СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП внеурочная деятельность "Воспитание сказкой

Нажмите, чтобы узнать подробности

содействие социальной адаптации

Просмотр содержимого документа
«КТП внеурочная деятельность "Воспитание сказкой»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»




УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

и. о. директора Центра:

________________

О.В. Панасенкова

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

Л.В. Рыбакова


ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________ Л.В. Рыбакова





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Воспитание сказкой»

(коммуникативная деятельность)

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

1 «В» класс

на 2024 – 2025 учебный год





Программу составила:

Катасонова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории










Смоленск 2024



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у умственно отсталых школьников развивается чувство прекрасного.

Цель программы: содействие социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, введению их в культурную традицию посредством народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора, знакомя детей произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи программы:

  1. Расширять представления обучающихся об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

  2. Содействовать развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

  3. Развивать социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

  4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

  5. Помогать усвоению воспитанниками нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

  6. Содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

  7. Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

  8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

  9. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Место предмета в учебном плане

На изучение данного учебного предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 65 часов в год.

Программа адресована обучающимся 1«В» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности по программе «Воспитание сказкой»

Личностные:

 ценностное отношение и любовь к близким, городу, народу, России;

 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие;

 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

 уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни людей;

 развитие представлений об окружающем мире, способность ориентироваться в окружающем мире.

Предметные:

учащиеся должны знать:

  • отличие хорошего от плохого в сказке и в жизни;

  • положительных героев сказок;

  • приемы сценического мастерства для представления сказочных героев.

учащиеся должны уметь:

  • ценить и беречь красоту родного края,

  • рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать.

  • самостоятельно выбирать интересующую литератур;

  • выступать перед классом.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением Центра, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные учебным действиям:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы предполагает проведение занятий в форме: беседы, игр, конкурсов, видео-уроков, творческой мастерской. На занятиях дается характеристика персонажей сказок; описание внешнего вида персонажей сказок, происходит знакомство учащихся с русскими народными сказками. Обучающиеся совместно с учителем определяют роль сказки в жизни человека. Занятия проводятся в стенах Центра.


  1. Учебно-тематическое планирование

Тема

Содержание

1.

Там, где дружат – живут, не тужат

«Репка», «Под грибом»

2.

Лесть без зубов, а с костьми съест

«Колобок»

3.

В тесноте, да не в обиде

«Теремок», «Рукавичка»

4.

Друг познается в беде

«Кот и петух», «Серая Шейка»

5

Сам погибай, а друга выручай

«Муравей и голубка»,

6.

Глупый киснет, а умный все промыслит

«Маша и медведь», «Лиса и волк»

7

Придет беда – не купишь ума

«Гуси-лебеди»

8

Смекалка – второе счастье

«Каша из топора», «Палочка-выручалочка»

9.

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, инсценировки.

Проверочное занятие

10.

С трудом и мороз не страшен, Труд согревает

«Два Мороза», «Мороз Иванович»

11.

Первой касатке не верь, Догадаешься, как проиграешься

«Лисичка-сестричка и волк»

12.

Как проживешь, так и прослывешь

«Морозко»

13.

Доброму Бог помогает

«Двенадцать месяцев»

14.

Согласного стада волк не берет, В согласии жить – никто не одолеет

«Зимовье зверей»

15.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай

«Заюшкина избушка», «Вершки и корешки»

16.

Новогоднее занятие


17.

Добро в век не забудется

«Летучий корабль», «Кошкин дом»

18.

Умей обождать, Мир не без добрых людей

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

19.

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

Проверочное занятие

20.

За честь хоть голову снесть

«Стойкий оловянный солдатик»

21.

За один раз дрова не срубишь, Дело шутки не любит

«Как рубашка в поле выросла»

22.

Чего нет, того и хочется, Кто многого желает, тот и мало не видает

«О рыбаке и рыбке»

23.

Храброму смерть не страшна, За добро добром платят

«Сивка-бурка»

24.

Долг платежом красен

«Царевна-Несмеяна»

25.

Покорись беде и беда покорится

«Царевна-лягушка»

26.

Что кому на роду написано, то тому Бог и даст

«Иван-царевич и серый волк»

27.

Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал

«Спящая красавица»

28.

В «Музей сказки»

Экскурсия

29.

Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст

Былина «На заставе богатырской»

30.

Для милого дружка и сережка из ушка

«Цветик – семицветик»

31.

«Любимые сказки»

Викторина

32.

«По дорогам сказок»

Творческая мастерская

Итоговое занятие




  1. Календарно-тематическое планирование

внеурочная деятельность «Воспитание сказкой»

на 2024-2025 учебный год

1 «В» класс

Количество часов:

65

на первое полугодие всего: 32 ч., в неделю 2 ч

на второе полугодие всего:

33 ч., в неделю 2 ч.


п/п


Содержание

Кол-во


Дата проведения

часов

По плану

По факту


I четверть – 18 часов

1

2

Там, где дружат – живут, не тужат

2

03.09

05.09


3

Лесть без зубов, а с костьми съест

1

10.09


4

5

В тесноте, да не в обиде

2

12.09

17.09


6

7

Друг познается в беде

2

19.09

24.09


8

Сам погибай, а друга выручай

1

26.09


9

10

Глупый киснет, а умный все промыслит

2

01.10

03.10


11

Придет беда – не купишь ума

1

08.10


12

13

Смекалка – второе счастье

2

10.10

15.10


14

15

Игры и упражнения на развитие выразительности мимики и жестов

2

17.10

22.10


16

17


Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, инсценировки.

2

24.10

29.10



18

Упражнения на речевое дыхание

1

31.10



II четверть – 14 часов

19

20

С трудом и мороз не страшен, Труд согревает

2

12.11

14.11


21

Первой касатке не верь, Догадаешься, как проиграешься

1

19.11


22

23

Как проживешь, так и прослывешь

2

21.11

26.11


24

25

Доброму Бог помогает

2

28.11

03.12


26

Согласного стада волк не берет, В согласии жить – никто не одолеет

1

05.12


27

28

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай

2

10.12

12.12


29

30

Игры и упражнения на развитие выразительности мимики и жестов

2

17.12

19.12


31

32

Новогодняя викторина

2

24.12

26.12



III четверть – 21 часов

33

Упражнения на речевое дыхание

1

09.01


34

35

Добро в век не забудется

2

14.01

16.01


36

37

Умей обождать, Мир не без добрых людей

2

21.01

23.01


38

39

Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

2

28.01

30.01


40

41

За честь хоть голову снесть

2

04.02

06.02


42

За один раз дрова не срубишь, Дело шутки не любит

1

11.02


43

44

Чего нет, того и хочется, Кто многого желает, тот и мало не видает

2

13.02

25.02


45

46

Храброму смерть не страшна, За добро добром платят

2

27.02

04.03


47

48

Долг платежом красен

2

06.03

11.03


49

50

Покорись беде и беда покорится

2

13.03

18.03


51

52

Игры и упражнения на развитие выразительности мимики и жестов

2

20.03

25.03


53

Сказочная викторина

1

27.03



IV четверть – 12 часов

54

Упражнения на речевое дыхание

1

08.04


55

56

Что кому на роду написано, то тому Бог и даст

2

10.04

15.04


57

Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал

1

17.04


58

В «Музей сказки»

1

22.04


59

Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст

1

24.04


60

Для милого дружка и сережка из ушка

1

29.04


61

62

«Любимые сказки»

2

06.05

13.05



63

64

«По дорогам сказок»

2

15.05

20.05


65

Упражнения на развитие выразительности мимики и жестов

1

22.05



ИТОГО

65






19