Ход урока. Организационный момент. (1-3 минуты) Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему но для начала проверим домашнее задание. Проверка домашнего задания. (10 минут) Итак, рассказать о распространении живых организмов и их многообразии. Второй вопрос. Рассказать о общих признаках живых организмов и их роль в природе и жизнедеятельности человека. Рассказать о биологических науках. На слайде. Какой вклад ученые внесли в развитие науки. Изучение нового материала (25 минут) Теперь откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока Растения приспособлены к любой среде обитания. В морях, озерах и реках существуют водные растения Большинство растений живет на суше. При этом их корни "осваивают" почву, а надземные части находятся в воздушной среде. В любой среде обитания растения соседствуют с грибами, бактериями и животными. Слайд 1 Если изучением животных занимается наука зоология, то вот грибы и бактерии так же, как и растения, интересуют ученых-ботаников. Представь себе, что в погожий летний день ты находишься в лесу. Оглядись! Ты видишь разные растения, грибы, тебя окружают невидимые простым глазом бактерии. Все они - представители разных царств. Но не пугайся, эти царства воевать никогда не будут. Наоборот, они живут очень мирно и даже помогают друг другу. Слайд 4 В царстве растений сосуществуют высшие и низшие растения. Если внимательно рассмотреть водоросль (например, такую как фукус) то мы не найдем у нее ни корней, ни стебля, ни листьев. Растение, имеющее такое строение, называется низшим. Тело высших растений разделено на органы, а низшего растения – нет. Слайд 5 Высшие растения разных видов различаются не только по строению вегетативных и репродуктивных органов, но и по общему внешнему облику. Внешний облик растения называется его жизненной формой. Давайте посмотрим, какие же бывают жизненные формы растений. Дерево, кустарник и трава. Слайд6 На вопрос, что такое береза, дуб, клен даже первоклассник сразу ответит: "Деревья". У деревьев есть один главный стебель. Обычно он толстый, мощный и одревесневший. Стебель деревьев называется стволом. На верхней части ствола располагаются многочисленные ветви. Деревья - многолетние растения. Они могут жить очень долго и достигать большой высоты. Так, дуб может прожить до 1000 лет, а австралийский эвкалипт достигает высоты 100 метров Слайд7 У кустарников, в отличие от деревьев, не один мощный ствол, а несколько стволов поменьше. Стволы кустарника отходят от общего основания, которое располагается в верхнем слое почвы. Такую жизненную форму имеют лесной орех, бузина, смородина, крыжовник и многие другие растения. Кустарники, как и деревья, всегда многолетние растения, хотя живут и не так долго. Слайд 8 Стебли трав, как правило, зеленые. Их высота меньше, чем у деревьев и кустарников. Однако и среди них встречаются тропические гиганты. Так, травянистое растение банан может достигать высоты 6-15 метров. У многих травянистых растений надземная зеленая часть на зимний холодный период отмирает и вновь отрастает с приходом весны. Слайд 9 По сравнению с другими растениями, цветковые имеют больше всего органов. Поэтому давай на их примере и разберемся, какие же органы могут быть у растений.У цветковых растений выделяют вегетативные и репродуктивные органы. Обычно основную массу растения составляют вегетативные органы. К ним относятся корни и побеги. Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение). К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена. Слайд 10 Давай сравним ромашку с могучим дубом. Смотри, и у ромашки, и у дуба есть корень. Вот и стебель. У ромашки он тоненький, а у дуба - это огромный ствол. А это лист. Растения, у которых есть корень, стебель и листья, называются высшими. Слайд 11 Грибы помогают деревьям добывать из почвы минеральные вещества, а деревья, в знак благодарности, снабжают их сахарами. Мельчайшие бактерии могут найти для себя "дом" в корнях клевера, гороха и других растений. Платят они за гостеприимство тем, что помогают получать очень нужное растению вещество - азот. Без помощи бактерий растение с этой задачей не справилось бы. Слайд 12 Высшие растения – самая многочисленная группа растений на Земле. Среди них самое значимое место занимают цветковые растения. Тебе, наверняка, хорошо знакомы многие цветковые растения. Это колокольчик и береза, морковь и яблоня, ландыш, клевер, пшеница и многие другие. Тело цветковых растений включает в себя следующие органы: корни, побеги, цветки, плоды с семенами. Слайд 13 Что такое побег? Куда он бежит? К свету, к солнцу. Потому что побег - это надземная часть растения. Он состоит из стебля и листьев. Стебли и листья есть не только у цветковых растений, а вот цветки и плоды - только у них. Существует народное поверье, что человек, нашедший в летнюю ночь в лесу цветок папоротника, будет счастлив. Очень красивая сказка! Но... у папоротника цветков не бывает никогда. Нет их и у хвойных деревьев. Эти растения к цветковым не относятся. Слайд14 Вегетативные органы растения выполняют свои определенные функции (работу), необходимые для нормальной жизни растения. Листья растения улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества. Листья активно участвуют в дыхании растения, ведь дышат все живые организмы. К стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки. А затем - плоды, появляющиеся на месте цветков. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода. Для того, чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали ее из земли и подавали вверх по стеблю. Слайд15 Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение). К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена. Основную часть своей жизни растение может преспокойно существовать, обходясь только вегетативными органами. А вот когда приходит пора размножения, без репродуктивных органов не обойтись. Сначала расцветают цветки. Затем на месте цветков появляются плоды, в которых зреют семена. Созревшие семена, попадая в землю, через какое-то время прорастают, давая начало новым растениям. Так, например, появился молодой дубок, который ты видишь на рисунке. Из гигантского семени сейшельской пальмы вырастает такая же сейшельская пальма. А из семян лютика появляются, конечно же, лютики. Слайд 16 Домашнее задание (1-2 минуты) А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Домашнее задание стр 4-12 запись в тетради Урок окончен до свиданья! |