СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и философия адаптивного тестирования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура и философия адаптивного тестирования»



Культура и философия адаптивного тестирования

Развитие каждой науки сопровождается философским осмыслением. Тестология – наука молодая. Особое внимание в ней уделяется адаптивным технологиям, которые не только оптимизируют процесс тестирования, но и сближают процессы создания и измерения образовательной продукции. Ниже приведена совокупность формулировок, позволяющая судить о современном уровне развития философского осмысления развития тестологии.

Торопить женщину – то же самое, что пытаться ускорить загрузку компьютера.

Программа все равно должна выполнить все очевидно необходимые действия и еще многое такое, что всегда остается сокрытым от вашего понимания.

Стас ЯНКОВСКИЙ, http://syy.narod.ru/wordsd.htm/

Сущность, способы, формы и содержание компьютерного дидактического оценивания уровня ЗУН, интеллектуальных умений и практических навыков культурология изучает в связи с ответами на вопросы:

  • Каков смысл компьютерного тестирования?

  • Почему необходим переход к адаптивному оцениванию?

и др. Дефицит культурных оснований в традиционных системах контроля учебных достижений связан со скудным учетом рефлексии личности. Этому рациональному представлению отвечает культурологический подход, связывающий меру и критерий прогресса в сфере образования с массовой и объективной оценкой личности.

Философия культуры адаптивного тестирования (КАТ) – это система методологических и теоретических знаний, основным содержанием которой являются:

  • закономерности установления действительного состояния обученности испытуемых;

  • правила и стандарты продуцирования культурных дидактических систем;

  • установления механизмов функционирования и развития систем тестирования.

На первый план философия КАТ выдвигает проблемы духовного и социального смыслов деятельности, гуманизма и нравственности.

Философия КАТ формируется под влиянием двух подходов: методологического и технологического. Объектами методологического подхода являются концептуальная модель тестирования, система правил конструирования феноменов культуры, стратегия оценивания и представления результатов тестирований, конкретные формы представления тестовых заданий, допустимые границы классификации и аттестации тестируемых и т. п.

Эмпирический и теоретический подходы к проектированию интеллектуальных систем тестирования различают по методам. В первом случае разработчик оперирует содержательными понятиями в образе идеальных объектов, обладающих набором признаков. Например, в процессе тестирования в среде ACT -тест подвергаются установлению только учебные достижения испытуемых, а другие признаки человека остаются вне поля зрения.

Концепция культурологии тестирования понимается как сжатое описание социальной информации, которая создается, преобразуется, накапливается, передается и модифицируется с помощью создаваемых участниками образовательного процесса знаковых и инструментальных средств, образующих культурное пространство.

Элементарным феноменом тестовой культуры (ЭФТК) считается тестовое задание, которое создано с применением правил и стандартов, ранжировано по степени трудности, обладает заданным значением валидности и надежности, характеризуется универсальными, общими и специфическими чертами.

Универсалии происходят оттого, что в культуре проектирования тестовых заданий существует устойчивый порядок, образованный основными положениями тестологии. Общие черты, характерные для тестовых заданий, состоят в том, что тестовые утверждения из определенной области знаний, созданные различными тестологами, связаны с культурой мышления разработчиков и возможностью их общения в процессе конструирования.

Имеет место культурное многообразие в различном представлении одного и того же содержания учебного материала с помощью уникальных строений тестовых утверждений. Это несет в себе творческие потенции, характерные для мышления каждого разработчика проблемной тестовой ситуации. Но главным здесь является применение стандартных схем конструирования, что придает заданиям специфические черты и делает их узнаваемыми. Узнаваемость формы тестового утверждения имеет принципиальное значение, поскольку она способствует концентрации внимания именно на содержании проблемной ситуации.

Понятие стандартизированной формы задания включает такие связи и отношения между элементами, которые характеризуются признаками объективности и повторяемости. В отличие от методологических правил, стандарт не имеет исключений и его действию подвержены проблемные тестовые ситуации из любой области знаний.

Культурное пространство тестирования представляет собой открытую систему, развивающуюся на основе объективных социальных законов, форму интроспекции тестируемых, способ их рациональной организации.

Наличие банков тестовых заданий (БТЗ), охватывающих отдельные направления или специализации, – один из источников многообразия культурных форм тестов, придающий им окраску различных научных школ. Неповторимость каждого БТЗ означает, что в отношении учебного содержания, БТЗ, созданные в разных учебных заведениях, эквивалентны.

Есть более развитые, более мощные и менее развитые культурные формы и культурные системы. В рамках культурного пространства создается возможность непрерывного взаимообогащения территориально разобщенных культурных систем, синтеза различных культурных форм и модификации элементарных феноменов тестовой культуры.

В этом пространстве можно выделять координаты знания, ценности и регулятивы, то есть требования и правила, по которым участники строят свое поведение. Эти координаты образуют три пересекающиеся плоскости – духовной, технической и социальной культуры, на которое «проецируется» содержание культурного пространства.

Тестология характеризуется комплексом разнообразных смыслов –

  • духовных (например, в личностных планах);

  • технических (например, в использовании тех или иных инструментальных сред);

  • социальных (например, в отношениях с информационными службами).

Предмет культурологии адаптивного тестирования: изучение объективных закономерностей развития культурного пространства стандартизированного компьютерного адаптивного оценивания уровня учебных достижений в различных аспектах свободной творческой деятельности, создание и реализация символически обозначаемых и общественно значимых для всех участников процесса тестовых испытаний ценностей и смыслов.

Объективность оценки достигается:

  • одинаковым содержанием норм и правил для всех претендентов;

  • применением единой автоматической шкалы оценивания;

  • возможностью представления содержания ТЗ в различных формах;

  • стандартизацией тестовых материалов, технологии и условий;

  • устранением влияния мешающих факторов и артефактов;

  • научной обоснованностью структуры культурных форм тестов;

  • валидностью БТЗ;

  • защитой от несанкционированного доступа;

  • достаточной величиной генеральной выборки ТЗ для формирования множества культурных форм тестов;

  • применением механизмов адаптации;

  • жесткой связью между результатом и содержанием.

С философской точки зрения процесс тестирования не позволяет достичь абсолютно точного измерения уровня достижений. Это связано со следующим:

  • не все понятия областей знаний, можно представить в виде ТЗ;

  • любое наблюдение за поведением объекта не может служить доказательством установления уровня его абсолютной обученности;

  • конечное количество ТЗ накладывает ограничения на точность оценки.

Объектом культурологии являются участники создания моделей, методологических правил и стандартов, культурных систем и артефактов, объединяющие различные феномены культурного пространства в целостную систему.

В качестве собственных приложений культурология выделяет следующие подразделы:

  • историю становления культуры адаптивного тестирования;

  • философию культуры адаптивного тестирования;

  • методологическую и прикладную культуру дидактического оценивания достижений.

Культурное пространство КАТ представляет собой упорядоченные элементарные феномены и формы культуры, выполненные с применением методологических правил и стандартов, хранящиеся в культурных системах и образующие целостную структуру благодаря наличию интеллектуальных инструментальных средств и систем коммуникации.

Сущностью поведения участников в этом пространстве является деятельность по правилам.

Истина хорошо усваивается только в разбавленном виде. Ее содержание в информации должно быть в диапазоне от 4 до 40%.

Стас ЯНКОВСКИЙ, http://syy.narod.ru/wordsd.htm/