Парачук А.В.- методист
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Культурное наследие – диалог столетий
Ведущим звеном реализации комплексно-целевых программ воспитания школьников определен девиз «Культурное наследие – диалог столетий».
Цели и задачи:
воспитание человека культуры – личности творческой. Творчество проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в учебе, быту, организации досуга, межличностном общении;
создание модели воспитания школьников с учетом региональных особенностей через активное включение культурно-исторического потенциала городов в воспитательное пространство;
поиск эффективных форм приобщения учащихся к социально-творческой деятельности, нейтрализации негативных воздействий социума.
Человеку культуры присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты. С целью формирования навыков культурного общения, нравственных форм поведения рекомендуется организация системы классных часов и внеклассных мероприятий с широким использованием разнообразных форм, методов и видов деятельности: ролевые и деловые игры, ток-шоу, викторины, клубные дни, этические тренинги, заочное путешествие, тренинги общения, игры коммуникации, интеллектуальные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры, уроки этикета, уроки этической грамматики, конкурсы, светская гостиная, семейный лекторий, школьные балы и вечера, праздники, литературно-музыкальная гостиная, театральная педагогика, музейная педагогика, нравственно-мотивационные беседы, моделирование и анализ ситуаций общения, путешествие в страну права, шефская работа.
Тематика.
В гостях у этикета
«На дне рождения у Мальвины».
Игровая программа для младших школьников и их родителей. Игры и конкурсы: «Приглашение», «Знакомство», «Сервировка стола по меню», «Десертные блюда», «Черный ящик», «Застольный этикет», «Танцевальный этикет», «Садимся за стол», «Сложи салфетку», «Не для этого в гости идут, что есть нечего» и др.
«Культура этикета».
Игровая программа для старших школьников. Игровые конкурсы: «История этикета», «Приветствие, представление», «Знакомство», «Этикет пушкинского времени» (элементы быта нач. ХIХв. По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», балы, одежда, театральный этикет, народные обычаи, дендизм, дуэли), «Светский этикет», конкурс-кроссворд «Этикет в зеркале истории».
«Светская гостиная». Цикл мероприятий с использованием материалов по культуре, истории родного города.
«Гостевой этикет».
«Чайный калейдоскоп»;
«Культура чаепития»;
«Самовар вскипел, все к столу» (познавательно игровая программа для начальной школы);
«Прошу к столу»;
«Угощайтесь пожалуйста»;
«Идем в гости»;
«Приглашаем гостей»;
«Как развлекать гостей»;
«Гость – хозяину радость»;
«В гостях у Мальвины»;
«Мальвины приглашает гостей»;
«Звонят, откройте дверь»;
«Подарки», «Каким должен быть подарок»;
«Музыкальная гостиная Ирины Паскевич»;
«Семейные даты и праздники».
Деловой этикет.
«Правила хорошего тона в компьютерных сетях»;
«Обязательный ли ты человек»;
«Имидж – путь к успеху»;
«Культура речи»;
«Разговор по телефону»;
«Приветствие и представление»;
«В школе. Правила жизни в коллективе»;
«Манера поведения»;
«Переписка», «Пишем письма»;
Этикет в вопросах и ответах»;
«Навыки хорошего поведения»;
«Деликатный человек»;
«Руки нужная вещь, а хлопот с ними не оберешься»;
«Хорошие манеры, маленький экзамен»;
«Тысяча мудрых советов»;
Клуб «Визит»;
«Если хочешь собрать мед, не опрокидывай улей», психологический марафон.
Выходим из дома.
«В человеке должно быть все прекрасно»;
«Хорошо ли ты выглядишь»;
«Посмотрим на себя со стороны»;
«По одежке встречают»;
«Экскурсия, загородная прогулка»;
«В трамвае, в автобусе»;
«В театре, в кино, в концерте и на стадионе»;
«Потанцуем», «Умеешь ли ты танцевать», школьный бал;
«Идем на школьный вечер»;
«Как всегда быть в форме»;
«Хороший тон вне дома»;
«Мудрость правил поведения»;
«Водительские права на дорогах жизни»;
Собираясь в дорогу»;
«Чудесное время – каникулы»;
«Экологическая этика»;
«Как вести себя в общественных местах»;
«Шел трамвай по городу»;
«О чем рассказали двери?».
Искусство общения.
«Школа хороших манер. Учитесь властвовать собой».
«Имидж – путь к успеху»;
«Как разговаривать по телефону»;
«Светские диалоги»;
Культура речи»;
«Будьте обходительны»;
«Приветствие и представление»;
«Четыре кита этикета»;
«Мы живем среди людей»;
«Воспитанный человек»;
«Тонкости человеческого общения»;
«Культура общения»;
«Вежливость не парадный костюм, а повседневная одежда»;
«Кавалер» и «Дама» - правила хорошего тона;
«Этикет и искусство общения»;
«Искусство вести беседу»;
«Слово о такте и бестактности»;
«Хорошие манеры – привычка и внутренняя потребность»;
«Ненастоящие мужчины»;
«Конфликты нашей жизни»;
«Азбука вежливости»;
«Хорошие манеры в рисунках и примерах»;
«Этикетные нормы невербальных приветствий» конкурс;
«Шурин, брат, сват» (термины родства и свойства, обряды и обычаи взаимоотношений);
«Мерило народной этики»;
«Два чувства дивно близки нам…» (семейные взаимоотношения);
«Вся семья вместе, так и душа на месте» (семейно-бытовые обряды) урок этической грамматики.
Театральная педагогика.
«Неделя театра» (беседы, конкурсы, викторины, театральные гостиные, заочные путешествия, посещение театров, выставок, игровая театральная педагогика, интеллектуальные игры и др.).
«Гомельский драмтеатр»; «Театры родного города»; «Музы не молчали»; «История рождения белорусского театра».
«Театральный этикет». Игровая программа: конкурсы «Театральный этикет», «Эрудит театра», «Конкурс джентльменов», карты-задания для команд в рисунках, фотографиях, ксерокопиях, кроссвордах и др., «Ситуации» (разыгрывание ситуаций в соответствии с этическими нормами).
«Мы идем в театр», игровая программа;
«Евгений Онегин» глазами знатоков этикета», конкурс;
«Театр-экспромт»;
«Пять минут с искусством»;
«На балу у Золушки», новогоднее театрально-музыкальное представление;
«Кружится вальса вихрь шумный…», музыкально-поэтическая композиция.
Музейная педагогика.
Занятия в музее деревенского быта;
«Чему учит история родного края» интеллектуальные игры;
«Народное искусство»;
Викторины знатоков народной культуры родного края (загадки, ребусы, кроссворды, «поле чудес»);
«Что нам стоит дом построить» (знакомство с интерьером и утварью крестьянского дома, магическая охранительная роль украшений, их символика);
Мастерская народных ремесел (знакомство с ремеслами родного края, изготовление поделок из доступных материалов);
«Мастерская Марьи-искуссницы» школьная выставка-конкурс на лучшую модель белорусского народного костюма (эскиз, панно, одежда для куклы, головной убор, вышивка, элементы отделки костюма, книжки-малышки с рассказом о деталях украшения костюма»);
«Ума палата», экскурсия в музей, библиотеку;
«В мире народной культуры», игра-путешествие;
«Твоя родословная»;
«По городам родного края», заочное путешествие (предания, легенды, имена славных людей, культурные памятники).