План – конспект урока в 4 классе «Куликовская битва»
Предмет : Окружающий мир.
Тема: Куликовская битва.
Урок проведён в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторы –А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Данный урок является частью раздела «Страницы истории России».
Тип урока – комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.
Исходя из этого, целью урока стало: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Задачи, которые ставились для данного урока:
учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва;
учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;
научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;
на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование урока: презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Ход урока
. I. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в вашем классе учатся самые умные, самые воспитанные ученики. Мне очень захотелось с вами познакомиться и поработать. Я попросила вашу замечательную учительницу____________________________, чтобы она разрешила провести в вашем классе урок окружающего мира.
-Вы мне будете помогать на уроке? Вот спасибо!
-Вы покажите мне свои знания. И я думаю, что мы с вами подружимся!
Культурный человеком считают того человека, который знает историю своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Важно лишь правильно воспринять уроки истории.
Слайд № 2 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми вы уже знакомы.
II. Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)
– Начнём урок с проверки домашнего задания.
А) Индивидуальная работа (2 человека будут работать у доски)
1. Соотнеси даты и события, военачальников.
1237г – нашествие монголо-татар на Русь хан Батый
15 июля 1240г – Невская битва князь Александр
5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский
8 сентября 1380г - ?
2. Найди пару
Золотая Орда – государство монголо-татар
Невская битва – шведские захватчики
Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере
Б) Фронтальная работа. ( Работа в парах Карточка- тест)
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль;
б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
с) дверь, калитка;
т) сумка;
у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев;
ю) Владимир;
я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные;
к) юго-западные;
л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была;
л) стала меньше, чем была;
м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XII веке;
и) в XIV веке;
к) в XIX веке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита;
к) из известняка;
л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники;
т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба;
л) из известняка;
м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар;
б) рынок;
в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу;
р) Золотой перстень;
с) Шапку Мономаха.
III. Целеполагание. (4 минуты)
Проверка индивидуальной работы
1380г- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие - ответим после проверки теста
Проверка фронтальной работы Слайд №3
1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-К, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С
- Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?
8 сентября 1380г Куликовская битва
- Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г
-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты - Дмитрии Ивановиче.
Физкультминутка для глаз.
IV. Изучение новой темы. (20 минут)
Слайд №4
- Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь... | 2...русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты... | 3...стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича... | 1..дань собирали монгольские баскаки. |
- Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.
- Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)
- В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.
- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
Слайд № 5
- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
- Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.
Отрывок из мультфильма (Мамай)
Слайд №6
- Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70
- Кто откликнулся на этот призыв? (Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины)
- За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая
Слайд №7
(сообщение)
Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, были еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?
Слайд №8 (Сообщение)
-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.
Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.
– Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.
Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.
– И пропадет он, – сказал снова старец.
– А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.
Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».
Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
V. Физминутка Слайд 9
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки
Поклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Сражение на Куликовом поле. Слайд №10
- Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73
Русская армия подошла к реке - в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.
- Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.
- После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)
Слайд №11
- Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”
1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Слайд №12 Работа по картине Александра Павловича Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
- Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что...
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
Слайд №13
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Слайд 14
По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Отрывок из мультфильма (Поединок)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
Слайд 15
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
- Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
Анимированная карта “Куликовская битва”.
- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
- Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?
Слайд 16
- Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.
Слайд 17
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.
Слайд 18 Песня "Куликово поле" Жанна Бичевская
- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
- Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.
VI. Первичное закрепление нового материала. (5 мин.)
- Какое значение имела Куликовская битва? 1 гр.
- Что дала победа русскому народу? 2гр.
Ответите на эти вопросы после работы в группе. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.
VII. Итог урока (8 мин.)
Слайд 19
- А теперь давайте подведём итог:
1 значение – группа: Выросло значение Москвы и московского князя.
2 значение – группа: Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.
Продолжите пословицу: «Залог победы - …..» Прочитать пословицу Залог победы - ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.
Продолжите пословицу: “Залог победы - единство”
Сформулируйте 3 значение битвы: С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.
- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VIII. Рефлексия (2-3 мин.)
- Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь письменно на оценочном листе:
-На уроке я испытал чувство_________________.
- Я хотел бы узнать ___________________.
- Мне было_____________ понять новый материал.
(Спросить 2-3 учащихся)
Слайд №20
-Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
IX. Инструктаж домашнего задания.
С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1,2.
Самоанализ
Открытого урока «Окружающий мир» 4 класс.
Тема урока: Куликовская битва
Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.
Цель урока: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Задачи урока, направленны на формирование метапредметных и предметных результатов:
Формируемые УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.
По итогу проведённого урока я планировала получить следующие результаты:
Планируемые результаты:
Обучающиеся смогут:
Обучающиеся научатся:
начальным навыкам работы с исторической картой;
активно использовать речевые, информационные технологии;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.
Реализация цели и задач прослеживалась через весь урок. Построение урока соответствует содержанию поставленных задач.
Тип урока: комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:
Формы работы:
-индивидуальная (работа с учебником, работа возле доски)
-фронтальная (коллективная познавательная и деятельность),
-групповая (выполнение заданий).
Технологии, используемые на уроке:
- проблемно-диалогическая;
- личностно-ориентированная;
- технология сотрудничества;
- ИКТ
- здоровьесберегающая;
- групповая
Данный урок имеет место в разделе программы «Страницы истории Отечества». Соответствует требованиям ФГОС.
Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой.. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание и воображение. Подводились итоги деятельности.
Актуализация знаний была представлена через систему вопросов по домашнему заданию. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.
Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цели урока. Отвечали на поставленные вопросы. Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (найди). Была организована работа по учебнику.
На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, картой.
Практическая работа в группах организована с целью проверки усвоения учебного материала учащимися. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех заданий.
Здоровьесберегающая направленность урока выразилась в процессе проведения физминутки.
Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.
Приветствовалась активность детей в практической работе и диалоге. Царила атмосфера сотрудничества.
Итог урока был подведен с помощью диалога . На этапе рефлексии использован приём оценочного листа.
Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили новый материал и с нетерпением ждут продолжения событий.