СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе для 7 класса (учебник Меркина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В КТП добавлена графа "Оборудование" (мультимедийное приложение к учебнику).

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе для 7 класса (учебник Меркина)»



п\п

ур

ТЕМА УРОКА

Дата

Корректировка

Повторение ВН/ЧТ

Оборудование творческие работы,


Словарь

теория литературы

Виды деятельности учащихся

(универсальные учебные действия)

Личность автора, позиция писателя.

02.09



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Сообщение учителя, беседа

Литературные роды

Интеллигентный, интеллигентность

Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование.

Из устного народного творчества (2+ 1 вн\чт)

Отражение в былине народных представлений

07.09


Гипербола, эпитет, сравнение, жанры фольклора

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразительное чтение, работа с репродукциями

Эпос, былина, эпические жанры в фольклоре, песенные жанры в фольклоре

Изотчество, во всю рысь, ступою, здымать

Овладевать теоретико-литературными понятиями: эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Видеть черты русского национального характера в героях былин. Производить самостоятельное исследование эпизода былины. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Характеризовать героя былины как воплощение национального характера. Соотносить текст литературного произведения с репродукциями картин. Работать в группах.

Лирическое и эпическое начало в народной песне

09.09


Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Прослушивание музыкальных фрагментов

Исследовать жанровое многообразие русских песен и своеобразие поэтического языка русской народной песни. Определять характерные признаки лирических жанров. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Характеризовать отличия былинного стиха от песенного. Формулировать вопросы по тексту произведения. Работать с репродукциями картин русских художников. Прослушивать музыкальные фрагменты. Готовить развернутый письменный ответ. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Вн/чт №1 Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

14.09



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Песенный фольклор Кубани

Из древнерусской литературы ( 2ч)

Поучительный характер древнерусской литературы

16.09


Жанры древнерусской литературы

(6 класс)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Подробный пересказ, викторина, ра-

бота с репродукция

ми,Беседа, заполнение

таблицы, развёрнутый рассказ

Эпические жанры и жанровое своеобразие в древнерусской литературе

Вече, старейшины, кудесник,искониблаговерный,лука

вый,наветы

Усвоить теоретико-литературные понятия: наставление, поучение. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Характеризовать художественную уникальность литературы Древней Руси, выявление идейного и художественного потенциала древнерусской литературы в новой и новейшей литературе России. Готовить развернутый устный ответ, подбирать цитаты из текста. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Готовить подробный пересказ эпизода.

Повесть о Петре и Февронии Муромских»

21.09



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


п/р по зад. С1 (5-10 предл.)

чадолюбивые

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Пересказывать содержание художественного произведения с изменением лица. Усвоить теоретико-литературные понятия: житие, путешествие, повесть, иконопись.

Из литературы 18 века (5ч+ 1Р/Р)

М. В. Ломоносов.Жизнь и судьба поэта, просветителя.

23.09


Биография Ломоносова

(6 класс)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Чтение наизусть, работа с учебником, исследовательская работа с текстом

Ода, тема, мотив

Недра, благословенны, дерзайте, ободрены, раченье, Зиждитель, сие, кои, отверзаются

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Знакомиться с канонами классицизма, национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом, усвоить теоретико-литературное понятие эпиграмма. Характеризовать своеобразие языка писателя. Конспектировать статью учебника. Пересказывать прочитанный текст сжато.

Теория о «трех штилях»

28.09



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Соотносить персонаж и прототип. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды, в том числе наизусть (отрывок).

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». Тема поэта и власти.

30.09


Понятие о стихотворении

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Чтение наизусть, работа с иллюстрация

ми

Лирическое стихотворение

Мзда, злодействы, зыб

лить

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Воспринимать текст литературного произведения. Соотносить образы лирического героя и поэта. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Усвоить теоретико-литературные понятия: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики, псалом, риторические фигуры. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно стихотворение.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Основной конфликт комедии, проблематика, образы.

05.10


пьеса

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Чтение по ролям, составление устного рассказа о героях

ЕГЭ: анализ текста по зад. В


Жанр комедии, юмор, сатира, сарказм, драма как литературный род, «говорящие» фамилии

Недоросль, невежда, резонёр

Выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения «Властителям и судиям». Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д.И. Фонвизина. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Усвоить теоретико-литературные понятия: сарказм, комедия классицизма, внутренний монолог, письма, сны героев. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Выявлять в тексте произведения правила комедии классицизма. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.Давать общую характеристику художественного мира произведения. Группировать образы комедии.

Воспитание и семья, отцы и дети

07.10



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.Выразительно читать по ролям комедию.Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать систему изобразительных средств комедии.

Р/Р№1 Социальные вопросы в комедии, позиция писателя

12.10



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


д/соч по комедии


Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Из литературы 19 века (23ч+3Р/Р+ 3вн\чт)

А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта.

14.10


Биографические сведения о Пушкине и его творчестве

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


К/СРЕЗ №1


Сообщение учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, работа с репродукция

ми

Дружеское послание, риторическое обращение, восклицание, эпитет, метафора, аллегория

Нежить, гнёт, роковой, внимать, упованье, честь, самовластье, терпенье, скорбный

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературное понятие – дружеское послание. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Р/Р№ 2 Обучение анализу стихотворения

19.10



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Обучающий анализ стихотворения


Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать выразительно наизусть художественный текст. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актеров.

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина

21.10


Жанры литературы Древней Руси

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»

Лексическая работа , работа с учебником, составление таблицы

Летопись, баллада

Предопределение, обрёк, праща, отроки, тризна, секира


Определять характерные признаки лирических и лироэпических жанров на примерах изучаемых произведений. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Соотносить персонаж и прототип. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

26.10


Понятие о поэме

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


п\р по зад. С1

Образный мир поэмы, прототип и художественный образ Рок

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Соотносить персонаж и прототип. Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

М. Ю. Лермонтов «Родина». Родина в лирическом произведении

28.10


Биография Лермонтова (5-6 клаас)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Работа с текстом по заданию В

Градация, жанры лирики

Патриотизм

Соотносить образы лирического героя и поэта.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором.Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

«Песня про царя Ивана Васильевича…». Проблематика и основные мотивы «Песни…»

02.11



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Работа с учебником, работа с иллюстрациями, лексическая работа, выразительное чтение

Вымысел и верность исторической правде, приём контраста

Опричник, православный народ, кручиниться, молвить, перевенчана, простоволосая, трапеза, вечеря, яхонтовый


Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.Соотносить персонаж и прототип. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос.

Художественное богатство «Песни..»

11.11



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразительно читать наизусть фрагменты «Песни…». Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Сопоставлять части литературного произведения.

р/р № 3 Аудиторное сочинение по «Песне…»

16.11



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Аудиторное сочинение по «Песне…» ( по зад. С5)

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать сочинение в жанре анализа эпизода литературного произведения.Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Вн/чт № 2 Отражение быта казаков19 века в произведениях кубанских писателей

18.11


Литература Кубани.


Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать сочинение в жанре анализа эпизода литературного произведения.Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Н. В. Гоголь «Шинель». Образ Акакия Акакиевича

23.11


Биография писателя

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Различные виды пересказа, подбор цитат для ха-к персонажа, составление словаря

Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.Давать общую характеристику художественного мира произведения. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем.Усвоить теоретико-литературные понятия: сатирическая повесть, фантастика, маленький человек. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос.

Изображение чиновничества и жизни «маленького» человека.

25.11



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Аскет, подвижник, мученик

И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева

30.11


«Муму»

Биография писателя

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразитель

ное чтение, беседа, пересказ статьи, работа с иллюстрация

ми

Портрет и характер, рассказчик

Раболепство

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: цикл, портрет и характер, эпилог. Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы. Формулировать художественную идею рассказа и стихотворения в прозе.

Рассказ «Певцы». Основная тема, чувство достоинства крестьян

02.12



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


п\р по заданию С1,

лексическая работа, работа с текстом

Цикл, эпилог

целовальник, красный товар, фризовая шинель, подъячий

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Читать выразительно наизусть отрывок из рассказа. Сопоставлять произведения разных видов искусства. Отличать иллюстрации к тексту от тематически близких картин.

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения

07.12



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Беседа, работа с материалами учебника

Стихотворение в прозе

Нищий


Вн/чт № 3И.С. Тургенев «Первая любовь».

09.12



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


К/СРЕЗ № 2



Н. А. Некрасов. Своеобразие поэтической музы.

14.12


Некрасов «Крестьян

ские дети»

Биография писателя

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником

Диалоговая речь

Муза, холопский недуг, скудная лепта, чернь, пышный подъезд.тризна

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.А. Некрасова. Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трехсложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Определять характерные признаки лирических и лироэпических жанров на примерах изучаемых произведений. Выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» или иного стихотворения Некрасова по выбору учащихся.

«Княгиня Трубецкая». Судьба русской женщины

16.12


Понятие о поэме

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


поэма

«Железная дорога». Доля народная – основная тема произведений поэта.

21.12



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


В обаянии, десятник, ратник, ядрёный, колтун, отрадный

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика

23.12


Понятие о литературной сказке

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Обучение составлению цитатного плана


Выразитель

ное чтение по ролям, работа с иллюстрациями учебника, беседа, различные виды пересказа

Аллегория, гротеск, сатирический образ, сатирический персонаж, , мораль, притчевый характер сатирических сказок

Мякина, посконный, фанфаронство, гранпасьянс, кантонисты, каллиграфия

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: сатира, сатирический образ, сатирический тип, притчевый характер сатирических сказок, аллегория. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Определять мораль и ее роль в сказке. Работать в группе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета, проблематика сказок.

28.12



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики.Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, притчевый характер сказки.

Р/Р № 4 Аудиторное сочинение по сказкам

13.01



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Аудиторное сочинение по сказкам С.-Щ


Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать сочинение в жанре анализа эпизода литературного произведения.Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

ВН/ЧТ №4 Крестьянский труд и в изображении поэтов 19 века (Кольцов, Никитин)

18.01




Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»




Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя

20.01


Толстой «Кавказский пленник»

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Пересказ статьи учебника, рассказ о герое, выразительное чтение

Рассказ, книга рассказов (развитие представления)

Траверс, бруствер, маджара

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Л.Н. Толстого. Характеризовать образ писателя по фотографиям. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Соотносить содержание произведения с иллюстративным материалом.

Н. С. Лесков «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести..

25.01



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


п\р по заданию С1

выразительное чтение, составление плана, работа с иллюстрации

ями, беседа

Своеобразие стиля повести. Расширение представления о сказе, сказовом характере прозы.

Междуусобные разговоры, кунсткамера, форейтор, тугамент

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.Соотносить персонаж и прототип. Пересказывать содержание художественного произведения сжато. Составлять цитатный план. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта.

Образный мир произведения

27.01



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Усвоить теоретико-литературное понятие – своеобразие стиля. Определять гуманистическую идею сказа.

А. А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой»

01.02


Стихотворе

ния Фета о родной природе

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразительное чтение наизусть, работа с изобразительными средствами

Лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте


Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся.

А. П. Чехов «Хамелеон». Разоблачение чинопочитания.

03.02


Рассказы Чехова, изученные в 5-6 классах

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»

Составление цитатного плана

Лексическая работа, анализ эпизода, работа с деталями

Психологический портрет, сюжет, сатира

Хамелеон, чиновник. Экзекутор, экзекуция

Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся.

«Смерть чиновника». Своеобразие сюжета

08.02



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



Произведения русских поэтов 19 века о России.

10.02


Русские поэты о родной природе (5-6 класс)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Обучение анализу стихотворе-

ния.

Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение

Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.


Из литературы 20 века (17ч+3р\р +2вн\чт)

М. Горький «Детство». Основные сюжетные линии

15.02


Тема детства в произведении

ях русских писателей

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


К/СРЕЗ № 3

Художествен

ный пересказ, составление комментариев цитат из текста

Автобиографическая проза, трилогия

«свинцовые мерзости»

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве М. Горького. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Соотносить образы автора и биографического автора.Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.Определять жанровые разновидности эпических произведений. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Становление характера мальчика.

17.02



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»



«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа.

22.02



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями учебника

Романтизм

святость

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики.Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором.Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов – образов безобразных и низменных.Выразительно читать отрывок из легенды. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Усвоить теоретико-литературное понятие – герой-романтик.

Р/Р№5 Аудиторное сочинение по произведениям Горького

24.02



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Аудиторное сочинение (С5)


Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать сочинение в жанре анализа эпизода литературного произведения.Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

И. А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер». Человек и природа.

01.03


Стихи Бунина о природе (5-6 класс)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание музыкального произведения (Чайковский «Подснежник.Апрель»)

Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте, эпитет, метафора , олицетворение

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – поэтический образ.

И. А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия.

03.03


Бунин. «Лапти»,

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Исследовательская работа с текстом, анализ эпизода


Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства.

А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка.

10.03


А. И. Куприн

«Белый пудель», «Тапёр», «Золотой петух»

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Составление плана статьи учебника, художественный пересказ от лица героя

п\р по зад С1

Рассказ, анекдот

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Соотносить персонаж и прототип. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателя, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Готовить тезисы и вопросы для дискуссии. Владеть монологической и диалогической речью.

Вн/чт № 5. А. И. Куприн. «Allez!».

11.03


А. И. Куприн. « Allez!»

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Диалог, деталь, мотив

претенциозный

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературные понятия: рассказ-анекдот, каламбур, мотив.

В. В. Маяковский. Проблематика стихотворения: поэт и общество

15.03


Стихи для детей, тема, идея, рифма; тропы и фигуры

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом

Автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, приемы создания образов (гипербола, фигуры и интонация конца предл.)

Ясь, тьма


Наизусть отрывок

С. А. Есенин. Лирическое «я» и образ автора.

17.03


Стихи Есенина о природе (5-6 класс)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения

Образ-пейзаж, тропы и фигуры(эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)

цветь

Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие - образ-пейзаж. Выразительно читать стихотворения.

Р/Р №6 Контрольная работа. Анализ стихотворения С. Есенина.

22.03



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


К/Р Анализ стихотворе

ния


Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определенной эпохи.Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Рецензировать устно выразительное чтение стихотворений одноклассниками, актерами.

И. С. Шмелёв. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя

24.03



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Анализ произведения малого жанра, беседа, устное словесное рисование

п\р по зад С1

Рассказчик и его роль в повествовании

Рассказ с элементами очерка

Политура, камфара, полвершка, парусиновый


Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Определять лексическое значение слов по контексту или с помощью словарей.

М. М. Пришвин «Москва-река. Родина, человек и природа в рассказе.

05.04


«Кладовая солнца»

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»

Сообщение учителя, составление тезисов, выразительное чтение по ролям

Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация

Малая родина, Звенигород, Богемские леса

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на примерах изучаемых произведений. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. Усвоить теоретико-литературные понятия: подтекст, лирическая проза, пейзаж как сюжетообразующий фактор. Составлять тезисный план статьи учебника. Выступать с сообщениями на литературную тему.

К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» Образ рассказчика.

07.04


Паустовский Рассказы о животных

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Беседа, художествен

ный пересказ, лексическая работа с текстом Лирическая проза Кубани о малой родине

(В. Лихоносов)

Лирическая проза, выразительные средства художественной речи, пейзаж как сюжетообразующий фактор

Бескорыстие, романтический

Н. А. Заболоцкий. Духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

12.04



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Выразитель

ное чтение наизусть, работа с учебником. Составление словаря лексики стихотворения по заданной теме

Выразительно-художественные средства (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства ( роль глаголов и местоимений)

душа

Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики.Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературные понятия: эссе, морфологические средства выразительности речи (роль глаголов и местоимений).

А. Т. Твардовский. Основные мотивы военной лирики.

14.04



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть

Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры)

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта. Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Поэма «Василий Тёркин». Героизм и чувство долга.

19.04



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Анализ поэтического текста

Поэма, поэтический синтаксис, композиция лирического стихотворения

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики.Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературное понятие – рефрен. Интонировать и выразительно читать фрагменты из поэмы.

Р/Р№7 Аудиторное сочинение по поэме «Василий Тёркин»

21.04



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Аудиторное сочинение по поэме «Василий Тёркин»


Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную публицистическую тему. Писать сочинение в жанре эссе. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

ВН/ЧТ № 6 Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны

26.04


Ахматова «Мужество», Симонов «Жди меня»

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Сообщения учащихся, лексическая работа

Эпитет, метафора, олицетворение

Формировать читательский вкус. Формулировать цели деятельности, планировать ее. Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Готовить сообщение о жизни и о судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. Работать над проектом. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Оценивать собственный ответ.

Б. Л. Васильев «Экспонат №…»Проблема истинного и ложного гуманизма.

28.04



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Работа со статьёй учебника, комментирование эпизода

Рассказчик и его роль в повествовании

формализм

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Готовить тезисы и вопросы для дискуссии.

В. М. Шукшин «Микроскоп». Нравственная высота героя.

03.05



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Сообщение учителя, комментированное чтение, Презентация (заочное путешествие на родину писателя)

Способы создания характера

чудик

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Русские поэты 20 века о России.

05.05


Поэты 20 века о родной природе

(5-6 класс)

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Развёрнутая характеристика поэтического текста, выразительное чтение наизусть

Сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание

Преемственность, пищаль

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Выразительно читать стихотворения, эмоционально откликаться на прочитанное.


Из зарубежной литературы (6ч)

У. Шекспир. «Вечные» темы в сонетах.

10.05


Зарубежная литература, изученная

в 5-6 классах

Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


К/СРЕЗ № 4

Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение наизусть

Твёрдая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений)

Различать образы лирического героя и автора в лирике.Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.Усвоить теоретико-литературное понятие – сонет. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

Р. Бёрнс. Основные мотивы стихотворений

12.05



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Беседа, анализ стихотворений

Лироэпическая песня, баллада, аллегория

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по содержанию произведения, в том числе с использованием цитирования. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Р. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ». Приемы создания образов.

17.05



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Чтение и различные способы комментирования

Приключенческая литература, роман

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.Определять жанровые разновидности эпических произведений. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Формулировать вопросы по содержанию произведения.

МацуоБасё. Особенности поэтических образов..

19.05



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Попытка сочинительства

Хокку (хайку)

Дзен-буддизм

Различать образы лирического героя и автора в лирике.Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.Усвоить теоретико-литературное понятие – хокку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Создавать собственные речевые высказывания. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

А. де Сент-Экзюпери. Повесть «Планета людей»

24.05



Электронное приложение к учебнику «Литература 7 класс»


Беседа, художественный пересказ эпизодов, лексическая работа

Лирическая проза (развитие представлений). Правда и вымысел.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателя, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения.Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении.Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма).Определять жанровые разновидности эпических произведений. Характеризовать героев произведения. Составлять план произведения.Формировать убеждение на примере повести в том, что в мире существует добро, справедливость, мужество, порядочность, честь.