СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Древнего Египта

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме:Культура Древнего Египта разработана в помощь учителям мировой художественной культуры, учителям элективных курсов. Высокая и утонченная культура Древнего Египта отличается своей самобытностью. Египтяне "... не желают перенимать никаких обычаев ни от какого народа". (Геродот) 

Просмотр содержимого документа
«Культура Древнего Египта»

Древний Египет  Достижения культуры Культура Древнего Египта просуществовала более трех тысяч лет. В Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах и записывались на стенах пирамид и гробниц Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики. Велики достижения в области математики и астрономии (определили площадь круга, поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24часа

Древний Египет Достижения культуры

Культура Древнего Египта просуществовала более трех тысяч лет.

В Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах и записывались на стенах пирамид и гробниц

Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения в области математики и астрономии (определили площадь круга, поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24часа

Геродот писал: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года… Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней…» В древнеегипетском году: 10 дней = одна неделя 4 месяца = 1 сезон (120 дней) 3 недели = один месяц 3 сезона = 1 год (360 + 5 священных дней) 5 священных дней (дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора) считались праздниками

Геродот писал: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года… Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней…»

  • В древнеегипетском году:
  • 10 дней = одна неделя
  • 4 месяца = 1 сезон (120 дней)
  • 3 недели = один месяц
  • 3 сезона = 1 год (360 + 5 священных дней)
  • 5 священных дней (дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора) считались праздниками
Периодизация Древнего Египта Древнее царство (2900-2270 гг. до н.э.)  – это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена, Микерина Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.)  – эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.)  – воздвигаются роскошные здания, колоссальные строения в Луксоре, Карнаке, Абу-Симбеле, Мемфисе, Абидосе Позднее время (712-525 гг. до н.э.)  – Египет был завоеван ассирийцами, при XXVI династии удалось еще раз объединить Египет, последний из царей был побежден персами, Египет превращается в персидскую провинцию, на этом история древнеегипетской цивилизации заканчивается в 525 г до н.э. Персидское господство (525-332 гг. до н.э.) Греко-римское господство (332 г. до н.э. – 638 г. н.э.) – Египет в 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским, в последующем он становится римской провинцией.

Периодизация Древнего Египта

  • Древнее царство (2900-2270 гг. до н.э.) – это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена, Микерина
  • Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.) – эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества
  • Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – воздвигаются роскошные здания, колоссальные строения в Луксоре, Карнаке, Абу-Симбеле, Мемфисе, Абидосе
  • Позднее время (712-525 гг. до н.э.) – Египет был завоеван ассирийцами, при XXVI династии удалось еще раз объединить Египет, последний из царей был побежден персами, Египет превращается в персидскую провинцию, на этом история древнеегипетской цивилизации заканчивается в 525 г до н.э.
  • Персидское господство (525-332 гг. до н.э.)
  • Греко-римское господство (332 г. до н.э. – 638 г. н.э.) – Египет в 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским, в последующем он становится римской провинцией.
Тайна иероглифов Иероглифы – «священные письмена» (греч.), дар Тота –бога мудрости Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – «отец египтоогии» (1822 г.) Розеттский камень (1799)

Тайна иероглифов

Иероглифы – «священные письмена» (греч.), дар Тота –бога мудрости

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – «отец египтоогии» (1822 г.) Розеттский камень (1799)

Палетка Нармера – одного из правителей нулевой династии. Палетка – тонкая шиферная пластина культового назначения для ритуального растирания красок

Палетка Нармера – одного из правителей нулевой династии. Палетка – тонкая шиферная пластина культового назначения для ритуального растирания красок

Принципы «канонического» или «египетского стиля» 1. Единство изображений и иероглифов. 2. Вертикальное расположение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше). 3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами. 4.Разномасштабность фигур (ВЕЛИЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧИМОСТИ . 5. Изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (ФАСНОПРОФИЛЬНОЕ)

Принципы «канонического» или «египетского стиля»

  • 1. Единство изображений и иероглифов.
  • 2. Вертикальное расположение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше).
  • 3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.
  • 4.Разномасштабность фигур (ВЕЛИЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧИМОСТИ .
  • 5. Изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (ФАСНОПРОФИЛЬНОЕ)
Канон в изобразительном искусстве.  Канон – свод правил, сложившийся в художественной практике (изображение человека: голова и ноги в профиль, глаза, грудь и плечи в фас, торс - в три четверти)

Канон в изобразительном искусстве. Канон – свод правил, сложившийся в художественной практике (изображение человека: голова и ноги в профиль, глаза, грудь и плечи в фас, торс - в три четверти)

Рисунки и роспись Все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы м светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом, фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным. Краски – мел, охра, минералы (медь и кобальт) растирались в порошок и смешивались с водой. Изображение человека. Канон основывался на законах фронтальности : фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон. При изображении использовалась система пропорционального членения фигуры на части (21 и 1/4: 19 равных частей длине среднего пальца – фигура человека и 2 1/4 - на головной убор).

Рисунки и роспись

  • Все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы м светотени.
  • Линейные рисунки раскрашивались цветом, фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.
  • Краски – мел, охра, минералы (медь и кобальт) растирались в порошок и смешивались с водой.
  • Изображение человека. Канон основывался на законах фронтальности : фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон.
  • При изображении использовалась система пропорционального членения фигуры на части (21 и 1/4: 19 равных частей длине среднего пальца – фигура человека и 2 1/4 - на головной убор).
Рамзес I между Анубисом (слева) и Гором (справа). Фрагмент росписи гробницы Рамзеса I (основателя 19-й династии) в Долине царей. XIII век до н.э. Анубис (с головой собаки или шакала)– бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя; Гор – бог солнца, покровитель фараонов (почитался в образе сокола)

Рамзес I между Анубисом (слева) и Гором (справа). Фрагмент росписи гробницы Рамзеса I (основателя 19-й династии) в Долине царей. XIII век до н.э.

Анубис (с головой собаки или шакала)– бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя; Гор – бог солнца, покровитель фараонов (почитался в образе сокола)

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в.до н. э.

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в.до н. э.

Одежда египтян, прически и украшения Основа мужского костюма  – схенти (набедренная повязка)  на поясе; У женщин –  калазирис (платье),  а также туника поверх рубашки Общая деталь у знати – воротник  в виде нагрудного украшния из бус. Обувь – сандалии (только богатые люди) Головной убор: у мужчин – полосатая шапочка ; у женщин - темные платки. Прически – у мужчин: короткие косички, выбритые головы, парики. У женщин – парики. Украшения – перстни, броши, диадемы, серьги, браслеты из драгоценных камней

Одежда египтян, прически и украшения

  • Основа мужского костюма – схенти (набедренная повязка) на поясе;
  • У женщин – калазирис (платье), а также туника поверх рубашки
  • Общая деталь у знати – воротник в виде нагрудного украшния из бус.
  • Обувь – сандалии (только богатые люди)
  • Головной убор: у мужчин – полосатая шапочка ; у женщин - темные платки.
  • Прически – у мужчин: короткие косички, выбритые головы, парики. У женщин – парики.
  • Украшения – перстни, броши, диадемы, серьги, браслеты из драгоценных камней
Скульптура Древнего Египта  Характерные черты: монументальность, строгость, спокойствие, статичность, симметрия и каноничность Круглая скульптура Сидящая Стоящая Руки симметрично положенные на колени или согнутые в локте Выдвинутая вперед левая нога и опущенные руки, прижатые к телу

Скульптура Древнего Египта Характерные черты: монументальность, строгость, спокойствие, статичность, симметрия и каноничность

Круглая

скульптура

Сидящая

Стоящая

Руки симметрично

положенные на колени

или согнутые в локте

Выдвинутая вперед

левая нога и опущенные

руки, прижатые к телу

Слева: статуя сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара (середина 3-го тыс. до н.э. V династия. Древнее царство). Справа: географическая триада – в центре фараон Микерин в короне Верхнего Египта, слева от него – богиня Хатхор, справа - божество одной из областей (номов) Египта

Слева: статуя сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара (середина 3-го тыс. до н.э. V династия. Древнее царство). Справа: географическая триада – в центре фараон Микерин в короне Верхнего Египта, слева от него – богиня Хатхор, справа - божество одной из областей (номов) Египта

Статуи фараона Аменхотепа III в Фивах (Колоссы Мемнона). Конец XV века до н.э. XVIII династия. Новое царство.

Статуи фараона Аменхотепа III в Фивах (Колоссы Мемнона). Конец XV века до н.э. XVIII династия. Новое царство.

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. IV династия.

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. IV династия.

Аллея сфинксов

Аллея сфинксов

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

Рельефы Слегка выпуклый Слегка углубленный по отношению к фону Врезной контур при нетронутом фоне

Рельефы

Слегка

выпуклый

Слегка

углубленный

по отношению

к фону

Врезной

контур

при

нетронутом

фоне

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке,

изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

 Битва при Кадеше  Рамсес на колеснице в битве при Кадеше

Битва при Кадеше

Рамсес на колеснице в битве при Кадеше

34

34

Богини древнего Египта Обелиск (Карнак).

Богини древнего Египта

Обелиск (Карнак). "Бог Амон и царица...

34

Архитектура Древнего Египта Архитектура – ведущий древнеегипетский вид искусства. Живопись и скульптура подчинялись архитектуре. Основные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски. Строительный материал: камень (использовался без раствора, каменные блоки идеально подгонялись друг к другу).

Архитектура Древнего Египта

  • Архитектура – ведущий древнеегипетский вид искусства.
  • Живопись и скульптура подчинялись архитектуре.
  • Основные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски.
  • Строительный материал: камень (использовался без раствора, каменные блоки идеально подгонялись друг к другу).
Мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств

Мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств

Мастаба (по-арабски – скамья) –  гробница для знати Джосера в Саккаре Ступенчатая пирамида

Мастаба (по-арабски – скамья) – гробница для знати

Джосера в Саккаре

Ступенчатая пирамида

Пирамиды в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (IV династии). Самая большая – пирамида Хеопса. Высота – 146,6 кв.м, сторона основания – 233 м. Зодчий Хемиун.

Пирамиды в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (IV династии). Самая большая – пирамида Хеопса. Высота – 146,6 кв.м, сторона основания – 233 м. Зодчий Хемиун.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе

Достопримечательности Луксора Луксор - город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила.  Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых».  Первый — жилой район на правом берегу Нила. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм. «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь находится знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум.

Достопримечательности Луксора

  • Луксор - город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила.
  • Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых».
  • Первый — жилой район на правом берегу Нила. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм.
  • «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь находится знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум.
Храм Амона – Ра (общий вид)

Храм Амона – Ра (общий вид)

Храм Амона Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Храм Амона

  • Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.
Аллея сфинксов в Карнаке и западный вход в святилище Амона. Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона (храм Карнака)

Аллея сфинксов в Карнаке и западный вход в святилище Амона.

Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона (храм Карнака)

Большой гипостильный зал

Большой гипостильный зал

Аллея баранов, Карнакский храм в Луксоре

Аллея баранов, Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храм в Луксоре

Колонны храма в тёмное время суток

Колонны храма в тёмное время суток

Аллея сфинксов и пилоны ночью.

Аллея сфинксов и пилоны ночью.

Внешняя стена египетского храма

Внешняя стена египетского храма

Луксорский храм (колонны и статуи фараонов

Луксорский храм (колонны и статуи фараонов

Долина Царей

Долина Царей

Долина Цариц

Долина Цариц

Мединет-Абу — погребальный храм Рамсеса III

Мединет-Абу — погребальный храм Рамсеса III

Заупокойный храм Ментухатепа II

Заупокойный храм Ментухатепа II

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Хатшепсут— женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии

Хатшепсут— женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.  Зодчий — Сенмут.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Дэйр эль - Бахри. Храм Хатшепсут

Дэйр эль - Бахри. Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.)

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.)

 Выдающиеся деятели Древнего Египта Фараоны Раннего царства : Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи  Фараоны Древнего царства: Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт I • Сенусерт III • Аменемхет III Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I • Тутмос I • Тутмос III • Аменхотеп II • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Рамсес III Правители Позднего периода:  Шешонк I • Пианхи • Тахарка • Псамметих I • Нехо II • Амасис II • Птолемей I Царицы: Нефрусобек • Тетишери • Яххотеп • Яхмос-Нефертари • Хатшепсут • Тия • Нефертити • Анхесенамон • Нефертари Меренмут • Клеопатра VII Деятели культуры и науки:  Имхотеп • Хемиун • Инени • Сенмут • Тутмос Младший • Манефон • Гораполлон Военачальники, жрецы и придворные:  Яхмес, сын Эбаны • Рехмир • Аменемхеб • Аменхотеп, сын Хапу • Уджагорресент • Потин

Выдающиеся деятели Древнего Египта

Фараоны Раннего царства : Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи

Фараоны Древнего царства: Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II

Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт I • Сенусерт III • Аменемхет III

Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I • Тутмос I • Тутмос III • Аменхотеп II • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон

Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Рамсес III

Правители Позднего периода: Шешонк I • Пианхи • Тахарка • Псамметих I • Нехо II • Амасис II • Птолемей I

Царицы: Нефрусобек • Тетишери • Яххотеп • Яхмос-Нефертари • Хатшепсут • Тия • Нефертити • Анхесенамон • Нефертари Меренмут • Клеопатра VII

Деятели культуры и науки: Имхотеп • Хемиун • Инени • Сенмут • Тутмос Младший • Манефон • Гораполлон

Военачальники, жрецы и придворные: Яхмес, сын Эбаны • Рехмир • Аменемхеб • Аменхотеп, сын Хапу • Уджагорресент • Потин

Дворцы Египта

Дворцы Египта

Александрия - это второй по величине город Египта

Александрия - это второй по величине город Египта