Тема урока: «Европейская культура 16-18 веков. Высокое Возрождение: художники и их произведения». («Мир художественной культуры Возрождения»). Дата: 08.04.2019.
Класс: 7-д
Предмет: история
Тип урока: открытия нового знания
Цели урока: - достичь образовательных результатов:
-Личностный результат – Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
-Метапредметный результат – Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
- Предметный результат – Научатся определять термины: гуманизм, Возрождение
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | |
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас на столе в порядке? Учебник есть? Тетрадка? Ручка, дневник, закладка? Если это есть, значит можно сесть! | Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя. Записывают число в тетради. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
1) Фронтальная беседа. Учитель. Какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? - Как вы считаете, какую цель преследовал Петр I , давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского? - Чем могли заинтересовать современников книги Томаса Мора? - Что нового нашел читатель в произведении Франсуа Рабле «Гаргантюа и Партагрюэль»? 2) Постановка темы и учебной задачи. Показ фрагмента видеофильма. Учитель. Как вы думаете, с какой темой связан этот видеофрагмент ? - Правильно художественная культура. Не просто художественная культура, а Культура эпохи Возрождения. - Запишем тему урока в тетрадь. Слайд 1 - А как вы думаете, какая цель нашего урока. Правильно цель нашего сегодняшнего урока: познакомиться с художественной культурой эпохи Возрождения и ее творцами. Слайд 2 - Кто знает, что это за эпоха? - Запишем термин в тетради (стр. 303 в учебнике). Проблемный вопрос: можно ли утверждать, что искусство стало неотъемлемой частью жизни общества в эпоху Возрождения? Слайд 3 Создание проблемной ситуации: | Ученик. Сильные, прекрасные, деятельные, они умеют ценить время, их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. - Книга была написана легким и изящным слоганом, Петр хотел, чтоб у русских людей повышалась культура речи. - Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако воплотить мечту в реальность он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». С тех пор утопиями называли произведения, описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего. Этим и привлекает современников книги Томаса Мора. - Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, власть имущих. - Художественная культура. Тема урока: « Мир художественной культуры Возрождения». - Познакомиться с художественной культурой эпохи Возрождения и ее творцами. Один ученик смотрит в словаре зачитывает термин.. Возрождение – эпоха в истории духовного развития европейских народов в 14- 16 веках, связанная с подъёмом светских по содержанию искусства, литературы, науки. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний |
Работа погруппам с текстом учебника (самостоятельно). 1 группа - "Какое чудо природы человек", стр.75-76; 2 группа - "Леонардо да Винчи", стр.77-78; 3 группа - "Микеланджело Буонарроти", стр.78-80; 4группа – «Рафаэль Санти», стр.80-81. Слайд 4 Физкультминутка Систематизация полученных знаний. Выступление групп. Учитель. Итак, ребята, наступило время ознакомиться с результатами выполнения творческого задания, которое получила каждая группа в начале урока. (Учитель сопровождает выступление показом презентации). Каждая группа наглядно показывает свою письменную работу на доске. Для учителя. 1.Уильям Шекспир (1564 — 1616) — слайд 5, 6 Мигель Сервантес (1547 — 1616) — слайд 7,8 2. Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — слайд 9 «Мадонна с Младенцем» - слайд 10 ; «Джоконда» - слайд 11; Фреска «Тайная Вечеря» - слайд 12; Изобретения – 13. 3.Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — слайд 14 ; «Давид» - слайд 15; Фреска «Страшный суд» - слайд 16. 4. Рафаэль Санти (1483 — 1520) — слайд 17 ; «Мадонна Конестабиле» - слайд 18 ; «Сикстинская Мадонна» - слайд 19. | Работают по группам. 4 группы Записывают в рабочие листы: Мир художественной культуры эпохи Возрождения. Автор | Название произведения | Уильям Шекспир (1564-1616гг.) | Пьеса «Ромео и Джульетта» | | «Отелло» | | «Гамлет» | Мигель Сервантес (1547-1616гг.) | «Дон Кихот» | Леонардо да Винчи (1542-1519гг.) | «Мадонна Литта» | | «Джоконда» | | Фреска «Тайная вечеря» | Микеланджело Буонарроти (1475-1564гг.) | Скульптура «Давид» | | Фреска «Страшный суд» | Рафаэль Санти (1483-1520гг.) | «Мадонна Конестабиле» | | «Сикстинская Мадонна» | | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Закрепление знаний и способов действий. 1) Проверка проблемного задания, сформулированного в начале урока. Учитель: сегодня мы лишь прикоснулись к творчеству великих гениев, к их трагическим и необыкновенным жизням. Надеюсь, что их творчество всегда будет сопровождать вас в жизни, потому что рассматривая эти творения, вы всякий раз будете находить что - то новое - в этом великое их волшебство, их тайна. Исследование какой проблемы вели на уроке? Какие получили результаты? Если вы внимательно следили за ходом урока, то вполне можете ответить на вопрос, действительно ли искусство стало неотъемлемой частью жизни общества в эпоху Возрождения? (Фронтально) Слайд 20. - Какие чувства у вас вызвали полотна великих творцов эпохи Возрождения? - Кто поможет сделать вывод, какой вклад внесла эпоха Возрождения в сокровищницу человечества? Вывод: Подведение итогов урока. Учитель. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма знаний!» Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? - Кто принимал участие в строительстве храма? Оцените свою работу на уроке. Работу класса Выставление оценок за урок. V. Информация о домашнем задании. Учитель комментирует домашнее задание. Слад 21 1) параграф 8-9 , ответить на вопрос № 4(стр. 86) «3» 2) выполнить задание № 6 письменно (стр. 86) из рубрики «подумайте» «4» 3) подготовить сообщение: «5» - Уильям Шекспир или - музыкальное искусство эпохи Возрождения Надеюсь, наш сегодняшний урок оставит в вашей памяти неизгладимые впечатления. Ведь эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства. Спасибо всем, урок окончен. Слайд 22. | Ребята дают оценку своим знаниям. -Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив человечеству в произведения, которые стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Слово первой группе: Вам нужно было выписать имена авторов эпохи Возрождения, их годы жизни и произведения. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в рабочих листах.
Изучили свой раздел в учебнике и представите творчество эпохи Возрождения и их деятелей.
Уильям Шекспир (1564-1616) | Пьеса «Ромео и Джульетта» |
| «Отелло» |
| «Гамлет» |
Мигель Сервантес (1547-1616) | «Дон Кихот» |
Выступление первой группы.
Уильям Шекспир(1564-1616гг.). Великий английский драматург, поэт, актер. В юном возрасте стал актером, затем драматургом в Лондоне.
Шекспир был влюблен в театр. Окружающий мир он воспринимал, как театр, а людей – актерами в нем.
В шекспировских произведениях герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за своё счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. Поверив клевете, Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета. Каждый ищет свой ответ на вопрос, как поступить, столкнувшись со злом:
покориться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?
Против юных Ромео и Джульетты – весь свет. Но ничто не заставит отказаться от высокого светлого чувства. Сделавшего героев свободными и счастливыми. Так вопреки поражениям и смерти утверждается мысль Шекспира: «Какое чудо природы человек!»
В 1600 г. Шекспир создал свои лучшие творения: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».
Его творчество —высочайшая вершина мирового искусства, оно оказало огромное влияние на развитие мирового театра и всей культуры человечества.
Мигель Сервантес (1547-1616гг.).
Выдающийся испанский писатель. Родился в семье бедного дворянина. В молодости, участвуя в морском сражении, потерял руку. После битвы, возвращаясь на родину морем, был захвачен пиратами и продан в рабство.
Через несколько лет, после неудачных побегов, был выкуплен христианскими миссионерами.
Поселившись в Мадриде, занялся литературным творчеством. Опубликовал около 30 пьес.
В 1605 г. опубликовал первую часть своего великого романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(«Дон Кихот», который принес ему славу. Через 10 лет вышла в свет вторая часть романа и также имела оглушительный успех.
Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин. Который не платит жалованье батраку, страдания каторжников, осуждённых жестоким судом, - вызывает благородное негодование рыцаря. Дон Кихот обнажает оружие и защищает обиженных « ради свободы… как и ради чести. Можно и должно рисковть жизнью».
Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.
Вывод: творчество Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса —высочайшая вершина мирового искусства, оно оказало огромное влияние на развитие мирового театра, литературы и всей культуры человечества.
Слово второй группе: Вам нужно было выписать имена деятелей эпохи Возрождения, их годы жизни и произведения. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях. Изучили свой раздел в учебнике и представите творчество эпохи Возрождения и их деятелей
Леонардо да Винчи (1542-1519) | «Мадонна Литта» |
| «Джоконда» |
| Фреска «Тайная вечеря» |
Леонардо да Винчи (1542-1519гг.).
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения.
Глубоко интересовался математикой, астрономией, физикой, анатомией, изучал механику, военное дело.
Героями произведений делал не богов и святых, а обычных людей.
В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Джоконда» («Мона Лиза» ) - жена богатого флорентийца. Спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка, что , глядя на портрет испытываешь более божественное, человеческое. Неуловимая дымка окутывает лицо. Кажется женщина владеет какой-то тайной, волнующей современников. Леонардо думал о создании летательного аппарата и подводного колокола (подводной лодки).
Сделал наброски металлургических печей, ткацких и печатных станков, деревообрабатывающих машин.
Многочисленные рисунки художника (7000 листов) скомпонованы в трактаты: «Трактат о живописи», «Атлантический кодекс», «Трактат о полете птиц». «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). В мягких переливах света и тени – мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие её рук, лёгкая полуулыбка передаёт бесконечную любовь земной женщины к своему ребёнку. За спиной Мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. Леонардо изобразил землю с огромной высоты. Истинный гений, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного
«Тайная вечеря» – грандиозная фреска Леонардо. Евангелистская легенда повествует о том, как Христос незадолго до смерти в последний раз собрал своих учеников. Только что произнесено пророчество: «Один из вас предаст меня». Ученики поражены словами. Реакция каждого неповторима: удивление, страх, гнев, недоверие, отчаяние. Иисус спокоен и печален, и только руки, бессильно лежащие на столе вверх ладонями, выражают покорность судьбе, ожидание неизбежной гибели.
Вывод: творчество Леонардо да Винчи —высочайшая вершина мирового искусства, оно оказало огромное влияние на развитие всей культуры человечества. Все открытия и изобретения Леонардо на века опередили свое время.
Слово третьей группе: Вам нужно было выписать имена деятелей эпохи Возрождения, их годы жизни и произведения. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих рабочих листах..
Рассмотрели и проанализировали свой раздел в учебнике и представите творчество эпохи Возрождения и их деятелей.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) | Скульптура «Давид» |
| Фреска «Страшный суд» |
Выступление третьей группы.
Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.).
Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.
Родился в тосканской деревушке Капрезе, где отец Микеланджело был старостой. Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи.
Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба пятиметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого «Давида» (1501-1504 гг.) предстала на суд публики. По библейской легенде, юный пастух Давид отважился на бой со страшным великаном Голиафом и сразил его камнем, выпущенным из пращи. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Произведение своей красотой превзошло все известные шедевры.
По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. Когда ему почти исполнилось шестьдесят, Папа Павел III поручил Микеланджело создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда (1536—1541 гг.).
Вывод: творчество Микеланджело—высочайшая вершина мирового искусства, оно оказало огромное влияние на европейское общество 14-16 веков и развитие всей культуры человечества.
Слово четвёртой группе: Вам нужно было выписать имена деятелей эпохи Возрождения, их годы жизни и произведения. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих рабочих листах..
Рассмотреть и проанализировать свой раздел в учебнике и представить творчество эпохи Возрождения и их деятелей.
Рафаэль Санти (1483-1520) | «Мадонна Конестабиле» |
| «Сикстинская Мадонна» |
Выступление четвёртой группы.
Рафаэль Санти (1483-1520гг.).
Родился в Урбино в семье художника Джованни Санти.
В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца.
Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.) Воплощение женственности и материнской любви. Рафаэль расположил её фигуру на фоне мягких очертаний невысоких холмов вокруг озера. Тонкие деревца, прозрачный воздух создают ощущение мечтательности, лёгкой грусти. Едва заметный наклон головы Мадонны, округлые линии тела подчёркивают любовь к сыну. И только нимбы над головами Мадонны и Младенца напоминают о божественности.
В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). Медленно, как будто не ступает босыми ногами по облакам, а легко парит над ними, Мария движется навстречу судьбе. Недетски серьёзен взгляд Младенца Христа. Он словно предчувствует грядущие мучение и гибель. Печален и тревожен взгляд матери, она знает о том, что предстоит, и всё же идёт вперёд, чтобы отдать людям ребёнка, ценою жизни которого откроется им путь к спасению.
Вывод: творчество Рафаэля Санти.—высочайшая вершина мирового искусства, оно оказало огромное влияние на развитие всей культуры человечества и общество эпохи Возрождения.