СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУЛЕШ Ю. С. Урок "Предложения с прямой речью", РЯиЛ 2019-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока КУЛЕШ Ю.С. "Предложения с прямой речью", 2019-11

Просмотр содержимого документа
«КУЛЕШ Ю. С. Урок "Предложения с прямой речью", РЯиЛ 2019-11»

Кулеш Ю. С., ГУО «Воронянский детский сад – средняя школа» Островецкого района Гродненской области

Урок

Тема. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предло-жениях с прямой речью

Цель урока:

  • образовательная: дать представление и закрепить знания о прямой речи и словах ав­тора, об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью;

  • развивающая: содействовать форми­рованию умений правильно пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, спо­собствовать развитию навыков конструирова­ния предложений с прямой речью, аналити­ческого мышления, коммуникативных навы­ков, навыков самоанализа и самокоррекции деятельности и деятельности товарищей через работу в парах, по заданному алгоритму;

  • воспитательная: создать условия для развития интереса к чтению.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Межпредметные связи: русская литера­тура.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, мо­бильный компьютерный класс, магниты, учебник, маршрутные листы, компьютерная программа «Тестировщик easyQuizzy», про­грамма SmartNotebook.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Цель этапа (прогнозируемый резуль­тат): психологическая готовность класса к учебному занятию, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе на учебном занятии.

  • Ребята, любите ли вы читать сказки? Какие сказки вам больше всего нравятся? Кто является вашим любимым сказочным героем? (Ответы учащихся.)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель этапа (прогнозируемый резуль­тат): подготовить учащихся к овладению новыми знаниями, наличие мотивации.

Педагогическая задача: способствовать формированию познавательных мотивов, соз­дать условия для самоопределения учащихся на деятельность.

Приём «Ворота Затруднений»

  • Вместе с героями любимых сказок мы отправимся в увлекательное и познаватель­ное путешествие по городу Знаний, в кото­ром вы узнаете много нового о предложени­ях. Путь будет нелёгким: на каждом шагу вас будут подстерегать ловушки и неожи­данности, с которыми предстоит справиться. У нас есть карта путешествия (приложение 1) с обозначением всех остановок. Кроме того, у каждого из вас имеется маршрутный лист (приложение 2), в котором вы будете выпол­нять задания в ходе путешествия и оцени­вать свою работу.

Попасть в сказочный город можно толь­ко через заколдованные ворота Затрудне­ний. Злой-презлой тролль хочет нам поме­шать. Но я думаю, что осколки его зеркала не попали вам в глаза и сердца, вместе мы справимся с этой задачей. На доске вы види­те предложения:

Р(и,е)ка н(и,е)сёт меня к Каю.

Р(и,е)ка н(и,е)сёт меня к Каю ск(о,а)зала Герда.

Решите орфографические задачи, рас­ставьте недостающие знаки препинания. (Двое учащихся работают у доски.)

— Ребята, при записи какого предложе­ния у вас возникли затруднения? (Сложно было расставить знаки препинания во вто­ром предложении.)

— В каком предложении содержится до­словная передача мысли Герды? Кто её про­износит? Как вы это узнали? Какое слово вам помогло? (Помогло слово «сказала»это указание на точное воспроизведение слов говорящего и комментарий, кто и как произносит эти слова.)

— Найдите в учебнике информацию о том, как называется речь того, кто её произ­носит. (Ответы учащихся.)

— Ребята, как вы думаете, чему мы долж­ны сегодня научиться? (Ответы учащихся.)

На слайде демонстрируются цели урока:

— должны узнать, что такое прямая речь и слова автора;

— научиться расставлять знаки препина­ния в предложениях с прямой речью;

— научиться создавать предложения с прямой речью.


— Очень важно не только грамотно по­строить предложение с прямой речью, но и правильно расставить в нём знаки препина­ния. От места расположения слов автора и прямой речи зависит выбор нужных знаков препинания.

На слайде — схема знаков препинания:


— Вернёмся к нашему предложению: по­пробуйте правильно расставить знаки препи­нания и создать его схему.

Самостоятельная работа учащихся, за­тем один ученик подходит к доске и запи­сывает схему.

— Ребята, обратите внимание, что вопро­сительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка — после них. Да­вайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с пря­мой речью. Какими будут ваши действия, вы решите сами, расставив в нужной после­довательности элементы нашего алгоритма, находящиеся в маршрутных листах.


Ученики расставляют части алгоритма в нужной последовательности.

На доску крепятся составляющие алго­ритма.

  • Определить границы П и А.

  • Определить, сколько предложений включает П.

  • Охарактеризовать предложения П по цели высказывания и интонации.

  • Сделать вывод, нарисовать схемы.


III. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа (прогнозируемый резуль­тат ): усвоение и закрепление новых зна­ний.

Педагогическая задача: организовать це­ленаправленную деятельность учащихся по усвоению и закреплению новых знаний, раз­витию их творческих способностей.

  1. Улица Умений (работа в парах).

— Теперь прогуляемся по улице Умений. Незнайке поручили ответственное задание, а он его не может выполнить. Поможем? Нуж­но составить схему каждого предложения.

«Я в школу пойду», — сказал Филиппок матери.

«П», — а.

И чайник шепнул утюгу: «Я больше идти не могу».

А: «П».

И спросили блюдца: «Не лучше ль вер­нуться? »

А: «П?»

Представитель от пары записывает схе­мы на доске.

  1. Река Точек и Кавычек.

— Чтобы продолжить наше путешествие, необходимо преодолеть вплавь реку Точек и Кавычек. Но бог воды Посейдон разгневал­ся на нас: он перепутал все схемы, послав на них сильнейший вихрь. Осталось только несколько правильных схем. Давайте най­дём их.

Правильные схемы Неправильные схемы

1. А – «П»?

2. : П, – «а».

3. А: «П?»

4. «П, — а».

5. А: — «П!»

6. «П», — а.

7. А: «П.»

8. А: «П».

Задание выполняется на интерактивной доске.


3. Остановка у Циклопа.

— Вы подружились с Посейдоном, но те­перь вам мешает двигаться дальше циклоп Полифем: своими могучими руками он раз­бросал слова из предложений с прямой ре­чью в хаотичном порядке. Составьте пред­ложение, которое бы соответствовало схеме «П», — а. Не забывайте расставлять знаки препинания.

в лес мы рубить сказала дрова пойдём мачеха

Ответ: «Мы пойдём в лес дрова ру­бить», — сказала мачеха.

Задание выполняется на интерактивной доске. Предложение записывается в тет­ради.

— Ребята, какой глагол помог вам узнать слова автора в данном предложении? (Ска­зала.)

Знаете ли вы, что в русском языке более 300 подобных глаголов-помощников? Посмотрите на слайд (приложение 3). Эти глаголы помогут вам повеселиться на по­движном маскараде у Белоснежки. Именно туда мы с вами и отправимся.

Физкультминутка «Маскарад прямой речи у Белоснежки»

— Своими знаниями вы усмирили вихрь, восстановили дружбу с Посейдоном, испра­вили ошибки Полифема. А теперь мы с вами отправимся на подвижный маскарад предло­жений с прямой речью к Белоснежке. Если вы будете слышать предложение, в котором слова автора предшествуют прямой речи, то встаёте и хлопаете в ладоши. Если прямая речь предшествует словам автора, то встаете и топаете ногами. Но будьте внимательны: если вы услышите простое предложение без прямой речи, то встаёте и поднимаете руки вверх. Готовы?

  • Кто под солнцем и луной затмевает всех красой?

  • А зеркальце промолвило с усмешкой: «Прекраснее всех Белоснежка».

  • «Какая красавица!»воскликнули гномы.

  • Гномы предостерегли её: «Берегись сво­ей мачехи».

  • У гномов в лесу вы ищите ответмилей Белоснежки на свете нет.

  • Обрадованный королевич ответил: «Ты мне дороже всех на свете, будь моей женой».

  • На пир была приглашена и злая маче­ха Белоснежки.

— Молодцы, ребята, займите свои места за партами.


4. Дом Переделкино.

— После подвижного и активного маска­рада вы очутились в доме Переделкино в гостях у Кота в сапогах, который тоже под­готовил вам задание: необходимо переделать предложения так, чтобы прямая речь стояла перед словами автора.

  • Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

  • Людоед ответил: «Конечно, могу».

  • Кот в сапогах сказал: «Тогда преврати­тесь, пожалуйста, в мышь!»

— Ребята, как называется выделенное слово? (Обращение.)


IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Цель этапа (прогнозируемый результат): выполнение дифференцированных заданий, выявление ошибок и их коррекция.

Педагогическая задача: установить осмысленность усвоения учащимися нового материала, создать условия для самоконтро­ля, самокоррекции, стимулировать к самооб­разованию.

Площадь Умников

Побывав в доме у Кота в сапогах, мы с вами оказались на площади Умников. Здесь всё точно и конкретно. Мы разделимся на две группы: часть ребят будет самостоятельно двигаться по площади, выполняя задания на компьютере, а часть отправится в гости к Красной Шапочке.

(Учащиеся 4—5 уровня выполняют тест, приложение 4.)

— Беда случилась у Красной Шапочки: Серый Волк перепутал соотношение предло­жений и их схем. Помогите Красной Шапоч­ке исправить эту ошибку, соотнесите схемы с предложениями.

А. Собралась Красная Шапочка, пошла самой длинной до­рогой к бабушке.

1. Нет ответа

Б. А бабушка спрашивает: «Кто там?»

2. А: «П?»

В. «Куда ты идёшь, Красная Шапочка?» — ласково спросил Серый Волк.

3. «П», — а.

Г. Бабушка крикнула из постели: «Внученька, дёрни за ве­рёвочку, дверь откроется!»

4. А: «П!»

Д. «Чтобы лучше тебя слышать, деточка», — ответила ба­бушка

5. «П?» — а.


Проверка правильности выполнения за­дания осуществляется на интерактивной доске.

Демонстрируется слайд с целями урока.

— Посмотрите ещё раз на цели урока, которые каждый из вас поставил перед со­бой в начале занятия. Помогли ли вам раз­нообразные задания достичь их? (Ответы учащихся.)


V. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа (прогнозируемый резуль­тат ): осмысление учащимися своего психо­логического состояния на учебном занятии.

Педагогическая задача: создать условия для определения учащимися своего психоло­гического состояния.

«Гора Олимп»

  • Ребята, а где вы ранее встречали на­звание горы Олимп? (При изучении на уроках русской литературы мифов Древней Греции.)

  • Подняться на эту гору непросто. Вер­шины достигнет лишь тот, кто хорошо усвоил тему сегодняшнего урока. Выясним, на­сколько высоко вы взобрались на неё. А по­может нам древнегреческий герой Геракл, который приготовил для вас последнее испытание — оценить свою работу на уроке и дополнить предложения.

Я научился...

Могу поделиться...

Для меня было открытием...

Было трудно...


VI. Этап оценки знаний и умений.

Цель этапа (прогнозируемый результат): анализ и оценка учащимися успешности в до­стижении целей учебного занятия, определе­ние материала, требующего доработки.

Педагогическая задача: оценить работу учащихся на учебном занятии, наметить пер­спективы на будущее.


VII. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа (прогнозируемый резуль­тат ): осмысленный выбор и успешное вы­полнение домашнего задания.

Педагогическая задача: подготовить уча­щихся к выполнению домашнего задания.

§ 26, упр. 213, 214 (по выбору учащихся).

Выписать из текстов художественных произведений три предложения с прямой ре­чью (по желанию).


Приложение 1

(Карта с обозначениями «Дом Переделкино»…….)


Приложение 2

Маршрутный лист

Название остановки

Задание

Самооценка

Ворота

Затруднений

Составление алгоритма

А) Алгоритм составил.

Б) Алгоритм не составил

Улица

Умений

«Я в школу пойду», — сказал Филиппок матери. И чайник шепнул утюгу: «Я больше идти не могу». И спросили блюдца: «Не лучше ль вернуться?»

А) Составил схемы.

Б) Не составил схемы.

В) Составил схемы с трудом

Река Точек и Кавычек

Распределите схемы в две колонки: правильные и неправильные (на интерактивной доске)

А) Активно участвовал в вы­полнении задания.

Б) Не принимал участия в вы­полнении задания

Остановка у Циклопа

Составьте предложение из разбросанных частей по схеме «П», — а.

в лес Мы рубить сказала дрова пойдём мачеха

А) Выполнил задание сам.

Б) Выполнил задание с тру­дом

Дом Пере­делкино

Переделайте предложения так, чтобы прямая речь стояла перед словами автора.

Кот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважа­емый людоед, превратиться в зверька поменьше?» Людоед ответил: «Конечно, могу».

Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожа­луйста, в мышь!»

А) Выполнил сам.

Б) Выполнил с помощью това­рища.

В) Было очень трудно выпол­нить

Площадь

Умников

Выполните тесты.

Соотнесите предложения со схемами

А) Выполнил правильно сам.

Б) Выполнил с ошибкой.

В) Вообще не выполнил


Фамилия, имя ___________________________________________


Приложение 3

Сказать, говорить, ответить, буркнуть, спросить, поинтересоваться, воскликнуть, произ­нести, посоветоваться, допытываться, не униматься, напомнить, крикнуть, возразить, попро­сить, рассказать, промолвить, заметить, упрекнуть, согласиться, обратиться, промямлить, запретить, поблагодарить, приказать, заявить...


Приложение 4

Тест

1. Первое слово прямой речи пишется:

а) всегда с большой буквы;

б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения;

в) всегда с маленькой буквы.

2. Укажите схему построения предложе­ния с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) «П» — а.

б) «П?» — а.

в) А: «П?»

г) А: «П».

3. Какое предложение соответствует схе­ме: А: «П?»? (Учтите, что знаки препина­ния не расставлены.)

а) Кот Леопольд сказал Ребята, давайте жить дружно!

б) Девочка спросила Снежная королева не может ворваться сюда

в) Он крикнул Герде в самое ухо Мне по­зволили

4. Укажите предложение с пунктуацион­ной ошибкой:

а) Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: «Хорошо!»

б) «Спасибо тебе»: сказал доктор.

в) «Звери, собирайтесь!» — крикнул он.

г) «Что там случилось?» — спросил Кро­кодил.

5. Каких знаков препинания не хватает в следующем предложении:

Здравствуй сестрица что ты кушаешь спрашивает волк:

а) кавычки, две запятые, вопросительный знак, точка, тире;

б) восклицательный знак, кавычки, точ­ка, запятая;

в) кавычки, вопросительный знак, точка, одна запятая, тире?