СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Руси Ивана III

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация иллюстрирует вклад Ивана III в развитие культуры России.

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси Ивана III»

  Вступив на престол в возрасте 22 лет, Иван III , сын Василия II Темного, правил 43 года, с 1462 по 1505 год. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км 2 , а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км 2 . 1440 — 1505

Вступив на престол в возрасте 22 лет, Иван III , сын Василия II Темного, правил 43 года, с 1462 по 1505 год. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км 2 , а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км 2 .

1440 — 1505

400 тыс. км 2 - более 2 млн. км 2

400 тыс. км 2 - более 2 млн. км 2

Василий II , отец Ивана, ослепленный своими конкурентами, провозгласил своего восьмилетнего сына Ивана Великим князем и соправителем отца. События тревожного детства научили Ивана III быть осторожным, дипломатичным, а где необходимо – действовать жестко и решительно. Вскоре Иван начинает выполнять важные военные и политические поручения. В 12-летнем возрасте Иван уже возглавляет военный поход.

Василий II , отец Ивана, ослепленный своими конкурентами, провозгласил своего восьмилетнего сына Ивана Великим князем и соправителем отца. События тревожного детства научили Ивана III быть осторожным, дипломатичным, а где необходимо – действовать жестко и решительно.

Вскоре Иван начинает выполнять важные военные и политические поручения. В 12-летнем возрасте Иван уже возглавляет военный поход.

1462 – 1464 гг. - подчинение суздальско- нижегородских и ярославских земель; 1468  г. - окончательное присоединение Ярославского княжества; 1472  г. - включение «Великой Перми» в состав Московского государства; 1474  г. - приобретение второй половины Ростовского княжества; 1478  г. - подчинение Новгородской феодальной республики Знаменитый вечевой колокол, как символ самостоятельности Новгорода был снят и перевезен в Москву.
  • 1462 – 1464 гг. - подчинение суздальско- нижегородских и ярославских земель;
  • 1468 г. - окончательное присоединение Ярославского княжества;
  • 1472 г. - включение «Великой Перми» в состав Московского государства;
  • 1474 г. - приобретение второй половины Ростовского княжества;
  • 1478 г. - подчинение Новгородской феодальной республики

Знаменитый вечевой колокол, как символ самостоятельности Новгорода был снят и перевезен в Москву.

 1485  г. - покорение Твери, окруженной Московскими землями;  1487  г. - покорение Казани; 1489  г. - вхождение в состав Московского княжества Вятской земли; 1503  г. - многие князья русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к Московскому князю ;
  • 1485 г. - покорение Твери, окруженной Московскими землями;
  • 1487 г. - покорение Казани;
  • 1489 г. - вхождение в состав Московского княжества Вятской

земли;

  • 1503 г. - многие князья русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от

Литвы к Московскому князю ;

Авторитет Москвы значительно возрос после ее освобождения от власти Золотой Орды. В 1476 г. Иван III отказался платить дань Орде. На глазах у ордынских послов и русских бояр Иван разорвал и растоптал договор с Ордой. Он заявил, что больше не подчиняется хану и не будет платить ему дань. Ханские послы были изгнаны.

Авторитет Москвы значительно возрос после ее освобождения от власти Золотой Орды. В 1476 г. Иван III отказался платить дань Орде. На глазах у ордынских послов и русских бояр Иван разорвал и растоптал договор с Ордой. Он заявил, что больше не подчиняется хану и не будет платить ему дань. Ханские послы были изгнаны.

 Орда начала готовить поход на русские земли. В 1480 г. ее войска подошли к пограничной реке Угре, однако не решились атаковать армию Московского княжества. После «стояния» на реке Угре власть потомков Чингисхана над русскими землями прекратилась.

Орда начала готовить поход на русские земли. В 1480 г. ее войска подошли к пограничной реке Угре, однако не решились атаковать армию Московского княжества. После «стояния» на реке Угре власть потомков Чингисхана над русскими землями прекратилась.

Культура объединенной России Герб РФ начинает свою историю с герба, утверждённого Иваном Изображение на нём двуглавого орла - символ гармонии земной и небесной власти. А переняла Россия этот герб от Византии, которая к этому времени была покорена турками. Герб Византии

Культура объединенной России

Герб РФ начинает свою историю с герба, утверждённого Иваном Изображение на нём двуглавого орла - символ гармонии земной и небесной власти. А переняла Россия этот герб от Византии, которая к этому времени была покорена турками.

Герб Византии

Держава и скипетр, барма, шапка Мономаха – символы царской власти Печать Ивана III

Держава и скипетр, барма, шапка Мономаха –

символы царской власти

Печать Ивана III

При Иване III впервые:  с 1492г. появился новый титул князя - «Государь всея Руси»;  в 1497г. принят первый сборник единого государства – Судебник;  в 1497 г. первый русский посол Плещеев был послан в Стамбул;  князь привлекал иностранных специалистов для строительства Кремля.

При Иване III впервые:

  • с 1492г. появился новый титул князя - «Государь всея Руси»;
  • в 1497г. принят первый сборник единого государства – Судебник;
  • в 1497 г. первый русский посол Плещеев был послан в Стамбул;
  • князь привлекал иностранных специалистов для строительства Кремля.
Вместо обветшалых стен Кремля были сооружены новые стены и башни из красного кирпича. Новый Кремль, построенный в конце XV  – начале XVI в., в основном сохранился и до наших дней. 10

Вместо обветшалых стен Кремля были сооружены новые стены и башни из красного кирпича. Новый Кремль, построенный в конце XV – начале XVI в., в основном сохранился и до наших дней.

10

Желая подчеркнуть возросшее величие Московского государства, Иван III задумывает грандиозную перестройку Кремля. Русские мастера создали в Кремле жилой дворец для государя и Грановитую палату для торжественных приемов.

Желая подчеркнуть возросшее величие Московского государства, Иван III задумывает грандиозную перестройку Кремля. Русские мастера создали в Кремле жилой дворец для государя и Грановитую палату для торжественных приемов.

1475-начало строительства Успенского собора в Москве (Аристотель Фиораванти) Успенский собор Московского кремля является единственным, полностью сохранившемся до наших дней первых зданий Москвы. Так же он является первым каменным сооружением города. Вот уже на протяжении 6 веков храм является главным храмом страны. Издревле здесь проходили венчания на престол и коронования императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

1475-начало строительства Успенского собора в Москве (Аристотель Фиораванти)

Успенский собор Московского кремля является единственным, полностью сохранившемся до наших дней первых зданий Москвы. Так же он является первым каменным сооружением города. Вот уже на протяжении 6 веков храм является главным храмом страны. Издревле здесь проходили венчания на престол и коронования императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор Благовещенский собор – самый знаменитый московский храм. Он расположен на Соборной площади в Кремле. Храм является одним из самых старинных в Москве. Благовещенский собор был заложен в 1484 году по распоряжению Ивана III. Собор был домовым храмом великокняжеской семьи, а позже и царской семьи. 10

Благовещенский собор

Благовещенский собор – самый знаменитый московский храм. Он расположен на Соборной площади в Кремле. Храм является одним из самых старинных в Москве. Благовещенский собор был заложен в 1484 году по распоряжению Ивана III. Собор был домовым храмом великокняжеской семьи, а позже и царской семьи.

10

Колокольня Ивана Великого  В 1505 году итальянский архитектор Фрязин приступил к строительству церкви, постройка которой была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи таких высоких каменных храмов ещё не видела: высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

Колокольня Ивана Великого

В 1505 году итальянский архитектор Фрязин приступил к строительству церкви, постройка которой была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи таких высоких каменных храмов ещё не видела: высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

Церковь Ризоположения В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии была построена церковь Ризоположения. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. . 10

Церковь Ризоположения

В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии была построена церковь Ризоположения. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.

.

10

Иван III в 1505г. занялся перестройкой Архангельского собора и пригласил для этого итальянского архитектора Алевиза Нового или Фрязина.  Был закончен в 1508 г. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы, сочетание трех малых и одного большого круглых окон.  Архангельский собор

Иван III в 1505г. занялся перестройкой Архангельского собора и пригласил для этого итальянского архитектора Алевиза Нового или Фрязина.  Был закончен в 1508 г. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы, сочетание трех малых и одного большого круглых окон. 

Архангельский собор