«Кубики историй", или сторителлинг,
как средство развития связной речи детей»
(старшего дошкольного возраста)
Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.
Игру сторителлинг придумал и успешно опробовал на личном опыте Дэвид Армстронг, человек, далёкий от педагогики, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.
Цель сторителлинга — захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи сторителлинга:
развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике;
способствовать раскрытию талантов и самовыражения;
наглядно мотивировать поступки героев;
формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
разнообразить образовательную деятельность с детьми;
заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
обогатить устную речь дошкольников;
облегчить процесс запоминания сюжета.
Правила игры и структура сторителлинга.
В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление.
Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Когда-то давным-давно….
• Садитесь поближе, я вам расскажу…
• Однажды…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Жили-были….
• Это произошло темной и дождливой ночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Развитие событий.
Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация.
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение.
Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.