на основе авторской программы: Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3класса.
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
- осознание связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- создать условия для овладения основами логического и алгометрического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнения алгоритмов;
- приобрести начальный опыт овладения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
На курс обучения по базисному учебному плану отводится в 3 классе – 132 часа на математику + на междисциплинарный модуль 4 часа + 34 часа на внутрипредметный модуль «Логика» = 170 часов
В результате третьего года изучения учебного предмета «Математика» ученик научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000, выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов арифметических действий, выполнять письменные арифметические вычисления с записью «в столбик» и «уголком» (деление);
находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения и деления;
вычислять значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок с многозначными числами;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «некоторые», «каждый», «верно/неверно, что…», «если…, то…» и др.;
классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному или нескольким признакам;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно- или двухшаговые) с использованием связок «если…, то…», «значит», «поэтому» и др.;
решать составные задачи (в 2–3 действия) на сложение, вычитание, умножение и деление, использовать обратную задачу как способ проверки;
знать и использовать при решении задач единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км), единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), минута (мин), час (ч), единицы стоимости: копейка (коп.), рубль (р., руб.), единицы площади: квадратный метр (кв. м), квадратный дециметр (кв. дм), квадратный сантиметр (кв. см), уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение больше/меньше на/в, объекты по размеру, устанавливая между ними количественное соотношение длиннее/короче на/в, объекты по массе, устанавливая между ними соотношение тяжелее/легче на/в, предметы по стоимости, устанавливая между ними соотношение дороже/дешевле на/в; сравнивать фигуры по площади;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета;
решать арифметическим способом текстовые учебные и практические задачи в несколько действий, предлагать разные способы их решения при наличии таковых, выбирать рациональный способ решения, в том числе для задач с избыточными данными, а также находить недостающую информацию из таблиц, схем и т. д., фиксировать избыточную информацию;
выбирать при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, выполнять прикидку результата вычислений, измерений: массы, продолжительности события, размеров объекта и т. п., оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность;
находить периметр многоугольника, прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
изображать геометрические фигуры: на клетчатой бумаге прямоугольник заданной площади, квадрат с заданным значением площади;
структурировать информацию с помощью таблиц, схем и чертежей, вносить данные в таблицу, заполнять схемы и чертежи числовыми данными;
составлять план решения задачи и следовать ему в процессе решения; использовать формализованные описания последовательности действий (план действий, схема и т. п.) в практических и учебных ситуациях;
выполнять алгоритмы, в том числе с условными переходами, составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
Нумерация трёхзначных чисел: получение новой разрядной единицы — сотни, разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трёхзначных чисел. Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Поразрядное сравнение чисел.
Устное и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000. Поразрядное сложение и вычитание многозначных чисел с использованием записи в столбик.
Табличное умножение и деление. Внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком.
Переместительное и сочетательное свойства умножения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Запись письменного умножения в столбик.
Деление суммы на число. Запись письменного деления уголком.
Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления.
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Порядок выполнения действий. Нахождение значения числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок в пределах 1000, осуществление проверки полученного результата, в том числе с помощью калькулятора.
Использование изученных свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Единица массы — грамм. Соотношение между килограммом и граммом.
Сравнение предметов по массе: установление между ними соотношения тяжелее/легче на/в.
Сравнение предметов по стоимости: установление между ними соотношения дороже/дешевле на/в.
Единица длины — миллиметр. Соотношение между изучаемыми единицами длины.
Площадь. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.
Соотношение между единицами площади.
Вычисление периметра прямоугольника (квадрата), площади прямоугольника (квадрата) на основе измерения длины и ширины.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Задачи на все действия. Запись решения задач по «шагам» (действиям) с помощью числового выражения.
Задачи с недостающими и избыточными данными. Выбор рационального пути решения задачи.
Классификация объектов по двум и более признакам.
Распознавание верных (истинных) и неверных (ложных) утверждений.
Конструирование правильных логических рассуждений с использованием связок «если …, то …», «значит», «поэтому».
Выполнение простейших алгоритмов с условными переходами. Составление и использование формализованного описания последовательности действий (план действий, схема, алгоритм) при решении учебных и практических задач.
Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади.
Задачи на разрезание и конструирование геометрических фигур.
Извлечение и использование для решения задач информации, представленной в простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (в т.ч. календарь, расписание).
Внесение данных в таблицу, заполнение схем и изображений числовыми данными.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
| I четверть | |
| Площадь и её измерение (17+4 логики) | |
1 | Понятие о площади. | |
2 | Сравнение площадей фигур. | |
3 | Измерение площади фигуры с помощью произвольных мерок. Практическая работа № 1 | |
4 | Сравнение площадей фигур с помощью наложения | |
5 | Внутрипредметный модуль «Логика» Решение ребусов. | |
6 | Клетка – мерка измерения площади фигур. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Практическая работа№2 | |
7 | Измерение площади прямоугольника различными мерками. Практическая работа №3 | |
8 | Разрядный состав трехзначных чисел. | |
9 | Разрядный состав трехзначных чисел | |
10 | Внутрипредметный модуль «Логика» Логика. Логические задания. | |
11 | Нумерация трёхзначных чисел. Таблица разрядов. | |
12 | Квадратный сантиметр- единица измерения площади фигур. | |
13 | Квадратный сантиметр. | |
14 | Площадь прямоугольника. Вычисление площади прямоугольника по длинам его сторон. | |
15 | Внутрипредметный модуль «Логика» Решение занимательных задач в стихах. | |
16 | Работа над ошибками. Формула площади прямоугольника. | |
17 | Формула площади прямоугольника. | |
18 | Соотношение между единицами измерения площади. | |
19 | Площадь и её измерение. | |
20 | Внутрипредметный модуль «Логика» Логические задания. | |
21 | Контрольная работа по теме «Площадь и её измерение» | |
| Деление с остатком (11+7 логики) | |
22 | Понятие деления с остатком | |
23 | Единицы измерения массы тонна и центнер | |
24 | Алгоритм деления с остатком | |
25 | Внутрипредметный модуль «Логика» «Числовой конструктор». | |
26 | Кратное сравнение чисел. | |
27 | Деление с остатком. | |
28 | Деление с остатком. | |
29 | Нахождение делимого при делении с остатком. | |
30 | Внутрипредметный модуль «Логика» Математический квадрат. | |
31 | Нахождение делимого при делении с остатком | |
32 | Четные и нечетные числа. | |
33 | Деление с остатком. Нумерация чисел в пределах 1000. | |
34 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | |
35 | Внутрипредметный модуль «Логика» Математическая пирамида. | |
| Сложение и вычитание трёхзначных чисел (16+4 логики) | |
36 | Увеличение и уменьшение трехзначных чисел на круглые десятки и сотни | |
37 | Поразрядное сложение и вычитание трёхзначных чисел. | |
38 | Сложение трёхзначных чисел столбиком. | |
39 | Внутрипредметный модуль «Логика» «Выбери маршрут». | |
40 | Междисциплинарный модуль | |
| II четверть | |
41 | Вычитание трёхзначных чисел столбиком. | |
42 | Вычитание трёхзначных чисел столбиком. | |
43 | Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. | |
44 | Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. Закрепление. | |
45 | Внутрипредметный модуль «Логика» Математические фокусы | |
46 | Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд. | |
47 | Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд. | |
48 | Контрольная работа за первую четверть. | |
49 | Задачи с недостаточными данными. Работа над ошибками. | |
50 | Внутрипредметный модуль «Логика» Мир занимательных задач | |
51 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | |
52 | Окружность и круг. Практическая работа. | |
53 | Радиус окружности. | |
54 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел | |
55 | Внутрипредметный модуль «Логика» Занимательные задачи в стихах. | |
56 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | |
| Сравнение и измерение углов (11+2 логики) | |
57 | Виды углов. Развернутый угол. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | |
58 | Сравнение углов. Практическая работа. | |
59 | Сравнение углов. | |
60 | Внутрипредметный модуль «Логика» Упражнения с многозначными числами. | |
61 | Сочетательное свойство умножения. | |
62 | Измерение угла с помощью мерки. Римские цифры. | |
63 | Градус – единица измерения углов. | |
64 | Измерение и построение углов с помощью транспортира. Практическая работа. | |
65 | Внутрипредметный модуль «Логика» Задачи-шутки на смекалку. | |
66 | Деление окружности на 2, 4, 6, 8 равных частей. | |
67 | Сравнение и измерение углов. | |
68 | Задача с избыточными (или лишними) данными. | |
69 | Контрольная работа по теме «Сравнение и измерение углов» | |
| Внетабличное умножение и деление (27+7 логика) | |
70 | Внутрипредметный модуль «Логика» Логические задания. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | |
71 | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | |
72 | Применение распределительного свойства умножения при умножении двузначного числа на однозначное. | |
73 | Умножение 10, 100 на однозначное число. | |
74 | Умножение круглых десятков и сотен на однозначное число. | |
75 | Внутрипредметный модуль «Логика» Загадки и логические задания в стихах. | |
76 | Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число. | |
77 | Контрольная работа за II четверть | |
78 | Работа над ошибками. Умножение двузначного числа на однозначное. | |
79 | Внутрипредметный модуль «Логика» Практикум «Подумай и реши». | |
80 | Междисциплинарный модуль | |
| III четверть | |
81 | Анализ контрольной работы. Умножение трехзначного числа на однозначное | |
82 | Умножение однозначного числа на десяток и сотню. | |
83 | Умножение однозначного числа на двузначное число. | |
84 | Деление суммы на число. Внетабличное деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число | |
85 | Внутрипредметный модуль «Логика» От секунды до столетия | |
86 | Закрепление по теме «Внетабличное умножение и деление». | |
87 | Новые приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. | |
88 | Деление двузначного числа на двузначное . | |
89 | Письменное умножение двузначного числа на однозначное. | |
90 | Внутрипредметный модуль «Логика» Математические фокусы | |
91 | Решение простейших неравенств с одним неизвестным. | |
92 | Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное. | |
93 | Деление двузначного числа на однозначное путем разбиения делимого на удобные слагаемые. | |
94 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | |
95 | Внутрипредметный модуль «Логика» Интеллектуальная разминка | |
96 | Деление трехзначного числа на однозначное. | |
97 | Решение неравенств с помощью составления соответствующего уравнения. | |
98 | Изображение объемных тел на плоскости. | |
99 | Решение неравенств. | |
100 | Внутрипредметный модуль «Логика» Интеллектуальная разминка | |
101 | Решение уравнений разными способами. | |
102 | Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление» | |
103 | Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | |
| Числовой (координатный) луч (11+3 логика) | |
104 | Работа над ошибками. Понятие числового луча. | |
105 | Внутрипредметный модуль «Логика» В царстве смекалки. | |
106 | Построение числового луча. Числовые лучи с разными мерками. Практическая работа | |
107 | Понятие о производительности труда. | |
108 | Понятие о производительности труда. | |
109 | Единичный отрезок. | |
110 | Внутрипредметный модуль «Логика» Сложные уравнения. | |
111 | Числовые лучи с разными единичными отрезками. | |
112 | Координаты точек. | |
113 | Скорость движения. | |
114 | Скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними. | |
115 | Внутрипредметный модуль «Логика» Сложные буквенные выражения. | |
116 | Координатный луч. Обобщение материала по изученной теме. | |
117 | Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч» | |
| Масштаб (5+1 логика) | |
118 | Работа над ошибками. Масштаб. | |
119 | Формула скорости. Краткая запись задачи в виде диаграммы. | |
120 | Внутрипредметный модуль «Логика» Геометрические задачи. | |
121 | Нахождение времени по известным расстоянию и скорости. | |
122 | Масштаб увеличивающий изображение предмета. | |
123 | Выбор удобного масштаба. Закрепление по теме «Масштаб» Практическая работа. | |
| Дробные числа (15+4 логика) | |
124 | Знакомство с понятием дроби. Название и обозначения дробей. | |
125 | Внутрипредметный модуль «Логика» Блиц-турнир по решению задач | |
126 | Контрольная работа за III четверть | |
127 | Работа над ошибками. Числитель и знаменатель дроби. | |
128 | Краткая запись задачи в виде столбчатой диаграммы. | |
129 | Запись дробей по схематическому рисунку. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | |
130 | Внутрипредметный модуль «Логика» Мир занимательных задач. | |
131 | Междисциплинарный модуль | |
| IV четверть | |
132 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | |
133 | Задачи на нахождение части числа. | |
134 | Сложное (двойное) неравенство. Дроби на числовом луче. | |
135 | Внутрипредметный модуль «Логика» Компьютерные математические игры. | |
136 | Задачи на нахождение части. История возникновения дробей. Проект | |
137 | Задачи на нахождение числа по его доле. | |
138 | Решение уравнений, нового вида. | |
139 | Решение уравнений, нового вида. | |
140 | Внутрипредметный модуль «Логика» Геометрический калейдоскоп. | |
141 | Круговые диаграммы. | |
142 | Повторение по теме «Дробные числа». | |
143 | Контрольная работа по теме «Дробные числа» | |
| Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч (19+7 логика) | |
144 | Внутрипредметный модуль «Логика» Нестандартные задачи. | |
145 | Счет тысячами. Тысяча – новая счетная единица. | |
146 | Четырехзначные числа в натуральном ряду. | |
147 | Четырехзначные числа в натуральном ряду. | |
148 | Единица измерения расстояния – километр. | |
149 | Внутрипредметный модуль «Логика» Числовые закономерности. | |
150 | Соотношение между единицами массы. | |
151 | Разряд десятков тысяч. | |
152 | Пятизначные числа в натуральном ряду. | |
153 | Сложение многозначных чисел. | |
154 | Внутрипредметный модуль «Логика» Конкурс смекалки | |
155 | Сто тысяч. | |
156 | Шестизначные числа. | |
157 | Многозначные числа. | |
158 | Многозначные числа. | |
159 | Внутрипредметный модуль «Логика» Турнир по решению задач. | |
160 | Таблица первых двух разрядов и классов. | |
161 | Умножение и деление многозначных чисел на однозначные. | |
162 | Умножение и деление многозначных чисел на однозначные. Закрепление. | |
163 | Действия с числами в пределах 1000000. Обобщение по теме «разряды и классы» | |
164 | Внутрипредметный модуль «Логика» Решение нестандартных задач. | |
165 | Итоговая контрольная работа по теме «Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч» | |
166 | Работа над ошибками. | |
167 | Повторение пройденного материала. Тест. | |
168 | Внутрипредметный модуль «Логика» Решение нестандартных задач. | |
169 | Внутрипредметный модуль «Логика» Математический праздник | |
170 | Междисциплинарный модуль | |