КУЛЬТУРА И БЫТ КАЗАЧЕСТВА ДОНА В Х VII – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
- 1. Происхождение казачества
- 2. Бытовые и культурные традиции донского казачества.
- 3. Формирование городской культуры, образования на Дону.
- 4. Развитие литературы, искусства во второй половине Х I Х – начале ХХ вв.
ЛИТЕРАТУРА:
- АСТАПЕНКО Г.Д. НА ТИХОМ, НА ВОЛЬНОМ, НА СЛАВНОМ ДОНУ… РОСТОВ Н/Д, 1998. ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII В. / ОТВ. РЕД. А.Л. НАРОЧНИЦКИЙ. М., 1988. С. 498-505. ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (КОНЕЦ XVIII В. – 1917 Г.) / ОТВ. РЕД. А.Л. НАРОЧНИЦКИЙ. М., 1988. С. 249-253;351-352;354-355.
- АСТАПЕНКО Г.Д. НА ТИХОМ, НА ВОЛЬНОМ, НА СЛАВНОМ ДОНУ… РОСТОВ Н/Д, 1998.
- ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII В. / ОТВ. РЕД. А.Л. НАРОЧНИЦКИЙ. М., 1988. С. 498-505.
- ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (КОНЕЦ XVIII В. – 1917 Г.) / ОТВ. РЕД. А.Л. НАРОЧНИЦКИЙ. М., 1988. С. 249-253;351-352;354-355.
4. ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. РОСТОВ Н/Д., 2001. С. 233-278.
5. ЩУКИНА Е.Л. ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДОНА НАЧАЛА ХХ В. РОСТОВ Н/Д., 1997. С. 33-55.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
- ТЕОРИИ АВТОХТОННОГО (МЕСТНОГО, КОРЕННОГО) ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА ПОЯВЛЯЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО С НАЧАЛОМ ИЗУЧЕНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИСТОРИИ В XVIII В.
- ИДЕЯ КАВКАЗСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАКОВ, ВПЕРВЫЕ ВЫСКАЗАННА Г.З. БАЙЕРОМ - ПРЕДКИ КАЗАКОВ ЖИЛИ В КАБАРДЕ И БЫЛИ ПОДЧИНЕНЫ ТМУТАРАКАНСКИМ КНЯЗЕМ МСТИСЛАВОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ X В. ПОЗЖЕ КАЗАКИ ПРИНИМАЛИ В СВОЙ СОСТАВ БЕГЛЫХ РОССИЯН, ПОЛЯКОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ НАРОДОВ. Г.З. БАЙЕР ГОВОРИЛ О КАЗАКАХ КАК О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ДРЕВНЕГО НАРОДА.
- СХОЖУЮ ВЕРСИЮ ВЫДВИНУЛ В.Н. ТАТИЩЕВ. ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ ВПОСЛЕДСТВИИ ПОЛОЖИВШИЕ НАЧАЛО ДОНСКОМУ КАЗАЧЕСТВУ, ЯВЛЯЛИСЬ ПРЯМЫМИ ПОТОМКАМИ КАВКАЗСКИХ ЧЕРКЕСОВ (ЧЕРКАС).
- ПОЗЖЕ ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ИСТОРИК ПО ПРИЗВАНИЮ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ А.И. РИГЕЛЬМАН, ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСИВШИСЬ С ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ В.Н. ТАТИЩЕВА, ОТМЕЧАЛ, ЧТО САМИ ДОНСКИЕ КАЗАКИ СЧИТАЛИ СВОИМИ ПРЕДКАМИ ЧЕРКЕСОВ И ГОРСКИЕ НАРОДЫ И ЗАЯВЛЯЛИ О СВОЕМ ОТЛИЧИИ ОТ РУССКИХ ЛЮДЕЙ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
- МНОГИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ ПРЕДКАМИ КАЗАКОВ СЧИТАЮТ ЭТНОС БРОДНИКОВ , С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЁН ЖИВШИХ НА НИЖНЕМ ДОНУ, А ПОЗЖЕ ОТТЕСНЕННЫХ В СРЕДНЕЕ ПОДОНЬЕ ( ТЕРРИТОРИЯ СРЕДНЕГО ДОНА И ЕГО ЛЕВЫХ ПРИТОКОВ В ЛИТЕРАТУРЕ ЧАСТО НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРВЛЕНЫМ ЯРОМ
- «БРОДНИЦКАЯ» ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА БЫЛА АРГУМЕНТИРОВАНО ОБОСНОВАНА ЕЩЁ В 80-Х Г. ПРОШЛОГО ВЕКА ПРОФЕССОРОМ П.В. ГОЛУБОВСКИМ. В НАЧАЛЕ НАШЕГО СТОЛЕТИЯ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО БРОДНИКИ ЯВЛЯЛИСЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ ПРЕДКАМИ КАЗАКОВ, ОТСТАИВАЛ М.К. ЛЮБАВСКИЙ. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 30-50-Х Г.Г. ЭТУ ИДЕЮ РАЗВИВАЛИ В.В. МАВРОДИН, А.И. ПОПОВ, Н.М. ВОЛЫНКИН, БД. ГРЕКОВ (18). В 60-80-Е ГГ. ЕЁ ПОДДЕРЖИВАЛИ Л.Н. ГУМИЛЁВ, В.Б. ВИНОГРАДОВ, С.А. ПЛЕТНЁВА, А.А. ШЕННИКОВ И ДРУГИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
- ОРИГИНАЛЬНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НО ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА ОБОСНОВАЛ Л.А. ГОРДЕЕВ:
- КАЗАЧЕСТВО ФОРМИРОВАЛОСЬ НА ОСНОВЕ ЧАСТЕЙ ЛЕГКОЙ КОННИЦЫ МОНГОЛЬСКОГО ВОЙСКА . В ИХ СОСТАВ ВКЛЮЧАЛИСЬ ПОКОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИАЗОВЬЯ, СОСТАВЛЯВШИЕ ПОГРАНИЧНУЮ СТРАЖУ ЕЩЕ СО ВРЕМЕНИ ТМУТАРАКАНСКОГО КНЯЗЯ МСТИСЛАВА, ВЫВЕДЕННЫЕ С СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ЧЕРКЕСЫ (ЯСЫ) И КАСОГИ, СМЕШАННЫЕ С ОСТАТКАМИ КОЧЕВЫХ ОРД ПЕЧЕНЕГОВ, ТОРКОВ, БЕРЕНДЕЕВ ( ВСЕХ ИХ В ОБЩЕМ НАЗЫВАЛИ «ЧЕРНЫМИ КЛОБУКАМИ» ИЛИ ПО-ТЮРКСКИ КАРАКАЛПАКАМИ. - В.Т.), А ТАКЖЕ БРОДНИКИ И РАССЕЛЕННАЯ В СТЕННОЙ ПОЛОСЕ ЧАСТЬ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ.
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
- Концепция миграционного происхождения
Одним из первых миграционную теорию происхождения казачества из беглого русского населения предложил в вышедшей в 1834 году «Истории Донского войска, описании Донской земли и Кавказских Минеральных вод» военный писатель В.Б. Броневский.
- выдвинутая теория в той или иной степени нашла отражение в работах таких известных исследователей, как С.М. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский. С.Ф. Платонов.
- КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Процесс образования донского казачества тесно связан с усилением в конце XV – начале XVI вв. самодержавно-крепостнического гнета в Русском государстве, следствием которого явилось бегство крестьян от своих владельцев на земли, куда не достигла еще рука Российского помещика и государственной власти. Так на просторах Дикого поля, как называли тогда южнорусские степи, по берегам тихого Дона и его притокам стали селиться люди, вошедшие в историю под именем донских казаков.
В.2. Мужской костюм донских казаков
Казаки любили носить военную форму. Она была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску. [ 1 ]
- Мужской костюм донских казаков
Под чекмень надевали рубаху. Сорочка у казака всегда из пёстрой бумажной ткани, с прямым воротом. В низовых станицах нередки белые сорочки или манишки с белым воротником и рукавчиками. [1] Одежда шилась из покупного полотна.
- Верхняя одежда донских казаков
На Дону казаки носили зипун – распашная зимняя одежда без ворота. На зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Его шили из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану был пояс, украшенный золотом, или турецкий кушак. В лютые морозы надевали шубы до земли и валенки, т.е. одежда донских казаков была более многослойной, чем костюм казаков-некрасовцев.
- Головной убор донских казаков
Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.
Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.
Донские казаки всегда носили сапоги и никогда не надевали лаптей.
Костюм донских казачек был закрытый, накладной, расшитый и богатый. Костюмы шили из льняных, шёлковых, хлопчатобумажных тканей однотонных и набивных, с богатой вышивкой золотыми и серебряными нитями. Все ткани были привозными. Наибольшее распространение получил комплект женского костюма с кубелеком, в котором видно влияние Востока. [1]
Кубелек напоминает по форме татарское платье, камзол. Шились кубелеки обычно из парчовых тканей. Платье имело завышенную талию, глубокий вырез, спереди, и рукав в три четверти. Кубелек был богато украшен по рукаву и вывезу спереди жемчугом. Кубелек носили так, чтобы видна была рубаха (рукава и подол). Под низ надевалась шёлковая рубаха. Ворот украшался золотым шитьём. Талия всегда поднимается очень высоко.
Ежедневный женский костюм был закрытым, ярким. Шился он из льняных, хлопчатобумажных тканей.
Кофта, либо кофта с баской
Пышная юбка, присобраная у талии
Завеска (фартук)
Платок
Зимняя одежда донской казачки – донская шуба покроя колоколом, на меху, без талии, отделанная по краям мехом. Покрывали шубы шёлком или бархатом. Шуба была больших размеров, без застёжки, с длинными чисто декоративными рукавами, богато вышита, очень дорога. Передавалась из поколенья в поколенье. Носили шубу с собольей шапкой – бояркой с жемчужной обнизью (чикилики, закрывавшей лоб и уши) или красивой шалью.
Головные уборы отличались большим разнообразием. Самыми распространенными были рогатая кичка, колпак и платок.
БЫТОВЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.
- НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕРПИМОСТЬ
- НИЗОВЫЕ И ВЕРХОВЫЕ КАЗАКИ (РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУР)
- ГОСТЕПРИИМСТВО
- ДОМ – КУРЕНЬ ВСЕГДА СНАБЖЕН РУНДУКОМ (НАВЕС НА СТОЛБАХ, ИЛИ КРЫТЫЙ БАЛКОН СО СТОРОНЫ ВХОДНОЙ ДВЕРИ), ЛИБО КРЫЛЕЧКО С ПЕРИЛАМИ.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА НА МАЙДАНЕ
- ВЕНЧАНИЯ ВОКРУГ ВЕРБЫ
- НЕСКОЛЬКО ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ-КАЗАЧКИ
- ПОЧТИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРШИМ
БЫТОВЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.
- ОБРЯДЫ:
- ПРОВОДЫ КАЗАКОВ И ВСТРЕЧА СО СЛУЖБЫ
- ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ ЗА «ЗИПУНАМИ»
- СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
- ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД
БЫТОВЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.
- КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР:
- ПЕСНИ (ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОХОДНЫЕ, ЛИРИЧЕСКИЕ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДОНУ) А.М. ЛИСТОПАДОВ-СОБИРАТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРА
- ПОГОВОРКИ:
- «И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН, ЕСЛИ ПО КАЗАЧЬИ СКРОЕН»
- «НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, А КРАСНА ПИРОГАМИ»
- «КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ»
- «ОТ БЕЗДЕЛЬЯ НЕ БЫВАЕТ У КАЗАКА ВЕСЕЛЬЯ»
- «ГДЕ ТРЕВОГА, ТУДА КАЗАКУ И ДОРОГА»
ЦЕРКОВЬ
- К 1743 Г. НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ ДЕЙСТВОВАЛО 105 ЦЕРКВЕЙ. ОНИ СООРУЖАЛИСЬ НА ВОЙСКОВЫЕ СРЕДСТВА; В ЧЕРКАССКЕ ПРИ ПРАВЛЕНИИ ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВОВАЛ ОСОБЫЙ ФОНД НА РЕМОНТ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ.
- ПООЩРЯЯ ВОЗВЕДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ НА ДЕНЬГИ РЯДОВЫХ КАЗАКОВ, ВОЙСКО ОСВОБОЖДАЛО НА ВРЕМЯ СТАНИЦУ ОТ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ, РАЗРЕШАЛО ОСТАВЛЯТЬ НА МЕСТАХ НЕКОТОРЫЕ СБОРЫ И ПРОИЗВОДИТЬ ПОРУБКУ ОТБОРНОГО ЛЕСА.
- КУЛЬТОВЫЕ ЗДАНИЯ БЫЛИ ДЕРЕВЯННЫМИ И В СВОЕМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВИДЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СОХРАНИЛИСЬ; КАМЕННЫЕ ПОЧТИ НЕ СТРОИЛИСЬ, ТАК КАК СТРОИЛИ ДОРОГО И ТРЕБОВАЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАСТЕРОВ СО СТОРОНЫ,
- В ПАМЯТЬ О ТЕХ ВРЕМЕНАХ СТОИТ В СТАНИЦЕ СТАРОЧЕРКАССКОЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЙСКОВОЙ СОБОР. ВПЕРВЫЕ ХРАМ БЫЛ ЗАЛОЖЕН ПО ОБЕТУ, ДАННОМУ КАЗАКАМИ ВО ВРЕМЯ АЗОВСКОГО ОСАДНОГО СИДЕНИЯ, И ОСВЯЩЕН В 1652 Г. ОДНАКО ОН НЕОДНОКРАТНО ГОРЕЛ (ПОЖАРЫ 1670 И 1687 ГГ.) И ВОССТАНАВЛИВАЛСЯ.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОНУ.
- ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОНУ.
- В 1746 Г. УКАЗОМ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В ЧЕРКАССКЕ БЫЛА ОТКРЫТА ВОЙСКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ СЕМИНАРИЯ. В НЕЙ ОБУЧАЛИСЬ ДЕТИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И КАЗАКОВ. СРЕДИ ИЗУЧАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ - ГРАММАТИКА, АРИФМЕТИКА, ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ПОЭЗИЯ.
- В 1790 Г. В ЧЕРКАССКЕ БЫЛО УЧРЕЖДЕНО МАЛОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ. УЧИТЕЛЯ ПРИБЫЛИ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. РУКОВОДИЛ УЧИЛИЩЕМ СЫН ВОЙСКОВОГО АТАМАНА А. И. ИЛОВАЙСКОГО.
- МАЛОЕ УЧИЛИЩЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛО ДВУКЛАССНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНАМ: ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО, АРИФМЕТИКА, КАТЕХИЗИС, СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ, РУССКАЯ ГРАММАТИКА И ДР. 1793 Г. УЧИЛИЩЕ ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС ГЛАВНОГО: К ДЕЙСТВУЮЩИМ ДВУМ ДОБАВЛЯЕТСЯ ЕЩЕ ДВА КЛАССА, ГДЕ К ПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ПРЕДМЕТАМ ДОБАВИЛИСЬ ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ГЕОМЕТРИЯ, МЕХАНИКА, ФИЗИКА, ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.
- ПРИ УЧИЛИЩЕ ДЕЙСТВОВАЛИ И РИСОВАЛЬНЫЕ КЛАССЫ. ИХ ОКОНЧАНИЕ ДАВАЛО ПРАВО РАБОТАТЬ ЗЕМЛЕМЕРАМИ И ТОПОГРАФАМИ.
ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА НА ДОНУ
- ПЕРВЫМ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫМ СОЧИНЕНИЕМ, СОЗДАННЫМ НА ДОНУ, СТАЛО “ПОВЕСТВОВАНИЕ О ДОНСКИХ КАЗАКАХ” А.И. РИГЕЛЬМАНА. АВТОР ЕГО БЫЛ НЕ ИСТОРИКОМ И ПИСАТЕЛЕМ, А ИНЖЕНЕРОМ-СТРОИТЕЛЕМ И КОМЕНДАНТОМ КРЕПОСТИ СВ. ДМИТРИЯ РОСТОВСКОГО.
- НА ДОНУ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЧЕРКАССКЕ, РАЗВИВАЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. КАЖДЫЙ ХРАМ ДЛЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫЛ ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ НЕБОЛЬШОЙ ХОР. ОСОБЕННО ЗНАМЕНИТ БЫЛ ХОР ВОЙСКОВОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА.
- ИЗВЕСТНО ТАКЖЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ 18 ВЕКА ВОЙСКОВОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
- НА ДОНУ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX В. ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ МУЗЫКУ И ПЕНИЕ АКТИВНО ПРОПАГАНДИРОВАЛИ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. ОРКЕСТРЫ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРИ ГИМНАЗИЯХ. ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ОБУЧАЛИ ДАЖЕ В ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.
- В 60-Е ГГ. ПЕНИЕ И МУЗЫКА СТАНОВЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ВО ВСЕХ СРЕДНИХ И В БОЛЬШИНСТВЕ НАЧАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
- ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX В. ОРКЕСТРЫ СУЩЕСТВОВАЛИ УЖЕ ВО ВСЕХ ПОЛКАХ И АРТИЛЛЕРИЙСКИХ БАТАРЕЯХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.
МУЗЫКА В ДОНСКИХ ГОРОДАХ .
- В НОВОЧЕРКАССКЕ С НАЧАЛА XIX В. ДЕЙСТВОВАЛА КАПЕЛЛА. РУКОВОДИТЕЛЕМ ХОРА БЫЛ Л.И. ЛЕОНОВ, А ДИРИЖЕРОМ ОРКЕСТРА И.Г. ГАЛАШЕК. С 1856 Г. РЕГЕНТОМ ДОНСКОГО ВОЙСКОВОГО ХОРА СТАНОВИТСЯ П.А. СТЕПАНОВ.
- И ХОРУ, И ОРКЕСТРУ ПРИХОДИЛОСЬ УЧИТЫВАТЬ ВКУСЫ НАЧАЛЬСТВА И ПУБЛИКИ, СОЧЕТАЯ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ЛЕГКОВЕСНЫМИ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ. НА ТОРЖЕСТВАХ В НОВОЧЕРКАССКЕ ЗВУЧАЛИ КАЗАЧЬИ ПЕСНИ, КЛАССИЧЕСКИЕ ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ОТРЫВКИ ИЗ ОПЕР И БАЛЕТОВ.
МУЗЫКА В ДОНСКИХ ГОРОДАХ .
- НОВЫЙ ПЕРИОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТОВ НАЧАЛСЯ С ОТКРЫТИЕМ В РОСТОВЕ В 1896 Г. ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (ИРМО). В МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБУЧАЛИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО, СКРИПКЕ, ВИОЛОНЧЕЛИ, КОНТРАБАСЕ, ФЛЕЙТЕ, КЛАРНЕТЕ, ТРУБЕ, ВАЛТОРНЕ.
- ПРЕПОДАВАЛИСЬ НЕОБХОДИМЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ПЕНИЕ. ДИРЕКТОР КЛАССОВ - ВЫПУСКНИК МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ М.Л. ПРЕСМАН -СУМЕЛ ПРИВЛЕЧЬ В РОСТОВ ВЫПУСКНИКОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ И МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИЙ, И В 1900 Г. КЛАССЫ БЫЛИ ПРЕОБРАЗОВАНЫ В УЧИЛИЩЕ. ЭТО ПОЗВОЛИЛО НАЧАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ МУЗЫКАНТОВ.
ТЕАТР НА ДОНУ
- ТЕАТР НА ДОНУ РАЗВИВАЛСЯ В УСЛОВИЯХ АНТРЕПРИЗЫ - ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ВЛОЖЕНИЙ. АНТРЕПРЕНЕР (ЧАЩЕ АКТЕР ИЛИ РЕЖИССЕР) НАНИМАЛ ПОМЕЩЕНИЕ, НАБИРАЛ ТРУППУ, ФОРМИРОВАЛ РЕПЕРТУАР И ГАСТРОЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ.
- ОСОБЕННОСТЬЮ ТЕАТРА ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛА ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗНОСТОРОННИХ АКТЕРАХ; ИМ НЕРЕДКО ПРИХОДИЛОСЬ ИГРАТЬ В ДРАМАТИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЯХ, ПЕТЬ, ТАНЦЕВАТЬ, ПОСКОЛЬКУ В РЕПЕРТУАРЕ БЫЛИ И ДРАМА, И ОПЕРЕТТА, И БАЛЕТ.
- 1827 Г. – ОТКРЫТИЕ ТАГАНРОГСКОГО ТЕАТРА
ТЕАТР НА ДОНУ
- ДО ОТКРЫТИЯ ПОСТОЯННОГО ТЕАТРА В 1858 Г. ОСНОВНАЯ НАГРУЗКА ЛЕЖАЛА НА ГАСТРОЛЕРАХ — ТАГАНРОГСКОМ ТЕАТРЕ И ТРУППАХ ИЗ ДРУГИХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ.
- В 60-70-Е ГГ. НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЦЕНЕ НОВОЧЕРКАССКА ШЛИ “ГАМЛЕТ” ШЕКСПИРА, “ГОРЕ ОТ УМА” ГРИБОЕДОВА, “ЖЕНИТЬБА” ГОГОЛЯ, “НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ” И “БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК” ОСТРОВСКОГО. КРИТИКИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ ВЫДЕЛЯЛИ ТАЛАНТЛИВЫХ АКТЕРОВ - Н.Х. РЫБАКОВА, М.Ф. ЯКОВЛЕВА, М.Т. ИВАНОВА-КОЗЕЛЬСКОГО, Ф.И. КОЗЛОВСКОГО И ДР.
- К КОНЦУ ВЕКА НОВОЧЕРКАССКИЙ ТЕАТР СТАЛ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ В ПРОВИНЦИИ ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ УСИЛИЯМ И ТАЛАНТУ Н.Н. СИНЕЛЬНИКОВА. ЕМУ УДАВАЛОСЬ СОЧЕТАТЬ В РЕПЕРТУАРЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И СЕРЬЕЗНЫЕ ПЬЕСЫ, ПРИВЛЕЧЬ ТАЛАНТЛИВЫХ АКТЕРОВ -В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКУЮ, Н.П. РОЩИНА-ИНСАРОВА, А.Н. МЕДВЕДЕВУ, К.А. КАРАТЫГИНА.
ТЕАТР НА ДОНУ
- РАСЦВЕТ ТЕАТРА В РОСТОВЕ НАЧИНАЕТСЯ В КОНЦЕ ВЕКА. Н.Н. СИНЕЛЬНИКОВ “РЕАБИЛИТИРОВАЛ” ДРАМУ В РОСТОВЕ. ОН В 1883 И 1894 ГГ. ПОСТАВИЛ КЛАССИЧЕСКИЕ ДРАМЫ В. ШЕКСПИРА И А.Н. ОСТРОВСКОГО (“ГАМЛЕТ”, “МАКБЕТ”, “БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК”, “БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ”) И НОВУЮ ПЬЕСУ А.П. ЧЕХОВА “ДЯДЯ ВАНЯ”.
- ЕМУ УДАЛОСЬ ПЕРЕЛОМИТЬ ОТНОШЕНИЕ К СЕРЬЕЗНОМУ ТЕАТРУ РОСТОВСКОЙ ПУБЛИКИ, ВОСПИТАННОЙ НА ОПЕРЕТТЕ.
- С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АНТРЕПРЕНЕРА Г.М. ЧЕРКАСОВА (С 1887 ПО 1894 Г.) СВЯЗАНО ЗНАКОМСТВО РОСТОВЧАН С ОПЕРОЙ (“ДЕМОН” А. РУБИНШТЕЙНА, “КАРМЕН” Ж. ВИЗЕ, “ФАУСТ” Ш. ГУН “РИГОЛЕТТО” И “ТРУБАДУР” ДЖ. ВЕРДИ).
- В ПОРУ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРЕД ТЕАТРОМ СТОЯЛА ВАЖНАЯ ЗАДАЧА: СФОРМИРОВАТЬ ПУБЛИКУ, ГОТОВУЮ К ВОСПРИЯТИЮ ТЕАТРА КАК ИСКУССТВА, А НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВА РАЗВЛЕЧЕНИЯ, СПОСОБНУЮ ЦЕНИТЬ ИГРУ АКТЕРОВ И ТОНКОСТИ РЕЖИССУРЫ, И, НАКОНЕЦ, ПОНЯТЬ ИСКАНИЯ “НОВОГО” РУССКОГО ТЕАТРА ТЕХ ЛЕТ.
ЖИВОПИСЬ НА ДОНУ
- УЖЕ В XVIII В. ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОНСКИЕ ХУДОЖНИКИ ЧЕРКАССКИЙ МАСТЕР - АНДРЕЙ ЖДАНОВ . В ТО ВРЕМЯ СВЕТСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ ЧАСТО НАЧИНАЛИ ОБУЧЕНИЕ В СТЕНАХ МОНАСТЫРСКИХ ИКОНОПИСНЫХ ИЛИ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
- И ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIX В. В НОВОЧЕРКАССКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ ПРОВОДИЛИСЬ УРОКИ ИКОНОПИСАНИЯ. ПРЕПОДАВАЛ ЕГО ВЫПУСКНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ИКОНОПИСНОЙ ШКОЛЫ М. РОЗАНОВ. В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НОВОЧЕРКАССКА, РОСТОВА, АЗОВА И ОКРУЖНЫХ СТАНИЦ НА УРОКАХ ДЕТИ УЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ.
- СРЕДИ ИЗВЕСТНЫХ ПЕДАГОГОВ, ЧЬЕ МАСТЕРСТВО БЫЛО ЗАМЕЧЕНО ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ЧИНОВНИКАМИ МИНИСТЕРСТВА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, МОЖНО ОТМЕТИТЬ А.С. ЧИНЕНОВА . В РОСТОВСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОН РАБОТАЛ С 1876 Г.
Н.Н. ДУБОВСКОЙ
- В 80-Х ГГ. В НОВОЧЕРКАССКЕ СЛОЖИЛАСЬ ГРУППА ХУДОЖНИКОВ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК. ВО ГЛАВЕ ЕЕ СТАЛ ЧЛЕН ПЕТЕРБУРГСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА Н.Н. ДУБОВСКОЙ. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ВОЗНИКЛО КАК ПРОТИВОВЕС ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРИНЦИПАМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ.
- Н.Н. ДУБОВСКИЙ БЫЛ, ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ, ПЕЙЗАЖИСТОМ. ЛУЧШИЕ ИЗ ЕГО РАБОТ - “ЗИМА”, “РАННЯЯ ВЕСНА”, “РАДУГА”, “ПРИТИХЛО” — СОЗДАНЫ В 80-90-Е ГГ. В ЗНАК ПРИЗНАНИЯ ЗАСЛУГ ХУДОЖНИКА ЕГО ИЗБРАЛИ АКАДЕМИКОМ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ (1898), А В НАЧАЛЕ XX В. (С 1911 Г.) ОН СТАЛ ЕЕ ПРОФЕССОРОМ МАСТЕРСКОЙ ПЕЙЗАЖА.
И.И. КРЫЛОВ
- И.И. КРЫЛОВ ОКОНЧИЛ АКАДЕМИЮ В 1887 Г. И СРАЗУ ЗАЯВИЛ О СЕБЕ КАК О БОЛЬШОМ ТАЛАНТЕ. ЕГО РАБОТЫ ВЫСТАВЛЯЛИСЬ В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ, В ПАРИЖЕ И БЕРЛИНЕ. КАРТИНЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОНСКИМ КРАЕМ, ХУДОЖНИК НАПИШЕТ ПОСЛЕ ВОЗРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ В 1900 Г. (“СТЕПЬ КОВЫЛЬНАЯ”, “ТИХИЙ ДОН”, “ДОНСКАЯ ВЕНЕЦИЯ” И ДР.).
- И.И. КРЫЛОВ ОТ ИМЕНИ ОБЩЕСТВА ДОНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ХЛОПОТАЛ ПЕРЕД ВОЙСКОВЫМ НАЧАЛЬСТВОМ И АКАДЕМИЕЙ ОБ ОТКРЫТИИ В НОВОЧЕРКАССКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ. ОДНАКО ЕГО ИНИЦИАТИВА НЕ БЫЛА ПОДДЕРЖАНА. ПОЗДНЕЕ ОНА БЫЛА РЕАЛИЗОВАНА КОНКУРИРОВАВШИМ С НОВОЧЕРКАССКИМ ОБЩЕСТВОМ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ РОСТОВА.
ПИСАТЕЛИ:
- ФЕДОР КРЮКОВ
- А.П. ЧЕХОВ
- АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ (ПОПОВ)
- М. ШОЛОХОВ
- АЛ. СОЛЖЕНИЦЫН
- В. ЗАКРУТКИН
- А.КАЛИНИН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КОСТЮМУ
- АСТАПЕНКО Г.Д. БЫТ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ. XVII - XX ВВ.: РОСТОВ Н/Д: ИЗД-ВО «ПРИАЗОВСК I Й КРАЙ», 2002. ДОНСКОЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ: О СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ДОНСКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ. РОСТОВ-НА-ДОНУ, РОСТОВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1986. НАРОДЫ ДОНА. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АЛЬБОМ. РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2005.
- АСТАПЕНКО Г.Д. БЫТ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ. XVII - XX ВВ.: РОСТОВ Н/Д: ИЗД-ВО «ПРИАЗОВСК I Й КРАЙ», 2002.
- ДОНСКОЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ: О СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА НА ОСНОВЕ ДОНСКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ. РОСТОВ-НА-ДОНУ, РОСТОВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1986.
- НАРОДЫ ДОНА. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АЛЬБОМ. РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2005.