СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура древнегреческого полиса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура  древнегреческого  полиса

Просмотр содержимого документа
«Культура древнегреческого полиса»

Тема. Культура древнегреческого полиса


Философия – наука о законах развития природы, общества, человека

Что интересовало первых греческих философов? Устройство и происхождение мира. Поэтому философы пытались понять законы природы и были тесно связаны с науками )медицина, математика, астрономия) – Фалес, Анаксимандр (закон о сохранении энергии)

Философы искали первооснову, первоэлемент происхождения мира


По их мнению, первоэлементом является:

VII – VI вв до н.э. Фалес – вода, создает все, что человек видит вокруг себя

VI в до н.э. Анаксимен – воздух, сгущаясь, образует воду, землю, камни и др.

Нач VI в до н.э. Гераклит – огонь, мир находится в постоянном движении, изменении, противоречии


В области социально-политического устройства появилось философское направление – софистика, изчавшее человека и общество. Протагор (V – IV вв до н.э.) считал: истина субъективна, человек сам оценивает её, вносит в суждение свое, личное.

Софисты сравнивали полисы и произносили аргументированные речи за и против (способствовало широте взглядов, пониманию чужой точки зрения).


Человек в литературе и искусстве Древней Греции

  • Что давала человеку жизнь в полисе?

  • Возможность реализовать себя;

  • Пробуждала интерес к личности;

  • Способствовала формированию разнообразия и неповторимости человеческого характера, эмоций.

Индивидуальное начало отражалось:

В лирике VII-VI до н.э.

В театре VI-VI вв до н.э.

В искусстве V в до н.э.

Раскрывала внутренний мир человека, утверждала ценности личности

Осмеивал человеческие пороки и недостатки, вырабатывал стойкость и силу перед испытаниями

Передавало характер, настроение, красоту человеческого тела в движении.

Утверждение новых моральных норм


Поиски неземного совершенства

Взгляды Сократа и Платона на человека и общество


Сократ

Платон

1.Нравственное совершенствование

2.Познание через знания для искоренения недостатков и невежества

3.Главный девиз: «Познай самого себя»

Совершенствование духовного начала за счет предпочтения высоких и благородных мотивов низким

1.Есть мир идей (эйдосов),т.е. первообразов

2.Духовное совершенство за счет отрицания дурных, низменных страстей

3.Задача законодателя – создать полис, близкий к идеальному (трактат «Государство»)

4.Вернуть утраченную гармонию в общественных отношениях

5.Привести в полис элементы спартанского общества, разделив его на три группы: мудрецы, воины, земледельцы







Д/З. Установите правильное соответствие:

Фалес - Анаксимандр - Гераклит - Сократ - Платон

  • впервые провозгласил нравственное совершенствование человека для достижения гармонии

  • заложил основы математики и астрономии

  • открыл закон движения и борьбу противоречий как его главный источник; впервые разработал принципы диалектики

  • создал учение об идеях(эйдосах), из которых состоит все сущее; разработал теорию идеального государства

  • создал первую геометрическую модель Вселенной


Д/З. Укажите правильное соответствие:

1) греческие поэты-лирики

2) поэты Востока

а) внимание индивидуальным качествам человека б) описание отношений человека с богом в) обожествление явлений природы г) показ разнообразных человеческих характеров и эмоций


Д/З. Установите правильное соответствие:

Софисты – Стоики

А) поставили вопрос о способности человека познать окружающий мир

Б) учили, что человек обретет счастье, если будет любить добродетель и исполнять свой долг перед обществом

Д/З. В древней Греции театр называли «школой для взрослых», авторов трагедий – «вождями мудрости». Обоснуйте эти высказывания.