СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура речи учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Культура речи учителя"

Просмотр содержимого документа
«"Культура речи учителя"»

 КУЛЬТУРА РЕЧИ  УЧИТЕЛЯ

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает  Д.С. Лиханов   …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.  И.С. Тургенев

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает Д.С. Лиханов …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. И.С. Тургенев

Русский национальный язык   диалекты; профессионализмы; просторечие; жаргоны; арго; ненормативная лексика Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая бумажка общей культуры нации».

Русский национальный язык

  • диалекты;
  • профессионализмы;
  • просторечие;
  • жаргоны;
  • арго;
  • ненормативная лексика
  • Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая бумажка общей культуры нации».
ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА:  - правильность речи;  - речевое мастерство.

ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: - правильность речи; - речевое мастерство.

 КУЛЬТУРА РЕЧИ   Языковой компонент - языковые  нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпические Коммуникативный компонент: в ладение  стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речи Этический  компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

  • Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпические
  • Коммуникативный компонент: в ладение стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речи
  • Этический компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.
«Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

«Культура речи»

  • - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Мой верный друг,  мой друг коварный,  мой царь,  мой раб –  родной язык!  В. Брюсов

Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов

Нормы литературного языка орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи;  орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи;  стилистические.

Нормы литературного языка

  • орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи;
  • орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи;
  • лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи;
  • стилистические.
 Языковые нормы    устные   письменные   грамматические   левая туфля или  орфографические   тружеНик или  *левый  туфель?        *тружеННик?      орфоэпические   языков о й вуз или *языков ы й?     пунктуационные   Москва – столица России      лексические   класть или *ложить?

Языковые нормы

устные

письменные

грамматические левая туфля или

орфографические тружеНик или

*левый туфель?

*тружеННик?

орфоэпические языков о й вуз или *языков ы й?

пунктуационные Москва – столица России

лексические класть или *ложить?

Орфоэпический словарь  1935–40-х гг. Современный орфоэпический словарь сливо[шн]ый [чн] порядо[шн]ый [чн/шн] ябло[шн]ый [чн] игруше[шн]ый [чн] закусо[шн]ая [чн] було[шн]ая [чн/шн]

Орфоэпический словарь

1935–40-х гг.

Современный орфоэпический словарь

сливо[шн]ый

[чн]

порядо[шн]ый

[чн/шн]

ябло[шн]ый

[чн]

игруше[шн]ый

[чн]

закусо[шн]ая

[чн]

було[шн]ая

[чн/шн]

СКЛОНЯЮТСЯ  ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена  на согласный: Джек – у Джека Поль – о Поле Русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине:  Павлу Белоусу Иноязычные фамилии  на безударный гласный -а/-я : стихи Петрарки, картины Гойи Славянские фамилии на -а/-я : о Григории Сковороде  об Андрее Белке Русские двойные фамилии, если каждая  их часть самостоятельна: музыка Соловьева-Седого

СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ

  • Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у Джека Поль – о Поле
  • Русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине: Павлу Белоусу
  • Иноязычные фамилии на безударный гласный -а/-я : стихи Петрарки, картины Гойи
  • Славянские фамилии на -а/-я : о Григории Сковороде об Андрее Белке
  • Русские двойные фамилии, если каждая их часть самостоятельна: музыка Соловьева-Седого
НЕ СКЛОНЯЮТСЯ  ИМЕНА И ФАМИЛИИ  Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный: Паоло – о Паоло, Хосе – к Хосе  Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине : Наталье Белоус  Фамилии на -ых/-их:  Антону Красных, Светлане Красных Фамилии группы

НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ

  • Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный: Паоло – о Паоло, Хосе – к Хосе
  • Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине : Наталье Белоус
  • Фамилии на -ых/-их: Антону Красных, Светлане Красных
  • Фамилии группы "Животные. Предметы" Андрею Чиж, Елене Квадрат
  • Иноязычные фамилии на ударный -а/-я или на другой гласный: от Версаче
Фамилии на -иа/-ия : стихи Гарсия Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко  Славянские фамилии на -аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине Хитрово Первая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко  ,у Книппер-Чеховой  Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко

Фамилии на -иа/-ия : стихи Гарсия

Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко

Славянские фамилии на -аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине Хитрово

Первая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко ,у Книппер-Чеховой

Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ

1. Произношение  некоторых гласных афера (не *афёра )  бытие (не *бытиё )  манёвр (не * маневр )

1. Произношение некоторых гласных

  • афера (не *афёра ) бытие (не *бытиё ) манёвр (не * маневр )
2. Произношение  некоторых согласных коне[ш]но (не *коне[ч]но )  пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия )

2. Произношение некоторых согласных

  • коне[ш]но (не *коне[ч]но ) пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия )
3. Произношение  заимствованных слов п[о]эзия (не *п[а]эзия )  му[з'э]й (не *му[зэ]й )  ла[зэ]р (не * лаз['эр] )

3. Произношение заимствованных слов

  • п[о]эзия (не *п[а]эзия ) му[з'э]й (не *му[зэ]й ) ла[зэ]р (не * лаз['эр] )
4. Произношение  отдельных слов учреждение (не *уч[ е ]реждение )  инцидент (не *инци[ н ]дент )

4. Произношение отдельных слов

  • учреждение (не *уч[ е ]реждение ) инцидент (не *инци[ н ]дент )
5. Произношение  имён собственных Никар а гуа, Шри-Ланк а , Киж и , Ш[о]пен, Декарт [дэ], Алексий II

5. Произношение имён собственных

  • Никар а гуа, Шри-Ланк а ,
  • Киж и , Ш[о]пен,
  • Декарт [дэ], Алексий II
6. Трудности  ударения безвариантные формы: алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не *валовый), оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)

6. Трудности ударения

  • безвариантные формы:

алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не *валовый),

оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)

  Колебания:   Джинсовый  /джинсовый

Колебания: Джинсовый /джинсовый

   Варианты:   творог и творог  компас и компас  кулинария и кулинария

Варианты: творог и творог компас и компас кулинария и кулинария

7. Ударение в отдельных грамматических формах н а чат – начат а – н а чаты з а нят – занят а – з а няты в е домость – ведомост е й

7. Ударение в отдельных грамматических формах

  • н а чат – начат а – н а чаты
  • з а нят – занят а – з а няты
  • в е домость – ведомост е й
 Поставьте ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота  Большинство поэтов (считали, считало) К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов В гостиной стоял (а) диван-кровать Мать с ребенком пошла, пошли к врачу

Поставьте ударение в словах:

договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

Большинство поэтов (считали, считало)

К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова

Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов

В гостиной стоял (а) диван-кровать

Мать с ребенком пошла, пошли к врачу

 догов о р, доб ы ча, диспанс е р (э), дос у г, з а говор, катал о г, лом о ть, дрем о та, м о рщить, обесп е чение, опт о вый, ха о с, ход а тайствую, фен о мен, лом о та, зев о та    Большинство поэтов считали  К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова  Марина Цветаева – один из лучших поэтов  В гостиной стоял диван-кровать  Мать с ребенком пошли к врачу

догов о р, доб ы ча, диспанс е р (э), дос у г, з а говор, катал о г, лом о ть, дрем о та, м о рщить, обесп е чение, опт о вый, ха о с, ход а тайствую, фен о мен, лом о та, зев о та Большинство поэтов считали К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один из лучших поэтов В гостиной стоял диван-кровать Мать с ребенком пошли к врачу

Стиль педагогического  общения - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Стиль педагогического общения

- это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Виды стилей педагогического общения: 1) общение – устрашение; 2) общение – заигрывание ; 3) общение с четко выраженной дистанцией; 4) общение дружеского расположение; 5) общение совместной увлеченности).

Виды стилей педагогического общения:

  • 1) общение – устрашение;
  • 2) общение – заигрывание ;
  • 3) общение с четко выраженной дистанцией;
  • 4) общение дружеского расположение;
  • 5) общение совместной увлеченности).
Этапы подготовки речи  1этап . Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы .  2 этап . Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .  3 этап . Формирование текста выступления . 4 этап . Работа над речевой стороной выступления .  5 этап . Редактирование и запоминание выступления .  6 этап . Психологическая подготовка .  7 этап . Сохранение информации

Этапы подготовки речи

  • 1этап . Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы .
  • 2 этап . Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .
  • 3 этап . Формирование текста выступления .
  • 4 этап . Работа над речевой стороной выступления .
  • 5 этап . Редактирование и запоминание выступления .
  • 6 этап . Психологическая подготовка .
  • 7 этап . Сохранение информации
Коммукативные качества речи Точность Понятность Чистота Выразительность

Коммукативные качества речи

  • Точность
  • Понятность
  • Чистота
  • Выразительность
Требования к голосу учителя: Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью. Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.  Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым

Требования к голосу учителя:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  • Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью.
  • Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  • Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым
 ДИКЦИЯ Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.

ДИКЦИЯ

  • Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.
  КУЛЬТУРА РЕЧИ  УЧИТЕЛЯ

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ