5 класс
Итоговый урок
Тема: «Кубань в древности»
Цель: закрепить знания учащихся о культурно-исторических памятниках мирового значения, расположенных на территории Кубани.
Задачи:
1) расширить и закрепить представления учащихся о культурно-исторических памятниках древности на территории Кубани и их исследователях;
2) формирование у обучающихся убежденности в необходимости сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани;
3) продолжить развитие навыков работы в группе, работы с учебными иллюстрациями, исторической и географической картами; формирование универсальных учебных действий.
Работа с терминами и персоналиями:
Исторические личности: Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, В.И.Марковин, Н.В.Анфимов, И.И.Марченко, В.Е.Щелинский, Н.Е.Берлизов.
Учебное оборудование:
мультимедийная презентация «Кубань в древности»;
Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 5 класс: учебник. Краснодар, 2020.
История Кубани: Атлас. Краснодар, 2020 (или другое издание);
учебные карточки;
выставка литературы по теме «История Кубани в древности и ее исследователи».
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: урок итогового повторения.
План урока:
I. Вызов.
II. Осмысление.
III. Реализация.
IV. Рефлексия.
Ход урока
Опережающее задание. Учащиеся заранее делятся на группы – «научные экспедиции». Один ученик из каждой группы получает задание на основе дополнительной литературы подготовить краткое сообщение об одном из исследователей на выбор (Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, В.И.Марковин, Н.В.Анфимов, В.Е.Щелинский, Н.Е.Берлизов и др.).
ВЫЗОВ.
Деятельность учителя:
- вызов уже имеющихся знаний по материалу, изученному на уроках кубановедения, истории в 5 классе;
- мотивация для дальнейшей работы.
Приёмы и методы: «мозговой штурм», инициация (формирование ожиданий учеников).
Учитель: Ребята, мы закончили изучение древней истории Кубани, познакомились с особенностями процесса исторического развития нашего края. Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?
Учащиеся высказывают гипотезы.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами ещё раз пройдём по «ленте времени», вспомним, как происходило заселение Кубани древними людьми; какие племена, сменяя друг друга, оставили свой след в истории нашей малой Родины; уточним, какие памятники тех далеких времен сохранились до наших дней на Кубани; вспомним ученых, которые их открыли и исследовали.
Запись в тетрадь «Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи».
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Учитель: Чтобы наша работа была более плодотворной, вы разделились на группы – «научные экспедиции». За правильные ответы или решения «экспедиции» будут получать цветные вымпелы. Цвет каждого вымпела соответствует цветам флага Кубани.
В конце урока вам нужно ответить на вопросы:
Какие культурно-исторические памятники мирового значения существуют на Кубани?
Кого из исследователей - археологов вы можете назвать?
II. ОСМЫСЛЕНИЕ.
Деятельность учителя:
-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми источниками информации, отработка различных форм получения информации;
-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Приёмы и методы: викторина, проектная деятельность.
Количество конкурсов и число заданий в каждом из них вариативны и зависят от уровня подготовленности учащихся.
Конкурс 1.
Слайд № 2 (задание.) Когда началось заселение Кубани древними людьми?
3000 ЛЕТ НАЗАД |
1000 000 ЛЕТ НАЗАД |
600 000 ЛЕТ НАЗАД |
60 000 ЛЕТ НАЗАД |
Учащиеся: 600 000 лет назад.
Слайд № 3. Учитель: На какие периоды археологи делят историю первобытного общества?
Учащиеся: каменный, бронзовый, железный века. (На экран выводится ответ).
Учитель: Назовите основные периоды каменного века.
Учащиеся: палеолит, мезолит, неолит. (На экран выводится ответ).
Учитель: На какие периоды делится палеолит?
Учащиеся: нижний (ранний), средний, верхний (поздний). (На экран выводится ответ).
Слайд № 4.Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с археологическими культурами, существовавшими на территории нашего края в эпоху бронзы.
Что такое археологическая культура?
Учащиеся: Археологическая культура – совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.
Учитель: Назовите уже известные вам археологические культуры бронзового века и их датировки.
Учащиеся: майкопская, северокавказская, ямная, срубная, дольменная, катакомбная археологические культуры. Слайд № 5.
Учитель: Как называются каменные сооружения, описанные в следующем отрывке: «По сказаниям горцев, одновременно с нартами – великанами жили крошечные люди, слабые и беспомощные, ездившие верхом на зайцах, т. е. карлики. Из жалости к этому народу, нарты и воздвигли из громадных каменных плит неприступные, как крепости, дома, оставивши в передней части их в виде отверстия столь небольшой проход, что через него мог пролезть только маленький человек. Поэтому черкесы и назвали эти сооружения – карликовые дома».
Учащиеся: Эти сооружения называются дольменами.
Учитель: Дольмены относятся к мегалитическим сооружениям. Вспомним, какие виды мегалитов вы знаете.
Учащиеся: кромлех, менгир, дольмен.
Учитель: Слайд № 6. Что вы видите на слайде?
Учащиеся: менгир.
Слайд № 7.
Учитель: Какие типы дольменов вы знаете? Определите типы дольменов, показанных на слайде?
Учащиеся: плиточный, составной, корытообразный, монолит.
Слайд № 8-9. Ребята, перед вами названия племен (Слайд № 8). Расположите их на соответствующем отрезке ленты времени, изображённой на слайде (Слайд № 9).
КИММЕРИЙЦЫ |
СКИФЫ |
САРМАТЫ |
СИРАКИ |
МЕОТЫ |
Учащиеся: Эти племена обитали на Кубани в раннем железном веке.
Слайд № 10.
Учитель: Мы с вами знаем, что историки получают информацию не только из книг, но и в результате археологических раскопок, изучая остатки оружия, орудий труда, предметов быта. Перед вами фрагмент росписи древнегреческой вазы. Сюжет, какого древнегреческого мифа изображён на вазе, и где согласно мифу, происходило данное событие?
Учащиеся: На вазе изображён миф о Прометее, согласно мифу Прометей был прикован к горам Кавказа. (На экран выводится ответ).
Слайд № 11(задание).
Учитель: Ответьте на следующие вопросы:
Когда началась греческая колонизация Черноморского побережья?
Когда возникло Боспорское царство?
Когда было уничтожено Боспорское царство?
Учащиеся поднимают карточки с датами.
VII в. до н. э. |
438 г. до н. э. |
IV в. н. э. |
(На экран выводится ответ).
Слайд № 12 (задание).
Учитель: Какой уникальный памятник древнегреческой архитектуры показан на слайде? Где он находится?
Учащиеся: Таманский толос. В Темрюкском районе у пос. «За Родину».
(На экран выводится ответ).
Конкурс 2. «Юный картограф».
Задание. Покажите на карте и назовите наиболее значимые памятники известных вам археологических культур. Что вы о них знаете еще?
Учащиеся работают с картой у доски.
Конкурс 3. Исследователи Кубани.
Один ученик из каждой группы («экспедиции») заранее получает задание: на основе дополнительной литературы подготовить краткое сообщение об одном из исследователей на выбор (Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, В.И.Марковин, Н.В.Анфимов, В.Е.Щелинский, Н.Е.Берлизов и др.). Сообщения сопровождаются показом слайдов и пояснениями учителя (Слайды №№ 13-15).
Конкурс 4. «Археологическая головоломка».
Задание 1. Слайд №16. На экран последовательно выводятся изображения. Учащиеся должны назвать предмет, демонстрируемый на слайде, и указать, к какой археологической культуре он относится (Слайды №№ 16, 17).
Правильные ответы: 1) кобанская культура; 2) срубная культура; 3) кобанская культура; 4) катакомбная культура.
Задание 2. Слайды №№ 18-22. Учащиеся называют памятник, показанный на слайде.
Слайд №17. Правильный ответ: Майкопская археологическая культура.
Слайд №18. Правильный ответ: 1) рисунок акрополя Фанагории (городские постройки скрыты под толщей земли);
2) остатки общественных зданий из камня, жилых домов из сырцовых кирпичей, и хозяйственных построек (VI - IVвв. до н.э.);
3) остатки храма III век до н.э.;
4) городище древней Фанагории.
Слайд №19. Правильный ответ: 1) Абадзехская пещера; 2) Воронцовская пещера; 3) Ильская стоянка.
Слайд №20. Правильный ответ: Горгиппия.
Слайд №21. Правильный ответ: Гермонасса.
Слайд №22. Правильный ответ: Горгиппия.
III. РЕАЛИЗАЦИЯ.
Учитель: Работа наших «экспедиций» завершена. Подведем итоги (идет подсчет вымпелов, полученных «экспедициями»).
Учитель: Мы ещё раз перелистали страницы истории родного края. Вспомнили важные события, славные даты, имена ученых и тем самым ответили на вопросы, которые поставили перед собой в начале урока.
Учитель: Закончить урок я хочу словами из книги Ф. А. Щербины: «Богатый естественными дарами Кубанский край обилен и историческими памятниками пребывания в нём людей. На обширных его пространствах природа и люди оставили много неизведанных ещё тайников старины. Но, с одной стороны законы природы, а с другой, дерзкая рука человека хищника потревожила уже драгоценные богатства этих тайников. Одни из них совершенно разрушены, безвозвратно утеряны для людей, другие сильно повреждены… Время не ждёт, и история родины говорит своим детям: пощадите мои памятники, сберегите мои сокровища!» (Слайд № 23).
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
6