Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. и. о. директора Центра: ________________ О.В. Панасенкова | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Воспитание сказкой»
(коммуникативная деятельность)
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)
1 «В» класс
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Катасонова Юлия Сергеевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у умственно отсталых школьников развивается чувство прекрасного.
Цель программы: содействие социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи программы:
Расширять представления обучающихся об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
Содействовать развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
Развивать социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
Помогать усвоению воспитанниками нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
Место предмета в учебном плане
На изучение данного учебного предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 65 часов в год.
Программа адресована обучающимся 1«В» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты внеурочной деятельности по программе «Воспитание сказкой»
Личностные:
ценностное отношение и любовь к близким, городу, народу, России;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни людей;
развитие представлений об окружающем мире, способность ориентироваться в окружающем мире.
Предметные:
учащиеся должны знать:
отличие хорошего от плохого в сказке и в жизни;
положительных героев сказок;
приемы сценического мастерства для представления сказочных героев.
учащиеся должны уметь:
ценить и беречь красоту родного края,
рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать.
самостоятельно выбирать интересующую литератур;
выступать перед классом.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением Центра, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебным действиям:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предполагает проведение занятий в форме: беседы, игр, конкурсов, видео-уроков, творческой мастерской. На занятиях дается характеристика персонажей сказок; описание внешнего вида персонажей сказок, происходит знакомство учащихся с русскими народными сказками. Обучающиеся совместно с учителем определяют роль сказки в жизни человека. Занятия проводятся в стенах Центра.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Содержание |
1. | Там, где дружат – живут, не тужат | «Репка», «Под грибом» |
2. | Лесть без зубов, а с костьми съест | «Колобок» |
3. | В тесноте, да не в обиде | «Теремок», «Рукавичка» |
4. | Друг познается в беде | «Кот и петух», «Серая Шейка» |
5 | Сам погибай, а друга выручай | «Муравей и голубка», |
6. | Глупый киснет, а умный все промыслит | «Маша и медведь», «Лиса и волк» |
7 | Придет беда – не купишь ума | «Гуси-лебеди» |
8 | Смекалка – второе счастье | «Каша из топора», «Палочка-выручалочка» |
9. | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, инсценировки. | Проверочное занятие |
10. | С трудом и мороз не страшен, Труд согревает | «Два Мороза», «Мороз Иванович» |
11. | Первой касатке не верь, Догадаешься, как проиграешься | «Лисичка-сестричка и волк» |
12. | Как проживешь, так и прослывешь | «Морозко» |
13. | Доброму Бог помогает | «Двенадцать месяцев» |
14. | Согласного стада волк не берет, В согласии жить – никто не одолеет | «Зимовье зверей» |
15. | На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай | «Заюшкина избушка», «Вершки и корешки» |
16. | Новогоднее занятие | |
17. | Добро в век не забудется | «Летучий корабль», «Кошкин дом» |
18. | Умей обождать, Мир не без добрых людей | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
19. | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. | Проверочное занятие |
20. | За честь хоть голову снесть | «Стойкий оловянный солдатик» |
21. | За один раз дрова не срубишь, Дело шутки не любит | «Как рубашка в поле выросла» |
22. | Чего нет, того и хочется, Кто многого желает, тот и мало не видает | «О рыбаке и рыбке» |
23. | Храброму смерть не страшна, За добро добром платят | «Сивка-бурка» |
24. | Долг платежом красен | «Царевна-Несмеяна» |
25. | Покорись беде и беда покорится | «Царевна-лягушка» |
26. | Что кому на роду написано, то тому Бог и даст | «Иван-царевич и серый волк» |
27. | Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал | «Спящая красавица» |
28. | В «Музей сказки» | Экскурсия |
29. | Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст | Былина «На заставе богатырской» |
30. | Для милого дружка и сережка из ушка | «Цветик – семицветик» |
31. | «Любимые сказки» | Викторина |
32. | «По дорогам сказок» | Творческая мастерская Итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование
внеурочная деятельность «Воспитание сказкой»
на 2024-2025 учебный год
1 «В» класс
Количество часов: 65 | на первое полугодие всего: 32 ч., в неделю 2 ч | на второе полугодие всего: 33 ч., в неделю 2 ч. |
№ п/п | Содержание | Кол-во | Дата проведения |
часов | По плану | По факту |
| I четверть – 18 часов |
1 2 | Там, где дружат – живут, не тужат | 2 | 03.09 05.09 | |
3 | Лесть без зубов, а с костьми съест | 1 | 10.09 | |
4 5 | В тесноте, да не в обиде | 2 | 12.09 17.09 | |
6 7 | Друг познается в беде | 2 | 19.09 24.09 | |
8 | Сам погибай, а друга выручай | 1 | 26.09 | |
9 10 | Глупый киснет, а умный все промыслит | 2 | 01.10 03.10 | |
11 | Придет беда – не купишь ума | 1 | 08.10 | |
12 13 | Смекалка – второе счастье | 2 | 10.10 15.10 | |
14 15 | Игры и упражнения на развитие выразительности мимики и жестов | 2 | 17.10 22.10 | |
16 17 | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, инсценировки. | 2 | 24.10 29.10 | |
18 | Упражнения на речевое дыхание | 1 | 31.10 | |
| II четверть – 14 часов |
19 20 | С трудом и мороз не страшен, Труд согревает | 2 | 12.11 14.11 | |
21 | Первой касатке не верь, Догадаешься, как проиграешься | 1 | 19.11 | |
22 23 | Как проживешь, так и прослывешь | 2 | 21.11 26.11 | |
24 25 | Доброму Бог помогает | 2 | 28.11 03.12 | |
26 | Согласного стада волк не берет, В согласии жить – никто не одолеет | 1 | 05.12 | |
27 28 | На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай | 2 | 10.12 12.12 | |
29 30 | Игры и упражнения на развитие выразительности мимики и жестов | 2 | 17.12 19.12 | |
31 32 | Новогодняя викторина | 2 | 24.12 26.12 | |
| III четверть – 21 часов |
33 | Упражнения на речевое дыхание | 1 | 09.01 | |
34 35 | Добро в век не забудется | 2 | 14.01 16.01 | |
36 37 | Умей обождать, Мир не без добрых людей | 2 | 21.01 23.01 | |
38 39 | Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. | 2 | 28.01 30.01 | |
40 41 | За честь хоть голову снесть | 2 | 04.02 06.02 | |
42 | За один раз дрова не срубишь, Дело шутки не любит | 1 | 11.02 | |
43 44 | Чего нет, того и хочется, Кто многого желает, тот и мало не видает | 2 | 13.02 25.02 | |
45 46 | Храброму смерть не страшна, За добро добром платят | 2 | 27.02 04.03 | |
47 48 | Долг платежом красен | 2 | 06.03 11.03 | |
49 50 | Покорись беде и беда покорится | 2 | 13.03 18.03 | |
51 52 | Игры и упражнения на развитие выразительности мимики и жестов | 2 | 20.03 25.03 | |
53 | Сказочная викторина | 1 | 27.03 | |
| IV четверть – 12 часов |
54 | Упражнения на речевое дыхание | 1 | 08.04 | |
55 56 | Что кому на роду написано, то тому Бог и даст | 2 | 10.04 15.04 | |
57 | Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал | 1 | 17.04 | |
58 | В «Музей сказки» | 1 | 22.04 | |
59 | Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст | 1 | 24.04 | |
60 | Для милого дружка и сережка из ушка | 1 | 29.04 | |
61 62 | «Любимые сказки» | 2 | 06.05 13.05 | |
|
63 64 | «По дорогам сказок» | 2 | 15.05 20.05 | |
65 | Упражнения на развитие выразительности мимики и жестов | 1 | 22.05 | |
| ИТОГО | 65 | | |
19