СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание: 1.Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

Просмотр содержимого документа
«Культура Древней Руси»

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕЙ РУСИ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

СОДЕРЖАНИЕ 1.Особенности культуры Древней Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4. Литература. 5. Зодчество и живопись. 6. Художественное ремесло.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Особенности культуры Древней Руси.

2. Устное народное творчество.

3. Письменность и грамотность.

4. Литература.

5. Зодчество и живопись.

6. Художественное ремесло.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО УНТв значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. Что мы подразумеваем под термином УНТ?     Песни  Былины  Сказания

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

УНТв значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко.

Что мы подразумеваем под термином УНТ?

Песни

Былины

Сказания

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Из того ли то из города из Мурома,  Из того села да Карачарова  Выезжал удаленький дородный добрый молодец.  Он стоял заутреню во Муроме,  Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.  Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.  У того ли города Чернигова  Нагнано-то силушки черным-черно,  Ай черным-черно, как черна ворона.  Так пехотою никто тут не прохаживат,  На добром коне никто тут не проезживат,  Птица черный ворон не пролётыват,  Серый зверь да не прорыскиват.       А. Васнецов. Три богатыря.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А. Васнецов. Три богатыря.

ЛЕТОПИСАНИЕ Каждый крупный город вел свою летопись. Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом  Нестором,  труд «Повесть Временных лет».  Нестор Летопись – погодная запись событий Страница из летописи

ЛЕТОПИСАНИЕ

Каждый крупный город вел свою летопись.

Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».

Нестор

Летопись – погодная запись событий

Страница из летописи

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ.   Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги. Миниатюра из рукописной книги. Алфавиты кириллица и глаголица

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ.

Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.

Миниатюра

из рукописной книги.

Алфавиты кириллица и глаголица

 ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ.   Граффити  Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах. Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ.

Граффити

Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.

Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

ЗОДЧЕСТВО И ЖИВОПИСЬ.    Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси.  Самый крупный из них – Киев.  Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.   План Киева в середине XII века.

ЗОДЧЕСТВО И ЖИВОПИСЬ.

Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси.

Самый крупный из них – Киев.

Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.

План Киева

в середине XII века.

Здесь находился парадный въезд

Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ

Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью

Золотые ворота были главным въездом в Киев.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ. XI ВЕК.   Софийский собор в Киеве был построен по образцу византийского. В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.  Реконструкция.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ. XI ВЕК.

  • Софийский собор в Киеве был построен по образцу византийского.
  • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
  • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

Реконструкция.

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

ЗОДЧЕСТВО И ЖИВОПИСЬ.   Мозаики Софийского собора в Киеве   Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

ЗОДЧЕСТВО И ЖИВОПИСЬ.

Мозаики Софийского собора в Киеве

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Иконопись Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и непод вижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива); , фигуры не отбрасывают теней; свечение вокруг головы в виде круга (нимб).  Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

Иконопись

Иконы, как правило писались на липовой доске

Специфика иконописного письма:

  • Фигуры изображались плоскими и непод вижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива); ,
  • фигуры не отбрасывают теней;
  • свечение вокруг головы в виде круга (нимб).

Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

 ИКОНОПИСЬ    Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками. Канон – свод положений, норм, правил. Мог быть “лицевым” и “словесным” Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

ИКОНОПИСЬ

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.

Канон – свод положений, норм, правил.

Мог быть “лицевым” и “словесным”

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ   Софийский собор в Новгороде. Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

Софийский собор в Новгороде. Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.

Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.

СОБОР СВ. СОФИИ  В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св. Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.

СОБОР СВ. СОФИИ

В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св. Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО  Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки. Гривна Владимира Мономаха

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

Гривна Владимира Мономаха

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО   Воин в доспехах Сережка-подвеска  ХІ-ХІІІ ст.    Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.  Шлем Ярослава Всеволодовича

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО

Воин в доспехах

Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст.

Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.

Шлем Ярослава Всеволодовича

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.
  • Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции.
  • Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.