СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кубань в древности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок в пятом классе

Просмотр содержимого документа
«Кубань в древности»

5 класс

Итоговый урок

Тема: «Кубань в древности»

Цель: закрепить знания учащихся о культурно-исторических памятниках мирового значения, расположенных на территории Кубани.

Задачи:

1) расширить и закрепить представления учащихся о культурно-исторических памятниках древности на территории Кубани и их исследователях;

2) формирование у обучающихся убежденности в необходимости сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани;

3) продолжить развитие навыков работы в группе, работы с учебными иллюстрациями, исторической и географической картами; формирование универсальных учебных действий.

Работа с терминами и персоналиями:

Исторические личности: Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, В.И.Марковин, Н.В.Анфимов, И.И.Марченко, В.Е.Щелинский, Н.Е.Берлизов.

Учебное оборудование:

  • мультимедийная презентация «Кубань в древности»;

  • Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 5 класс: учебник. Краснодар, 2020.

  • История Кубани: Атлас. Краснодар, 2020 (или другое издание);

  • учебные карточки;

  • выставка литературы по теме «История Кубани в древности и ее исследователи».

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок итогового повторения.

План урока:

I. Вызов.

II. Осмысление.

III. Реализация.

IV. Рефлексия.

Ход урока

Опережающее задание. Учащиеся заранее делятся на группы – «научные экспедиции». Один ученик из каждой группы получает задание на основе дополнительной литературы подготовить краткое сообщение об одном из исследователей на выбор (Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, В.И.Марковин, Н.В.Анфимов, В.Е.Щелинский, Н.Е.Берлизов и др.).

  1. ВЫЗОВ.

Деятельность учителя:

- вызов уже имеющихся знаний по материалу, изученному на уроках кубановедения, истории в 5 классе;

- мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы: «мозговой штурм», инициация (формирование ожиданий учеников).

Учитель: Ребята, мы закончили изучение древней истории Кубани, познакомились с особенностями процесса исторического развития нашего края. Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

Учащиеся высказывают гипотезы.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами ещё раз пройдём по «ленте времени», вспомним, как происходило заселение Кубани древними людьми; какие племена, сменяя друг друга, оставили свой след в истории нашей малой Родины; уточним, какие памятники тех далеких времен сохранились до наших дней на Кубани; вспомним ученых, которые их открыли и исследовали.

Запись в тетрадь «Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи».

Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Учитель: Чтобы наша работа была более плодотворной, вы разделились на группы – «научные экспедиции». За правильные ответы или решения «экспедиции» будут получать цветные вымпелы. Цвет каждого вымпела соответствует цветам флага Кубани.

В конце урока вам нужно ответить на вопросы:

  • Какие культурно-исторические памятники мирового значения существуют на Кубани?

  • Кого из исследователей - археологов вы можете назвать?

II. ОСМЫСЛЕНИЕ.

Деятельность учителя:

-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми источниками информации, отработка различных форм получения информации;

-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Приёмы и методы: викторина, проектная деятельность.

Количество конкурсов и число заданий в каждом из них вариативны и зависят от уровня подготовленности учащихся.


Конкурс 1.

Слайд № 2 (задание.) Когда началось заселение Кубани древними людьми?

3000 ЛЕТ НАЗАД

1000 000 ЛЕТ НАЗАД

600 000 ЛЕТ НАЗАД

60 000 ЛЕТ НАЗАД



Учащиеся: 600 000 лет назад.

Слайд № 3. Учитель: На какие периоды археологи делят историю первобытного общества?

Учащиеся: каменный, бронзовый, железный века. (На экран выводится ответ).

Учитель: Назовите основные периоды каменного века.

Учащиеся: палеолит, мезолит, неолит. (На экран выводится ответ).

Учитель: На какие периоды делится палеолит?

Учащиеся: нижний (ранний), средний, верхний (поздний). (На экран выводится ответ).

Слайд № 4.Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с археологическими культурами, существовавшими на территории нашего края в эпоху бронзы.

Что такое археологическая культура?

Учащиеся: Археологическая культура – совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.

Учитель: Назовите уже известные вам археологические культуры бронзового века и их датировки.

Учащиеся: майкопская, северокавказская, ямная, срубная, дольменная, катакомбная археологические культуры. Слайд № 5.

Учитель: Как называются каменные сооружения, описанные в следующем отрывке: «По сказаниям горцев, одновременно с нартами – великанами жили крошечные люди, слабые и беспомощные, ездившие верхом на зайцах, т. е. карлики. Из жалости к этому народу, нарты и воздвигли из громадных каменных плит неприступные, как крепости, дома, оставивши в передней части их в виде отверстия столь небольшой проход, что через него мог пролезть только маленький человек. Поэтому черкесы и назвали эти сооружения – карликовые дома».

Учащиеся: Эти сооружения называются дольменами.

Учитель: Дольмены относятся к мегалитическим сооружениям. Вспомним, какие виды мегалитов вы знаете.

Учащиеся: кромлех, менгир, дольмен.

Учитель: Слайд № 6. Что вы видите на слайде?

Учащиеся: менгир.

Слайд № 7.

Учитель: Какие типы дольменов вы знаете? Определите типы дольменов, показанных на слайде?

Учащиеся: плиточный, составной, корытообразный, монолит.

Слайд № 8-9. Ребята, перед вами названия племен (Слайд № 8). Расположите их на соответствующем отрезке ленты времени, изображённой на слайде (Слайд № 9).

КИММЕРИЙЦЫ

СКИФЫ

САРМАТЫ

СИРАКИ

МЕОТЫ

Учащиеся: Эти племена обитали на Кубани в раннем железном веке.

Слайд № 10.

Учитель: Мы с вами знаем, что историки получают информацию не только из книг, но и в результате археологических раскопок, изучая остатки оружия, орудий труда, предметов быта. Перед вами фрагмент росписи древнегреческой вазы. Сюжет, какого древнегреческого мифа изображён на вазе, и где согласно мифу, происходило данное событие?

Учащиеся: На вазе изображён миф о Прометее, согласно мифу Прометей был прикован к горам Кавказа. (На экран выводится ответ).

Слайд № 11(задание).

Учитель: Ответьте на следующие вопросы:

  • Когда началась греческая колонизация Черноморского побережья?

  • Когда возникло Боспорское царство?

  • Когда было уничтожено Боспорское царство?

Учащиеся поднимают карточки с датами.

VII в. до н. э.

438 г. до н. э.

IV в. н. э.

(На экран выводится ответ).

Слайд № 12 (задание).

Учитель: Какой уникальный памятник древнегреческой архитектуры показан на слайде? Где он находится?

Учащиеся: Таманский толос. В Темрюкском районе у пос. «За Родину».

(На экран выводится ответ).

Конкурс 2. «Юный картограф».

Задание. Покажите на карте и назовите наиболее значимые памятники известных вам археологических культур. Что вы о них знаете еще?

Учащиеся работают с картой у доски.

Конкурс 3. Исследователи Кубани.

Один ученик из каждой группы («экспедиции») заранее получает задание: на основе дополнительной литературы подготовить краткое сообщение об одном из исследователей на выбор (Е.Д.Фелицын, Н.И.Веселовский, В.И.Марковин, Н.В.Анфимов, В.Е.Щелинский, Н.Е.Берлизов и др.). Сообщения сопровождаются показом слайдов и пояснениями учителя (Слайды №№ 13-15).

Конкурс 4. «Археологическая головоломка».

Задание 1. Слайд №16. На экран последовательно выводятся изображения. Учащиеся должны назвать предмет, демонстрируемый на слайде, и указать, к какой археологической культуре он относится (Слайды №№ 16, 17).

Правильные ответы: 1) кобанская культура; 2) срубная культура; 3) кобанская культура; 4) катакомбная культура.

Задание 2. Слайды №№ 18-22. Учащиеся называют памятник, показанный на слайде.

Слайд №17. Правильный ответ: Майкопская археологическая культура.

Слайд №18. Правильный ответ: 1) рисунок акрополя Фанагории (городские постройки скрыты под толщей земли);

2) остатки общественных зданий из камня, жилых домов из сырцовых кирпичей, и хозяйственных построек (VI - IVвв. до н.э.);

3) остатки храма III век до н.э.;

4) городище древней Фанагории.

Слайд №19. Правильный ответ: 1) Абадзехская пещера; 2) Воронцовская пещера; 3) Ильская стоянка.

Слайд №20. Правильный ответ: Горгиппия.

Слайд №21. Правильный ответ: Гермонасса.

Слайд №22. Правильный ответ: Горгиппия.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ.

Учитель: Работа наших «экспедиций» завершена. Подведем итоги (идет подсчет вымпелов, полученных «экспедициями»).

Учитель: Мы ещё раз перелистали страницы истории родного края. Вспомнили важные события, славные даты, имена ученых и тем самым ответили на вопросы, которые поставили перед собой в начале урока.

Учитель: Закончить урок я хочу словами из книги Ф. А. Щербины: «Богатый естественными дарами Кубанский край обилен и историческими памятниками пребывания в нём людей. На обширных его пространствах природа и люди оставили много неизведанных ещё тайников старины. Но, с одной стороны законы природы, а с другой, дерзкая рука человека хищника потревожила уже драгоценные богатства этих тайников. Одни из них совершенно разрушены, безвозвратно утеряны для людей, другие сильно повреждены… Время не ждёт, и история родины говорит своим детям: пощадите мои памятники, сберегите мои сокровища!» (Слайд № 23).

IV. РЕФЛЕКСИЯ.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!