КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает Д.С. Лиханов …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. И.С. Тургенев
Русский национальный язык
- диалекты;
- профессионализмы;
- просторечие;
- жаргоны;
- арго;
- ненормативная лексика
- Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая бумажка общей культуры нации».
ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: - правильность речи; - речевое мастерство.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
- Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпические
- Коммуникативный компонент: в ладение стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речи
- Этический компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.
«Культура речи»
- - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов
Нормы литературного языка
- орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи;
- орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи;
- лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи;
- стилистические.
Языковые нормы
устные
письменные
грамматические левая туфля или
орфографические тружеНик или
*левый туфель?
*тружеННик?
орфоэпические языков о й вуз или *языков ы й?
пунктуационные Москва – столица России
лексические класть или *ложить?
Орфоэпический словарь
1935–40-х гг.
Современный орфоэпический словарь
сливо[шн]ый
[чн]
порядо[шн]ый
[чн/шн]
ябло[шн]ый
[чн]
игруше[шн]ый
[чн]
закусо[шн]ая
[чн]
було[шн]ая
[чн/шн]
СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ
- Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у Джека Поль – о Поле
- Русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине: Павлу Белоусу
- Иноязычные фамилии на безударный гласный -а/-я : стихи Петрарки, картины Гойи
- Славянские фамилии на -а/-я : о Григории Сковороде об Андрее Белке
- Русские двойные фамилии, если каждая их часть самостоятельна: музыка Соловьева-Седого
НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ
- Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный: Паоло – о Паоло, Хосе – к Хосе
- Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине : Наталье Белоус
- Фамилии на -ых/-их: Антону Красных, Светлане Красных
- Фамилии группы "Животные. Предметы" Андрею Чиж, Елене Квадрат
- Иноязычные фамилии на ударный -а/-я или на другой гласный: от Версаче
Фамилии на -иа/-ия : стихи Гарсия
Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко
Славянские фамилии на -аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине Хитрово
Первая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко ,у Книппер-Чеховой
Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ
1. Произношение некоторых гласных
- афера (не *афёра ) бытие (не *бытиё ) манёвр (не * маневр )
2. Произношение некоторых согласных
- коне[ш]но (не *коне[ч]но ) пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия )
3. Произношение заимствованных слов
- п[о]эзия (не *п[а]эзия ) му[з'э]й (не *му[зэ]й ) ла[зэ]р (не * лаз['эр] )
4. Произношение отдельных слов
- учреждение (не *уч[ е ]реждение ) инцидент (не *инци[ н ]дент )
5. Произношение имён собственных
- Никар а гуа, Шри-Ланк а ,
- Киж и , Ш[о]пен,
- Декарт [дэ], Алексий II
6. Трудности ударения
алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не *валовый),
оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)
Колебания: Джинсовый /джинсовый
Варианты: творог и творог компас и компас кулинария и кулинария
7. Ударение в отдельных грамматических формах
- н а чат – начат а – н а чаты
- з а нят – занят а – з а няты
- в е домость – ведомост е й
Поставьте ударение в словах:
договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота
Большинство поэтов (считали, считало)
К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова
Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов
В гостиной стоял (а) диван-кровать
Мать с ребенком пошла, пошли к врачу
догов о р, доб ы ча, диспанс е р (э), дос у г, з а говор, катал о г, лом о ть, дрем о та, м о рщить, обесп е чение, опт о вый, ха о с, ход а тайствую, фен о мен, лом о та, зев о та Большинство поэтов считали К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один из лучших поэтов В гостиной стоял диван-кровать Мать с ребенком пошли к врачу
Стиль педагогического общения
- это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Виды стилей педагогического общения:
- 1) общение – устрашение;
- 2) общение – заигрывание ;
- 3) общение с четко выраженной дистанцией;
- 4) общение дружеского расположение;
- 5) общение совместной увлеченности).
Этапы подготовки речи
- 1этап . Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы .
- 2 этап . Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .
- 3 этап . Формирование текста выступления .
- 4 этап . Работа над речевой стороной выступления .
- 5 этап . Редактирование и запоминание выступления .
- 6 этап . Психологическая подготовка .
- 7 этап . Сохранение информации
Коммукативные качества речи
- Точность
- Понятность
- Чистота
- Выразительность
Требования к голосу учителя:
- Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
- Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
- Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью.
- Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
- Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым
ДИКЦИЯ
- Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.
КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ