СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и искусство Древней Месопатамии

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие тем по Шумеро-Аккадской культуре  и Ассиро-Вавилонской культуре.

Просмотр содержимого документа
«Культура и искусство Древней Месопатамии»

 Культура Древней Месопотамии  (3в. До н.э. – 9 в. До н.э.)  Месопотамией называли обширную область в бассейнах Тигра и Евфрата. Месопотамия, так же как и Египет, была заселена с глубокой древности – с эпохи палеолита, т.е. древнекаменного века. Возникновение первых государств в Южной Месопотамии, в Шумере, относится к началу 3 тыс.до н.э. Шумеро-аккадская культура. Архитектура и скульптура В Шумере сформировался определённый тип храмового зодчества, характеризующий применением высоких искусственных платформ, на которых устанавливали центральный храм. Такие храмовые башни – зиккураты  – являлись непременной принадлежностью каждого города. Зиккурат и Белый храм Зиккурат в Уре Шумерские зиккураты состояли из трёх ступеней (платформ) в соответствии с божественной триадой ( Анну - Энлиль - Энки) и строились из сырцового кирпича.

Культура Древней Месопотамии (3в. До н.э. – 9 в. До н.э.) Месопотамией называли обширную область в бассейнах Тигра и Евфрата. Месопотамия, так же как и Египет, была заселена с глубокой древности – с эпохи палеолита, т.е. древнекаменного века. Возникновение первых государств в Южной Месопотамии, в Шумере, относится к началу 3 тыс.до н.э.

Шумеро-аккадская культура.

Архитектура и скульптура

В Шумере сформировался определённый тип храмового зодчества, характеризующий применением высоких искусственных платформ, на которых устанавливали центральный храм. Такие храмовые башни – зиккураты – являлись непременной принадлежностью каждого города.

Зиккурат и Белый храм

Зиккурат в Уре

Шумерские зиккураты состояли из трёх ступеней (платформ) в соответствии с божественной триадой ( Анну - Энлиль - Энки) и строились из сырцового кирпича.

Штандарт из Ура. Панель мира. Штандарт из Ура. Панель войны. Храмы украшались рельефами Рельеф над входом в храм в Аль-Убайде. 2600г. До н.э.

Штандарт из Ура. Панель мира.

Штандарт из Ура. Панель войны.

Храмы украшались рельефами

Рельеф над входом в храм в Аль-Убайде. 2600г. До н.э.

На стелах изображали героические подвиги царя Медная скульптурная голова Стела царя Эаннатума. 2470г.до н.э. Стела царя Нарамсина. 23 в.до н.э. Золотой шлем из царской гробницы. Статуя сановника. 3 тыс.л. до н.э. Статуэтки из храма Абу

На стелах изображали

героические подвиги царя

Медная скульптурная голова

Стела царя Эаннатума. 2470г.до н.э.

Стела царя Нарамсина. 23 в.до н.э.

Золотой шлем из царской гробницы.

Статуя сановника.

3 тыс.л. до н.э.

Статуэтки из храма Абу

Статуя правителя Гудеа. 21в.до н.э. Резная печать. Литература. Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, легендами, пословицами, эпическими сказаниями и другими жанрами. Особый жанр представляли так называемые плачи – произведения о гибели шумерских городов в результате набегов соседних племён.  Самым знаменательным памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше, царе Урука. Письменность. Клинописное письмо названо так из-за сходства формы его знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями. Клинопись не была алфавитом, а содержала идеограммы, которые обозначали целые слова, либо гласные, либо слоги. Основным материалом для письма служили глиняные таблички. герой Гильгамеш, царь Урука.

Статуя правителя Гудеа. 21в.до н.э.

Резная печать.

Литература. Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, легендами, пословицами, эпическими сказаниями и другими жанрами.

Особый жанр представляли так называемые плачи – произведения о гибели шумерских городов в результате набегов соседних племён.

Самым знаменательным памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше, царе Урука.

Письменность. Клинописное письмо названо так из-за сходства формы его знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями. Клинопись не была алфавитом, а содержала идеограммы, которые обозначали целые слова, либо гласные, либо слоги. Основным материалом для письма служили глиняные таблички.

герой Гильгамеш, царь Урука.

 Ассиро-Вавилонская культура.   ВАВИЛОН   «Вавилон» - врата бога.  Культура древнего Вавилона во многом унаследовала шумерские культурные традиции, но она была и значительным шагом вперёд. Вавилон был характерным образцом городского центра того времени, административного, ремесленного и культурного. Город опоясан двойным кольцом крепостных стен (толщина до 6,5м.), имевший 8 ворот, носивших имена главных вавилонских богов. Наиболее важными из них были ворота богини Иштар (высота 12м.), напоминающие по форме триумфальную арку. Ворота были выложены бирюзовом глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений. На синем фоне ворот выделяются ряды рельефных и плоских, белых и желтых драконов (мушмушей), ритмично чередующихся с рядами жёлтых диких быков. Изразец ворот богини Иштар. Ворота богини Иштар Богиня Иштар. Изразец ворот богини Иштар.

Ассиро-Вавилонская культура. ВАВИЛОН «Вавилон» - врата бога. Культура древнего Вавилона во многом унаследовала шумерские культурные традиции, но она была и значительным шагом вперёд. Вавилон был характерным образцом городского центра того времени, административного, ремесленного и культурного. Город опоясан двойным кольцом крепостных стен (толщина до 6,5м.), имевший 8 ворот, носивших имена главных вавилонских богов. Наиболее важными из них были ворота богини Иштар (высота 12м.), напоминающие по форме триумфальную арку.

Ворота были выложены бирюзовом глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений.

На синем фоне ворот выделяются ряды рельефных и плоских, белых и желтых драконов (мушмушей), ритмично чередующихся с рядами жёлтых диких быков.

Изразец ворот богини Иштар.

Ворота богини Иштар

Богиня Иштар.

Изразец ворот богини Иштар.

Прекрасным архитектурным сооружением был дворец Навуходоноса 2, облицованный глазурованным кирпичом и изразцами. Знаменитые Висячие сады, построенные, по преданию, для жены царя, которая была мидянкой и тосковала по лесам своей родины, считались одним из чудес света. Музыкант. рельеф. Настенная роспись дворца. Богиня нюхающая цветок.  Рельеф. Голова царя Хаммурапи Стела царя Хаммурапи. 18в.до н.э.

Прекрасным архитектурным сооружением был дворец Навуходоноса 2, облицованный глазурованным кирпичом и изразцами. Знаменитые Висячие сады, построенные, по преданию, для жены царя, которая была мидянкой и тосковала по лесам своей родины, считались одним из чудес света.

Музыкант. рельеф.

Настенная роспись дворца.

Богиня нюхающая цветок.

Рельеф.

Голова царя Хаммурапи

Стела царя Хаммурапи. 18в.до н.э.

Ассирия. Военная мощь Ассирии, усилившаяся в 14в. До н.э., превратила её в крупную державу. Время наивысшего подъёма ассирийского искусства, которое в первую очередь служило воинственным целям и прославлению непобедимых ассирийских царей, приходится на 9 – 7 вв. до н.э.

Ассирийский город представлял собой крепость, обнесённую массивной стеной с башнями и рвом. Внутри располагалась цитадель (дворец, храмы и зиккурат), окружённая ещё одной стеной.

Входы во дворец охраняли шеду – огромные (5-6 м. в длину) фантастические существа с туловищем быка, крыльями орла и мужской головой, увенчанной двумя парами крутых бычьих рогов.

Художественный канон ассирийского искусства определялся идеей возвеличивания военной силы. В обобщённом образе царя нашёл воплощение ассирийский идеал красоты. Важная черта ассирийского искусства – попытка документально и наглядно передать последовательно развёртывающиеся действие. Большая часть рельефов – настоящая изобразительная летопись конкретных военных событий. Изображались сцены охоты царя и сцены бытовой жизни военного лагеря.

Шеду. 8в. до н.э.

Торжественная процессия

Статуя царя.

Рельеф из дворца Крылатое божество. Рельеф. 8в. до н.э. Царь на колеснице Пленные Раненый лев Пир в саду

Рельеф из дворца

Крылатое божество. Рельеф. 8в. до н.э.

Царь на колеснице

Пленные

Раненый лев

Пир в саду

 Персия.  Образовавшаяся в середине до н.э. империя Ахеменидов, выступив на смену ассирийской и вавилонской державам, стала наследницей древней культуры Передней Азии. Ахеменидское искусство, впитавшее в себя ассирийские, вавилонские, египетские и греческие культурные традиции, из разнородных влияний сумело создать единый художественный сплав. Архитектура и скульптурные рельефы Пересполя демонстрируют в основном одинаковые сцены. Четкость планировки, ритмические повторы мотивов, трафаретность фигур, каноничность поз и атрибутов создавали торжественное, пышное и церемониальное зрелище. Рельеф входной лестницы дворца Дария Ворота всех народов в Персеполе. 520-450гг. Пропилеи царя Ксеркса. Крылатый сфинкс из дворца Дария. Рельеф апады. Царь Дарий.

Персия. Образовавшаяся в середине до н.э. империя Ахеменидов, выступив на смену ассирийской и вавилонской державам, стала наследницей древней культуры Передней Азии. Ахеменидское искусство, впитавшее в себя ассирийские, вавилонские, египетские и греческие культурные традиции, из разнородных влияний сумело создать единый художественный сплав.

Архитектура и скульптурные рельефы Пересполя демонстрируют в основном одинаковые сцены. Четкость планировки, ритмические повторы мотивов, трафаретность фигур, каноничность поз и атрибутов создавали торжественное, пышное и церемониальное зрелище.

Рельеф входной лестницы дворца Дария

Ворота всех народов в Персеполе. 520-450гг.

Пропилеи царя Ксеркса.

Крылатый сфинкс из дворца Дария.

Рельеф апады.

Царь Дарий.

Рельеф апады. Эламский гвардеец царя Артаксеркса 2. Сфинкс. Рельеф. Персидское царство рухнуло под ударами македонской фаланги Александра Великого. «АХЕМЕДИНСКИЙ имперский стиль» широко распространившийся задолго до завоеваний Александра, создал единство культуры от Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве – эллинизма. Колонна Сузы. Рельеф из дворца Артаксеркса 2.

Рельеф апады.

Эламский гвардеец царя Артаксеркса 2.

Сфинкс. Рельеф.

Персидское царство рухнуло под ударами македонской фаланги Александра Великого.

«АХЕМЕДИНСКИЙ имперский стиль» широко распространившийся задолго до завоеваний Александра, создал единство культуры от Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве – эллинизма.

Колонна Сузы.

Рельеф из дворца Артаксеркса 2.