Культура стран халифата
Урок 12. Всемирная история 6 класс ФГОС
Урок знакомит с историей формирования и особенностями арабской культуры периода Средних Веков. Рассматривает систему образования, действовавшую в Арабском халифате. Рассказывает о самых известных арабских учёных того периода, их открытиях и достижениях. Характеризует влияние ислама на литературу и искусство народов, входивших в состав Арабского халифата.
Плеер: YouTube Вконтакте
Конспект урока "Культура стран халифата"
Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.
Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.
Культура Халифата
Эпоху существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской науки и культуры.
В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.
Он стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто называли «латынью Востока».
«Латынь Востока»
Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.
Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.
Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.
Образование состояло из нескольких этапов.
Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.
Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.
В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.
Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.
Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.
Средние учебные заведения назывались медресѐ – «место, где изучают». Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших медресѐ».
В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.
Арабские учёные
Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.
В IX веке в Багдаде был создан «Дом Мудрости». Он представлял собой соединение библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.