексте.



Знать: морфологические признаки причастия и деепричастия; условия обособления деепричастия, причастного и деепричастного оборота;

Уметь: определять причастие и деепричастие в предложении; определять границы причастного, деепричастного оборота; пунктуационно верно выделять причастный и деепричастный оборот; составлять предложения по рисункам и схемам; уточнять функцию причастия и деепричастия в художественном тексте.




43.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи: обобщение.



1

Активизируют морфологические признаки основных самостоятельных частей речи. Активизируют правила о выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. Работают с обобщающей таблицей. Проводят орфографический анализ текста.


Знать: морфологические признаки основных самостоятельных частей речи; активизируют правила о выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи;

Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический анализ текста;




44.

РР Изложение «Робинзон строит лодку». Анализ работ.




1

Пишут изложение по произведению художественной литературы (описание действий).


Знать: понятие «изложение»;

Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст.





45.

Деепричастия несовершенного вида.




1

Опознают деепричастия несовершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.


Знать: основные суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия несовершенного вида;

Уметь: работать с таблицей; опознавать деепричастия; обособлять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты;









46.

Деепричастия совершенного вида.




1

Опознают деепричастия совершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия совершенного вида, выделяя суффиксы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант.


Знать: основные суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия совершенного вида;

Уметь: работать с таблицей; опознавать деепричастия; обособлять на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты;





47.

Морфологический разбор деепричастия.





1

Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий. Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведения.

Знать: основные морфологические и синтаксические признаки деепричастия;

Уметь: проводить морфологический разбор деепричастия; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;






48.

РР Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». Анализ работ.


1

Активизируют знания об идее текста. Активизируют знания о типах речи. Характеризуют описание как тип речи. Раскрывают замысел художника. Пишут сочинение по картине.

Знать: способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.

Уметь: составлять описание на основе жанровой картины.





49.

Повторение материала, изученного в разделе «Деепричастие».


1

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий. Списывают текст, работая над отдельными видами орфографии и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера.

Знать: основные теоретические положения, изученные в разделе; правила составления сложного плана;

Уметь: отбирать материал для анализа контрольных вопросов; выступать перед аудиторией с сообщением; проводить полный и частичный комплексный анализ текста; обобщать материал, используя таблицу.






50.

Контрольный диктант № 2

по теме «Деепричастие». Анализ работ.

1

Пишут диктант. Проводят проверку текста.

Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе.

Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.





Наречие (21+6)

51.

Наречие как часть речи.





1

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами.

Знать: морфологические признаки наречия; изученные орфографические и пунктуационные правила;

Уметь: опознавать наречия в предложении и тексте; определять синтаксическую функцию наречия;





52.

Смысловые группы наречий.





1

Распознают наречия разных разрядов. Анализируют синтаксическую функцию наречий. Составляют предложения с словосочетаниями, которые можно использовать при описании походки человека.


Знать: морфологические признаки наречия; смысловые разряды наречий;

Уметь: опознавать смысловые разряды наречий; определять синтаксическую функцию наречия; составлять предложения с словосочетаниями, которые можно использовать при описании походки человека.




53.

Способы различения наречий и омонимичных частей речи.




1

Осознают сложность работы с наречием — наличие омонимов. Осмысливают способы различения наречий и омонимов. Анализируют предложения с наречиями и их омонимами. Применяют на практике способы различения наречий и их омонимов.

Знать: ведущие и дополнительные способы различения наречий и омонимов;

Уметь: применять на практике способы различения наречий и их омонимов;






54.

Степени сравнения наречий.




1

Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстом, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант.


Знать: способы образования степеней сравнения наречий;

Уметь: образовывать различные формы наречий; опознавать наречия в разных формах в тексте; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста.




55.

Морфологический разбор наречия.




1

Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор наречий. Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста. Пишут диктант по памяти.


Знать: основные морфологические и синтаксические признаки наречия;

Уметь: проводить морфологический разбор наречия; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;








56.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е.



1

Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы.

Знать: правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е; план комплексного анализа текста;





57

Правописание не с наречиями на о и е.


1

Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обобщенного характера.

Уметь: применять правило на практике; проводят частичный комплексный анализ текста; систематизировать материал по теме;






58.

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.


1

Усваивают правило выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

Знать: правило выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий; план комплексного анализа текста;

.






59

Правописание е и и в приставках не и ни отрицательных наречий

1

. Тренируются в выборе написаний не и ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.

Уметь: применять правило на практике; проводят частичный комплексный анализ текста;





60.

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях: обобщение.




1

Активизируют правила выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий и местоимений. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант.

Знать: правила выбора букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий и местоимений; правила составления сложного плана; изученные орфограммы и пунктограммы;

Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;





61.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.



1

Усваивают правило выбора н/нн в наречиях на -о/-е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н/нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями выбора, а также повторяют пунктуацию


Знать: правила выбора букв н/нн в наречиях на -о/-е; изученные орфограммы и пунктограммы;

Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;






62.

Обобщение: выбор н/нн в суффиксах различных частей речи;




1

Активизируют правила выбора букв н/нн в суффиксах различных частей речи. Активизируют способы различения омонимичных частей речи. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенными правилами. Анализируют обобщающую таблицу; пишут диктант.

Знать: способы различения омонимичных частей речи; правила выбора н/нн в суффиксах различных частей речи; изученные орфограммы и пунктограммы;

Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста;






63.

РР Описание действий.




1

Читают текст, списывают его, подчеркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант.

Знать: разновидности описания, композицию текста-описания; особенности описания действий;

Уметь: определять описаний действий; корректировать текст с неоправданным повтором;


.





64.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.





1

Усваивают правило выбора букв о и е после шипящих на конце наречий . Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.


Знать: правила выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; правила выбора букв о и е послешипящих в различных морфемах;

Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста; обобщать материал по теме;





65.

Буквы о и а после шипящих на конце наречий.




1

Усваивают правило выбора н/нн в наречиях на -о/-е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей. Тренируются в выборе написания букв о и а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.


Знать: правила выбора бкув о и а на конце наречий; изученные орфограммы и пунктограммы;

Уметь: применять правила на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ текста; систематизировать материал по теме;





66.

РР Контрольное сочинение на тему «Поэзия мастерства». Анализ работ.

1

Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение о труде как заметку для стенгазеты.

Знать: композицию сочинения, включающего разные типы речи;

Уметь: осуществлять поиск информации, отбор информации в соответствии с задачей;





67.

Дефис между частями слова в наречиях.






1

Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределенных местоимений и наречий. Составляют таблицу.

Знать: условия выбора дефиса в наречии;

Уметь: применять правила на практике;

проводить орфографический анализ ; систематизировать материал по теме; образовывать наречия разными способами; проводить сравнение языковых единиц;









68.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.

Знать: правило, изученное на уроке; основные орфограммы, изученные в разделе «Наречие».

Уметь: применять правило на практике; составлять словосочетания и предложения по указанным моделям; проводить орфографический анализ;






69.

РР Контрольное сжатое изложение.



1

Пишут изложение на заданную тему.

Знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения;

Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;





70.

Анализ работ.

1

Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.


Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы, определенные в диктанте;

Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта; определять функции знаков препинания в предложении/

тексте.






71.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Усваивают правило написания ь после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием ь после шипящих. Заполняют таблицу обобщенного характера.

Знать: правило, изученное на уроке; условия выбора ь после шипящих в различных частях речи;

Уметь: применять правило на практике; проводить сопоставления; обобщать материал по теме;







72.

РР Учебно-научная речь. Отзыв.


1

Определяют признаки научно-учебной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете.

Знать: признаки научно-учебной речи и правила написания отзыва.

Уметь: применять полученные знания на практике;





73.

РР Сочинение –отзыв.


1

Создают собственные отзывы о прочитанной книге, просмотренном фильме.

Знать: признаки научно-учебной речи и правила написания отзыва.

Уметь: применять полученные знания на практике;





74.

РР Учебный доклад.

1

Определяют понятие и структуру учебного доклада. Составляют сложный план текста. готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведенный в учебнике. Пишут сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различным предметам.


Знать: понятие и структуру учебного доклада; строение сложного плана; структуру рассуждения;

Уметь: составляют сложный план текста; анализировать отзыв, составлять рассуждение;








75.

Повторение материала, изученного в разделе «Наречие».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы.


Знать: теоретические положения раздела; особенности структуры сложного плана;

Уметь: применять знания на практике, проводить морфологический разбор наречий,

проводить проверку работы





76.

Контрольный диктант № 3

по теме «Наречие»


1

Пишут диктант. Проводят проверку текста.

Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе.

Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.





77.

Анализ работ.


1

Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.


Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы, определенные в диктанте;

Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста диктанта; определять функции знаков препинания в предложении/

тексте.





Категория состояния (2+2)

78.

Категория состояния как часть речи.

1

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, Работают с прозаическими отрывкамиПересказывают кратко художественный текст.

Знать: морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния; способы различения наречий и слов категории состояния; типы речи;

Уметь: определять категорию состояния среди других частей речи; различать категорию состояния и наречия; определять тип речи; сжато пересказывать текст;





79.

Морфологический разбор слов категории состояния.

1

Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль.

Знать: морфологические и синтаксические признаки категории состояния; план разбора категории состояния;

Уметь: выполнять устный и письменный разбор слов категории состояния;





80

РР Подготовка к сжатому изложению

1

Работают над сжатым изложением по произведению художественной литературы (описание).

Знать: понятие «изложение»; способы сжатия информации;





81.

РР Сжатое изложение «Мещёрский край».

1

Пишут сжатое изложение по произведению художественной литературы (описание).

Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст.





Служебные части речи (1ч.)

82.

Самостоятельныеи служебные части речи.

1

Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.

Знать: классификацию самостоятельных и служебных частей речи; способы различения самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь: проводить орфографический и пунктуационный разбор; различать самостоятельные и служебные части речи;

Личностные:

интерес к изучению языка;

Регулятивные:

самостоятельно формулировать проблему и цель урока;

Познавательные: проводить анализ;

извлекать информацию, представленную на схеме; Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;









Предлог (7+2)

83.

Предлог как часть речи.

1

Различают предлоги. Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля.

Знать: морфологические признаки предлога; смысловые группы предлогов; признаки текста; признаки научного стиля.

Уметь: различать предлоги; проводить морфологический анализ предлога; выписывают словосочетания с предлогами; Группировать словосочетания по значению предлога; делить текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечать предлоги. Составлять свой текст научного стиля.





84.

Употребление предлогов.

1

Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде.

Знать: сочетаемость отдельных предлогов с существительными.

Уметь: составлять словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов; корректировать неверное употребление предлогов и падежей существительных






85

РР Изложение

1

Пишут изложение на заданную тему.

Знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения;

Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;





86.

Производные и непроизводные предлоги.

1

Распознают производные и непроизводные предлоги. Дифференцируют словосочетания с разными предлогами.

Знать: признаки производных и непроизводных предлогов; изученные орфографические и пунктуационные правила;

Уметь: применять знания на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ;





87.

Простые и составные предлоги.

1

Распознают простые и составные предлоги. Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложенными словосочетаниями и различными видами орфограмм.

Знать: признаки простых и составных предлогов;

Уметь: применять знания на практике; проводить орфографический и пунктуационный анализ; различать производные и непроизводные предлоги;





88.

Правописание предлогов

1

Усваивают правило написания предлогов «вследствие», «в течение», «в продолжение» и др. Применяют способы различения производных предлогов и их омонимов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Знать: правило написания предлогов «вследствие», «в течение», «в продолжение» и др.; орфографические правила, усвоенные в разделе «Наречие», «Предлог»;

Уметь: применять правило на практике;





89.

Морфологический разбор предлога.

1

Характеризуют предлог по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы предлога. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями.

Знать: морфологические и синтаксические признаки предлога; план разбора предлога;

Уметь: выполнять устный и письменный разбор предлога;





90.

РР Сочинение-повествование с элементами описания «Как наступает весна?».


1

Составляют сложный план к сочинению. Пишут сочинение.

Знать: композицию повествования и описания; алгоритм действий при подготовке к сочинению;

Уметь: систематизировать собранный материал к сочинению-повествованию с элементами описания природы.




91.

Повторение материала, изученного в разделе «Предлог».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы.


Знать: теоретические положения раздела; Уметь: применять знания на практике, проводить морфологический разбор предлога,

проводить проверку работы





Союз (10+2)

92.

Союз как часть речи.



1

Определяют союз как часть речи. Различают предлоги. Проводят морфологический анализ союза. Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Знать: морфологические признаки союза; смысловые группы союзов;

Уметь: различать союзы; проводить морфологический анализ союза; отмечать союзы в предложении; определять смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные при помощи союза.





93.

Простые и составные союзы.



1

Распознают простые и составные союзы. Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об ученом, составляют план и пересказывают текст.

Знать: признаки простых и составных союзов;

Уметь: распознавать простые и составные союзы; составлять свои сложные предложения с составными союзами; составлять план текста и пересказывать текст.





94.

Союзы сочинительные. Запятая перед союзом и в простом и сложносочиненном предложении

1

Распознают сочинительные союзы. Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.

Знать: признаки сочинительных союзов; группы сочинительных и союзов;

Уметь: дифференцировать союзы; составлять предложения с различными союзами. применять правило на практике, составлять сложные предложения на заданную тему;





95.

Союзы подчинительные.

1

Распознают подчинительные союзы. Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.

Знать: признаки подчинительных союзов; группы подчинительных союзов;

Уметь: дифференцировать союзы; составлять предложения с различными союзами.





96.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.

Знать: группы сочинительных и подчинительных союзов; алгоритм действий для постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Уметь: применять правило на практике, составлять сложные предложения по схеме;





97.

РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению о роли книги в жизни человека.

1

Собирают материал для сочинения. Осуществляют обработку материала. Составляют сложный план к сочинению-рассуждению.

Знать: композицию рассуждения; алгоритм действий при подготовке к сочинению;

Уметь: систематизировать собранный материал к сочинению- рассуждению;





98.

РР Контрольное сочинение-рассуждение о роли книги в жизни человека.

1

Пишут сочинение-рассуждение о роли книги.

Знать: способы раскрытия основной мысли в сочинении-рассуждении.

Уметь: составлять рассуждение в соответствии с коммуникативной задачей.





99

Морфологический разбор союза.

1

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию.

Знать: морфологические и синтаксические признаки союза; план разбора союза;

Уметь: выполнять устный и письменный разбор союза;






100

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

Усваивают правила написания. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют различные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.

Знать: алгоритм действий для различения союзов также, тоже, чтобы и их омонимов; орфографические и пунктуационные правила, усвоенные в разделах «Предлог», «Союз»;

Уметь: применять правила на практике, проводить орфографический и пунктуационный анализ;





101

Правописание союзов несмотря на то что, зато, причём, итак.

1

.Усваивают правила написания. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют различные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.

Знать: алгоритм действий для различения союзов несмотря на то что, зато, причём, итак и их омонимов; орфографические и пунктуационные правила, усвоенные в разделах «Предлог», «Союз»;

Уметь: применять правила на практике, проводить орфографический и пунктуационный анализ;





102

Повторение сведений о предлогах и союзах.


1

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.

Знать: теоретические сведения раздела; способы различения предлогов, союзов и их омонимов; особенности сложного плана;

Уметь: применять знания на практике; составлять сложный план для выступления; публично представлять информацию о предлогах и союзах.





103

Контрольный диктант № 4

по теме «Предлог. Союз».

1

Пишут диктант. Проводят проверку текста.

Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе.

Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.





Частица (15+3)

104

Частица как часть речи.

1

Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях.

Знать: морфологические признаки частиц;

Уметь: определять частицы среди других частей речи; определять значение частиц;






105

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы.

Знать: группы частиц по значению: состав и функции формообразующих частиц;

Уметь: определять группы частиц; определять формообразующие частицы;





106

Формообразующие частицы и их роль в образовании наклонения глагола.

1

Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.

Знать: группы частиц по значению: состав и функции формообразующих частиц; способы образования повелительного и условного наклонений глагола;

Уметь: определять группы частиц; образовывать наклонения глагола, применяя определенные частицы; составлять свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.





107

Смысловые частицы.

1

Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами.

Знать: состав смысловых частиц; сферу употребления смысловых частиц;

Уметь: определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; произносить предложения с смысловыми частицами с определенной интонацией; производить замены частиц; составлять текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.





108

Р/р. Устное

выступление «Береги родную природу»


1 ч.

Обучающая работа по подготовке публичного выступления. Структура и содержание публичного выступления. Приемы ораторского искусства.

Знать: структуру, содержание, приемы публичного выступления.



.




109

Сфера употребления смысловых частиц.

1

Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.

Знать: состав смысловых частиц; сферу употребления смысловых частиц;

Уметь: производить замены частиц; составлять текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.





110

Обобщение:

Смыслоразделительные частицы.

1

фронтальная устная работа по учебнику, выполнение письменных тренировочных упражнений,





111

РР Контрольное сжатое изложение.


Пишут сжатое изложение.


Знать: понятие «изложение»; способы сжатия информации;

Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст.





112

Раздельное и дефисное написание частиц.


1

Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса.

Знать: условия слитного и раздельного написания частиц бы, ли, же, ка, то; алгоритм действий для различения союзов и их омонимов;

Уметь: применять правила на практике; распределять слова по видам орфограмм и обозначать условия выбора дефиса; готовить письменный текст выступления по картине.






113

Систематизация материала по теме «Дефис в различных частях речи».

1

Пишут словарный диктант. Работают с таблицей-алгоритмом. Уточняют материал, вызывающий трудности.


Знать: морфологические признаки наречий, местоимений, прилагательных; изученные правила;

Уметь: применять знания на практике, использовать в работе обобщающую таблицу;




114

Морфологический разбор частицы.



1

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор частицы в упражнениях. Группируют частицы по их написанию.

Знать: морфологические и синтаксические признаки частицы; план разбора частицы;

Уметь: выполнять устный и письменный разбор частицы;





115

Отрицательные частицы не и ни.

1

Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.

Знать: значение частицы не и частицы ни; особенности выбора частицы ни;

Уметь: дифференцировать не и ни как частицы и как приставки; подбирать частицы с отрицательным значением; проводить орфографический и пунктуационный анализ;





116

Различение частицы не и приставки не.

1

Изучают теоретически сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами.

Знать: способы различения частицы не и приставки не.

Уметь: применять знания на практике; употреблять частицы в самостоятельно составленных предложениях; составлять таблицу и заполнять её своими примерами на тему параграфа;





117

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

Осмысливают начало текста, определенное в учебнике. Составляют продолжение рассказа с учетом композиции повествования. Пишут продолжение рассказа по данному сюжету.

Знать: композиционные особенности повествования; особенности рассказа как жанра литературы;

Уметь: составлять продолжение рассказа, выдерживая сюжетную линию;





118

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

1

Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях.


Знать: способы различения омонимичных частей речи; особенности различения частицы ни, приставки ни, союза ни-ни;




119

Различение частицы ни, приставки ни, союза ни-ни.

1

Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.

Уметь: опознавать частицу, приставку, союз в упражнениях; обозначать условия выбора орфограмм в упражнениях.





120

Повторение понятий, изученных в разделе «Частица».

1

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и знаками препинания.

Знать: основные теоретические положения раздела; правила, изученные в разделах «Союз», «Предлог»;

Уметь: обобщать материал раздела; проводить комплексный анализ текста;





121

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

Пишут диктант. Проводят проверку текста.

Знать: основные орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе.

Уметь: оформлять текст орфографически и пунктуационно правильно; выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.





Междометие (2)

123

Междометие как часть речи.

1

Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.

Знать: морфологические признаки междометий; особенности использования междометий в художественной речи;

Уметь: определять грамматические особенности междометий; дифференцировать междометия в упражнениях; опознавать междометия, которые употреблены в значении других частей речи.






124

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометии.

1

Изучают орфографические и пунктуационные правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют диалог, включив в него междометия.

Знать: правила оформления на письме междометий;

Уметь: пунктуационно верно оформлять предложения с междометиями; составлять диалог, включив в него междометия; составлять устный рассказ и вводить в текст междометия.





Повторение и систематизация изученного в 5-7 кл. (12+1)

125

Разделы науки о русском языке.

1

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют её терминами.

Знать: понятия «язык», «речь»; разделы лингвистики; основные лингвистические единицы; иерархию лингвистических единиц;

Уметь: определять значение русского языка в мире; приводить высказывания русских писателей о русском языке; демонстрировать выразительные возможности русского языка; работать с терминологической таблицей;





126

Текст и стили речи.


1

Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу.

Знать: признаки текста; классификацию стилей и типов речи; план комплексного анализа текста;

Уметь: применять знания на практике; проводить комплексный анализ текста.





127

РР Выступление на публицистическую тему.

1

Представляют перед аудиторией выступление на публицистическую тему.

Знать: способы раскрытия основной мысли в тексте;

Уметь: составлять рассуждение в соответствии с коммуникативной задачей.




128

Анализ работ.

1

Анализируют под руководством учителя типичные и индивидуальные ошибки. Активизируют знания о роли знаков препинания.


Знать: основные функции знаков препинаний; основные орфограммы и пунктограммы;

Уметь: проводить орфографический и пунктуационный анализ текста сочинения; определять функции знаков препинания в предложении/

тексте.





129

Фонетика. Графика.

1

Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов. Рассказывают алфавит. Соотносят звуки и буквы в упражнениях. Составляют таблицу по теме.

Знать: характеристику звуков речи; план фонетического разбора слова; алфавит; соотношение звуков и букв;

Уметь: выполнять фонетический разбор слова; соотносить буквы и звуки;





130

Лексика и фразеология.

1

Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.

Знать: классификацию слов по различным критериям; признаки фразеологизмов;

Уметь: определять многозначные слова, находить диалектизмы; определять средства выразительности; давать толкование фразеологизмам; проводить орфографический и пунктуационный анализ;




131

Морфемика. Словообразование.


1

Отвечают на вопросы по теме. Распределяют слова по способам образования. Проводят орфографический и пунктуационный анализ. Характеризуют текст по стилевым признакам.

Знать: классификацию морфем; признаки однокоренных слов и форм слова; основные способы образования слов; Уметь: проводить морфемный и словообразовательный разбор слова; проводить орфографический и пунктуационный анализ; характеризовать текст по стилевым признакам.





134

Морфология.


1

Отвечают на вопросы по теме. Работают с таблицей. Проводят морфологический разбор слов. Проводят орфографический и пунктуационный анализ. Активизируют правила для правописания служебных частей речи.

Знать: классификацию частей речи; признаки самостоятельных и служебных частей речи; способы различения омонимичных частей речи; план морфологического разбора.

Уметь: морфологический разбор слов; проводить орфографический и пунктуационный анализ; орфографически верно записывать служебные части речи; применять способы различения омонимичных частей речи;




132

Орфография.




1

Активизируют правила, изученные в 5-7 кл. Проводят орфографический и пунктуационный анализ.

Знать: основные орфографические правила, изученные в 5-7 кл.; план комплексного анализа текста;

Уметь: применять правила на практике; проводить комплексный анализ текста;





133

Синтаксис.

1

Отвечают на вопросы. Характеризуют основные единицы синтаксиса. Проводят пунктуационный анализ предложений.

Знать: основные единицы синтаксиса; признаки словосочетаний; изученные пунктуационные правила;





134

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Активизируют знания о постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях, самостоятельная работа по

Уметь: характеризовать основные единицы синтаксиса; проводить пунктуационный анализ предложений.






135

Защита исследова-

тельских проектов

1

Представляют и защищают свои проекты

Уметь: представлять учебный исследователь-

ский проект, сопровождая выступление презен-

тационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования





136

Обобщение и систематизация изученного за год.

1