СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куклотерапия как эффективный инструмент социализации для детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Куклотерапия как эффективный инструмент социализации для детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Куклотерапия как эффективный инструмент социализации для детей дошкольного возраста»

КУКЛОТЕРАПИЯ

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Цель: формирование эмоциональной устойчивости детей в коллективе.

Задачи:  Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Формирование коммуникативных навыков. Обогащение представления об окружающем мире. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Активизация и развитие речи.

Актуальность куклотерапии в ДОУ заключается в её возможностях помочь в решении различных задач развития и коррекции поведения детей. Принося в мир детей кукол, мы тем самым обогащаем их внутренний мир положительными эмоциями, помогая преодолевать свои страхи и переживания.

Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.

И метод арт-терапии, в котором в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная - формирование эмоционального контакта детей в коллективе

  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения

  • обучающая – обогащение информацией об окружающем мире

  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики

  • воспитывающая – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

В куклотерапии используются такие варианты (виды) кукол, как куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, плоскостные куклы, веревочные куклы, перчаточные куклы, ростовые куклы и куклы топотушки.

Куклы марионетки:

«Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за её «жизнь», может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы. Учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Развивать произвольное внимание и способности концентрации.

Пальчиковые куклы:

Пальчиковые куклы обладают преимуществом развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

В данном виде ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Теневые куклы:

Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Плоскостные куклы:

Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Верёвочные куклы:

Верёвочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности.

Перчаточные куклы:

Перчаточные куклы развивают мелкую моторику рук детей, восприятие пространства, словарный запас и речевую функцию, внимание и память, мышление и воображение.

Ростовые куклы:

Ростовая кукла – это отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребенка.

В процессе взаимодействия с такой куклой, у детей снижается тревожность, повышается самооценка, развивается воображение, фантазия, речь, коммуникативные навыки, пространственная ориентация.

Во время непосредственно образовательной деятельности можно применить куклу, как сюрпризный момент. Овладение речью через куклу позволяет детям воспринимать явление окружающего мира более осознано.

Ростовая кукла – это не совсем обычная нам детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей. Одевая на себя куклу,  ребёнок становится кем – то из них. Искусство кукольного ростового театра начинается там, где кукла несёт «новое» в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук. Ростовая кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии.

«Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс.

Таким образом, уже опыт работы с ростовыми куклами показывает, что они вызывают большой интерес к театрализованной деятельности у детей и способствуют развитию творческих способностей.

Куклы топотушки:

Помогают расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.

Обучают навыкам общения, счёта. Знакомят с народным творчеством.

Так же эти куклы можно использовать для восстановления опорно-двигательного аппарата.

Куклы топотушки интересны тем, что оживают в наших ногах. Эти куклы надевают на обе ноги. И под музыкальную несложную композицию выполняют движения ногами под музыку. Главное в игре с куклой топотушкой – притопы ногами. Также используем куклы топотушки в постановке сказок, например «Репка». Игра с куклами – героями сказок становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.

Современный педагог, стараясь идти в ногу со временем, осваивает современные технологии и в этом помогают воспитанники ДОУ.

Таким образом, применяя метод куклотерапии в работе с детьми, мы достигаем следующих результатов:

  • уменьшается эмоциональная напряженность

  • развиваются коммуникативные навыки

  • пространственная ориентация

  • развивается мелкая моторика

  • формируются социальные навыки

Подводя итог, можно сказать, что куклотерапия - это увлекательная и доступная форма работы с детьми, благодаря которой развиваются все психические процессы, формируется познавательная активность, дети учатся управлять собой и фантазировать.