СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «История женского казачьего  костюма Омском Прииртышье»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области «Большереченский сельскохозяйственный техникум»

 

Областная  научно-практическая конференция

«Многоликое Прииртышье»

                                          

                                              Исследовательская работа.

                    Направление: «Культура народов Омского Прииртышья»

 

 Тема: «История женского казачьего  костюма Омском Прииртышье»

 

 

           

Выполнила: Пономарева Юлия Сергеевна,

студентка БПОУ ОО "БСХТ" группа № 36.

Руководитель: Маслова Ирина Алексеевна

  

 

646670 Омская область, р.п. Большеречье,

ул. Коммунистическая 21, БПОУ «БСХТ»

Телефон 8-381-2-18-07, сотовый 8-905-09-77-612

Электронная почта: npo-pu12@yandex.ru

 

 

2018 г.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1  История  возникновения женского казачьего  костюма и его изменения на протяжение XVII -XXI вв. ……………………………………….5    

Глава 2  Характеристика женского казачьего костюма Омского Прииртышья,              аксессуары. ………………………………………………………………………11

Заключение ………………………………………………………………………13

Список литературы ………………………………………………………….......15

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Близко и дорого каждому из нас, то место, где мы родились, выросли, сделали первые шаги в большую жизнь, где наш дом, родные, близкие, друзья. Это великое чувство любви к родному краю дает нам силы, умение и стремление умножать славу родных нам мест, а вместе и нашего государства. Но, не зная прошлого нашей Родины, мы не можем правильно оценить ее настоящее. У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей Родины — большой и малой.

Я учусь в Большереченс ком сельскохозяйственном техникуме в группе №36 про профессии «Продавец, контролер-кассир». В нашем техникуме в  2016 году создана казачья дружина «Феникс». С первых дней я прошла обряд крещения и вступила в эту дружину. Поэтому женская казачья одежда мне очень близка. (Приложение 1)

Казачий женский костюм – это целый мир.

Актуальность выбранной темы нашей работы определяется тем, что   костюм казачки становится объектом пристального изучения современного общества. Мне стало интересно, проследить какое отражение находит женский казачий костюм в наше время.  Результаты нашего исследования могли бы помочь нам разобраться в знатности рода, семейном положении, количество детей, как это отражалось в казачьем костюме. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.

Предметом исследования  -  история женского казачьего костюма в Омском Прииртышье.

Цель исследования – возрождение патриотических и исторических традиций Сибирского казачества.

 Гипотеза:

 Проявится интерес к изучению женского казачьего костюма

Обогатятся знания не только у нас, но и у наших сверстников о женском казачьем костюме в родном Омском Прииртышье.

Объектом изучения выбран народный женский костюм казачки как феномен культурного наследия.

Задачи, которые я ставлю в своей работе:

-изучить историю женского казачьего костюма с XVII по XXI век

-проанализировать, как менялись женские казачьи костюмы.

-дать характеристику женскому казачьему костюму Омского Прииртышья и аксессуаром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

История  возникновения женского казачьего  костюма и его изменения на протяжении XVII - XXI вв.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России .

В конце XVII – середине XVIII века каждая станица, каждый род имел особый наряд, в основе женского одеяния лежала тюркская культура.

Самые первые казачки носили шаровары: на Нижнем Дону – широкие, а на Верхнем –узкие, похожие на брюки дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан-казакин. Голову покрывали несколькими платками или головными уборами. (Приложение 2)

Со временем костюм Верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма Нижнедонских. На Верхнем Дону появилась светлая домотканая одежда с большим количеством вышивки. На Нижнем Дону предпочитали видеть на женщине цветное платье, но не пёстрое. (Приложение 2)

В начале XIX появились различные блузы: кираса, гейша, матене. В некоторых станицах носили сукман – разновидность сарафана, с узкими рукавами. Волосы у замужних женщин убирались сзади в узел на который надевался колпак.

Со временем появились файжонки, которые распространились на Среднем, Нижнем Дону и на Северском Донце. «Шлычки» верхнедонские казачки носили в виде держащей форму круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел и прикалываемой шпильками.

До замужества девушки заплетали одну косу, как символ того, что она одна. Как только молодую казачку выдавали замуж, ей заплетали 2 косы и укладывали в узел на затылке. На улице голову и плечи казачки покрывали шалью – шелковой и шерстяной. (Приложение 2)

Например, «знуздалка», или «замуздка», – платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». Знуздалка была обычно красно-белого цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.

К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой. Блузка шилась из того же материала что и юбка. С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся запоном, завеской, занавеской.

Традиционная казачья одежда постепенно ушла из быта, но этнографам еще удается привозить из экспедиций достаточно редкие образцы убранства начала XX века, найденные в сундуках станичниц.

Казачки использовали костюм для собственного самовыражения, приспосабливаясь к обстоятельствам и легко меняя формы. Но не смотря ни на что внутренняя сущность казачки оставала.(Приложение 2)

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян – крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Распашной балахон с короткими рукавами считался верхней одеждой. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелёк (тюрк. «мотылёк»), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Основой такого костюма также была рубаха, но шилась она из тонкого полотна или шелка с расширяющимися книзу рукавами. На прямую рубаху надевали кубелёк – распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатыми кичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.

Ходили в кичках все поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером.

В позапрошлом столетии на смену старинным головным уборам постепенно пришли колпаки длиной до 50 см с шелко¬вой кисточкой на конце. Колпаки надевали на уложенные на затылке волосы.

Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.

Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки – оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков – русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в костюме гребенской казачки неотъемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни: казачки носили в нем за спиной детей.

Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного.

 После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» – юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»).

В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана – плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка – сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.

К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.

Одежда гребенских и терских казачек напоминала костюмы донских женщин. Они также носили рубаху и платье-кубелёк с металлическим поясом.

Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.

Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казаков. Названы они были так по имени легендарного атамана из староверов Игната Федоровича Некрасова, который в августе 1708 года увел с Дона тысячи раскольников, не пожелавших подчиниться патриарху. Местом поселения некрасовцев сначала была Кубань, потом дельта Дуная, а конечным пунктом – берега озера Майнос в Турции. На чужбине они прожили два с половиной века. До возвращения в Россию «игнат-казаки», так их называли турки, жили по укладу казачьей общины XVII века. Исполняя волю атамана Игната Некрасова, они вели достаточно замкнутый образ жизни, благодаря чему сохранили традиционную культуру. Казаки не вступали в браки с турками, женщины не покидали территорий селений. Вероятно, поэтому они смогли сохранить и традиционный костюм вплоть до второй половины XX века.

 

 

 

 

 

Глава 2

 Характеристика женского казачьего костюма Омского Прииртышья,              аксессуары.

 

Наша одежда XXI века отличается от одежды XX и XIX веков. Она состоит из просторной кофты, которая может быть заправлена в юбку под пояс, а может быть и поверх юбки. Лиф, украшенный кружевной кокеткой, застежка, которая находится сбоку, позволяют кофте выглядеть нарядно. Юбка должна быть широкой, «в пол». На голову надевается платок, который сочетается с парочкой. К платку, отдельно на волосы надевается «шлычка». Я пользуюсь этой одеждой вовремя мероприятий, организованных старшим урядником Воротниковым С.А., которые проводятся  как на районом уровне, так и на областном. (Приложение 3)

 

Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Первые вязаны были мелкой сеткой из крупного жемчуга. Выходя из-под головного убора, висели над ушами частично прикрывая щеки и крепились к широкой ленте из алого атласа, которая тоже была унизываема жемчугом и обвиваема вокруг головы. Вторые так же были низаны из крупного жемчуга, прикреплялись на плечах бантом из золотого, украшенного драгоценными каменьями, позумента и спускались по груди до пояса. Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.

Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки. (Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема нашей исследовательской работы «История женского казачьего костюма в Омском Прииртышье». Мы окунулись вглубь веков, изучили историю возникновения казачьих поселений, узнали быт, традиции и обряды сословия. Достигли поставленной цели исследовательской работы, воссоздав  женский костюм казачки.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в использовании теоретического и практического  ( личный архив) личного опыта при изучении культуры родного края. Также костюм можно использовать как выставочный экспонат, элемент в постановках и театрализованных представлениях.

Женский казачий костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Коллекция казачьего женского костюма, хранящая в  музее-заповеднике «Старине Сибирской», открывает перед нами прекрасное народное искусство, является свидетельством богатейшей фантазии народа, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Вывод

В своей исследовательской работе я рассмотрела проблематику возникновения женского казачьего костюма и его изменения на протяжении XVII-XXI вв. Дала характеристику женскому казачьему костюму XXI века. В этом костюме я принимала участие в казачьих праздниках; проводимых в Омском Прииртышье. Гипотеза подтвердилась, знания о казачьем костюме обогатились.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Алмазов . Санкт-Петербург.1999

2.  Маслова одежда русских, украинцев и белорусов в XIX-начале XX в. Восточнославянский этнографический сборник. М. 1956

3.  Ригельман А. История или повествование о донских казаках.

Ростов-н-Д, Ростовское книжное издательство. 1992

4.  Соколова рисунка. Обнинск. Изд. “Титул”. 1996

5.  , Новак Л. A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX вв. Донской народный костюм. Ростов - н-Д. 1986.

6. Сказ о Старине Сибирской. 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Казачья дружина Большереченского района Омского Прииртышья

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 (продолжение)         

   

Вступление в казачество

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

   

XVII век                                              XVIII век

              

XIX век.                                                XX век

 

 

 

Приложение 3

                                      

Костюм казачки XXI века.      Участие в областном мероприятии «День нефтяника».

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

(продолжение)

Снятие ролика «Казачья свадьба» в музее-заповеднике «Старина Сибирская». 2017 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 (продолжение)

 

Слет волонтеров в г.Омске

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 (продолжение)

Праздничный концерт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

                       

Аксессуары  из жемчуга                                            Кольцо с бирюзой (жених служит)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 (продолжение)

   

Плоские металлические, серебряные браслеты с орнаментом.

Золотые браслеты с орнаментом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!